Лекция "Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с младшими школьниками"
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс)

Крылова Ольга Сергеевна

Лекция для учителей и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники

в логопедической работе с младшими школьниками.

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения.

На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Хотя педагоги и знакомы с различными способами и приёмами развития познавательных процессов, но не всегда у них есть возможность целенаправленно обучать детей этим приёмам.

Последние десятилетия характеризуются тем, что с каждым годом увеличивается число детей, не готовых к школьному обучению с точки зрения речевого развития. По данным психолого-педагогических и клинических исследований, трудности в обучении встречаются у 60% учащихся начальных классов школы. В связи с этим становится очень актуальной проблема развития речи детей младшего школьного возраста. Важным условием успешного обучения в школе является сформированность всей речевой системы школьника, это и правильное звукопроизношение, развитые фонематическая, лексико-грамматические категории языка и связная речь. Именно эти компоненты лежат в основе развития речевого общения и навыков чтения и письма. Развитие письменной и устной речи - важнейшее средство получения знаний учащимися. Трудности в овладении навыками чтения и письма, как правило, сочетаются с отставанием в развитии ряда психических функций, а особенно памяти, в связи с этим школьному логопеду необходимо дифференцированно подходить к выбору методов и приемов формирования устной и письменной речи младших школьников.

При работе с детьми, с нарушениями речи, было замечено, что они испытывают трудности при включении в учебную деятельность. Как правило, у таких детей снижен объем памяти, внимания, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. Учителя-логопеды находятся в постоянном поиске новых методов, приёмов и форм эффективного обучения на логопедических занятиях.

Эффективность работы по развитию речи младших школьников возрастает при использовании мнемотехнических приемов, облегчающих и ускоряющих процесс запоминания и усвоения информации. Как показывает опыт логопедической работы, помимо трудностей в овладении навыками чтения и письма, у младших школьников ограничен объем памяти и снижена прочность, точность запоминания, недостаточный уровень развития произвольной памяти, наглядная память преобладает над словесной. Также следует учитывать, что в данное время дети перенасыщены информацией, и крайне необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Основной прием мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Детям с речевыми нарушениями сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, они только облегчают запоминание. То, что прочно ассоциируется, — запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, — забывается.

        Использование в процессе обучения приемов мнемотехники способствует:

1. Выработке у детей приемов умственного труда, обучению их методам и приемам рациональной обработки получаемой информации.

2. Развитию и оптимизации основных мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

З. Развитию общих способностей на основе овладения приемами и методами запоминания и обработки информации.

4. Развитию творческого, нетрадиционного видения мира.

        В ходе занятий с использованием мнемотехники у детей начинают вырабатываться навыки культуры умственного труда:

        - системность, увязывание любой информации, умение устанавливать связи, образовывать зацепы;

        - выделение главного, умение анализировать,                         

 - выделение опорных точек;

        - осознание логики построения материала, поиск закономерностей;

 Применение мнемотехнику дети будут только в том случае, если она эмоционально заряжена, легко запоминается, легко воспринимается и вспоминается.

При работе над созданием мнемоприема необходимо придерживаться определенных требований:

1. Небольшой объем, предельная лаконичность, отсутствие ненужных, второстепенных деталей.

2. Максимальная эмоциональность, образность, ассоциативность, единство которых должно вызывать интерес, позитивный настрой, положительные эмоции, развивая воображение.

3. Особый настрой детей и логопеда, т. е. хороший психологический климат. Должны быть условия эмоционального благополучия, доброжелательного отношения. Мнемоприем должен быть озвучен эмоционально, пробуждая работу внутренней наглядности.

Одним из приемов мнемотехники, особенно на начальных этапах обучения, является работа с мнемотаблицами. Мнемотаблица – это схема, в которую заложено определенное графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, явлений природы, т.е. на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, детям легче воспроизводить текстовую информацию. Применение мнемотаблиц, схем-моделей позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

В работе используют как готовые мнемотаблицы стихов, рассказов, так и собственные или придуманные детьми.

Мнемотаблицы и модели служат дидактическим материалом в работе для:

• Формирования звукового звуко-буквенного анализа слов,

• постановки, автоматизации и дифференциации звуков,

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов.

Чего позволяет добиться мнемотехника в работе над предложением?

  • Предлог на образном уровне фиксируется в памяти как самостоятельное слово
  • Закрепляются устойчивые условные обозначения, которые соответствуют общепринятым правилам графической записи предложений
  • Отрабатывается навык построения предложения и правильного порядка слов
  • Элементы игры с отгадыванием слов позволяют снизить утомляемость и долгое время развивать и удерживать внимание на занятии
  • Яркие картинки способствуют припоминанию большего количества информации при пересказе
  • Ребенок в своём воображении соединяет несколько         зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.         И в дальнейшем при припоминании по одному из         образов этой ассоциации мозг воспроизводит все         ранее соединенные образы.
  • Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному запоминанию.

