рабочая программа по внеурочной деятельности " Математическая шкатулка" научно-познавательного направления
рабочая программа (3 класс)
Программа курса «Математическая шкатулка» входит во внеурочную деятельность по направлению научно - познавательное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа курса внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
- Цели и задачи реализации программы:
Цель программы: создать условия для развития математических способностей младших школьников и формирования устойчивого интереса к математике.
Задачи программы:
- развитие познавательного интереса к учебному предмету «Математика» через решение занимательных упражнений и нестандартных задач;
- формирование у обучающихся знаний о некоторых фактах из истории математики (биографии математиков, возникновение некоторых систем счисления);
- формирование у обучающихся умения находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- развитие мыслительных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- развитие пространственного воображения и геометрических представлений;
- формирование первоначальных навыков работы на компьютере (создание математических текстов, презентаций, работа меню, нахождение информации на заданную тему);
- формирование умения выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
- развитие коммуникативных умений в процессе решения разнообразных заданий;
- развита внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.
Ориентируясь на достижение цели и задач, программа внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» основывается на следующих принципах:
- принцип деятельности
- принцип интеграции
- принцип непрерывности
- принцип целостности
- принцип психологической комфортности
- принцип творчества.
- Формы и методы работы:
Занятия в кружке «Математическая шкатулка» организуются с учётом интересов учащихся и проводятся с использованием игровых методов и приёмов работы, практических занятий по применению полученных знаний на практике.
На занятиях активно используется занимательный материал:
головоломки, ребусы, кроссворды, фокусы, загадки, мозаики.
Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; выпускают математические газеты, готовят проекты, создают презентации и др.
Для реализации программы предлагаются следующие методы:
1.Словесный метод:
· Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
· словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
· Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
· Тренировочные упражнения;
· практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
· Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
· Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_shkatulka.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Объединенная средняя общеобразовательная школа №6 им. В.А. Сулева
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ОСОШ №6
им. В.А.Сулева ___________/Л.В.Попова/
приказ от «____» ________ 20___г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
научно - познавательного направления
«Математическая шкатулка»
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 3б класс
Количество часов: 34 часа
Учитель: Дригайловская М.В..
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математическая шкатулка»» для учащихся 3 «Б» класса составлена на основе программы «Занимательная математика»
Е.Э. Кочуровой, 2011 г.
Год составления: август 2021г.
Пояснительная записка
- Нормативно – правовая база:
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности научно - познавательного направления «Математическая шкатулка» в 3 классе «Б» составлена в соответствие с:
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.№1897;
- Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
- Письмом Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Ростовской области «Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области» от 20.07.2012 №668.
- Учебного плана МБОУ ОСОШ №6 им. В.А. Сулева на 2020 – 2021 учебный год.
- Актуальность и перспективность курса:
Программа курса «Математическая шкатулка» входит во внеурочную деятельность по направлению научно - познавательное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа курса внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
- Цели и задачи реализации программы:
Цель программы: создать условия для развития математических способностей младших школьников и формирования устойчивого интереса к математике.
Задачи программы:
- развитие познавательного интереса к учебному предмету «Математика» через решение занимательных упражнений и нестандартных задач;
- формирование у обучающихся знаний о некоторых фактах из истории математики (биографии математиков, возникновение некоторых систем счисления);
- формирование у обучающихся умения находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- развитие мыслительных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- развитие пространственного воображения и геометрических представлений;
- формирование первоначальных навыков работы на компьютере (создание математических текстов, презентаций, работа меню, нахождение информации на заданную тему);
- формирование умения выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
- развитие коммуникативных умений в процессе решения разнообразных заданий;
- развита внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.
Ориентируясь на достижение цели и задач, программа внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» основывается на следующих принципах:
- принцип деятельности
- принцип интеграции
- принцип непрерывности
- принцип целостности
- принцип психологической комфортности
- принцип творчества.
- Формы и методы работы:
Занятия в кружке «Математическая шкатулка» организуются с учётом интересов учащихся и проводятся с использованием игровых методов и приёмов работы, практических занятий по применению полученных знаний на практике.
На занятиях активно используется занимательный материал:
головоломки, ребусы, кроссворды, фокусы, загадки, мозаики.
Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; выпускают математические газеты, готовят проекты, создают презентации и др.
Для реализации программы предлагаются следующие методы:
1.Словесный метод:
∙ Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
∙ словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
∙ Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
∙ Тренировочные упражнения;
∙ практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
∙ Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
∙ Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
1.5. Основными видами деятельности учащихся являются:
1. знакомство и работа с энциклопедиями, справочной и научно-популярной литературой («История и причины возникновения математики» - 3класс, «Как люди учились считать» - 3 класс «Как появились цифры» - 3 класс).
