Специальная индивидуальная программа (первый год обучения)
рабочая программа (1 класс)

Проскурина Татьяна Викторовна

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 

 

  1. Общие сведения об обучающемся.
  2. Психолого-педагогическая характеристика.
  3. Индивидуальный учебный план.

4.Содержание образования.

4.1.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

          4.2. Коррекция поведенческих проблем.

4.3. Внеурочная деятельность.

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

7.Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.

8.Необходимые технические средства и дидактические материалы.

9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhora_sipr_19-20_.docx97.43 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Развиленская специальная школа-интернат»

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ______от _________20____г.

Директор ГКОУ РО Развиленской школы-интерната                   В.М. Пензар_____________

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)

Полторак Георгия Сергеевича

2 класс (вариант 2)

срок реализации: 1 год

Ответственный за реализацию программы:

        Проскурина Т.В______________

2019-2020учебный год

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР с учетом его особых образовательных потребностей.

Целью реализации программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Принципыпостроения СИПР:

  1. Учёт генетического хода основных линий развития, предполагающий обучение с опорой на актуальный уровень и зоны его ближайшего развития.
  2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося.
  3. Единство требований к воспитанию обучающегося в условиях семьи.
  4. Деятельностного подхода к развитию личности обучающегося  в соответствии с интересами.
  5. Коррекционнойнаправленностивоспитательногопроцесса.
  6. Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.

1. Общие сведения о ребёнке.

ID программы:  5daee1781f2dfa298f3df10f

ФИО ребенка: Полторак Георгий Сергеевич

Возраст ребенка:  10 лет

Место жительства:  п.Целина, 6-линия №94.

Мать:  Полторак Екатерина Георгиевна

Отец:  Полторак Сергей Дмитриевич

Год обучения:  второй год

Группа (особые потребности):  

Класс:  2

Заключение ПМПК:  Тотальное недоразвитие высших психических функций умеренной степени. Недоразвитие языковых и речевых функций.

2. Структура СИПР

                Пояснительная записка        

  1.      Индивидуальные сведения о ребенке.
  2.      Структура СИПР.
  3.      Психолого-педагогическая характеристика.
  4. Индивидуальныйучебныйплан.
  5. Содержаниеобразования.
  1. Базовыеучебныедействия.
  2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
  3. Нравственноеразвитие.
  4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
  5. Внеурочнаядеятельность.
  1. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
  2. Программасотрудничества с семьей.
  3. Перечень необходимых технических средств и дидактических      

материалов.

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
  2. Обоснование выбора данной программы
  3. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
  4. Психолого-педагогическая характеристика  (на конецучебного года)

3. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

     Мальчик обучается в ГКОУ РО Развиленской школе-интернате второй год.

Семья неполная, состоит из двух человек. Родители разведены, совместно не проживают. Решением суда проживание ребенка определено по месту жительства отца. Семья проживает в 4-х комнатном частном доме. Условия проживания удовлетворительные. Члены семьи относятся к ребенку доброжелательно, заинтересованы в успешном развитии ребенка, проявляют интерес к его успехам и здоровью ребенка. Родители были привлечены и приняли участие в разработке  специальной индивидуальной программы развития. Также принимают активное участие в общественной деятельности школы-интерната.

Общая моторика сформирована не достаточно. Мальчик с трудом переносит физические нагрузки, быстро утомляется. Голову удерживает, совершает повороты, наклоны головы, сидит на стуле с вытянутыми вперед ногами без фиксации, встает без опоры, стоит самостоятельно удерживая равновесие, ходит самостоятельно.

В индивидуальных технических средствах не нуждается.

Мелкая моторика сформирована на недостаточном уровне, действия совершает частично с помощью взрослого.  Самостоятельно берет предмет со стола, кладет на стол, кладет на стол предмет по просьбе учителя. Самостоятельно удерживать ручку , карандаш, затрудняется, даже со специальными преспособлениями при этом доброжелательно принимая физическую помощь учителя «рука в руке». Ведущая рука: не определена.

Эмоционально-волевая сфера неустойчивая. При призыве сесть за парту или выполнить какое-либо задание проявляется упрямство, вплоть до истерики и слез. Не усидчив, отвлекаем, на достижение цели не мотивирован. Не способен длительное время выполнять монотонную работу. На урок приходит с удовольствием. Мало заинтересован в общении с педагогами и одноклассниками. В классном коллективе поддерживать игру не умеет. Во время занятий предпочитает хаотично ходить по классному кабинету.

Восприятие времени: не называет времена года. Не знает времена суток, дни недели.

Зрительное восприятие величины, формы и цвета предмета: по названию не знает геометрические фигуры, не сопоставляет путем наложения больше- меньше, длиннее- короче, шире- уже. Цвета не знает (показывает наугад).