Детям с трудностями в овладении навыками чтения и письма требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словоизменения и словообразования, употребления предложных конструкций. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным помогают мнемотехнические приемы. Проблема нарушений связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Несформированность навыков связной речи является серьезным препятствием для успешного обучения, и в – первую очередь по русскому языку и чтению. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Для построения навыков связного текста, активизации содержательной и языковой сторон речевых высказываний учащихся используются приемы мнемотехники в виде мнемотаблиц. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом, которые помогают детям правильно излагать свои мысли, подбирать нужные слова и другие средства языка при программировании и построении логически последовательных и развернутых высказываний. Работу над связной речью можно начинать с пересказа. Пересказ является одним из легких видов монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Анализ рассказов детей пересказанных после прочтения или прослушивания текста без зрительной опоры и с применением предметно-графической схемы показал, что пересказы с применением приемов мнемотехники и наглядного моделирования, облегчает воспроизведение рассказа, у многих детей они более содержательны, развернуты, наблюдается меньше аграмматизмов при конструировании высказываний. Логопедические занятия по формированию связной речи включает в себя обучение учащихся составлению описательным рассказам. Дети овладевают языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов. Идет активизация и уточнение имеющих знаний и представлений об окружающем.

Результаты обследования речи учащихся в начале и в конце учебного года сравниваются, прослеживается динамика речевого развития детей, на основании чего анализируется качество логопедического воздействия и эффективность работы. В процессе проведения логопедических занятий с использованием приемов мнемотехники у учащихся стали формироваться практические навыки словообразования и словоизменения. В рассказах детей отмечается меньше морфемных и структурных аграмматизмов, нарушений связности и последовательности изложения.

Таким образом, использование приемов мнемотехники в сочетании с другими технологиями логопедической помощи младшим школьникам с трудностями в овладении навыками чтения и письма, являются одними из эффективных средств развития речи, которые облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения информации. На занятиях с применением приемов мнемотехники учащиеся более активно включаются в учебную деятельность, что позволяет добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия. Данная технология развивает познавательную активность, расширяет представление о предметах и явлениях окружающего мира, способствует повышению объёму зрительной и вербальной памяти, улучшению и распределению и устойчивости внимания, активизации мыслительной и речевой деятельности на логопедических занятиях. Тем самым, приемы мнемотехники позволяют помогают в решении главной задачи учителя-логопеда школы – в предупреждении и преодолении трудностей у младших школьников в овладении навыками чтения и письма, а также облегчают усвоение правил русского языка.

Конспект занятия по теме

                «Синтез предложений из слов, данных вразбивку»

                                        по программе

        «Преодоление нарушений формирования навыков письменной речи 

                                  у учащихся 2-х классов»

                        с использованием приемов мнемотехники.

Логопедическая тема: развитие умения составлять предложение из слов, данных вразбивку.

Грамматическая тема: текст, предложение, слово, слог.

Цель занятия: научить детей составлять грамматически верное предложение из слов, данных вразбивку с использование приемов мнемотехники.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о предложении;

- способствовать обогащению словарного запаса; активизации мыслительной деятельности; развитию вербальной памяти;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы полными предложениями.

- Коррекционные:

- развивать умение составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов;

- учить устанавливать связь слов в предложении;

-

Воспитательные:

- воспитывать навыки самоконтроля;

- воспитывать самостоятельность в работе;

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал к уроку, схематические рисунки человечков.

I. Организационный момент:

а) приветствие учителя-логопеда учениками;

б) проверка готовности к уроку учениками, учителем;

II. Основная часть:

1. Сообщение темы урока.

Логопед предлагает детям закончить за него фразу:

- Предложение состоит из…(слов).

- Предложение – это несколько слов, связанных между собой … (по смыслу).

- Первое слово в предложении пишется … (с большой буквы).

- В конце предложения ставится … (точка, вопросительный или восклицательный знак).

- Все слова в предложении пишутся … (раздельно).

2. Обозначение границ предложения.

