Публикация "Актуальность мнемотехники для младших школьников"
статья
Задания для развития памяти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_mnemotehniki_v_obuchenii_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование метода мнемотехники в обучении детей младшего школьного возраста»
Золотова Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов
Муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ с.Карловка»
Мнемотехника-искусство запоминания
В этом учебном году ко мне пришли ученики, которые не могут запомнить необходимую информацию, испытывают трудности при заучивании стихотворений, пересказе литературных произведений, запоминании словарных слов. Поэтому я приняла решение искать формы, методы, приёмы и пути совершенствования орфографического навыка и развития связной речи учащихся. Для достижения эффекта я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.
Тема опыта работы: «Использование метода мнемотехники в обучении детей младшего школьного возраста».
Слова “мнемотехника” и “мнемоника” обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого “mnemonikon” – искусство запоминания.
Мнемоника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным.
Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».
Изучив данный приём, я поставила перед собой цель: использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей.
Считаю, что данная работа будет:
- Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
- Способствовать развитию мелкой моторики рук;
- Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
- Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие памяти, внимания, образного мышления; развитие связной устной речи.
Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихотворений и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Зерно успеха заключено в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению. При использовании приёма мнемотехники на уроке дети активно помогают в составлении таблиц, придумывании различных образов, иногда получаются такие смешные, нелепые рисунки, которые запоминаются намного лучше.
При работе в начальной школе со словарными словами, написание которых требует запоминания, ученики сталкиваются с проблемой. Какую букву гласного или согласного звука писать в слабой позиции? Как ее запомнить? Я решила предложить учащимся мнемонический приём - ассоциации, который облегчает запоминание правильного написания слов из словаря. Ребенок пишет это слово, а трудную букву в нем изображает в забавном виде. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству. Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
- установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
- заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
- яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
- образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Чтобы запомнить написание слов с одинаковой непроверяемой гласной, можно объединить их в группы и сочинить стихотворение. Что общего в словах быстро весело скоро? На конце пишется буква “о”. Найдите эти слова в стихотворении:
Быстро, весело, скоро, легко. Все ребята надели пальто.
Выучив его, вы облегчите себе запоминание этих слов. Какие еще словарные слова встретились? (ребята, пальто) В каком из этих слов есть буква “о” в конце? Верно, в слове “пальто”.
Чтобы запомнить непроверяемую гласную в слове заяц, можно вспомнить сказку «Заяц-хваста», как он хвастался и повторял Я, Я, Я, поэтому и пишется в слове буква Я.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц и приёма ассоциации мне уже удалось достичь следующих результатов:
- у детей появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, писать небольшие рассказы;
- увеличился круг знаний об окружающем мире;
- появился интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас вышел на более высокий уровень;
- эффективнее запоминаются словарные слова;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Работая с приемами мнемотехники, я сделала вывод, что лишь прикоснулась к большому источнику идей и открытий, позволяющих сделать обучение простым и доступным для каждого ученика. Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего.
Литература
- Полянская Т.Б. « Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб.: «Детство-Пресс», 2009г.
- Шипчина Светлана Александровна « Использование приёмов мнемотехники при коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи».
- Целоусова Е.В. Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету - http://festival.1september
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...
Влияние мнемотехники на речевое развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Оно должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нар...
«Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников»
Предлагаю использование на своих уроках приемы мнемотехники для развития памяти младших школьников...
Лекция "Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с младшими школьниками"
Лекция для учителей и родителей...
«Развитие связной речи у младших школьников с ЗПР средствами приемов мнемотехники».
Нарушения речи у учащихся с ЗПР преимущественно носят системный характер и входят в структуру дефекта. Многим обучающимся присущи недостатки звукопроизношения (замены и смешения звуков, неправильное п...
Мнемотехника как способ развития произвольной памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Коррекционная работа учителя-дефектолога должна быть направлена на качественные преобразования мнемической функции детей с интеллектуальной недостаточностью, а также на формирование умения использоват...
Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством мнемотехники
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. В младшем школьном возрасте познавательная деятельность является одной и...