Восприятие пространства: не дифференцирует расположение предметов: вверху, внизу, справа, слева. Не различает: дальше - ближе, выше - ниже, впереди – сзади. Показывает на себе части тела (глаза, нос, уши, рот)

Физиологический слух в норме, фонематический слух нарушен. 

Не узнает и не различает предметы одежды, обуви, посуды, учебные принадлежности и бытовую технику. Путает названия предметов мебели (стол, стул). Георгий не узнает и  не различает диких животных (заяц, лиса, медведь, волк), домашних животных (кот, корова, собака, свинья, лошадь), овощи (огурец, помидор, лук, картофель, капуста, морковь)), фрукты (яблоко, груша, банан, лимон, апельсин). Не знает и не показывает на себе части тела и лица.

Наблюдается системное недоразвитие речи. Словарный запас беден, ограничен бытовой ситуацией. Экспрессивная речь на низком уровне, импрессивная речь слабо развита. Звукопроизношение нарушено полиморфно. Грамматический строй не сформирован. Связная речь не развита. Говорит обрывками фраз. Встречаются контаминации и персеверации. Принимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Простые словесные инструкции не понимает. Связная речь отсутствует. Наблюдаются нарушения звукопроизношения. 

Отсутствует сравнение предметов по размеру, признаку. Не устанавливает последовательность серии сюжетных картинок, не называет персонажей по отдельной сюжетной картинке героя, его действия.

Учебная мотивация не сформирована. Ведущий мотивом является мотив игровой деятельности. Нуждается в организующем и контролирующем воздействии педагога. Работоспособность во время уроков резко снижается при умственной нагрузке, низком уровне продуктивности. Самостоятельно не работает, импульсивен в деятельности. Познавательный интерес неустойчивый, обучение возможно лишь при условии активного внешнего организующего стимулирования и смены деятельности.

Математические представления не сформированы.

Сформированы элементарные представления об окружающем мире (знает и называет свое имя, имя папы и мамы). Не группирует предметные картинки по группам (одежда, посуда, мебель). Предметную картинку из 2 элементов не выполняет самостоятельно. Не вкладывает геометрические формы в гнезда, самостоятельно может сложить пирамидку и матрешку. Лишнее по признакам не выделяет. Не устанавливает последовательность событий из 3 картинок. Мышление наглядно-образное.Жора иногда выступает инициатором контакта: берет взрослого за руку, но не обозначает конечной цели взаимодействия с ним.  Навыками самообслуживания не владеет. В туалет не просится, пользуется памперсами (не понимает предвестников акта мочеиспускания и дефикации). При мытье рук нуждается в помощи взрослого. Снимает отдельные предметы одежды, самостоятельно не одевается.Жора ест ложкой, пьет из кружки. Пищу пережевывает и глотает. Одевается и раздевается с помощью взрослого, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании молнии. В туалет самостоятельно не ходит и не просится. Не умеет пользоваться туалетной бумагой. Любит тщательно мыть рук.Трудовые навыки не сформированы.В особом питании не нуждается, прием медикаментов в период пребывания в образовательной организации осуществляется по назначению врача.Нуждается в постоянной помощи и контроле со стороны окружающих.

Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с умеренной умственной отсталостью. ФГОС с УО вариант 2.

Занятия с учителем- логопедом по развитию всех компонентов речи.

Занятия с педагогом- психологом по развитию пространственных представлений, коммуникативных навыков, произвольной регуляции, формированию познавательной активности процессов самоконтроля.

 Наблюдение врача-психиатра, врача-эндокринолога.

4. Индивидуальный учебный план.

Предмет, коррекционныйкурс

Учитель

Воспита-тель

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Педагог-

психолог

Речь и альтернативная (доп.) коммуникация

3

Математические  представления

2

Окружающий природный мир

2

Окружающий  социальный мир

1

Человек

3

Адаптивная     физкультура

2

Музыка и движение

2

Изобразительная

деятельность

3

Предметные действия

1

Коррекционно - развивающие  занятия

2

Итого

21

Коррекционные курсы

Сенсорное  развитие

3

Предметно-практич. действия

3

Двигательное развитие

2

Речь и альтернативная коммуникация

2

5

0

2

0

3

Всего: 10

Образовательные  области

Образовательные  курсы

Язык и речевая  практика

Речь и альтернативная    коммуникация

Математика

Математические   представления

Окружающий  мир

Окружающий  природный   мир

Человек

Окружающий  социальный  мир

Искусство

Музыка и движение

Изобразительная   деятельность

Физическая   культура

Адаптивная   физкультура

Коррекционно-развивающие  занятия

Предметно-практические    действия

Альтернативнаякоммуникация

Приоритетные образовательные предметы:

- речь и альтернативная коммуникация;

- математические представления;

-окружающий природный мир;

-окружающий социальный мир;

- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

- сенсорное развитие;

- предметно- практические действия;

- двигательное развитие.

