Конспект урока развития речи по теме "Профессии" 4 класс
план-конспект урока (4 класс)

Тютюнова Елена Валерьевна

Урок проводится в классе, где обучаются дети с нарушениями слуха (слабослышащие и имплантированные). Основной целью данного урока является: расширение общего кругозора и знаний о мире профессий обучающихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_tablitse.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель

Тютюнова Елена Валерьевна

Класс

4 А

Предмет

Развитие речи

Тема

Профессии

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель

Обобщить знания обучающихся о разнообразном мире профессий.

Задачи

обр

  • Систематизировать и пополнять словарь по теме «Профессии»;
  • закреплять обобщающее понятие «профессии»;
  • закреплять знание названий и признаков профессий;
  • расширять глагольный словарь по теме «Профессии»;
  • формировать основы правовой культуры.

восп

  • Закреплять навык поведения на уроке;
  • воспитывать взаимопомощь в выполнении заданий;
  • воспитывать уважение к представителям разных профессий.

разв

  • развивать умение вести диалог;
  • развивать операции мышления, такие как обобщение, анализ и синтез.

кор

Развивать слуховое восприятие, корректировать звукопроизношение, формировать умение правильно воспроизводить слова.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

Методы

Словесный (беседа), наглядно-иллюстративный, практический,  репродуктивный,  методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковый,   элементы проектной деятельности, вариативное повторение.

Планируемые результаты

предметные

Расширение общего кругозора и знаний о мире профессий, участие в различных видах игровой и творческой деятельности, развитие познавательной активности и любознательности, умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

метапредметные

(познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; желание и умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях; готовность давать оценку событий, поступков людей, излагать свое мнение; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений.

личностные

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие самостоятельности;  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование  установки  на  безопасный,  здоровый  образ  жизни; развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

Межпредметные связи

Чтение, русский язык, окружающий мир, математика.

Ресурсы для подготовки и проведения урока

Компьютер; авторская презентация к уроку; предметные картинки с изображением людей разных профессий; настольная игра «Лото», изготовленная обучающимися на уроке технологии; таблички с фотографиями и именами представителей разных профессий в школе: врач, повар, библиотекарь и т.д.; карточки с текстом о профессиях, написанным с ошибками; макет «Солнце», на лучах которого перечислены права человека; карточки с незаконченными четверостишьями о правах человека.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.)

Активизация внимания

1. Приветствие.

(с/з)- Сегодня у нас на уроке гости. Ребята, встаньте и поздоровайтесь с нашими гостями.

2. Восприятие вопросов обиходно-разговорного характера.

(н/с)  - Какой сейчас урок?

 - Который урок по счету?

- Кто сегодня дежурный?

- Какое сегодня число?

- Какой сегодня день недели?

Речевая зарядка

(с/з) - Сегодня на уроке мы будем хорошо говорить.

Скажите правильно звук «р».

Внимательно послушайте, как я прочитаю.

(организация работы над произношением, речевым дыханием и слитностью речи)

-Здравствуйте.

-Я тут. Я слышу.

Называют урок, день недели, число.

Слушают образец чтения, проговаривают коллективно и по одному:

Ра  кра краски

Ру  фру фрукты

Ра  пра  продукты

Загадка

Продаёт продукты, вещи,
Ф
рукты, краску и бензин.
А захочешь его вст
ретить –
Отп
равляйся в магазин.

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания

Л Знать своё имя, проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Поисковый этап (5 мин)

Поиск информации

(с/з) -  Отгадайте, кто это?

(показ картинки с изображением продавца)

- Еще одну загадку загадает Женя.

(показ картинки с изображением врача)

- Дима, загадай ребятам загадку.

(показ картинки с изображением пожарного)

- Продавец, врач, пожарный – как можно назвать одним словом?

- Тема нашего урока – «Профессии»

(На доске открывается тема урока «Профессии».)

