Рабочая программа по родному (русскому) языку 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО; примерной программы по русскому родному языку; авторской программы «Русский родной язык» О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой, для общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа предназначена для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации.
Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.
Нормативно-правовая основа программы:
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Адресат. Программа по предмету «Родной (русский) язык» в 1классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения интеллектуального развития.
Структура документа.
Рабочая программа включает:
- Пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родного (русского) языка, определяется место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане; дается характеристика содержательны линий; требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс; основное содержание по разделам курса;
-тематическое планирование.
Цели обучения:
-формирование представления о русском языке как духовной, нравственной, и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка.
-углубление знаний о национальной специфике русского языка и русском речевом этикете.
-воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, совершенствование коммуникативных умений и культуры речи;
развитие проектного мышления, приобретение опыта исследовательской работы по русскому языку.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом на учебный предмет «Родной (русский) язык» в 1 классе отводится 17 часов (из расчета 0,5 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».
Одним из результатов обучения родному (русскому) языку и литературе является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Содержание тем учебного курса.
Секреты речи и текста (7 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Язык в действии (4ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Секреты речи и текста (1 ч)
Умение сравнивать и различать тексты (текс, закличка)
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1 классе
Изучение предмета «Русский родной язык» в 1 классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях. В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
научится:
- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научится:
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по родному (русскому) языку 1 класс | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО; примерной программы по русскому родному языку; авторской программы «Русский родной язык» О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой, для общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа предназначена для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации.
Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.
Нормативно-правовая основа программы:
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Адресат. Программа по предмету «Родной (русский) язык» в 1классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения интеллектуального развития.
Структура документа.
Рабочая программа включает:
- Пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родного (русского) языка, определяется место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане; дается характеристика содержательны линий; требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс; основное содержание по разделам курса;
-тематическое планирование.
Цели обучения:
-формирование представления о русском языке как духовной, нравственной, и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка.
-углубление знаний о национальной специфике русского языка и русском речевом этикете.
-воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, совершенствование коммуникативных умений и культуры речи;
развитие проектного мышления, приобретение опыта исследовательской работы по русскому языку.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом на учебный предмет «Родной (русский) язык» в 1 классе отводится 17 часов (из расчета 0,5 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».
Одним из результатов обучения родному (русскому) языку и литературе является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Содержание тем учебного курса.
Секреты речи и текста (7 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Язык в действии (4ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Секреты речи и текста (1 ч)
Умение сравнивать и различать тексты (текс, закличка)
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1 классе
Изучение предмета «Русский родной язык» в 1 классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях. В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
научится:
- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научится:
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно
Календарно-тематическое планированиепо планирование по русскому родному языку.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Секреты речи и текста. | 7 | ||
1 | Как люди общаются друг с другом. | 2 | |
2 | Вежливые слова. | 2 | |
3 | Как люди приветствуют друг друга. | 1 | |
4 | Зачем людям имена. | 1 | |
5 | Спрашиваем и отвечаем. | 1 | |
Язык в действии | 4 | ||
1 | Выделяем голосом важные слова. | 1 | |
2 | Как можно играть звуками | 1 | |
3 | Где поставить ударение | 2 | |
4 | Как сочетаются слова | 1 | |
Русский язык: прошлое и настоящее | 5 | ||
1 | Как писали в старину. | 2 | |
2 | Дом в старину: что как называлось. | 2 | |
3 | Во что одевались в старину | 1 | |
Секреты речи и текста | 1 | ||
1 | Сравниваем тексты | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...
рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....
Рабочая программа по родной(русской ) литературе 4 класс
Рабочая программа разработана на основе ФГОС и расчитана на общую учебную нагрузку 17 часов(во втором полугодии)...
Рабочая программа по родному русскому яз 4 класс на 2021/2022 уч.год
Рабочая общеобразовательная программа по родному языку (русскому) для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), о...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...
Рабочая программа по родной русской литературе 1 класс
Рабочая программа по родной русской литературе 1 класс составлена на конструкторе рабочих программ...