Приоритетное содержание обучения и воспитания:

  1. Базовые учебные действия
  2. Коммуникативные навыки.

5. Содержание образования

Базовые учебные действия

Содержание

Перечень действий

1 полугодие

2 полугодие

Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной учебной мотивации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (учитель, воспитатель,

родители и др.)

Принятие контакта, инициированного учителем.

Установление контакта с учителем

во время  всего учебного процесса /занятия/.

Формирование учебного поведения

Поддержание правильной позы во время учебного занятия.

Направленность взгляда:

на говорящего учителя

на задание

Подражание простым движениям и действиям с предметами.

Соотнесение одинаковых предметов по образцу.

Осознание себя как ученика, умение выполнять инструкции педагога

Умение выполнять действия

с картинками по образцу и

по подражанию.

Соотнесение одинаковых картинок по образцу

Умение использовать по назначению учебный материал

Выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу)

Соотнесение предмета с соответствующим изображением  (по образцу)

Формирование коммуникативных учебных

действий

Умение вступать в контакт с учителем в разных видах учебной деятельности, использовать принятые ритуалы  взаимодействия  /вербальные, невербальные/

Умения: обращаться за помощью к учителю и принимать помощь или только принимать помощь

Формирование умения выполнять задание

Умение выполнять задание в течение определённого периода времени

Формирование умения выполнять  учебные действия

Умения с помощью учителя:

-писать  /рисовать/ по обводке «рука в руке»;

 -использовать материалы и инструменты в процессе изобразительной деятельности;

-наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности

5.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Коммуникация с использованием невербальных средств

Зрительный контакт

с учителем.

Приветствие, прощание

Реагирование на собственное имя.

Называние  собственного   имени

Привлечение к себе внимания словом, предложением.

Выражение согласия  /несогласия/,

удовольствия  /неудовольствия/.

Импрессивная  речь

Развитие  слухового  внимания.

Понимание слов, обозначающих признак предмета /цвет, величина, форма/

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние /громко, тихо, хорошо, плохо/

Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, учителя.

Обобщающее  понятие: «Семья»

Узнавание /различение/ школьных принадлежностей.

Обобщающее  понятие: «Школа. Класс».

Экспрессивная речь

Игра «Повтори за мной».

Выражение своих желаний звуком, словом, предложением.

Называние простых по звуковому составу слов.

Называние членов семьи, имён членов семьи.

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак /я, он, она, мой, твой/

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет /посуда, мебель/.

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет /игрушки, одежда, обувь/.

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет /животные, птицы/.

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет /овощи, фрукты/.

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет /школьные принадлежности/.

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет /транспорт/.

Чтение и письмо

Развитие  зрительного  восприятия.

Использование карточек с напечатанными словами, как средства коммуникации.

Подготовка руки к письму /захват и удерживание ручки, карандаша/.

Подготовка руки к письму /трафареты/.

Работа с трафаретом, элементы букв.

Обобщение  изученного  материала.

Импрессивная   речь

Понимание по звуковому составу слов.

Понимание слов обозначающих предмет /игрушки, животные/.

Понимание слов обозначающих предмет /обувь, одежда/.

Экспрессивная    речь

Различение звуков окружающей действительности /звон, стук/.

Различение звуков окружающей действительности /гудение, жужжание/.

Коммуникация

Работа  по   подражанию.

Работа  на  соотнесение.

Подготовка руки к письму /трафареты/.

Начальные навыки чтения и письма

Узнавание (различение) образов графем   /буква а/.

Соотнесение  звука с буквой.

Узнавание (различение) образов графем  /буква у/.

Соотнесение  звука с буквой.

Узнавание (различение) образов графем  /буква м/.

Соотнесение  звука с буквой

Узнавание (различение) образов графем  /буквы а, у, м/.

Соотнесение   звука с буквой.

Узнавание буквы в слоге (слове).

Называние буквы.

Письмо элементов букв по трафарету, по контуру.

2. Математические   представления

Количественные   представления

Нахождение одинаковых предметов.

Различение множеств: «один», «много», «мало», «ни одного».

 Большие - маленькие предметы.

Одинаковые. Равные по величине.

Большие-маленькие круглые предметы.

Распределение по цветам.

Пространственные   представления

Положение предмета в пространстве: слева - справа.

Положение предмета в пространстве: в середине, между.

Вверху-внизу,  на, под.

Длинный - короткий. Обводка полос по контуру.

Широкий - узкий. Обводка полос по контуру.

Высокий - низкий.

Впереди – сзади.

Первый – последний.

 Узнавание цифры 1.

Соотнесение количества предметов                             с числом 1.

 Написание  элементов цифры 1.

Прорисовывание  цифры 1 по трафарету.