Логопед: «Ребята, посмотрите на нашего человечка: у него есть голова, ручки, ножки, глаза, нос и рот, он здоров и улыбается. А что бы было, если бы у него была только одна рука? Многое бы он смог? А если бы у него не было обеих рук, был бы он такой радостный? Скорее всего, он был бы ни на что не способен. Так вот, представьте, что предложение – это тоже одушевленное существо, ведь оно тоже, как и человек, умеет говорить! Правая рука у человечка – это заглавная буква, а левая – точка в конце предложения. Сможет нам сказать что-то предложение, если оно написано с маленькой буквы или в нем нет точки? Может быть и сможет, но мы, скорее всего, ничего не поймем. Прочтите текст на карточках, сможете ли вы понять, о чем там идет речь (дан текст, в котором пропущены все точки и заглавные буквы)»:  

  «наступила осень идут частые дожди листья желтеют и опадают»

Дети читают текст и делают вывод, что смысл текста неясен, т.к. в нем нет точек и заглавных букв.

Логопед: «В этом тексте живут три грустных человечка. Они грустят, потому что у них нет рук. Расставьте все точки и заглавные буквы и тогда вы сможете дорисовать каждому человечку обе руки, чтобы они снова стали радостными и смогли сделать много разных полезных дел!»

Задание. Разделить текст на предложения, обозначая их границы.

«наступило чудесное тёплое утро дул свежий ветерок журчал по камням ручей в кустах звонко пели соловьи яркое солнце поднималось всё выше и выше»

 Затем Логопед проверят выполнение задания в тетради и рисует на полях человечков в зависимости от попущенных точек и заглавных букв. Выигрывает тот ребенок, у которого больше всего «целых» человечков.

3. Составление предложений из слов, данных вразбивку.

Логопед: «Сейчас каждый из вас прослушает сказанную мной фразу и скажет, является ли она предложением и почему?»:

- «Сегодня после уроков мы»  - это не предложение, т.к. мысль не окончена.

- «После, я, уроков, бассейн, в, хожу» - это не предложение, т.к. слова перепутались местами и не связаны по смыслу.

- «В деревне у меня много друзей» - это предложение, все слова на своих местах и связаны по смыслу, мысль закончена.

Логопед: «Сейчас я произнесу несколько слов, попробуйте составить из них предложение в тетради: вьют, птицы, гнёзда».

Какое слово будет на первом месте? – Слово, отвечающее на вопрос Кто? или что? Какое слово вы поставите на второе место? – Слово, отвечающее на вопрос Что делает? К каому слову относится слово «гнёзда»? На каком месте оно будет в нашем предложении.

Дети записывают в тетради предложение и подчеркивают основу.

Ребята, вспомните нашего человечка. Что будет, если слова в предложении будут стоять не на своих местах? Логопед предъявляет картинку человечка, у которого все части тела перепутаны. Дети делают вывод, что, как и у человека, все члены предложения должны стоять на своих местах, иначе начнется путаница.

Задание: составить предложения из слов, данных вразбивку.

  1. пушистый, накрыл, деревья, снег
  2. снегу, много, на, следов
  3. ночью, вот, проскакал, хорёк
  4. следы, медвежьи, к, берлоге, ведут
  5. полянке, оставлены, на, следы, заячьи

Логопед: «Что помогло вам правильно составить предложения?» - «Грамматическая основа предложения». Подчеркните основу предложения (подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя).

4. Закрепление навыка обозначения границ предложения и составления предложений из слов, связанных между собой по смыслу.

Задание: исправь ошибки.

Логопед предлагает детям исправить допущенные нерадивым учеником ошибки.

Пришла зима Митя. Катался на санках. С горы румяный он вбежал. В дом мальчику было весело.

Задание. Запиши предложения, изменяя слова в скобках таким образом, чтобы они стали подходить по смыслу. Поставь вопросы к этим словам.

Образец. Таня связала (что?) кофту.

Мы получили (телеграмма).

Дима пилит дрова (пила).

Осенью дороги размыты (дождь).

В книге нет (картинки).

Мальчик рисует (карандаши).

5. Организация окончания занятия.

Логопед интересуется, чему дети научились на занятии, дает домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования

На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденци...

Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

Пескотерапия- как инновационный метод формирования и развития коммуникативной культуры в воспитательной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста.

Пескотерапия – это метод развития, коррекции и воспитания посредствам художественного творчества. Цель данного метода заключается в формировании начальной социально-коммуникативной компетенции ш...

Статья по теме "Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования"

Статья по теме "Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования"...

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда с учащимися младшего школьного возраста.

Практика работы школьных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного процесса. С...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста

Материал может быть полезен педагогам, родителям. Вы узнаете как в игровой, непринужденной форме можно организовать проектную деятельность в работе с детьми, научиться читать и открыть для себя увлека...

Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-логопеда

Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-логопеда...