Рабочая программа кружка "Цветоводство"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа кружка "Цветоводство" 1 год обучения, 66 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetovodstvo_1_klass.docx | 47.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
К познанию природы, окружающей естественной среды интуитивно и сознательно стремится каждый ребенок - как дошкольного, так и школьного возраста. Однако далеко не всегда возможны постоянные контакты с естественной природой, ее отдельными биоценозами, причины тому могут быть самые разнообразные: удаленность объектов от школы, сезонные или погодные неудобства и т.д.
Вместе с тем существуют объекты природы, которые интересны для изучения детям и находятся в непосредственной близости, то есть в помещении школы -это комнатные растения. Замечательный живой материал, который можно успешно использовать для образования, развития и воспитания детей, и что особенно важно - круглый год!
Актуальность программы:
В концепции развития образования РФ одним из приоритетных направлений является воспитание всесторонне развитой личности. А разве можно воспитать личность без познания окружающего мира и осознания своей значимости в этом мире?
В первом классе идет постепенный переход от игровой деятельности к ведущей учебной деятельности. Данная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Первоклассник же, по уровню своего психического развития, остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается переход от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения. Школьное обучение строится таким образом, что словесно — логическое мышление получает преимущественное развитие. Поэтому в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами.
Хотя восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно, но в процессе обучения цветоводствуоно углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Младшие школьники очень эмоциональны. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение, поэтому любая работа с цветочными культурами дает положительный результат на эмоциональном уровне.
Начиная с первого класса, в рамках данного кружка можно проводить и профориентационную работу, через знакомство с профессиями и деятельностью людей непосредственно связанными с цветоводством.
Цель:привитие младшим школьникам интереса и любви к природе, знакомство с практическими умениями и навыкамипо выращиванию комнатных и цветочно-декоративных растений, по средствам кружка «Цветоводство».
Задачи:
- Познакомить обучающихся с разнообразием комнатных, цветочно-декоративных растений и их биологическими особенностями.
- Формировать навыки по размножению, выращиванию комнатных,цветочно-декоративных растений и уходу за ними.
- Формировать практические навыки по уходу за комнатными и цветочно-декоративными растениями.
- Воспитывать: эстетические чувства, любовь к природе, дружеские взаимоотношения в коллективе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветоводство» разработана на основании действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов, определяющих содержание дополнительного образования детей, а также с учётом социально-психологического развития обучающихся 6-8 лет. Программа естественно научной направленности стартового уровня сложности. Срок реализации - 1 год, объем содержания программы – 66 часов, форма обучения очная. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, с 10 минутным перерывом. В кружок принимаются дети без требований к подготовке, в течение всего года обучения.
В процессе обучения используются различные формы занятий:
- традиционные;
- комбинированные;
- практические занятия.
Формы работы:
- экскурсия;
- практическая работа;
- проведение простейших опытов;
- творческие задания;
- тестовые задания;
- дискуссия;
- выставка творческих работ;
- самостоятельная работа.
Методы обучения:
- монологический;
- диалогический;
- показательный (рассказ с элементами беседы).
Методы преподавания:
- объяснительный;
- информационно-сообщающий;
- иллюстративный.
Методы учения:
- репродуктивный;
- частично поисковый;
- поисковый;
- проблемный (работа с литературой и печатными изданиями, выполнение индивидуальных заданий).
Методы воспитания:
- убеждения;
- упражнения;
- пример.
Принципы:
- Научности и доступности.
- Природосообразности (по возрасту).
- Системности и систематичности.
- Эмоциональной окрашенности.
- Индивидуального подхода к каждому ребенку.
Планируемые результаты
В процессе занятий обучающиеся получат знания об:
- эстетическом и гигиеническом значении комнатных растений;
- основных правилах и инструкциях по безопасности труда при проведении работ по цветоводству;
- многообразии комнатных растений;
- условиях жизни комнатных растений (свет, тепло, воздух);
- основных приемах ухода за комнатными растениями;
- некоторых заболеваниях растений и мерах помощи растениям;
- о некоторых правилах размещения растений в комнате.
Обучающиеся научатся:
- наблюдать за ростом растений;
- правильно ухаживать за комнатными растениями: протирать, опрыскивать, удалять сухие листья, вносить удобрения по всем правилам техники безопасности, приготавливать почвенные смеси, рыхлить почву;
- определять комнатные растения, которые растут в классе;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- размножать комнатные растения различными способами вегетативного размножения;
- осуществлять действия по озеленению;
- составлять рекомендации по уходу за комнатными растениями.
- пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;
Личностные УУД
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач;
- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с цветочно-декоративным украшением помещений и клумб.
Регулятивные УУД
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Коммуникативные УУД
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Познавательные УУД:
- узнают названия комнатных растений;
- узнают и освоят основные способы ухода за комнатными растениями;
- выяснят, для чего нужны человеку комнатные растения;
- познакомятся с основными способы размножения растений;
- овладеют начальными формами исследовательской деятельности;
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы разделов | Количество часов | |
1 класс 2 час в неделю (66 часа) | теория | практика | |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | |
2 | Мир комнатных растений и их роль в жизни человека | 1 | 1 |
3 | Определение комнатных растений | 2 | 4 |
4 | Биология и экология растений | 2 | 6 |
5 | Сохранение и обогащение комнатных растений | 1 | 7 |
6 | Мир цветочно-декоративных растений и их роль в жизни человека | 1 | 7 |
7 | Уход за цветочно-декоративными растениями. | 1 | 5 |
8 | Практическая деятельность. | 8 | |
9 | Календарь основных работ по комнатному цветоводству и на школьной клумбе. | 2 | 6 |
10 | Цветоводство и эстетика. | 2 | 6 |
11 | Итоговое занятие и планирование заданий на лето. | 2 | |
16 | 50 | ||
Итого | 66 часов |
Содержание программы
- Вводное занятие. Техника безопасности.(2 часа)
Познакомить учащихся с планом работы детского объединения, объяснить им какими практическими и теоретическими занятиями они будут занимать в объединении, может быть учащиеся смогут предложить свою альтернативу, что поможет при составлении плана занятий педагогу. Техника безопасности. Входная диагностика.
- Мир комнатных растений и их роль в жизни человека.(2 часа)
Знакомство с комнатными растениями класса. Определение роли (санитарно-гигиеническая, экологическая, эстетическая) комнатных растений в жизни человека, выявление цели выращивания комнатных растений. Проводится в виде беседы. На этом занятии используются отрывки из научно-популярной литературы о комнатных растениях.
- Определение комнатных растений. (6 часов)Знакомство с историей комнатного цветоводства, происхождение комнатных растений, о странах обитания этих растений. Знакомство с географическими местами, где произрастают цветы нашего класса, рассматривание этих мест на карте мира. Выявление особенности жизни растений связанных с климатическими условиями произрастания. Составление таблицы, особенностей и условий выращивания некоторых групп растений (тропических, пустынных и т. д.). Какие клубы цветоводства есть в России, как они существуют и чем занимаются члены клубов.
- Биология и экология растений. (8 часов)
Знакомство учащихся с основными физиологическими процессами, происходящими в организме комнатного растения. Наиболее целесообразный метод проведения работы – демонстрация опытов, иллюстрирующих жизнедеятельность растительного организма.
Кроме вопросов дыхания и питания комнатных растений, предусмотренных программой, можно рассмотреть процесс испарения листьями воды. Надо подробно рассказать о значении этих процессов для самого растения, а также для человека.
К закладке и демонстрации опытов привлекаются учащиеся. По результатам опытов и наблюдений составляется отчетный материал виде таблиц, схем и т.п.
- Сохранение и обогащение комнатных растений. (8 часов)
Знакомство обучающихся с приемами систематического ухода за комнатными растениями. Основной метод проведения занятия - рассказ учителя с демонстрацией приемов ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы в горшке, удаление сухих листьев, опрыскивание). Практическая работа.
Знакомство с приемами периодического (или эпизодического) ухода за комнатными растениями: подкормка растений, формирование кроны, генеральной гигиенической обработке, борьба с вредителями, посадка, пересадка, перевалка комнатных растений. Строятся занятия по тому же принципу, что и предыдущие: сначала рассказ с демонстрацией приемов ухода, а затем практическая работа учащихся.
- Мир цветочно-декоративных растений и их роль в жизни человека. (8 часов)
Знакомство с растениями цветника. Правила сбора семян. Правила посадки растений цветника: бархатцы, циннии, дружные ребята, цинерария. Уход и наблюдение за рассадой. Пикирование рассады. Все занятия строятся по схеме: теория, демонстрация ухода за растениями педагогом, практическая деятельность учащихся под наблюдением педагога. Дети, для своей домашней клумбы, выращивают цветы и ведут за ними наблюдение. По окончанию учебного года высаживают на своей клумбе цветы и ведут уход и наблюдение за высаженными растениями уже самостоятельно в течение всего лета. В данной работе предусматривается фото отчет.