Узнавание цифры 2

Обозначение числа цифрой

Соотнесение количества предметов                             с числом 2

Различение денежных знаков /монета,  купюра/.

 Узнавание достоинства монеты /купюры/.

Представления о форме

 Узнавание (различение) геометрической фигуры: квадрат

 Узнавание (различение) геометрической фигуры: круг.

Узнавание (различение) геометрической фигуры: треугольник.

Узнавание (различение) геометрических  фигур: круг, квадрат, треугольник.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами /квадрат, круг, треугольник/.

 Составление геометрической фигуры /треугольник, квадрат/  из счетных палочек.

 Штриховка геометрической фигуры /треугольник, квадрат ,круг/.

Обводка геометрической фигуры /треугольник, квадрат, круг/ по шаблону, трафарету, контурной линии.

Временные представления

 Узнавание (различение) времени  года.

Сутки: утро, день, вечер, ночь.

Узнавание (различение) времени суток.

Вчера, сегодня, завтра.

3. Окружающий  природный   мир

Временные представления

День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.

Узнавание (различение) частей суток /утро, день, вечер, ночь/.

Основные признаки каждого времени года

Узнавание (различение) времен года /весна, лето, осень, зима/. 

Месяцы осенние. Листопад (составление гербария).

Дары осени. Овощи.

Дары осени. Фрукты.

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в природе в разное время года.

Температура воздуха  /тепло – холодно, жара, мороз /.

Осадки /снег – дождь/.

Животный мир

А кто такие птички? /домашние и дикие/.

Узнавание (различение) домашних птиц /курица , петух, утка/.

Узнавание (различение) детенышей домашних птиц /цыпленок, утенок/.

Узнавание (различение) птиц /воробей , голубь,  снегирь, ворона/.

Домашние животные.

Узнавание (различение) домашних животных /корова, свинья, лошадь, кот, собака/.

Уход за домашними животными /котом, собакой и др/.

 Знание строения животного /голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост,  шерсть, пятачок, уши/.

Узнавание (различение) детенышей домашних животных  /теленок, поросенок, жеребенок,   котенок, щенок/.

Дикие животные

Узнавание (различение) диких животных /лиса, заяц, волк, медведь/.

Узнавание (различение) детенышей диких животных /волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок/.

Сравнение зверей и птиц.

Узнавание (различение) насекомых /жук, бабочка,  муравей, муха/.

Зимние явления природы /снег, метель, лед/.

Одежда и обувь человека зимой.

Объекты  природы

Узнавание и называние объектов неживой природы. Солнце, луна,  звезды.

Различение   земли, неба

Оживает все кругом! /весна/.

Растительный    мир

Узнавание (различение) растений /дерево, куст, трава/.

Узнавание (различение) частей растений /ствол/ стебель, ветка, лист, цветок/.

Узнавание (различение) плодовых деревьев /вишня, яблоня, груша/.

Узнавание (различение) фруктов /яблоко, банан, лимон, апельсин, груша/  по внешнему виду /вкусу, запаху/

Узнавание (различение) овощей /лук, картофель, морковь, перец/  по внешнему виду /вкусу, запаху/.

Растения культурные.  Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Значение растений в природе.

4. Человек

Представления о себе

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.

Идентификация себя как мальчика .

Называние своего имени и фамилии.

Узнавание (различение) частей тела : голова   /волосы, уши, шея, лицо/, туловище /спина, живот/, руки  /пальцы/, ноги /колено, пальцы, пятка/.

Называние частей тела : голова /волосы, уши, шея, лицо/, туловище  /спина, живот/, руки /пальцы/, ноги /колено, пальцы, пятка/.

Узнавание (различение) частей лица человека /глаза, брови, нос,  рот,  губы, язык, зубы/

Называние  частей лица человека /глаза, брови, нос,  рот , губы, язык, зубы/

Гигиена  тела

Предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, туалетная бумага.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук /открывание крана, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук/.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица /открывание крана,  набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица/.

Уход за волосами /мытьё, расчёсывание/.

Чистка  зубов.

Семья

Узнавание (различение) членов семьи.

Обращение с одеждой и обувью

Называние  предметов одежды: пальто, куртка, шапка, шарф, варежки.

Называние  предметов одежды: свитер,  рубашка, юбка /платье/, брюки .

Называние предметов одежды: майка, трусы, носки /колготки/.

Называние (различение) предметов обуви: сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки.

Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк)

Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог)

Различение правого /левого  ботинка  /сапога, тапка/.

Прием  пищи

Сообщение о желании есть, пить

Еда ложкой /захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку/.

Еда вилкой /захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку/.

Туалет

Сообщение о желании сходить в туалет.

Сидение на унитазе и оправление малой /большой/ нужды.

