Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности «Я-исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника и программы Сизовой Р. И. Селимовой Р. Ф. «Учусь создавать проект».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_issledovatel_4klass.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности «Я-исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника и программы Сизовой Р. И. Селимовой Р. Ф. «Учусь создавать проект».
Актуальность. Условия современного общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Значительное место в педагогической практике уделяется организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.
Данная рабочая программа может быть реализована в смешанном (комбинированном) режиме с использованием ЭО и ДОТ.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа «Я - исследователь» общеинтеллектуальной направленности рассчитана в 4 классе на 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели).
Результаты обучения
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | • предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Выпускник научится:
основным особенностям проведения исследовательской работы; методам исследования: анкетирования, моделирования; основам работы с компьютером; пониманию что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; способам и методам, стимулирующим: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ видеть проблемы;
∙ ставить вопросы;
∙ выдвигать гипотезы;
∙ давать определение понятиям;
∙ классифицировать;
∙ наблюдать;
∙ проводить эксперименты;
∙ делать умозаключения и выводы;
∙ структурировать материал;
∙ готовить тексты собственных докладов;
∙ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Учебно-тематический план
4 класс
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Твои новые интересы и увлечения. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Виды проектов. | 1 | - | 1 |
3 | Исследовательско - творческий проект. | - | 1 | 1 |
4 | Творческий проект. | - | 1 | 1 |
5-6 | Ролево - игровой проект. | 1 | 1 | 2 |
7-8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. | 1 | 1 | 2 |
9-10 | Информационно - исследовательский проект. | 1 | 1 | 2 |
11-12 | Практико - ориентированный проект. | 1 | 1 | 2 |
13-14 | Монопредметный проект. | 1 | 1 | 2 |
15 | Межпредметный проект. | 0,5 | 0,5 | 1 |
16 | Виды презентационных проектов. | 1 | - | 1 |
17 | Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции. | 1 | - | 1 |
18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции. | 1 | - | 1 |
19 | Правильная подготовка презентации к проекту. | 1 | - | 1 |
20-21 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления. | 1 | 1 | 2 |
22-23 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. | 1 | 1 | 2 |
24 | Типичные ошибки проектантов. | 1 | - | 1 |
25 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся. | 1 | - | 1 |
26 | Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой. | - | 1 | 1 |
27 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей. | - | 1 | 1 |
28 | Практическая работа. | - | 1 | 1 |
29 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | 0,5 | 0,5 | 1 |
30 | Использование ресурсов интернета при подготовке презентации. | - | 1 | 1 |
31 | Программа Microsoft office word.Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | - | 1 | 1 |
32 | Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам. | 1 | - | 1 |
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. | 1 | - | 1 |
34 | Советы Мудрого Дельфина на лето. | - | 1 | 1 |
Итого: | 17,5 | 16,5 | 34 |
Содержание программы
4 класс
Тема 1. Твои новые интересы и увлечения. (1 час)
Рассказ одноклассникам о главном летнем событии с помощью плана и памятки для выступающего. Играем в учёных. Это интересно. Изготовление лабиринта из обувной коробки.
Тема 2. Виды проектов. (1 час)
Знакомство учащихся с различными классификациями видов проектов. Играем в учёных. Это интересно. Превращение сосновой шишки в метеостанцию.
Тема 3. Исследовательско - творческий проект. (1 час)
Создание исследовательско - творческого проекта "Ребятам о зверятах". Работа со словарями. Задачи исследовательско - творческого проекта.
Тема 4. Творческий проект. (1 час)
Создание мини - творческого проекта "Мой завтрак". О проекте "Домашний спектакль".
Тема 5-6 . Ролево - игровой проект. (2 часа)
Обсуждение мини - творческого проекта "Мой завтрак" проектантов. Создание ролево - игорого проекта - исценировка басни "Как кот в собаки нанимался". О проекте "Встреча Хоббита с пауками"
Тема 7-8. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. (2 часа)
Создание исследовательского проекта "Компьютер и вирусы". О проекте "Создание мультфильма в домашних условиях". Проведение исследования "Какие познавательно - развлекательные передачи смотрят мои одноклассники?"
Тема 9-10. Информационно - исследовательский проект. (1 час)
Создание информационно - исследовательского проекта "Школьная форма". О проекте "Правильное питание".
Тема 11-12. Практико - ориентированный проект. (2 часа)
Создание практико - ориентированного проекта. О проекте "Как выбрать портфель. Советы для будущих первоклассников". Составление памятки - рекомендации для покупки правильного школьного ранца. О проектах "Чистые руки" и "Изготовление домашнего мыла".
Тема 13-14. Монопредметный проект. (2 час)
Виды монопредметного проекта. О проекте "Кошка в истории живописи и в моей жизни".
Тема 15. Межпредметный проект. (1 час)
Анализ связи между собой школьных предметов. О проектах "Цари русской природы", "Русская изба".
Тема 16. Виды презентационных проектов. (1 час)
Выбор формы презентации проекта. О проектах "Дети в театре - работа в радость", "Пещера Зевса - миф или реальность". Играем в учёных. Как поймать радугу.
