Рабочая программа по предмету " Родной литературе"
рабочая программа (3 класс)

Дригайловская Маргарита Викторовна

Рабочая программа по родной литературе разработана для учащихся 3 класса общеобразовательного учреждения на основе:

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года;

-Федерального образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;

-Приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.2015 г» О внесении изменений в Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.№ 373»

-Образовательной программы начального общего образования;

- Учебного плана ОУ.

-Рабочая программа по родной литературе разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по родной литературе и авторской программы автора Л.Ф.Климановой, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2020 год. 

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение 3 класс», Москва, «Просвещение», 2020 год.

Цель: формировать понимание места и роли русской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов России и важность сохранения и передачи от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей.

Задачи :

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по родной литературе разработана для учащихся 3 класса общеобразовательного учреждения на основе:

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года;

-Федерального образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;

-Приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.2015 г» О внесении изменений в Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.№ 373»

-Образовательной программы начального общего образования;

- Учебного плана ОУ.

-Рабочая программа по родной литературе разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по родной литературе и авторской программы автора Л.Ф.Климановой, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2020 год.  

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение 3 класс», Москва, «Просвещение», 2020 год.

Согласно учебному плану на изучение родной литературы отводится в 3 классе 17 часов из расчёта 0,5 часа в неделю.

Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ОСОШ №6 им. В.А. Сулева на 2021-2022 учебный год, расписанием учебных занятий МБОУ ОСОШ №6 им. В.А. Сулева в условиях пятидневной рабочей недели рабочая программа составлена на 18 часов.

Срок реализации программы 1 год.

Цель: формировать понимание места и роли русской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов России и важность сохранения и передачи от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей.

Задачи :

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

Минимум содержания образования

Основными направлениями (содержательными линиями) курса внеклассное чтение являются:

  • формирование любви к родной литературе;
  • формирование восприятия художественного произведения;
  • знакомство с литературоведческими понятиями;
  • развитие речевых умений;
  • развитие творческой деятельности;
  • формирование читательской компетенции;
  • развитие навыка чтения.

Содержание учебного предмета, курса.

«Книги - мои друзья» – 3 часа

 Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга.  Наставления детям Владимира Мономаха. Б. Горбачевский  «Первопечатник Иван Фёдоров». Первая азбука Ивана Фёдорова.  Наставления Библии.

«Жизнь дана на добрые дела» - 3 часа

Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. В. И. Даль. Пословицы и поговорки  русского народа. М. Зощенко. Не надо врать. Притчи.

«Волшебная сказка» - 5 часов

Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк».  Русская народная сказка «Летучий корабль».  Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью».    

«Картины русской природы» - 7 часов

Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.  Н.Некрасов «Славная осень». М.Пришвин «Осинкам холодно». Ф.Тютчев «Листья».

Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. С.Есенин «С добрым утром!» О.Высотская «Одуванчик». З.Александрова «Одуванчик». Саша Чёрный «Летом». А.Рылов «Зелёный шум».

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:  

 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературы как источнику получения информации;

- первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;

- умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью?»;

- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- самостоятельно формулировать систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

- составлять план решения вопросов совместно с учителем;

- работать в соответствии с заявленным планом;

- корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания;

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;

– корректировать свои действия с учетом поставленных задач;

– работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;

– адекватно оценивать действия окружающих и свои действия;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии;

Обучающийся получит возможность научиться:

– пересказывать небольшие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;

– участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;

– ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;

– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;

– понимать структуру построения рассуждения;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- строить понятные для партнера (собеседника) высказывания;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;

– уважать мнение собеседников;

– принимать участие в подготовке и проведении спектаклей;

– проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации;

– контролировать свои действия в коллективной работе;

– оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности;

Предметные результаты

- понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

 - осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

 - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся научится:

 – осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

 – прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного произведения;

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

 – для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять  основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

 – для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием  словарей и другой справочной литературы;

 – использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

 – для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

 – для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между  отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

– использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

 – для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно - популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

– участвовать в обсуждении прослушанного  прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Тематическое планирование.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности

Дата

Вид контр

1

Книги – мои друзья.