Пользование  туалетной  бумагой

Соблюдение последовательности действий в туалете

5. Окружающий  социальный  мир

Школа

Я-ученик. Школа.

Помещения школы - столовая, туалет и т.д.

 Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы

Мой класс. Школьные принадлежности /ранец, тетрадь, карандаш/.

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Игрушки /мягкие, твердые/.

Мебель /стол, стул, шкаф/.

Знание свойств бумаги /рвется, мнется/.

Улица.

Улица. Уличное движение.

Дом, двор.

Части дома /стена, крыша, окно/.

Убранство дома. Мебель.

Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, кровать.

Предметы  быта

Предметы посуды /ложка, стакан, тарелка и т.д./

Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, ложка, вилка, нож.

Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, чайник.

Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором

6. Музыка и движение

Слушание музыки.

Слушание тихого звучания музыки.

Слушание громкого звучания музыки.

Различение тихого и громкого звучания музыки.

Определение начала и конца звучания музыки.

Слушание спокойных музыкальных фрагментов.

 Выполнение простых движений под спокойную музыку.

Знакомство с шумовыми инструментами - погремушкой.

Знакомство с шумовыми инструментами - бубном.

Игра на шумовых инструментах.

Пение

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.

Движение  под  музыку

Музыкально - ритмические  движения.

Начало (окончание) движения под музыку.

Выполнение движений разными частями тела под музыку /топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др./

7. Изобразительная  деятельность

Аппликация

Узнавание /различение/ разных видов бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др.

 Сминание  бумаги

 Отрывание бумаги заданной формы /размера/.

 Намазывание всей /части/ поверхности клеем

Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги

 Сборка изображения объекта из нескольких деталей

Аппликация: «Разноцветный дождик».

Геометрическая композиция.

Композиция: «Листопад».

Аппликация из кругов: «Веселая гусеница»

Аппликация из салфеток: Зимний лес.

Аппликация из ватных дисков «Снеговик».

Лепка

Узнавание /различение/ пластичных материалов: пластилин.

Узнавание /различение/  инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека,  подложка.

Разминание и раскатывание пластилина.

«Пластилиновая гусеница»

Сгибание  колбаски в кольцо.

Разноцветный коврик.

«Радуга»

Рисование

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски,карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды

Освоение приемов рисования карандашом

Флажки на веревочке.

Соблюдение последовательности действий при работе с красками

Кисточка – наша помощница.

Рисование пальчиками: «Воздушные шарики»

Рисование  точек

Подготовка фона для аппликации.

8. Адаптивная  физкультура

Физическая   подготовка

Построения и перестроения

Принятие исходного положения для построения и перестроения /основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч»,  «ноги на ширине ступни»/.

Построение в колонну по одному, в одну шеренгу.

Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед; повороты на месте направо, налево.

Ходьба в колонне по одному, по двое.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения

Произвольный вдох /выдох/ через рот /нос/.

Произвольный вдох через нос /рот/, выдох через рот /нос/.

Одновременное /поочередное/ сгибание /разгибание/ пальцев.

Круговые  движения   кистью.

Движения головой: наклоны вперед /назад, в стороны/.

Наклоны туловища вперед /в стороны, назад/.

Ходьба по доске, лежащей на полу.

Ходьба  по  гимнастической  скамейке.

Прыжки

Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед /вправо, влево/.

Ползание, подлезание, лазание, перелезание

Ползание на животе, на четвереньках.

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза

Передача предметов в шеренге /по кругу, в колонне/.

Броски среднего /маленького/  мяча двумя руками  вверх /о пол/.

Ловля среднего /маленького/ мяча двумя руками.

9. Предметно-практические действия

Предметно-манипулятивные действия.

Простые подражательные действия.

Действия с материалами

Сминание материала /салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная  бумага/  двумя руками /одной рукой.

 Разрывание материала /бумагу, вату, природный материал/ двумя руками, направляя руки в разные стороны .

Пересыпание материала /крупа, песок, мелкие предметы/ двумя руками, с использованием инструмента /лопатка, стаканчик и др./

 Наматывание материала /бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки,  и др./

 Действия с предметами

Изучение предметов.

Восприятие предмета /игрушки/ и предметная деятельность с любимой игрушкой.

Толкание предмета от себя /игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др./

Притягивание предмета к себе /игрушка на колесиках, ящик и др./

Встряхивание предмета, издающего звук /бутылочки с бусинками или крупой и др./

Простые постройки из кубиков.

Выполнение действий с предметами: доставание предметов из коробки, складывание в коробку.

Сборно-разборные игрушки: конструктор, вкладыши.

Складывание фигур из счетных палочек.

Конструктор. Знакомство.

Работа с конструктором.

Раскладывание геометрических фигур в нужном порядке.

10.  Двигательное  развитие

Формирование правильной осанки.

