Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Белая ладья"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Докучаева Лилия Ивановна

Рабочая программа «Белая ладья» предназначена для организации кружковой работы в "ТОЧКЕ РОСТА"спортивно-оздоровительной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tochka_rosta_belaya_ladya_1god.docx58.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СОШ ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А. В. ПУЦЫКИНА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«БЕЛАЯ  ЛАДЬЯ»

                     НАПРАВЛЕННОСТЬ: СПОРТИВНАЯ-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ

         УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ: СТАРТОВЫЙ

                                  ВОЗРАСТ  ОБУЧАЮЩИХСЯ: 7-12 ЛЕТ

                                  КЛАСС/КЛАССЫ: 1, 2, 3, 4, 5, 6 КЛАСС

                                  КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ: 8

                                 ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ, ДИСТАНЦИОННАЯ

                                 СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД

                                     

                                                                     Составитель: учитель начальных классов

                                                                    ДОКУЧАЕВА ЛИЛИЯ ИВАНОВНА

                                     

                                    с.  Вязьма-Брянская

2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Белая ладья» предназначена для организации кружковой работы спортивно-оздоровительной направленности.

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника; с учётом возрастных особенностей детей среднего школьного возраста и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий - способность действовать в уме.

Перечень учебников и пособий, которые используются для обеспечения реализации программы:

  • Барский В. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников. (В 2 частях). – ООО «Дайв», 2008г;
  • Барский В.Карвин в шахматном лесу. Методическое пособие для учителя. – ООО «Дайв», 2008г;
  • Цифровые образовательные ресурсы.
  • Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное

возрождение, 1999.

  • Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и

тайн полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Актуальность 

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  формы волевого управления поведением.

Данная рабочая программа может быть реализована в смешанном (комбинированном) режиме с использованием ЭО и ДОТ.

Адресат программы

          Программа будет интересна детям в возрасте 7-12 лет, желающим научиться играть в шахматы, даст возможность  развивать свои творческие способности,  формировать базовые компетентности современного человека и будет способствовать становлению личности.

Формы и средства обучения

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические         игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Место  курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа спортивно-оздоровительной направленности «Белая ладья» рассчитана на 1 год обучения. В  первый год обучения  изучается 162 часа -  4, 5 часа в неделю (3 часа очно и 1, 5 часа дистанционно). Занятия проводятся в кабинете «Точка роста».  

Результаты обучения

В результате изучения программы «Белая ладья» на первом году обучения  учащиеся получат возможность   формирования

 Личностных результатов 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов 

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов: 

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • знать правила хода и взятия каждой фигурой;
  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • уметь проводить элементарные комбинации;
  • уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

  • уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
  • определять последовательность событий;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Обучающийся научится:

  • Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,

диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • Применять правила хода и взятия каждой фигуры.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентированию на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Учебно-тематический план

(первый год обучения)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теоретических

практических

дистанционно

1.

Краткая  история шахмат.

4, 5

3

-

1,5

Дидактические игры и задания, игровые упражнения

2.

Шахматная   доска.

4,5

3

-

1,5

Дидактические игры и задания, игровые упражнения

3.

Шахматная  нотация.

4,5

3

-

1,5

Дидактические игры и задания, игровые упражнения

4.

Шахматные  фигуры.

Начальная        расстановка      фигур.

18

6

6

6

Практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

5.

Ценность  шахматных фигур.

4, 5

3

-

1,5

Дидактические игры и задания, игровые упражнения

6.

Цель  шахматной партии.

45

15

15

15

Практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

7.

Курс дебютов

21

6

9

6

Практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, участие в турнирах и соревнованиях.

8.

Миттельшпиль

21

6

9

6

Практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, участие в турнирах и соревнованиях.

9.

Эндшпиль

21

6

9

6

Практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, участие в турнирах и соревнованиях.

10.

Cеансы одновременной игры

9

-

6

3

Участие в турнирах и соревнованиях, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

11.

Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций

9

3

3

3

Участие в турнирах и соревнованиях, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

      Итого

162

54

57

51

Содержание программы

1 год обучения

1.КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ (4, 5 часа)

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА  (4, 5 часа)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Практические занятия

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

3. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ  (4, 5 часа)

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Практические занятия

“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например:“Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.

“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например:“Вторая горизонталь”).

“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).

“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

 4.  ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (18 часов)

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Практические занятия

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР  

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Практические занятия

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Практические занятия

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

 5.ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР  (4, 5  часа)

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Практические занятия

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход,  позволяющий сохранить материальное равенство.
6.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ  (45  часов)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Практические занятия

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

7. КУРС ДЕБЮТОВ (21 час)

Классификация дебютов. Значение флангов в дебюте. Захват центра с флангов. Подрыв центра. Гамбиты. План в дебюте. Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита.

8. МИТТЕЛЬШПИЛЬ (21 час)

Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Комбинации с мотивом "спёртого мата", использования слабости последней горизонтали, разрушение пешечного центра, освобождения поля, перекрытия, блокировки, превращения пешки. Уничтожение защиты. План игры. Открытие и полуоткрытое линии Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Сложные комбинации на сочетание идей. Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь.

9. ЭНДШПИЛЬ (21 час)

Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек. Отдалённая проходная пешка. Защищённая проходная пешка. Пешечный прорыв. Слон против пешки. Конь против пешки. Король, конь и пешка против короля. Слоновые окончания. Король, слон и пешка против короля. Конь с пешкой против двух и более пешек. Слон против пешек. Ладья против пешек.

Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи.

10. СЕАНСЫ ОДНОВРЕМЕННОЙ ИГРЫ (9 часов)

Проведение шахматных партий, отработка тактики шахматной игры. Сеансы одновременной игры проводит тренер с учащимися всей группы.

11. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТУРНИРЫ. АНАЛИЗ ПАРТИЙ И ТИПОВЫХ ПОЗИЦИЙ (9 часов)

Судейство соревнований. Виды соревнований личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские. Правила проведения квалификационных турниров. Анализ партий и типовых позиций.

Результаты обучения

В результате изучения программы «Белая ладья»на  1-м году обучения обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группироватьтакие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • знать правила хода и взятия каждой фигурой;
  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • уметь проводить элементарные комбинации;
  • уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

  • уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
  • определять последовательность событий;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

1-ый год обучения

Учащиеся будут знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

Учащиеся будут уметь:  

  • ориентироваться на  шахматной доске;
  • играть каждой  фигурой  в отдельности  и  в совокупности  с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в кабинете «Точка роста». Для реализации программы имеется 5 комплектов шахматных досок с шахматными фигурами, 5 шахматных часов, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур.

Формы аттестации

Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.

Виды аттестации

  • Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях.
  • Тематическая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися конкретной темы или блока программы и проводится педагогом по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы.
  • Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися, какой либо части, темы (тем) программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и проводится педагогом.
  • Итоговая аттестация – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению.

Формы проведения аттестации

Для текущего и тематического контроля уровня достижений учащихся использованы такие способы, как:

  • наблюдение активности на занятии;
  • беседа с учащимися, родителями;
  • анализ результатов выполнения диагностических заданий, анализ партий и типовых позиций;
  • анкетирование, тестирование.

Формы проведения промежуточной аттестации: участие в турнирах и соревнованиях, собеседование,  тестирование.

Формы проведения итоговой аттестации учащихся: участие в турнирах и соревнованиях, коллективная рефлексия, самоанализ и др.

Результаты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников оцениваются таким образом, чтобы можно было определить:
–  насколько были достигнуты, прогнозируемые результаты программы каждым ребенком;
–  полноту выполнения образовательной программы.

Критерии оценки результатов аттестации

Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям: свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических работ, развитость специальных способностей.
Критерии уровня развития и воспитанности: культура организации практической деятельностью, культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.

