Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
план-конспект занятия (3 класс)
Занятия по внеурочной деятельности по курсу «РКБ» по теме «Где хранится пресная вода?» первое УМК "Перспективная начальная школа"
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (коммуникативные–умение совместно принимать решение в ходе решения учебной задачи)
Личностныерезультаты- ценностно-смысловая ориентация учащихся на применение продукта для личного использования, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Предметные результаты
• создание мини-проекта (мудрого совета)по разумному потреблению воды и учёта ограниченности этого ресурса для человека. (открытие социально-культурного знания);
• опыт презентации продукта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_vneurochnoy_deyatelnosti_presnaya_voda_1.docx | 848.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия по внеурочной деятельности по курсу «РКБ» по теме «Где хранится пресная вода?» первое
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (коммуникативные–умение совместно принимать решение в ходе решения учебной задачи)
Личностныерезультаты- ценностно-смысловая ориентация учащихся на применение продукта для личного использования, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Предметные результаты
• создание мини-проекта (мудрого совета)по разумному потреблению воды и учёта ограниченности этого ресурса для человека. (открытие социально-культурного знания);
• опыт презентации продукта.
Этап занятия | Действия учителя | Действия детей | |
I.2) Актуализируются знания и личный опыт учащихся Мотивация. Выход на определение темы занятия | - Здравствуйте. Я рада вас видеть на очередном занятии РКБ - Ребята, посмотрите на доску, что вы видите?(Используются отдельные картинки, связанные с использованием воды) - Посмотрите на них и подумайте, о чём сегодня пойдёт речь? - Как вы думаете, почему мы выбрали эту тему? | Дети высказывают свои предложения. Дети говорят о важности пресной воды, о ее использовании для питья, для растительного мира и пр. | |
Проблемная ситуация (надпредметная, носящая универсальный характер применимости УУД), | -А вы знаете, каковы запасы пресной воды на Земле? Хотите узнать? -По статистике, на мировой океан(А это какая вода?) приходится 96,5% водной массы, а объём пресных вод значительно меньше – 3,5% от общих запасов воды. О чем это говорит? | Дети высказывают свои предположения. | |
Предметная педагогическая ситуация (превращение лю-бой ситуации в экологичес-кую: выделять в любой конкретной ситуации систему «объект» -окружающая его среда» и находить экологическое противоречие) | - А для чего нам необходимо это знать? | - Вода – это важнейшее условие для живой жизни - Это наше потребление, наш ресурс | |
Экологическое противоре-чие(познавательный компонент-знания о ведущих экологических противоречиях: 1) потребности-ресурсы для их удовлетворения (влияние объекта на среду –влияние среды на объект); 2) экологические мнения-экологические факты (экологический императив) (прилагаются) | - А как вы думаете, этот природный запас (ресурс) бесконечен? - А мы можем влиять на него? На это потребление, этот ресурс?Каким образом? («Зеленое потребление»). - Как вы думаете, в связи с этим,какое задание я хочу вам предложить? | - Нет, он может уменьшиться, исчезнуть и пр. -Да, можем? Беречь. Экономно расходовать. | |
Перевод в в учебную ситуацию – через осознание ребенком ограниченности своего знания и формулировку учебной задачи – «Чему я должен научиться, чтобы решить проблему?»; 1. Провести рефлексию границ своих знаний и умений, необходимых для достижения поставленной цели. | - А мы выясним,каковы наши потребности в воде и запасы пресной воды в природе и об ограниченности этого ресурса? -Значит, что мы должны сделать? -Рассчитать потребление воды человеком. | ||
Ориентировочная основа действий(формируется на теоретическом уровне как обобщенный способ или принцип действия) | - Как будем действовать? - Где возьмем информацию? | Работа с текстом или статьёй из тетради. | |
Освоение обобщенного способа(действия дают ключ к практике осознанного выбора и конструирования поведения в нестандартных жизненных ситуациях) | - Перейдём к задаче С.16 текст и задание №1 (теоретические научные знания включаются в контекст решения учебных задач, значимых для ориентации в жизненных экологических ситуациях) - Заполнение таблицы (Учитель целенаправленно организует освоение учащимися УУД через реализацию коллективно-распределенной учебной деятельности с постепенным выходом на самостоятельную учебную деятельность с элементами самообразования и самовоспитания, ее организацию и со-организацию) | ||