Тема 17. Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции. (1 час)
Презентация проекта в виде отчёта (промежуточного и итогового). О проекте "Познай себя". Играем в учёных. Бутылка на бутылке.
Тема 18. Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
(1 час)
Создание презентации проекта для научной конференции. О проекте «По дорогам нибелунгов».
Тема 19. Правильная подготовка презентации к проекту. (1 час)
Обсуждение общих моментов разработки презентации. Закон риторики. Играем в учёных. Инерция тела. Составление памятки для начинающего проектанта.
Тема 20-21. Работа с памяткой при подготовке публичного выступления. (2 часа)
Обсуждение вопроса подготовки к публичному выступлению. Составление Памятки для начинающего проектанта при подготовке к публичному выступлению.
Тема 22-23. Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. (2 часа)
Составление ссылки на книгу, статью из сборника, статью из журнала, источник из Интернета, используемые в своей проектной работе.
Тема 24. Типичные ошибки проектантов. (1 час)
Разбор типичных ошибок проектантов во время работы над проектом. Играем в учёных. Соль растапливает лёд. Составление Памятки для начинающего проектанта о типичных ошибках.
Тема 25. Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся. (1 час)
Разбор критериев итогового оценивания жюри проектной деятельности учащихся. Использование данных знаний при подготовке к выступлению.
Тема 26. Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой. (1 час)
Формирование умения в работе с диаграммой: выбор макета и стиля диаграммы. Играем в учёных. Воздух. Скреплённые стаканы.
Тема 27. Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей. (1 час)
Формирование умения в работе с таблицей: составление и внесение изменений. Составление таблицы «Расписание уроков».
Тема 28. Практическая работа. (1 час)
Создание таблицы с оценками за неделю. Выделение цветом хороших оценок.
Тема 29. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. (1 час)
Выполнение теста, самоанализа, рефлексии.
Тема 30. Использование ресурсов интернета при подготовке презентации. (1 час)
Поиск нужных картинок и сведений по теме проекта в Интернете и использование их в презентации. Играем в учёных. Зеркальное отражение.
Тема 31. Программа Microsoft office word.Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. (1 час)
Знакомство с программой Microsoft office word. Практическая работа: задание полей, печатание текста «У кого какой хвост». Играем в учёных. Что упадёт быстрее. Работа с текстом в программе Microsoft office word.
Тема 32. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам. (1 час)
Обсуждение впечатлений от работы над проектом. Играем в учёных. Стойкая конструкция. Формулирование советов будущим проектантам.
Тема 33. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (1 час)
Создание страницы благодарности своему учителю, помощникам. Играем в учёных. Полёт.
Тема 34. Советы Мудрого Дельфина на лето. (1 час)
Знакомство с советами Мудрого Дельфина на лето.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | № зан. | Тема занятия | Кол-во часов | Дата фактич | Дата коррект |
Вводное занятие (1 час) | |||||
1 | 1 | Твои новые интересы и увлечения. Инструктаж по ТБ. | 1 | ||
2 | 2 | Виды проектов. | 1 | ||
3 | 3 | Исследовательско - творческий проект. | 1 | ||
4 | 4 | Творческий проект. | 1 | ||
5 | 5 | Входной контроль. Тест | 1 | ||
6 | 6 | Ролево - игровой проект. | 1 | ||
7 | 7 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. | 2 | ||
8 | 8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. | |||
9 | 9 | Информационно - исследовательский проект. | 1 | ||
II триместр | |||||
10 | 10 | Информационно - исследовательский проект. Инструктаж по ТБ. | |||
11 | 11 | Практико - ориентированный проект. | 2 | ||
12 | 12 | Практико - ориентированный проект. | |||
13 | 13 | Монопредметный проект. | 2 | ||
14 | 14 | Монопредметный проект. | |||
15 | 15 | Межпредметный проект. | 1 | ||
16 | 16 | Виды презентационных проектов. | 1 | ||
17 | 17 | Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции. | 1 | ||
18 | 18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции. | 1 | ||
19 | 19 | Правильная подготовка презентации к проекту. | 1 | ||
20 | 20 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления. | 2 | ||
21 | 21 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления. | |||
III триместр | |||||
22 | 22 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. Инструктаж по ТБ. | 2 | ||
23 | 23 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. | |||
24 | 24 | Типичные ошибки проектантов. | 1 | ||
25 | 25 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся. | 1 | ||
26 | 26 | Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой. | 1 | ||
27 | 27 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей. | 1 | ||
28 | 28 | Практическая работа. | 1 | ||
29 | 29 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | 1 | ||
30 | 30 | Использование ресурсов интернета при подготовке презентации. | 1 | ||
31 | 31 | Программа Microsoft office word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | 1 | ||
32 | 32 | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | ||
33 | 33 | Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. | 1 | ||
34 | 34 | Советы Мудрого Дельфина на лето. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
программа внеурочной деятельности "Исследователь"
внеурочная деятельность...