2. участие в международной игре «Кенгуру» и олимпиадах разного уровня («Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру» - 3).
3. проектные работы (Проект «Цифры у разных народов» - 3 класс, проект «Весёлые математики» - 3 класс).
4. творческие работы («Составление сборника текстовых задач» - 3 класс).
5. составление и инсценирование задач («Старинные задачи» - 3 класс, «Задачи в стихах» - 3 класс, «Задачи – шутки»- 3 класс, «Задачи со спичками).
6. работа с конструктором («Точка. Отрезок. Луч» - 3 класс, «Угол. Измерение углов» - 3 класс).
7. составление ребусов, числовых мозаик, презентаций по вопросам курса («Решение и составление математических ребусов» - 3 класс, «Числовые мозаики. Составление и решение числовых мозаик).
8. блиц-турниры и викторины («Математический КВН» - 3 класс, «Викторина «Геометрическая мозаика» - 3 класс).
Виды игр, используемые на занятиях:
игры на развитие внимания («Числовые головоломки» - 3 класс).
игры-тренинги («Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число» - 3 класс).
игры-соревнования («Игра – соревнование «Весёлый счёт» - 3 класс)
интерактивные игры («Игра «Построй пирамиду» - 3 класс).
2. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
2.1. Возрастная группа учащихся:
Программа «Математическая шкатулка» рассчитана для детей 7-10 лет.
Срок реализации 4 года (1 – 4 класс).
2.2. Количество часов
Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 мин. Программа рассчитана на 4 года.
В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.
Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30 – 35 минут; во 2 – 4 классах – 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 мин. программа рассчитана на 4 года. Программа предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.
По рабочей программе внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» предусмотрено 34 часа, по моей программе 33 часа, так как 1 час выпадает на праздничные дни). Программа будет выполнена за счёт уплотнения материала.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Математическая шкатулка» представлено пятью разделами:
1 раздел – «Математическое справочное бюро»,
2 раздел – «Математические игры»,
3 раздел – «В мире задач»,
4 раздел – «Геометрическая мозаика»,
5 раздел – «Работа с информацией».
3 класс (33 часа в год)
Раздел 1. Математическое справочное бюро (4 часа) Истории и причины возникновения математики. Как люди учились считать. Как появились цифры. Проект «Цифры у разных народов»
Раздел 2. Математические игры (12 часов)
Древние китайские головоломки. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Игра-соревнование «Весёлый счет». Игра «Построй пирамиду». Решение и составление математических ребусов. Заполнение числовых кроссвордов (судоку). Числовые головоломки. Проект «Весёлые математики». Математический КВН.
Раздел 3. В мире задач (8 часов)
Волшебные переливания. Задачи на переливания. В царстве смекалки. Решение нестандартных задач. Старинные задачи. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Решение
олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Составление сборника текстовых задач.
Раздел 4. Геометрическая мозаика (5 часов)
Точка. Отрезок. Луч. Площадь фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр). Измерение площади с помощью палетки. Угол. Измерение углов. Викторина «Геометрическая мозаика»
Раздел 5. Работа с информацией (4 часа)
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер. Создание математического текста.
3.1. Структура программы «Математическая шкатулка» представлена пятью разделами:
1 раздел – «Математическое справочное бюро»,
2 раздел – «Математические игры»,
3 раздел – «В мире задач»,
4 раздел – «Геометрическая мозаика»,
5 раздел – «Работа с информацией».
3.2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса
Личностные результаты:
- развит познавательный интерес к учебному предмету «Математика» через решение занимательных упражнений и нестандартных задач;
- сформированы умения выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
- развита внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- развиты мыслительные операции младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- развиты коммуникативные умения в процессе решения разнообразных заданий;
- сформированы умения адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, анализировать их на том или ином этапе.
Предметные результаты:
- сформированы у обучающихся знания о некоторых фактах из истории математики (биографии математиков, возникновение некоторых систем счисления);
- сформированы у обучающихся умения находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- развито пространственное воображение и геометрические представления;
- сформированы первоначальные навыки работы на компьютере (создание математических текстов, презентаций, работа меню, нахождение информации на заданную тему).
4. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
- конкурс на лучший математический ребус;
- конкурс на лучшую задачу в стихах, задачу – шутку, задачу со спичками;
- конкурс на лучшее инсценированние математической задачи;
- конкурс на лучшую математическую газету, сборник текстовых задач;
- математические блиц-турниры, викторины;
- участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня;
- портфель достижений школьника (сертификаты, грамоты, дипломы и др.)