   3 ч

Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга.  Наставления детям Владимира Мономаха. Б. Горбачевский  «Первопечатник Иван Фёдоров». Первая азбука Ивана Фёдорова.  Наставления Библии.

14.01 – 28.01

2

Жизнь дана на добрые дела.

   3 ч

Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. В. И. Даль. Пословицы и поговорки  русского народа. М. Зощенко. Не надо врать. Притчи.

04.02-18.02

3

Волшебная сказка.

    5 ч

Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк».  Русская народная сказка «Летучий корабль».  Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью».    

25.02-01.04

4

Картины русской  природы.

   7  ч

Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.  Н.Некрасов «Славная осень». М.Пришвин «Осинкам холодно». Ф.Тютчев «Листья».

Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. С.Есенин «С добрым утром!» О.Высотская «Одуванчик». З.Александрова «Одуванчик». Саша Чёрный «Летом». А.Рылов «Зелёный шум».

08.04-20.05

Итого:

    18

Календарно-тематическое планирование.

урока

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Дидактическое обеспечение

(оборудование)

план

факт

«Книги – мои друзья» - 3 часа

1

Вводный урок. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления  В.Мономаха

.

1

14.01

презентация к уроку, текст произведения

2

Б. Горбачевский.  Первопечатник Иван Фёдоров.

1

21.01

презентация к уроку, текст произведения

3

Первая азбука Ивана Фёдорова.  Наставления Библии.

1

28.01

презентация к уроку, текст произведения

«Жизнь дана на добрые дела» - 3 часа

4

В. И. Даль. Пословицы и поговорки  русского народа.

1

04.02

презентация к уроку, текст произведения

5

М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка.

1

11.02

презентация к уроку, текст произведения

6

Притчи.

1

18.02

презентация к уроку, текст произведения

«Волшебная сказка» - 5 часов

7

Русская народная сказка «Иван – Царевич и серый волк».  Особенности волшебной сказки.

1

25.02

презентация к уроку, текст произведения

8

Русская народная  сказка «Летучий корабль».  Особенности волшебной сказки.

1

04.03

презентация к уроку, текст произведения

9

Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки.

1

11.03

презентация к уроку, текст произведения

10

Русская  народная сказка «Белая уточка». Смысл сказки.

1

18.03

презентация к уроку, текст произведения

   11

Русская народная сказка «По

щучьему веленью». Инсценировка.

  1

 01.04

презентация к уроку, текст произведения

«Картины русской природы» - 7 часов

12

Н.Некрасов «Славная осень». Средства художественной

выразительности: сравнение.

1

08.04

презентация к уроку, текст произведения

13

М.Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа.

1

15.04

презентация к уроку, текст произведения

14

Ф.Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа.

1

22.04

презентация к уроку, текст произведения

15

С.Есенин «С добрым утром!» Выразительное чтение стихотворения.

1

29.04

презентация к уроку, текст произведения

16

О.Высотская «Одуванчик».

З.Александрова «Одуванчик». Сравнение образов

1

06.05

презентация к уроку, текст произведения

17

Саша Чёрный «Летом».  А.Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

13.05

презентация к уроку, текст произведения

18

Урок - викторина по прочитанным произведениям

1

20.05

презентация к уроку, викторина.

Итого:

18 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература»

 Рабочая программа по предмету «Адыгейская  литература» (Тхыбзэ) для первого класса на2017 -2018 учебный год составлена на основе  следующих  нормативно-правовых...

Рабочая программа по предмету "Родная литература. 4 класс"

Рабочая программа по курсу «Родная литература» для 4 класса разработана на основе примерной программы курса «Литературное чтение»  в соответствии с требованиями Федерально...

Рабочая программа по предмету «Родная «русская» литература»

Рабочая программа по предмету «Родная «русская» литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции ...

Рабочая программа учебного курса «Родная литература».

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов....

Рабочая программа по курсу "Родная литература"

Рабочая программа по курсу "Родная литература"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родная литература (чукотская)» 5 - 6 классы

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» (чукотский) составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной основно...