Оценочные материалы представлены в приложении.

Для оценки результативности обучения по данной программе применяется «Методика выявления результативности образовательной деятельности  Н.В. Клёновой»:

  •  Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
  •  Личностное развитие ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
  • Достижения воспитанника (на городском, районном, областном, российском уровне)

Методическое обеспечение

1 год обучения

№п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Краткая  история шахмат.

занятие объединения, обзорная экскурсия в кабинете

рассказ, беседа, демонстрация, игра

комплекты шахматных досок с шахматными фигурами,  шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур

дидактические игры и задания, игровые упражнения

2

Шахматная   доска.

занятие объединения

рассказ, беседа, демонстрация, игра

комплекты шахматных досок с шахматными фигурами,  шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур

дидактические игры и задания, игровые упражнения

3

Шахматная  нотация.

занятие объединения

словесные методы: рассказ, беседа; наглядные методы: демонстрация, наблюдение; визуально-аналитический метод, эвристическая беседа с опорой на наглядность, практическая игра

комплекты шахматных досок с шахматными фигурами,  шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур

дидактические игры и задания, игровые упражнения

4

Шахматные  фигуры.

Начальная        расстановка      фигур.

занятие объединения

словесные методы: рассказ, беседа; практическая работа,  самостоятельная  робота обучающихся, наблюдения

комплекты шахматных досок с шахматными фигурами,  шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур

решение шахматных задач, комбинаций и этюдов

5

Ценность  шахматных фигур.

занятие объединения

беседа с использованием наглядности, рассказ с иллюстрацией, самостоятельная работа учащихся, практическая игра

комплекты шахматных досок с шахматными фигурами,  шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур

дидактические игры и задания, игровые упражнения, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов

6

Цель  шахматной партии.

занятие объединения

рассказ с иллюстрацией, практическая игра, самостоятельная работа учащихся

комплекты шахматных досок с шахматными фигурами,  шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур

практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов

7

Курс дебютов

занятие объединения

беседа с использованием наглядности, рассказ с иллюстрацией, самостоятельная работа учащихся, практическая игра

комплекты шахматных досок с шахматными фигурами,  шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур

практическая игра, участие в турнирах и соревнованиях

8

Миттельшпиль

занятие объединения

словесные методы, практические

комплекты шахматных досок с шахматными фигурами,  шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур

практическая игра, участие в турнирах и соревнованиях

9

Эндшпиль

занятие объединения

словесные методы: рассказ, беседа; наглядные методы: демонстрация, наблюдение; визуально-аналитический метод, эвристическая беседа с опорой на наглядность, практическая игра

комплекты шахматных досок с шахматными фигурами,  шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур

практическая игра, участие в турнирах и соревнованиях

10

Cеансы одновременной игры

занятие объединения, соревнования

беседа с опорой на наглядность, практическая игра

комплекты шахматных досок с шахматными фигурами,  шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур

участие в турнирах и соревнованиях, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов

11

Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций

занятие объединения, соревнования

беседа с опорой на наглядность, практическая игра

комплекты шахматных досок с шахматными фигурами,  шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур

участие в турнирах и соревнованиях, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов

Список литературы

Для учащихся:

*Барский В.Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников. (В 2 частях). – ООО «Дайв», 2008г.

Для педагога:

*Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.

*Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.

*Барский В. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников. (В 2 частях). – ООО «Дайв», 2008г.

*Барский В.Карвин в шахматном лесу. Методическое пособие для учителя. – ООО «Дайв», 2008г.

*Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.

*Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.

*Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .

*Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.

*Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.

*Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .

*Попов С. Шахматный букварь.- М.:ИНФРА-М.2006 г.

*Программа «Объединение шахмат» Каленова А.В. – М.: Просвещение, 2010 г.

*Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

*Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

*Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

*Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

*Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

*Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

*Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

*Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Цифровые образовательные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"

Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное  искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"

Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".

Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...