Упражнение «Сиди прямо».

Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных.

Выполнение  движений   головой

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны.

Упражнения для укрепления мышц живота и спины.

Наклоны туловища вперед /в стороны/.

Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника.

Упражнения с различными малыми мячами

Отход от стены с сохранением правильной осанки.

Ходьба по доске, лежащей на полу.

Ходьба по гимнастической скамейке: широкой /узкой/ поверхности гимнастической скамейки, ровной поверхности гимнастической скамейки.

Ходьба по различным предметам, передвижение боком.

Упражнения с различными предметами.

Упражнения с мячами – ёжиками.

Упражнения с предметами на голове /мешочек с песком, кубик/.

11. Альтернативная   коммуникация

Основы    коммуникации

Обследование  общего развития обучающегося.

Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека

 Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека

Коммуникация с использованием невербальных средств

Использование взгляда как средства коммуникации

Использование мимики как средства коммуникации

Использование жеста как средства коммуникации

 Использование графического изображения как средства коммуникации

 Импрессивная   речь

Понимание слова, обозначающего собственное имя

 Понимание слов, обозначающих названия членов семьи /мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра/, имёна членов семьи, учащихся класса, педагогов.

Понимание слов, обозначающих действия предмета /пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др./

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние /громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др./

Понимание  простых  предложений.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, /учащихся класса, учителя/.

Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты /посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности/.

Показ графических изображений, обозначающих действия предмета /пить, есть, сидеть, стоять,, спать, рисовать, играть/.

Начальные  навыки   письма

Написание элемента буквы  /по контуру, в прописях/.

Написание буквы /по контуру, в прописях/.

5.2. Коррекция поведенческих проблем.

Проблемы поведения

Способы и методы коррекции

1 полугодие

2 полугодие

В сфере общения может проявить импульсивность, обидчивость, навязчивость.

Ребенок успокаивается только при виде своего воспитателя, учителя, достаточно взять ребенка за руку или приобнять.

Любит рассматривать иллюстрации детских сказок, иногда проявляет интерес к мультфильмам.

Эмоциональная неустойчивость и непроизвольный плач.

Прерывание ситуации, переключение на другие действия (когда Жора  плачет его надо обнять и улыбнуться).

Реже наблюдаются эпизоды проблемного поведения

5.3. Нравственное развитие

Цель:Привитие обучающемуся элементарных понятий добра и зла, понятий справедливости, нравственности и морали.

Задачиформировать ценностное отношение к себе, к другим людям,  осознание ценности человеческой жизни.

Направление нравственного развития

Предметные области

Внеурочная деятельность

Ориентирование в предметной среде

«Окружающий мир»

 «Язык и речевая практика»

«Математика»

«Физическая культура»

Посещение праздников

Участие в выставках

Экскурсии

Игровая деятельность

Восприятие окружающего мира

«Окружающий мир»

 «Язык и речевая практика»

«Математика»

«Физическая культура»

Посещение праздников

Участие в выставках

Экскурсии

Игровая деятельность

Формирование образа «Я»

«Окружающий мир»

 «Язык и речевая практика»

«Математика»

«Физическая культура»

Посещение праздников

Участие в выставках

Экскурсии

Игровая деятельность

Формирование элементарных межличностных связей «Я – другие»

«Окружающий мир»

«Язык и речевая практика»

Посещение праздников

Участие в выставках

Экскурсии

Игровая деятельность

Поведенческие навыки в бытовых ситуациях

«Окружающий мир»

 «Язык и речевая практика»

«Математика»

«Физическая культура»

Посещение праздников

Участие в выставках

Экскурсии

Игровая деятельность

  • Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)
  • Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками.
  • Делиться игрушками, сладостями и др.
  • Помогатьдругдругу
  • Излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
  • Правильно оценивать хорошие и плохие поступки, свои поступки и поступки других людей
  • Не перебивать говорящего, ждать, если человек занят
  • Быть вежливым: здороваться, прощаться, благодарить за помощь
  • Бережно относиться к вещам, использовать их по назначению, класть на место
  • Играть, трудиться, заниматься в коллективе
  • Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения

Планируемые результаты нравственного развития обучающегося

Каждое из основных направлений нравственного развития обеспечивает формирование начальных нравственных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения окружающей действительности и форм общественного нравственного взаимодействия.

- Приобретение представлений и знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

Сотрудничество с родителями обучающегося по вопросам нравственного развития.

  • Совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по нравственному развитию;
  • Сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • Педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • Поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • Содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания их ребенка;

Повышение педагогической культуры родителей рассматривается как одно из ключевых направлений реализации направления нравственного развития обучающегося.

Планируемые результаты при работе с семьей:

  1. Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам нравственного развития обучающегося.

5.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Цель: формирование культурно-гигиенических навыков, элементарных представлений о здоровом образе жизни и бережном отношении к природе.