Рефлексия – проверка выполнения учебной задачи | - Подведение итога этого этапа работы - Мы рассчитали потребление воды? ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ. - Для чего нам необходимо пить воду? - Чем грозит нехватка воды в организме? - Какой основной вывод мы можем сделать по итогам нашей работы? - Мало того, дети, её неравномерное распределение на континентах не раз становилось причиной кризисов и социальных катастроф. | -Вода является важнейшим ресурсом для поддержания жизни и источником всего живого на Земле. Если человеку так нужна вода, то как же нужноберечь пресную воду, чтобы ее хватило на многие тысячелетия, многие поколения людей. | |
Моделирование (проектирование) своей деятельностиОбеспечение творческой направленности и самостоятельности личности в режиме сотрудничества и сотворчества | Задание №2 - Какой вывод вы можете сделать? - О какой «зелёной» аксиоме идёт речь? - Как понимание аксиомы повлияет на ваше поведение? - Как вы можете повлиять на поведение других людей? - Как повлиять на поведение одноклассников? | - «Зелёная» аксиома об ограниченности ресурсов и разумном потреблении - Рассказать им об этом на «Неделе школьных наук», сообщение на уроке окружающего мира | |
Проба (ситуации социализации = куда с этим можно выйти?) Примечание: этот этап может быть не на каждом занятии | - Так, какое задание мы даем сами себе? | - Составление УМНЫХ СОВЕТОВ по употреблению пресной воды Работа в тетради с таблицей. Создание мини-проекта «Разумное потребление пресной воды» с таблицей. | |
Разработка критериев оценивания | - А как мы оценим правильность выполнения нашей работы? - Критерии оценки:
| ||
Критериальное оценивание всех типов результатов | Согласно установленным критериям | Представление своих мини - проектов | |
Рефлексия личной (социальной) значимости решения учебнойзадачи. Рефлексия затруднений. Задачи на будущее. 3. Креативный компонент (формирование готовности к творческому решению экологических проблем) | - Изменилось ли ваше представление опресной воде? - Считаете ли необходимым что-либо изменить в своей жизни, своём поведении относительно этого ресурса потребления? - Как вы думаете, а все наши гимназисты так ведут себя, уважительно относясь к пресной (питьевой) воде? Приведите примеры из гимназической жизни? В других ситуациях? - Что можно сделать в этом случае? - А что можно сделать в будущем? | - Призыв ко всем с целью «зеленого потребления» - Выход с МУДРЫМИ СОВЕТАМИ на аудиторию 1 -классников. - Провести классный час для другого класса. | |
Словарик для понимания | Учебные ситуации (организуются в рамках учебных предметов, в процессе учебной деятельности, основной результат-внутренние изменения личности обучающегося.Направлены на выявление границ «знания-незнания» учащегося, владения- невладения ими УУД для осуществления учебной деятельности, направленной на развитие своих познавательных способностей и личностных качеств, формирование опыта позиционирования в роли ученика и учителя). Из освоенных отдельных УУД формируется учебная деятельность, учащийся становится субъектом учебной деятельности, который умеет учиться. Системно-деятельностный подход воспроизводит полный цикл познания (А.Ю. Леберов): соединяет теоретические знания о способах действия, идущие из социального опыта, с эмпирическим личным опытом познания для решения конкретной познавательной и практической задачи в жизненной ситуации. Рефлексия выявляет для учащегося ограниченность его знаний и умений, является стимулом для преодоления этих границ путем творчества и освоения новых способов деятельности, развивая необходимых качеств личности, что замыкает цикл познания. Ситуативное обучение рекомендовано в качестве ведущей методики для ОУР. | Учебная задача — это задача, с помощью которой дети выделяют всеобщее основание решения целого класса задач. Учебная задача - не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида. Практическая задача нацеливает учеников на получение результата, дает указание, что делать, учебная задача ориентирует на открытие и усвоение способа действия. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом решения целого класса однородных частных задач (В.В.Давыдов). | |
ориентировочная основа действий | формируется на теоретическом уровне, как обобщенный способ, или принцип действия; | ||
ориентировочная основа действий | формируется на теоретическом уровне, как обобщенный способ, или принцип действия; |
Приложение 1
- Познавательный компонент-знания о ведущих экологических противоречиях:
- обособление (от среды)-отождествление (со средой);
- потребности-ресурсы для их удовлетворения (влияние объекта на среду –влияние среды на объект);
- экологические мнения-экологические факты (экологический императив);
- полезность эколого-культурного опыта-его относительность (прошлое-будущее, глобальное-региональное;
- этнокультурное-поликультурное, этнокультурное-поликультурное, наука-традиции.
- Учебно-деятельностный компонент (освоение экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений:
- мотив действия (поведения, деятельности)-его экологические последствия,
- императивы экологические-нравственные-правовые,
- теория-практика.