Подведение итогов реализации программы осуществляется в виде создания математического текста (3 класс) и создания презентации «Математическая шкатулка», где ребята смогут продемонстрировать свои знания по решению различных текстовых задач, представить лучшие задачи, ребусы, геометрические мозаики.
Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Математическая шкатулка»
для учащихся 3 б класса на 2021 – 2022 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Математическое справочное бюро (4ч) | ||||
1 | История и причины возникновения математики | 1 | 07.09 | |
2 | Как люди учились считать | 1 | 14.09 | |
3 | Как появились цифры | 1 | 21.09 | |
4 | Проект «Цифры у разных народов» | 1 | 28.09 | |
Математические игры (12ч) | ||||
5 | Древние китайские головоломки | 1 | 05.10 | |
6 | Играем со смешариками. Математическая викторина. | 1 | 12.10 | |
7 | Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число» | 1 | 19.10 | |
8 | Игра – соревнование «Весёлый счёт» | 1 | 26.10 | |
9 | Игра «Построй пирамиду» | 1 | 09.11 | |
10 | Решение и составление математических ребусов. Ребусы. «Крылатые» слова и выражения. | 1 | 16.11 | |
11 | Занимательные задачи. Загадки. Головоломки. | 1 | 23.11 | |
12 | Заполнение числовых кроссвордов (судоку) | 1 | 30.11 | |
13 | Числовые головоломки. | 1 | 07.12 | |
14 | Математические игры. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!» | 1 | 14.12 | |
15 | Проект «Весёлые математики» | 1 | 21.12 | |
16 | Математический КВН | 1 | 28.12 | |
В мире задач (8 ч) | ||||
17 | Волшебные переливания. Задачи на переливание | 1 | 11.01 | |
18 | В царстве смекалки. Решение нестандартных задач | 1 | 18.01 | |
19 | Старинные задачи | 1 | 25.01 | |
20 | Задачи в стихах | 1 | 01.02 | |
21 | Задачи - шутки | 1 | 08.02 | |
22 | Занимательные задачи. Три поросенка. Веселый карандаш. Задача цифрозавра. | 1 | 15.02 | |
23 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | 1 | 22.02 | |
24 | Составление сборника текстовых задач | 1 | 01.03 | |
Геометрическая мозаика (5ч) | ||||
25 | Точка. Отрезок. Луч | 1 | 15.03 | |
26 | Площадь фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр) | 1 | 29.03 | |
27 | Измерение площади с помощью палетки | 1 | 05.04 | |
28 | Угол. Измерение углов | 1 | 12.04 | |
29 | Викторина «Геометрическая мозаика» | 1 | 19.04 | |
Работа с информацией (4ч) | ||||
30 | Человек и информация | 1 | 26.04 | |
31 | Источники и приемники информации | 1 | 10.05 | |
32 | Носители информации | 1 | 17.05 | |
33 | Компьютер. Создание математического текста | 1 | 24.05 | |
ИТОГО: | 33 часа |
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Математическая шкатулка»
для учащихся 3 б класса на 2021 – 2022 учебный год
№ п/п | Название темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Математическое справочное бюро | Истории и причины возникновения математики. Как люди учились считать. Как появились цифры. Проект «Цифры у разных народов» | 4ч. | 07.09-28.09 | |
2 | Математические игры | Древние китайские головоломки. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Игра-соревнование «Весёлый счет». Игра «Построй пирамиду». Решение и составление математических ребусов. Заполнение числовых кроссвордов (судоку). Числовые головоломки. Проект «Весёлые математики». Математический КВН. | 12ч. | 05.10-28.12 | |
3 | В мире задач | Волшебные переливания. Задачи на переливания. В царстве смекалки. Решение нестандартных задач. Старинные задачи. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Составление сборника текстовых задач. | 8ч. | 11.01-01.03 | |
4 | Геометрическая мозаика | Точка. Отрезок. Луч. Площадь фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр). Измерение площади с помощью палетки. Угол. Измерение углов. Викторина «Геометрическая мозаика» | 5ч. | 15.03-19.04 | |
5 | Работа с информацией | Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер. Создание математического текста. | 4ч. | 26.04-24.05 | |
ИТОГО: | 33ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математическое конструирование»
Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрическо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический лабиринт" во 2 классе
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп", 2 класс
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:·...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математический лабиринт»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математический лабиринт»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математическая мозайка"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математическая мозайка"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математическое конструирование"
Рабочая программа для 4 класса. Срок реализации 1 год. Содержит КТП....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки" разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта нач...