Основныезадачипрограммы:

  • Формирование понимания состояния собственного здоровья, самочувствия и умения рассказать (предупредить) окружающих взрослых о его ухудшении;
  • Формирование готовности сообщить педагогам о своих потребностях;
  • Формирование представлений о правилах гигиены, здорового питания, о режиме дня;
  • Формирование элементарных представлений о правильном питании, развитие гигиенических навыков при приеме пищи;
  • Формирование умений безопасного поведения в школе, в быту, в природе, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Примерные формы работы:

- ежедневные наблюдения за погодой, природой, экскурсии, беседы;

- просмотр тематических мультфильмов, сюжетов;

-организация физкультминуток на уроках;

- практические упражнения по выполнению правил и процедур личной гигиены, соблюдению режима дня.

Направления работы

Формы организации

  1. Формирование экологической культуры;

спортивно-оздоровительные мероприятия,

игры на свежем воздухе,

физкультурные паузы,

прогулки,

тематические занятия.

  1. Формирование здорового образа жизни;
  1. Формирование основ безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

        

Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

  • Выбрасывать мусор в урну  для мусора
  • Не расходовать воду понапрасну, своевременно закрывай кран с водой

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

  • Соблюдатьрежимдня
  • Выполнятьутреннююзарядку
  • Гулять на свежем воздухе в любое время года
  • Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги,  надевать чистую одежду и др.
  • Одеваться на улицу по погоде

Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.

  • Соблюдать правила поведения на прогулке.
  • Не ловить ради забавы жуков, бабочек, муравьев и др.
  • Охранять растения, не рвать цветы на клумбах и газонах.

Знаниеправилздоровогопитания.

  • Есть в одно и то же время (соблюдать режим питания)
  • Тщательнопережевыватьпищу
  • Неспешить во время еды

Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

  • Соблюдать правила безопасности на дороге (переходить через дорогу в разрешенном месте)
  • Предупреждать взрослого об уходе и т.п.
  • Не бросать палки и камни в людей, птиц и животных.

Планируемые результаты

-элементарные навыки личной гигиены;

-навыки позитивного общения;

 -навыки и умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения.

Работа с родителями по формированию у учащихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Просветительская работа с родителями включает:

 проведение родительских собраний и т.п.;

 организацию совместной работы педагогов и родителей по проведению дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.;

консультативную работу по формированию в семьях обучающегосяздоровьесберегающих условий, здорового образа жизни;

проведение тематических консультаций учителями,  психологом, медицинскими работниками.

5.5. Внеурочнаядеятельность.

Названиемероприятия

Планируемаядеятельностьребенка

Участиеребенка в мероприятии

Деньзнаний

Присутствиенаторжественнойлинейке.

«ПраздникОсени»

участие в празднике

Новогоднийпраздник

подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток; участие в новогоднем празднике

 «Масленица»

участие в мероприятии

 «День 8 Марта»

участие в мероприятии, изготовление открыток

Деньименинника. «Временагода»  

участие в мероприятии

 «День Победы»

 участие в праздничной демонстрации, встреча с ветеранами.

Последнийзвонок

Присутствиенаторжественнойлинейке

Организация свободного времени

Игра

Настольные игры: «Детское домино», пазлы состоящие из нескольких элементов  (4-6), пирамидки, цветные кубики.

Строит стену из кубиков, играет с детскими машинками.

Прогулки на улице

Игры с мячом, игры на свежем воздухе, экскурсии по территории школьного двора, в парк села.

Любит кататься на качелях, кормить птиц, собирать листья, шишки, желуди.

Названиерабочейпрограммы

Возможныепредметныерезультаты

Возможныеличностныерезультаты

Внеурочная деятельность по коррекционному курсу «Развитие психических и сенсорных процессов».

- умение называть, различать,классифицировать основные цвета

-умение различать, классифицировать геометрические фигуры (круг,квадрат);

-различать пространственные отношения (верх-низ);

-ориентироваться в собственном теле;

-определять фактуру предмета (твердый-мягкий);

-выполнять координированные движения пальчиковой гимнастики;

- развитие зрительного и тактильного восприятия;

- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета;

- приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;

-формирование коммуникативной функции;

-развитие общей и мелкой моторики;

-развитие навыков и умений, которые необходимы для социальной адаптации.

Внеурочная деятельность по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

-умение различать акустические близкие звуки

- умение правильно выполнять речевой выдох;

- понимание обращенной речи;

-развитие иннервации мышц артикуляционного аппарата;

6. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

Жора, нуждается в контроле со стороны взрослых, как во время учебного процесса, так и во внеурочное время. Мальчику  требуется частичная помощь при выполнении гигиенических процедур (мытье, вытирание рук).