- Профессия – это главное занятие человека, так люди приносят пользу.      

- Продавец

Женя: Когда болеем, на приём
в больницу мы к нему идём.
(Врач)

Дима: Если вдруг пожар случится,

Он быстрее всех примчится.  (Пожарный)

- Профессии

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Актуализация знаний (10 мин)

 1. Игра «Отгадай профессию по действию»

(c/з)- Какие еще профессии вы знаете?

- А сейчас я буду называть действия, а вы отгадайте, люди каких профессий выполняют эту работу.

Строит

Учит

Лечит

Шьёт

Рисует

2. Игра «Угадай по звуку»

(c/з)- Cейчас вы послушаете звук и подумаете, какие машины могут эти звуки издавать.

(н/с)  (звуки движение поезда, взлет самолета, двигатель автомобиля)

- Кто управляет поездом?

- Кто водит самолёт?

- Кто водит машину?

3. Игра «Лото»

(c/з)- Сейчас мы с вами поиграем в «Лото». Перед вами большие карточки с картинками. У меня маленькие с этими же картинками. Я наугад буду доставать карточки и называть предметы. Тот, у кого такая же картинка, называет её и забирает себе. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки. 

(Игра проводится (н/с)  и (с/з) с учетом индивидуальных особенностей)

Коллективное проговаривание

(c/з)- К какой профессии относятся эти предметы?

Перечисляют профессии.

- Строитель.

- Учитель.

- Врач.

- Швея.

- Художник.

- Машинист.

- Летчик.

- Водитель.

Обучающиеся (н/с)  и (с/з) определяют, какие предметы назвал учитель и заполняют карточки соответствующими картинками.

Коллективно проговаривают названия всех предметов и называют профессии, к которым относятся предметы: повар, парикмахер, художник, продавец, учитель.

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе, оформлять свои мысли в устной форме, активно участвовать в работе.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, ориентироваться в учебнике, находить необходимые картинки, слова, предложения, самостоятельно выполнять задания по устным инструкциям учителя, читать тексты и понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Практический этап (17 минут)

1. Составление предложений

(c/з)- Составьте предложения со словами: художник, продавец, повар, учитель, парикмахер.

- Запишите тему урока и эти предложения в тетрадях.

Физминутка.

 Игра «Море волнуется раз»

Учитель изображает уборщицу

  1. Профессии в школе.

Уборщица (карточка)

(с/з) - В нашей школе есть уборщица?

- Что делает уборщица?

- Труд уборщицы тяжелый, но очень важный. Мы должны уважать труд уборщицы.

- А что для этого надо делать? Для этого нам надо переобуваться, нельзя ходить по школе в грязной обуви, нельзя бросать мусор, тогда в нашей школе будет всегда чисто.

- Какие профессии встречаются в нашей школе? (учитель, воспитатель, библиотекарь, врач, повар, медсестра, водитель)

- Давайте вспомним, как зовут нашего библиотекаря? (показ карточки, чтение имени)

- Как зовут врача? (показ карточки, чтение имени)

- Медсестру? (показ карточки, чтение имени)

- Повара? (показ карточки, чтение имени)

3.Исправление ошибок в тексте.

(с/з) - Но самая главная профессия в школе – это учитель. И я предлагаю вам побыть учителями и исправить ошибки в тексте.

(обучающимся раздаются карточки с текстом)

- Проверьте, правильно ли вы написали? (на обратной стороне доски написан правильный текст)

- У кого есть ошибки?

4. Беседа о правах человека.

(с/з)  - Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко. И это не случайно.  Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты?

- И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.

- Самым ценным и дорогим для нас является жизнь. (Открывается лучик со словом “жизнь”)

Не менее важным является здоровье (Открывается лучик со словом “здоровье”)

- Человек не может быть по-настоящему счастлив без семьи, без друзей;(Открывается слово “семья”)

- Ещё является значимым для человека является Родина. (Открывается слово “Родина”)

Люди во все времена, не жалея жизни, здоровья, сражались за свою родину, защищали её.