- Уход за цветочно-декоративными растениями.(6 часов)
Выполнение практической деятельности по уходу за цветочно-декоративными растениями для пришкольного участка: пикировка, пересадка, размножение черенками бальзамина, посадка клубневых растений в индивидуальные ёмкости, подкормка растений. Все занятия строятся на получение и отработке практических навыков по уходу за цветочно-декоративными растениями, а так же наблюдением за развитием растений. Во время данных занятий должно проводиться обязательное подведение итогов занятий, на которых обсуждаются положительные и отрицательные моменты во время проведения практической деятельности.
- Практическая деятельность.(8 часов)
Знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком выращивания, подбором необходимых материалов и инструментов. Овладение инвариантными составляющими технологических операций (способы работы). Первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе. Знакомство со свойствами растений, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании зеленых зон. Выполнение практической деятельности по разведению, уходу за всеми видами растений.
Знакомство с профессиями связанными с выращиванием и уходом за растениями, как цветочно-декоративными так и комнатными.
- Календарь основных работ по комнатному цветоводству и на школьной клумбе.(8 часов)
Знакомство с основными видами работ в цветоводстве и связь этих работ с календарем. Знакомство с лунным календарем, определение связи между посадкой растений и сроками выполнения определенных работ пор уходу за растениями. Знакомство со сроками выращивания разных растений в разное время года. Проведение практической работы по выполнении. Сезонных работ: сбор семян, размножение растений, пересадка растений, пикировка растений и т.п.
Экскурсии в теплицу школы в разные сезоны года, наблюдение за работами в теплице, на пришкольный участок. Подготовка пришкольного участка к зимовке и высадке растений. Просмотр фильмов по работе в теплицах по выращиванию цветочно-декоративных растений в Омской области.
- Цветоводство и эстетика.(8 часов)
Эстетическое воспитание школьников. Форма проведения - беседа с элементами демонстрации. Знакомство с легендами о цветах, беседа о значении красоты в жизни человека, демонстрация мультимедийных и видеофильмов об использовании человеком цветов в произведениях живописи, искусстве дарить цветы и аранжировке.
Знакомство с искусством икебаны, изготовлением флорариумов. Знакомство с местными цветоводами, с профессиями связанными с искусством цветоводства.
На данном этапе учащиеся должны уяснить, понять, какую радость и наслаждение приносит человеку такая работа.
- Итоговое занятие и планирование заданий на лето.(2 часа)
Обобщить все изученное за год, подвести итоги проделанной работы. Проводится диагностическая работа по всему изученному материалу за год.
Необходимо обсудить, что было самым интересным и запоминающимся, что понравилось не очень, чем еще можно было бы заняться в ходе работы с комнатными растениями.Высказанные детьми предложения учитываются учителем в последующей работе, изменения вносятся в план.
Планирование заданий на лето, и подготовки фото отчета.
Контрольно оценочные средства
В процессе освоения обучающимися программы осуществляется различные виды контроля и оценивания: текущий, промежуточный и итоговый.
Текущее оценивание (оценивание знаний и практических умений на каждом учебном занятии) используются методы наблюдения и опроса.
Промежуточное оценивание (оценка знаний и практических умений по результатам освоения разделом программы) используются методы: тестирование, выполнение практических и творческих работ.
Итоговое (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению всей программы) и итоговая диагностическая работа, в которую включается как проверка теоретических знаний в виде тестирования, так и выполнение практических заданий.
Выявление достигнутых результатов осуществляется через словесную оценку:
1) выполненияпрактических и творческих работ;
2) законченных работ;
3) речевых умений;
4) мотивации к деятельности по цветоводству;
5) отношения к другим обучающимся.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом педагогического наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. Методы оценки педагогических результатов – это наблюдение за деятельностью учащихся, оценка их творческих работ. Проверка знаний и умений учащихся после изучения каждой темы – опрос, тесты, игровые задания, беседы.
При изучении курса «Комнатное цветоводство» используются разнообразные формы подведения итогов:
- практическая работа;
- творческая работа;
- тестирование;
Форма проведения аттестации: тестирование (входная и итоговая диагностика). Критерии оценки уровня подготовки:
- Усвоение теоретических знаний, терминологии (согласно изучаемой программе)
- Развитие исследовательских умений;
- Усвоение специальных практических умений;
- Уровень развития творческих способностей, креативного мышления.
