рабочая программа по предмету " Родной русский язык"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по родному (русскому) языку разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по родному (русскому) языку и авторской программы авторов О.М.Александровой, Л.А.Вербицкой, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2020 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rodnoy_yazyk.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Дата | Тема | Основные виды учебной деятельности | Примечание | |
План | Факт |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч) | ||||||
1 | 03.09 | Где путь прямой, там не езди по кривой. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | Распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; используют словарные статьи для определения лексического значения слова. | |||
2 | 10.09 | Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми. | Учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами. | |||
3 | 17.09 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления и растения. | Обучающиеся познакомятся со словами, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). | |||
4 | 24.09 | Сошлись два друга – мороз да вьюга. Слова, называющие природные явления и растения. | Работают со словами, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). | |||
5 | 01.10 | Ветер без крыльев летает. Слова, называющие природные явления и растения. | Работают со словами, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). | |||
6 | 08.10 | Какой лес без чудес. Слова, называющие природные явления и растения. | Определяют понятие «лексическое значение слова», сочетаемость слов. Осуществляют анализ лексического значения слова. | |||
7 | 15.10 | Дело мастера боится. Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник и др.). | Используют словарные статьи для определения лексического значения слова. Выделяют существенную информацию из небольших читаемых текстов. | |||
8 | 22.10 | Заиграйте, мои гусли… Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей | Распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике. | |||
9 | 12.11 | Что ни город, то норов. Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии». | Познакомятся с названиями старинных русских городов. Выполняют проектные задания (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). | |||
10 | 19.11 | У земли ясно солнце, у человека – слово. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п. ). Представление проектов, результатов исследовательской работы. | Научатся подбирать и употреблять метафоры, сравнения, эпитеты и олицетворение в устной и письменной речи. Работают со словарем синонимов. | |||
Раздел 2. Язык в действии (4 ч) | ||||||
11 | 26.11 | Для чего нужны суффиксы. Как правильно произносить слова. Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). | Упражняются в словообразовании. Работают с морфемно-словообразовательным словарём. | |||
12 | 03.12 | Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? Специфика грамматических категорий русского языка. Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. | Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. | |||
13 | 10.12 | Все ли имена существительные «умеют» изменятся по числам? Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. | Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). | |||
14 | 17.12 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных. | Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). | |||
Раздел 3. Секреты речи и текста (1 ч) | ||||||
15 | 24.12 | Создаем тексты-рассуждения. Особенности устного выступления. Учимся редактировать тексты. Создаем тексты-повествования. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. | Познакомятся со структурой текста-рассуждения и текста повествования. Составят рассуждение в художественном и научном стилях. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). | |||
Итого: 15 часов |
Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Дата | Вид контр |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее. | 10 ч | Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой); 2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник); Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик, да и тот подбит ветром). Проектное задание: «Русский народный костюм». | 03.09-19.11 | |
2 | Язык в действии. | 4ч | Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. | 26.11-17.12 | |
3 | Секреты речи и текста. | 1 ч | Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. | 24.12 | |
Итого: | 15ч |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому (родному) языку разработана для учащихся 3 класса общеобразовательного учреждения на основе:
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года;
-Федерального образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
-Приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.2015 г» О внесении изменений в Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.№ 373»
-Образовательной программы начального общего образования;
- Учебного плана ОУ.
Рабочая программа по родному (русскому) языку разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по родному (русскому) языку и авторской программы авторов О.М.Александровой, Л.А.Вербицкой, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2020 год.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая «Русский родной язык 3 класс», Москва, «Просвещение», 2020 год.
Согласно учебному плану на изучение родного (русского) языка отводится в 3 классе 17 часа из расчёта 0,5 часа в неделю.
Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ОСОШ №6 им. В.А. Сулева на 2021-2022 учебный год, расписанием учебных занятий МБОУ ОСОШ №6 им. В.А. Сулева в условиях пятидневной рабочей недели рабочая программа составлена на 15 часов.
Срок реализации программы 1 год.
ЦЕЛИ: овладение родным (русским) языком, как средством общения, формирования у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение на русском языке в устной и письменной форме. Для реализации данной цели у учащихся в первую очередь должны быть сформированы умения и навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических), а также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс общения. Формирование вышеперечисленных умений и навыков относится к задачам базового курса русского языка в начальной школе. Урок родного языка позволит учащимся восполнить пропущенный или забытый материал. Он расширит и систематизирует полученные знания учащимися, закрепит практические умения и навыки, позволит восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На этом уроке предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
ЗАДАЧИ:– развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры;
– развитие мышления и речи;
– развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
– обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;– развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
– развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения иповедения;
– воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
- практические занятия с применением занимательных игр;- игровые занятия по развитию речи и пополнению словарного запаса детей;- орфографический и лексический анализ текстов художественной литературы;- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;- творческие мастерские;- занятие - исследование;- занятие-путешествие;- занятие-викторина.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа с тестами;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий;
- метод проектов;
-контроль и взаимопроверка.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации;
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной (русский) язык»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной (русский) язык»
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
- осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе;
- об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений;
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Коммуникативные УУД
- уметь донести свою позицию до собеседника;
- уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
- изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- типы текстов: рассуждение, повествование, описание;
- стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);
- структуру текста рассуждения;
Обучающиеся будут уметь:
- распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- определять тему текста и основную мысль;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;
- определять грамматические значения заимствованных слов;
- строить словообразовательные цепочки;
Содержание учебного предмета, курса.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 часов)
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой);
2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник);
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик, да и тот подбит ветром).
Проектное задание: «Русский народный костюм».
Раздел 2. Язык в действии (4 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Раздел 3. Секреты речи и текста (1 час)
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Родной (Русский) язык 1класс
Рабочая программа по предмету «Родной «русский» язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по предмету родной (русский) язык 3_класс
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего о...
Рабочая программа по предмету «Родной русский язык», 1 класс, 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по родному русскому языку для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государстве...
Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык" 1-4 класс
Рабочая программа составлена с использованием Примерной программы Русский родной язык. под ред. О. М. Александровой. 0,5 часа в неделю...
Рабочая программа по предмету "Родной русский язык" для 3 класса
Программа по "Родному русскому языку" в 3 классе по учебнику О.М.Александровой, Л.А.Вербицкой, С.И. Богданова....
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса.
Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образоват...
Рабочая программа учебного предмета "Родной русский язык" для 3 класса
Данная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа»; УМК «Школа России». Авторской программы В.П.Канакиной...