Индивидуализация образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.
статья на тему

Гноевая Любовь Николаевна

 Современное российское общество ориентировано на образованную, творчески активную, инициативную личность, которая может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны. Создать условия для формирования такой личности можно только при условии глубокой индивидуализации процесса образования в целом и, соответственно, его образовательного пространства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуализация образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.

 Современное российское общество ориентировано на образованную, творчески активную, инициативную личность, которая может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны. Создать условия для формирования такой личности можно только при условии глубокой индивидуализации процесса образования в целом и, соответственно, его образовательного пространства. Однако проблема индивидуализации имеет определённые особенности, связанные как с терминологическим употреблением, так и со сферой рассмотрения самого явления "индивидуализация".

"Индивидуальность" понимается как "во-первых, высокий уровень продуктивности взаимоотношений личности с окружающим миром и самой собой и, во- вторых, её самобытность, ярко выраженное индивидуальное своеобразие".

Значение индивидуальности как уникальности, неповторимости и особенности в человеке трудно переоценить. Индивидуальность как качество, характеристика, признак человека относится к разряду системообразующих свойств личности. При этом именно индивидуализация позволяет обеспечить развитие разных детей в системе образования: и одаренных, и детей-инвалидов, и детей с социальными проблемами, и детей со средними способностями.

Государственный интерес к проблеме индивидуализации находит подтверждение в правительственных документах. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» индивидуализация образовательного процесса, обеспеченная многообразием образовательных программ, видов и форм обучения учащихся названа ожидаемым результатом реализации данного документа.

В реальной школьной практике противоречия между образовательным стандартом и свободным развитием личности влияют на неоднозначность процесса индивидуализации.

Что же касается образовательных организаций дополнительного образования, то указанные особенности "школьной индивидуализации" здесь преодолеваются, так как образовательное пространство этих организаций потенциально индивидуализировано благодаря механизму набора детей в объединения, кружки, студии, творческие коллективы. Ничто не является препятствием для желания ребёнка, его родителей погрузиться в атмосферу определённого вида деятельности, и любое объединение начинает свою работу по принципу "разно-равных" возможностей.

О принципе индивидуализации в образовательной деятельности образовательных организаций дополнительного образования пишет И.С. Якиманская. Она полагает, что решающим фактором личностно - ориентированного образования является субъектный опыт ученика, для которого следует создавать разнообразную среду, где каждый может реализовать себя в соответствии с присущими ему познавательными потребностями, используя все условия для индивидуализации обучения.

Большими возможностями для индивидуализации образовательного процесса, развития индивидуальности обладает система дополнительного образования детей, которая предназначена для свободного выбора и освоения ребенком дополнительных образовательных программ, независимо от осваиваемой ими основной образовательной программы. Кроме того, дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Оно признано быть средством развития мотивации ребенка к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, разновозрастных группах. Есть основания полагать, что для ряда детей дополнительное образование на отдельных этапах общего образования является не только необходимым, но и ведущим в развитии индивидуальности ребенка, удовлетворения его потребностей.

В учреждении дополнительного образования детей у обучающихся нет прежней ученической репутации, оценка личности делается по деятельности без стереотипов оценки школьных учебных успехов. Поэтому каждый ребёнок в УДОД имеет возможность начать новый этап в своей жизни. Отсутствие боязни оказаться в числе отстающих создаёт психологически комфортные условия, раскрепощает обучающихся. Успехи детей сравниваются только с их предыдущими достижениями. Одобрение всех целесообразных способов деятельности ребёнка способствует его личностному росту, установлению отношений взаимоответственности в формате «педагог - обучающийся».

Не вызывает сомнения, что в обеспечении процессов индивидуализации важная роль принадлежит педагогу. Какую позицию должен занять педагог, участвуя в этих процессах? Какие методы педагогической деятельности выбрать? Отвечая на эти вопросы, нужно помнить, что построение жизненной траектории будет эффективным, если ребенок сам будет принимать решения, выступать ведущим субъектом реализации своих жизненных целей. В этих условиях особую актуальность приобретает психолого-педагогическое сопровождение ребенка, обеспечивающее становление его самостоятельности, индивидуальности, помощь и поддержку в выборе и достижении целей.

В системе дополнительного образования детей каждый может продвигаться своим темпом: освоить дополнительную образовательную программу, рассчитанную на год, за более длительный или, наоборот, сокращённый срок, получая по своему желанию консультации педагога, литературу. В отличие от школьного образования здесь нет жёстких требований к результатам деятельности в конце занятий и др.

Персональное взаимодействие педагога с каждым ребёнком является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребёнок приходит на занятия в дополнительное образование в том числе и для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. К тому же педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребёнок посещает занятия, насколько он активен в учебном процессе и внеучебных мероприятиях, каковы его отношения с другими детьми.