Параметры оценивания:
Высокий уровень (оценивается в 3 б.), средний уровень (оценивается в 2 б.), низкий уровень (оценивается в 1 балл)
Уровень освоения программы:
Высокий уровень - от 10-12 баллов (освоил программу)
Средний уровень – от 6-9 (освоил программу в необходимой степени)
Низкий уровень – ниже 6 баллов (не освоил программу)
Оценка уровня сформированности УУД (для оценки используется метод наблюдения):
- Личностные УУД(нравственная ориентация, мотивация к познанию, личностная позиция)
- Познавательные УУД.
- Регулятивные УУД.
- Коммуникативные УУД.
Параметры оценивания:
Высокий уровень (оценивается в 3 б.), средний уровень (оценивается в 2 б.), низкий уровень (оценивается в 1 балл)
Уровень сформированности УУД
Высокий уровень - от 10-12 баллов (полностью сформирован)
Средний уровень – от 6-9 (частично сформирован)
Низкий уровень – ниже 6 баллов (не сформирован)
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
- сельскохозяйственный инвентарь;
- почвосмеси;
- учебные столы;
- клеенки;
- лупы;
- коробочки для хранения семян;
- различной формы и размеров цветочных емкостей;
- компьютер;
- принтер;
- мультимедийный проектор;
- компьютерные определители;
Методическое обеспечение:
- определители комнатных растений;
- иллюстрации и фотографии с изображением комнатных растений;
- компьютерные презентации;
- папки с накопительным материалом;
- работы обучающихся (фотографии, рисунки);
- гербарии;
- таблицы;
- энциклопедии комнатных растений;
- коллекции растений.
В работе с обучающимися предусмотрено проведение массового мероприятия: «Ярмарка комнатных растений» и др. для учащихся других классов и родителей. В конце года обобщение изученного всего за год, подведение итогов проделанной работы. Выводы и предложения ребят учитываются в последующей работе.
Список используемой литературы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008.
- Приложение к Письму Минобрнауки России от 11.12.06 г. № 06 – 1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования».
- Большая энциклопедия начальной школы. Растения и животные.: вопросы и ответы. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 208 с.: ил. [Электронный ресурс - livelib.ru/book/1000572081]
- Вредители и болезни цветочно-декоративных растений. М.: Наука, 1982. bibliolink.ru›dir/173-1-0-6
- Козупеева Т.Д. и др. Цветы в интерьере и зимние сады на Крайнем Севере. П.: Наука, 1985.
- Компьютерные атласы – определители объектов природы России. ЭкоГид: Путеводитель по экосистемам. Экологический центр «Экосистема». Электронный ресурс. [Электронный ресурс - www.ecosystema.ry]
- Леон, Жинель. Колючка: как создать зеленый оазис у себя дома. Удивительные кактусы и суккуленты / ЖинельЛеон ; [пер. с англ. М. Д. Ершовой]. — Москва :Эксмо, 2019. — 224 с. : ил.
- КудрявецД.Б. Каквыраститьцветы. mirknig.com›2008/12/31/kak-vyrastit-cvety.html
- Китаева Л.А. Однолетники Вашего сада». rghost.ru›53996851
- Цветоводство: Учебное пособие по цветоводству для студентов специальности 260500 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» всех форм обучения. – Красноярск: СибГТУ, 2004.- с. [Электронный ресурс - http://vk.sibgtu.ru/ ]
- Энциклопедия «Комнатные растения». iplants.ru›Энциклопедия
Список рекомендуемой литературы для учащихся
- Пронников В. Икебана, или Вселенная, запечатленная в цветке. М.: Наука, 1985. ikebana.ucoz.ru›publ/19-1-0-66
- Уда лова Р. А., Вьюгина И. Г. В мире кактусов. М.: Наука, 1983.libex.ru›detail/book127179.html
- Энциклопедия «Комнатные растения». iplants.ru›Энциклопедия
- Бибикова, В.Ф. Зеленые оазисы дома и на работе / В.Ф. Бибикова. - М.: Мн: Полымя; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. - 126 c.
- Воронцов, В.В. Все комнатные растения, или 2000 цветов то А до Я / В.В. Воронцов. - М.: Фитон+, 2007. - 467 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...