- Креативный компонент (формирование готовности к творческому решению экологических проблем):
- Потребление-созидание, культуротворчество,
- Экологокультурный опыт прошлого-экологическое проектирование будущего.
- Ценностный компонент (экологические ценности-ориентир для выбора целей деятельности, поределения смысла жизни, норм и правил поведения в окружающей среде):
- эгоцентризм-экоцентризм,
- ценность жизни человека-ценность жизни всего живого,
- мое ресурсосбережение-наша экологическая безопасность,
- индивидуальное-коллективное,
- хочу-нельзя,
- не хочу-должен,
- интересы экологические –интересы экономические-социальные.
- Эмоционально-эстетический компонент (формирование и закрепление позитивного чувственно-эмоционального и эстетического наполнения деятельности, направленной на поддержание качества окружающей среды, безопасность любых форм деятельности, направленной на поддержание качества окружающей среды, безопасность любых форм жизни, здоровье человека):
- наблюдать, исследовать-любоваться, сопереживать,
- понятие-образ,
- жизнь, здоровье, гармония-смерть, болезнь, дисгармония.
- Нормативный компонент (овладение системой нравственных и правовых норм; правил деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, усвоение предписаний и запретов экологического характера; воспитание уважения к законам общества-для решения ключевых эколого-культурных противоречий):
- я природное-я социальное,
- я общественное-я индивидуальное,
- экологические права-экологические обязанности, экологическаяотвественность
Таблица №1 Эталон
Информация | Признаки нехватки воды | Рекомендации. |
В теле человека примерно 48-50 кг воды | Поддерживайте водный баланс | |
Снижение воды на 2кг | Жажда. | Выпить стакан воды |
Снижение воды на ….кг | Полуобморочное состояние | Умыться и выпить воды |
Снижение воды на …кг | Смертельно. | Поддерживать водный баланс не допускать снижения воды (брать с собой в дорогу необходимое количество воды, следить за тем, чтобы в течении дня выпивалось 2 кг воды) |
Избыток воды | Ослабление организма | Распределить объём воды на весь день равномерно |
Заполни таблицу
Информация | Признаки нехватки воды | Рекомендации. |
В теле человека примерно 48-50 кг воды | Поддерживайте водный баланс | |
Снижение воды на 2кг | ||
Снижение воды на ….кг | ||
Снижение воды на …кг | ||
Избыток воды |
Разумное потребление мини-проект
1. Изучите полученные материалы
2.Создайте рекомендации по разумному потреблению пресной воды соответствующие каждой фотографии(Группа 1)
3 Представь свою работу
4. заполните лист самооценки.
Разумное потребление Мини-проект Устойчивое развитие — это такое развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности | |
Разумное потребление мини-проект
1. Изучите полученные материалы
2.Создайте рекомендации по разумному потреблению пресной воды
Соотнеси образ и рекомендацию( даны картинки и рекомендации )
3 Представь свою работу
4. Заполните лист самооценки.
Разумное потребление Мини-проект Устойчивое развитие — это такое развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности | |
Не включай воду на полный напор. | |
Не мой машину в реке и озере! | |
Используй фильтр для воды и не покупай воду в пластиковых бутылках! | |
Используй для мытья посуды посудомоечную машину! | |
Когда чистишь зубы, выключай воду! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочной деятельности в 1 классе «В царстве смекалки».
Технологическая карта внеурочной деятельности по математике (1 класс) в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта внеурочной деятельности "Умники и умницы". 4 класс.
В данной технологической карте вы найдете подробное описание хода мероприятия...
Технологическая карта внеурочной деятельности "Мой край родной". 4 класс.
В данной технологической карте вы найдете пошаговую инструкцию урока...
Технологическая карта внеурочной деятельности. Тема занятия: Бумажная пластика. 1 класс
Обучение детей основам бумагопластики. Изготовление фигурок животных из салфеток....
Технологическая карта внеурочной деятельности "Здоровей-ка" Тема" Почему мы не слушаемся родителей?" 3 класс
Технологическая карта внеурочной деятельности "Здоровей-ка" Тема" Почему мы не слушаемся родителей?" 3 класс...
Технологическая карта внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс Тема занятия Как быть внимательным на уроке
Планируемые результаты:Личностные: учить проводить самооценку деятельностиПознавательные: понимать качество личности - внимательностьЦели: сформирование представления о необходимости быть вн...
Технологическая карта внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс Тема занятия Затруднение – мой помощник в учении
Планируемые результаты:Личностные: учить проводить самооценку деятельностиПознавательные: понимать значимость затруднений в учебном процессеЦели: 1. Сформировать представление о необходимост...