Дополнительное образование даёт возможность ребёнку самому строить собственные границы; это самостоятельная сфера развития индивидуальных качеств ребёнка, соотносимых с творчеством и способностями личности. Но самое главное - в процессе индивидуализации педагог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение ребенка. В дополнительном образовании реально можно ставить две взаимосвязанные цели: педагогу - создать условия для проявления и развития индивидуальности ребёнка, ребёнку - эффективно используя свои возможности, стать и быть самим собой. В основе индивидуализации - признание не только уникальности и неповторимости каждой личности, но и однозначное признание свободы человека в качестве высшей ценности, его права свободного выбора в дополнительном образовании вида деятельности, объединения, педагога. Без различения себя среди других, вне понимания собственного смысла жизни нет полноценного образования. Помогать растущему человеку в этом - главное предназначение педагога дополнительного образования.

Современному педагогу, обеспечивающему индивидуализацию как важнейшую концептуальную основу дополнительного образования, необходимо понять сущность процесса индивидуализации, а также использовать средства, способы, технологии ее осуществления.

Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. И именно поэтому, технологии, которые   необходимо использовать  в своей деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствовать  обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.

Технология индивидуализации обучения - представляет динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы, средства. Несмотря на общие принципы технологий индивидуализации, можно выделить особенности их содержания и методики.

   Слово «технология» происходит от греческих слов «techne» – искусство, мастерство и «logos» – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят о том, что это качественно новая ступень в развитии педагогики.

           В дополнительном образовании педагогические технологии имеют особое значение и место по ряду причин:

  1. выбор способа решения дидактической задачи в дополнительном образовании предоставляется самому педагогу, но опыт показывает, что такая задача посильна далеко не каждому. Происходит это по ряду причин, связанных с уровнем профессиональной компетенции, так как, зачастую, работают высококвалифицированные специалисты по профилю, но не имеющие педагогического образования и опыта работы с детьми; следовательно, полезнее вооружить их готовой технологией;
  1. в условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не "чему учить?", а "как учить?" т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные условия развития;
  2. учреждение дополнительного образования особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

  Следовательно, объектом технологии дополнительного образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса.

           Современная школа перегружает головы учеников знаниями, их роль преувеличивается, они выступают как цель, а не как средство развития способностей ребенка. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.

           Учреждение дополнительного образования детей, в отличие от массовой школы, имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам и учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на уровень умственного развития ребенка и корректироваться в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы и вообще никто не "выпадает" из учебного процесса.

           Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:

  • учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
  • обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
  • психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;
  • детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий;
  • допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).

            Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. К педагогическим технологиям на основе личностно-ориентированного подхода относятся: личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.); технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); коллективный способ обучения; технологии адаптивной системы обучения; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технология КТД; технология ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; технология программированного обучения; игровые технологии; технологии развивающего обучения.

        

           Технология индивидуализации обучения (адаптивная) такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

            В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

            В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

  1. Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.
  2. Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.
  3. Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.
  4. Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

    Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет обучающемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное обучение применяется ограниченно.

            Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

             Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

             Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

            Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах;
  • групповая работа на принципах дифференциации.

  Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

             Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.

В основе технологии коллективной творческой деятельности лежат организационные принципы: 

  • социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • романтизм и творчество.

Цели технологии:

  • выявление, учет, развитие творческих способностей детей и приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
  • воспитание общественно-активной творческой личности и способствование организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

           Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

           Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.

            Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Таким образом, именно индивидуализация образования как создание условий для выстраивания ребенком индивидуальных образовательных маршрутов, для развития одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе принятия во внимание особенностей каждого индивида является эффективным средством развития ребенка и системы дополнительного образования детей в целом.

Литература:

  1. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М., 1970.
  2. Бродецкая Е.В. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей (http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/01/14/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii-v)
  3. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2000.
  4. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
  5. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов: Изд-во «Учитель», 2007.
  6. Казакова Н. А.  Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей  (http://davaiknam.ru/text/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-v-dopolnitelenom-obrazo)
  7. Обзор современных педагогических технологий        http://zavuch.by/obzor.html)
  8.   Педагогические технологии в дополнительном образовании детей (http://www.gddut.ru/sites/default/files/Педагогические%20технологии%20в%20дополнительном%20образовании.doc )
  9.   Современные педагогические технологии в дополнительном образовании (нормативно-методическая статья) // Внешкольник. – 1999. - № 7-8. – С. 37.
  10.  Фришман И.И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. – 2007. - № 2. – С. 11.
  11. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей»

В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывает...

Участие в краевом семинаре-практикуме по теме: «Проблемы и перспективы развития детского театра в системе дополнительного образования детей Ставропольского края

Опыт работы Учителя начальных классов и руководителя театрального кружка «Буратино» МБОУ   «Начальная  школа»г-к  Железноводска.Ребенок, как солнечный зайчик, как капелька солнца....

«Средства формирования духовно-нравственных качеств личности в системе дополнительного образования детей».

Педагогическое решение задач, направленных на формирование нравственных представлений обучающихся. основано на рассмотрении дополнительного образования как необходимого условия успешнойсоциализации в ...

«Развитие мотивации, как одно из условий качества воспитательно-образовательного процесса в системе дополнительного образования».

Мотивация- процесс стимулирования отдельного индивида или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации....

Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...