Информационная карта
материал

Информационная карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_rusakova_s.m.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

                        

Ф.И.О. автора

Русакова Софья  Михайловна

  Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, int-nekrasonka@mail.ru)

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа – интернат школа – интернат среднего (полного) общего образования с. Некрасовка;

694468, Россия, Сахалинская область, Охинский район, с. Некрасовка,  ул. Парковая, 1,

 93 218

Должность

Учитель начальных классов

Стаж работы в должности

3 года

1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта

 Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

 В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности.

     ФГОС нацеливает на активную позицию ученика в  учебной деятельности.  Это возможно  при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. В системе развивающего обучения надо воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является  сотрудничество в группах совместно работающих детей.
     Групповая работа активизирует учебный процесс, создает широкую наглядную  базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях ученик овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии.   

3.Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) опыта:  в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI в. основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая.

Эстонский ученый X. И. Лийметс выделяет принципы работы в группе следующие:

1) Класс разбивается на несколько небольших групп - от 3 до б человек;

2) Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными;

3) Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;

4) Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

5) Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом .

Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задании (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования. Первое - по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты. Второе - быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций.

От того, как удается развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения (А.К.Маркова, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев и др.). Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая школьная мотивация.(Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)  

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Особенность групповой и парной работы состоит в том, что работа состоит в отборе и применении форм,  активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске  и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон. Групповая и парная работы могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

 Учитель создает проблемную ситуацию, направляет группу на ее решение, мотивирует группу на поиск решения. Таким образом, учащиеся становятся в позицию своего обучения и как результат у них образуются новые знания. Они овладевают новыми способами действия.

Трудоемкость опыта заключается в четкой организации учебного процесса, в соблюдении логичной последовательности. Учащиеся на уроках и внеклассных занятиях становятся не объектом¸ а исследователями, ведущим активную поисковую деятельность, происходит обучение в пользу развивающего обучения.  Формирует личностные качества ученика важным становится не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие мотивации, познавательных способностей и коммуникативной компетенции учащихся.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Работа проводилась с учащимися 4 класса начальной школы с.Некрасовка. В классе 9  учащихся, все они коренные малочисленные народы Севера. Стартовая диагностика в начале учебного года выявила низкий уровень мотивации у четвероклассников. С первых дней обучения в школе на уроках выполняются упражнения через групповую и парную работу для повышения уровня мотивации.

6.Результат изменений

Уровень школьной мотивации (начало I и II четверти 2020-2021 учебного года, 4 класс) всего анкетирование проходило 6 человек.

I четверть: 

  • 1й уровень(очень низкий)  2 человека – 25%
  • 2й уровень (низкий)  2 человека – 25%
  • 3й уровень (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами) 1 человека -13%
  • 4й уровень – 2 человека (хороший) – 25%
  • 5й уровень  (максимально высокий уровень школьной мотивации) – 0 ч

III четверть: 1й уровень(очень низкий)  0 человек – 0%

  • 2й уровень (низкий)  2 человека – 25%
  • 3й уровень (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами) 3 человека -40%
  • 4й уровень – 1 человека (хороший) – 13%
  • 5й уровень  (максимально высокий уровень школьной мотивации) – 1 ч – 13%

Наблюдается положительная динамика сформированности мотивации.

7.Публикации

8. Описание педагогического опыта

Объект исследования – развитие мотивации младших школьников на урока в начальной школе.

Предмет исследования – использование групповой и парной работы на уроках в начальной школе как средство развития мотивации.

Цель исследования: систематизировать задания для уроков в начальной школе, формирующих у младших школьников мотивацию

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа научных источников выявить теоретические основы формирования мотивации у младших школьников.
  2. Выявить условия успешного формирования мотивации у младших школьников.
  3. Разработать комплекс заданий, направленных на развитие мотивации.
  4. Проверить эффективность разработанных заданий экспериментально.

        Гипотеза исследования: развитие мотивации младших школьников будет осуществлено в том случае, если учитель использует групповую и парную формы работу.

9. Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

    В условиях реализации ФГОС НОО, использование групповой и парной работы на уроках особенно актуально.  Опыт учителя Русаковой Софьи Михайловны основан на новых подходах к организации образовательного процесса, когда обучающийся становится субъектом обучения. Данный опыт позволяет повысить мотивацию обучающихся к учению, выявить и развить творческие способности каждого ребенка. Показателем  эффективности представленного опыта является положительная динамика в обучении. Важным моментом является  формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы, способствующих развитию личности в условиях современного социума.

10. Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Баранова Виктория Анатольевна, заместитель директора по УВР МБОУ школа-интернат с.Некрасовка.

        

Дата заполнения экспертного заключения:         29.04.2021г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационной деятельности

Информационная карта инновационной деятельности...

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...

Информационная карта на учащегося

Информационная карта,  на каждого ребенка с нарушением интеллекта, которая отслеживает основные учебно-воспитательные показатели:отношение к учебе в целом;участие в работе класса на уроках...

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Применение инновационных технологий в начальной школе...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА

Предлагается информационная карта инновационного опыта   "Развитие  пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной  геометрии» в рамках ФГОС"....

информационная карта участника конкурса на денежное вознаграждение лучших учителей Подмосковья

Фамилия, имя, отчество  Шемякина Ольга Николаевна    Место работы  Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Савостинская средняя ...

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...