- И еще один лучик – это труд. (Открывается лучик со словом “труд”)

- Как вы думаете, легко ли сделать в жизни выбор любой профессии? В мире существует тысячи различных профессий. Каждый человек выбирает одну, которой он посвящает всю свою жизнь.         Вы учитесь в четвертом классе. Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем осуществить свою заветную мечту - выбор профессии.

- Кем вы хотите стать, когда вырастете? (ответы детей)

5. Дополнение стихотворения одним словом. (подбор рифмы)

(с/з)  - Есть еще одна очень интересная профессия. Это профессия – поэт. Поэт пишет стихи.

- Я буду читать стихотворение, а вы называть последнее слово в каждом четверостишье.

-Устное составление предложений.

Запись предложений в тетрадях.

Изображают людей разных профессий в действии.

 

- Есть.

- Убирает, подметает, моет пол, вытирает пыль, выносит мусор.

- Не бросать мусор, переобуваться.

- Учитель, воспитатель, врач, повар.

Чтение имен и отчеств врача, библиотекаря, повара, медсестры.

Читают текст, находят ошибки и исправляют их.

Текст

На свете есть много разных профессий. Врач водит людей. Строитель ловит дома. Полицейский лечит преступников. Летчик строит самолёт.

Каждый человек имеет право на труд и выбор профессии.

Взаимопроверка.

- Дает свет, тепло.

- Чтение слова «жизнь».

Вывод: человек имеет право на жизнь.

- Чтение слова «здоровье».

Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское     обслуживание.

- Чтение слова «семья».

Вывод: каждый человек вправе иметь семью, жить в семье.

- Чтение слова «Родина».

Вывод: человек имеет право быть гражданином своей страны.

- Чтение слова «труд».

Вывод: каждый человек имеет право на труд и выбор профессии.

Обучающиеся отвечают:

- Я хочу быть … (называют профессии)

Заканчивают четверостишья и подставляют лучи с соответствующими словами.

Так много прав на свете есть

И все они важны

Но самым ценным для людей

Является их жизнь.

Каждый вправе полечиться,

Если заболеть случится.

Право есть у нас такое:

Сохранить своё здоровье.

У меня есть право жить

И учиться, и дружить,

Но счастливым буду я,

Если у меня семья.

Я маленький житель планеты Земля,

Такой голубой и красивой,

Но Родина есть у тебя и меня,

И Родина эта – Россия.

Профессий много надо знать,

Чтоб можно было выбирать.

Как только дети подрастут,

Имеют право все на труд.

К Активно участвовать в работе группы.

П Произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим, иметь своё мнение на происходящие события.

К Активно участвовать в работе группы.

П Произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим, иметь своё мнение на происходящие события.

Рефлексивно-оценочный этап (3 мин)

(с/з)  - О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что мы сегодня делали на уроке? Вы хорошо поработали на уроке и получаете отметки …

- Домашнее задание выучить имена и отчества людей тех профессий, которые работают в нашей школе. Вам в помощь карточки.

- О профессиях.

- Играли, составляли предложения, слушали, хорошо говорили.

К Активно участвовать в работе группы.

П Произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим, иметь своё мнение на происходящие события.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".

Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....

Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"

-  Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.-  Обобщить названия предметов чайной посуды в ...

КОНСПЕКТ урока развития речи в 1 классе II вида

На уроке обобщаются знания учащихся по теме "Лиственные деревья", развивается слуховое восприятие на основе знакомого речевого материала и активизируется речевой словарь по заданной теме....

Конспект урока развития речи во 2 классе. Работа над деформированным текстом.

В конспекте урока дан алгоритм работы над деформированным текстом и примерные тексты, с которыми ребенок работает. Так же представлены варианты работы с данными текстами на уроке....

Конспект урока развития речи для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конспект урока развития речи "Зимние забавы", разработан для обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...