 Навыки самообслуживания не сформированы. Жора способен самостоятельно принимать пищу, принимать правильную позу, держать ложку. Требуется помощь воспитателя или педагога при одевании и раздевании мальчика. Мальчик не способен сам подходить к воспитателю и просить сводить его в туалет, дневной и ночной энурез.

Нормы и правила поведения во время учебного процесса не понимает и не выполняет.

Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода: влажные салфетки, бумажные полотенца, жидкое мыло, салфетки, памперсы.

7.Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации семьи обучающегося.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

  • заключение договора о сотрудничестве между родителями и школой
  • Обсуждение специалистами совместно с родителями содержания обучения и воспитания ребенка, вносимого в СИПР
  • посещениеродителямиуроков/занятий
  • информированиеэлектроннымисредствами
  • личныевстречи, беседы
  • записи в дневникеребенка
  •  обсуждение  занятий с ребенком в школе

Психологическаяподдержкасемьи

  • участие в тренингах  – 4 раза в год
  • участие в занятияхкоррекционнойгруппы
  • индивидуальныеконсультации с психологом

Организация участия родителей во внеурочной деятельности

  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:
  • Новогоднийпраздник
  • Первыйучебныйдень
  • Последнийучебныйдень
  • привлечение родителей к решению вопросов, связанных с управлением образовательной организацией (родительский комитет)

8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР

Материально – техническое обеспечение реализации СИПР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.

Учебное место создано с учётом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

В классе для обучающегося создано место как для индивидуального обучения, так и для группового. В кабинете имеется место для отдыха и проведения свободного времени.

Обучающийся не нуждается во вспомогательных средствах и технологиях при передвижении.

Специальный дидактический материал :

* Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Цветы», «Дикие и домашние животные»,, «Животные,  «Насекомые», «Времена года», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель».

* Пирамидки, мозаика, цветные пластмассовые пазлы, набор игрушек для группировки: по цвету, форме и величине, цветные деревянные кубики, счётный материал, магнитная доска /персональная/ и магнитный счётный материал, пластмассовые цифры на магнитах, пластмассовые буквы на магнитах.

* Карточки с буквами из бумаги.

* Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: фломастеры, акварельные краски, кисточки, стаканчик, восковые карандаши; мягкий пластилин, доска для лепки, влажные салфетки.

* Игрушки, резиновые мячи среднего размера с шипами, различные массажеры для кистей рук, прищепки цветные.

9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.

        Оценочный компонент содержания образования  отражается в «Карте сопровождения обучающегося»

Базовые учебные действия оцениваются по десятибалльной  шкале в конце каждого полугодия. Решение основных задач формирования базовых учебных действий происходит в течение всего обучения, во всех видах деятельности.

Предметные результаты отражают уровень доступности и освоения программы.

Текущая         аттестация обучающихся, осваивающих  СИПР, осуществляется на безотметочной основе в виде словесной характеристики.

Промежуточная аттестация включает в себя оценку уровня и качества обучения за определенный промежуток  времени (четверть, год).

 Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти и представлена в виде информационной  справки на обучающегося.

Предметные результаты оцениваются  в конце полугодия и в конце года по пятибалльной шкале.

0 - 1 – навык не сформирован

2 - 4 – навык сформирован частично (балл зависит от степени самостоятельности выполнения)

5 – навыксформирован

Система оценки результатов отражает взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного года;
  • что из полученных знаний и умений применяет на практике;
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно их применяет.

Сформированностьличностных результатов определяется в конце учебного года по пятибалльной шкале:

0 - 1 – навык не сформирован

2 - 4 - навык сформирован частично (балл зависит от степени самостоятельности выполнения)

5 - навык сформирован

На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.

10.  Обоснование выбора данной программы

Обучающийся  – ребенок  с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие мальчика  не позволяет освоить АООП (вариант 1).  

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с умственной отсталостью в умеренной степенинаправлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,  основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений,  умений и навыков,   позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций,  которые позволяют ему достигать максимально возможной    самостоятельности в решении повседневных жизненных задач,  обеспечивают его  включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного,  планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.  

      Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его  индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную  направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

        Для данного  ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

        По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучающегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

         Этим обоснован  выбор  данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.

11. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

ФИО

Должность

Проскурина Т.В.  

учитель

Савицкая Т.А.

педагог-психолог

Деркунская Л. А.

 учитель - логопед

Филипенко Е.А.

учитель музыки

Греховодова О.П

учитель физкультуры

Доценко Н.В. Ильченко Е. А.

воспитатели

Согласовано: зам. директора по УР ___________Г.Л.Тищенко

Согласовано: учитель _________________Т.В. Проскурина

Согласовано: родитель ______________С.Д. Полторак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 1 класса (второго года обучения)

Специальная индивидуальная программа развития разработана для ХХХХ  на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (в...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...