Тема по самообразованию.
статья (4 класс)

Афонькина Ирина Юрьевна

Тема по самообразованию.  Духовно-нравственное воспитание на занятиях кружка «История и культура кубанского казачества»   средствами изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_dlya_samoobrazovaniya.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на занятиях кружка «История и культура кубанского казачества»   средствами изобразительного искусства.

Культура представляет собой сплав материальных и духовных ценностей . Духовные ценности - это достижения в области науки, искусства, просвещения. В этой связи можно определить духовную интеллектуальную, духовную эстетическую и духовную этическую культуру.

В настоящее время одним из направлений школьного образования является воспитание доброго, воспитанного, способного к состраданию, чувственного, нравственного, самостоятельного, активного гражданина с четко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Одной из составляющих данного процесса является духовно-нравственное воспитание  школьников.

Отметим, что ребенок особое существо, уникальное, универсальное, цельное; он смеется, играет, поет, пляшет, лепит, рисует, делает открытия. В процессе реализации всех этих видов и форм деятельности дошкольник духовно развивается.

Особенность духовного совершенствования в школьном детстве определил В. А. Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, фантазии и творчества» . «Наставь дитяти при начале  пути его, он не уклонится от него, когда и состарится», - советуют нам Соломоновы притчи .

В Статье 64 Федерального Закона Об образовании в Российской Федерации указывается, что: «школьное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей   школьного возраста» .

Духовно-нравственное воспитание определяется как процесс, обеспечивающий формирование духовности и нравственности личности, заключающейся в соблюдении норм морали. Как личностная характеристика нравственность интегрирует большое количество разнообразных качеств и свойств личности, таких как искренность, доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, толерантность, эмпатия, дисциплинированность, коллективизм .

В рамках исследуемой проблемы было проведено исследование позволившее выявить характер процесса духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста. На начальном этапе эксперимента было проведено анкетирование педагогического коллектива, позволившее доказать актуальность выбранной темы исследования. Так, посредством анкетирования предстояло выяснить, что педагоги понимают под «духовно-нравственным воспитанием школьника», какие средства духовно-нравственного воспитания дошкольника являются наиболее эффективными и какие из них они используют в своей работе с детьми.

Под духовно-нравственным воспитанием школьника педагоги понимают «привитие детям нравственных качеств, определенных норм поведения», «приобщение к национальным традициям», «знакомство с историей края, города, государства», «это воспитание, направленное на усвоение дошкольника духовных ценностей, нравственных чувств (совести, долга, ответственности, милосердия и др.)». На вопрос «Считаете ли Вы, что духовно-нравственное воспитание школьника является одной из важнейших задач школы ?», все опрошенные педагоги ответили утвердительно, что подтверждает актуальность выбранной проблемы исследования.

Для работы было важно выяснить, какие, по мнению педагогов,  средства духовно-нравственного воспитания школьника наиболее эффективны. В анкетах были предложены для выбора 10 педагогических средств.

Среди средств духовно-нравственного воспитания школьника, используемых педагогами в работе с детьми, были указаны «беседы на духовно-нравственные темы»; «знакомство с пословицами и поговорками»; «беседы»; «поиск изобразительных решений группой детей совместно с педагогом в игровой ситуации»; «знакомство с нравственными нормами и правилами»; «ознакомление с художественной литературой».

Анкетирование педагогического коллектива, проведенное на начальном этапе исследования, позволило подтвердить актуальность выбранной темы исследования. В этой связи предположено внедрение в образовательный процесс  различных методов изобразительной деятельности, таких как беседы по содержанию картин, групповая и индивидуальная работа с иллюстративным материалом, показ, цветоощущение, погружение в цвет.

Исследователи, рассматривающие различные аспекты проблемы формирования духовно-нравственной воспитанности школьников, отмечают в качестве одного из важнейших средств использование произведений изобразительного искусства, которые обеспечивают наполнение чувственной сферы личности ребенка. Доказано, что дети школьного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Бочкарева Л.П., Карих В.В., Коршикова Т.В., Тутолмин А.В. и др.). В ряде исследований представлены варианты синтеза искусств на основе общечеловеческих ценностей, содержания, изобразительно-выразительных средств (Карих В.В.). По мнению Тутолмина А.В., в процессе формирования духовно-нравственной культуры личности очень важны и эффективны беседы о произведениях художественной литературы, мультфильмах, произведениях изобразительного искусства. Использование воображения, мыслительно-эмоционального переноса себя в позицию героя, другой личности, помогает ребенку, по мнению Сикорского Б.Ф., «проигрывать переживать в своем поведении, ставшей реальной ситуацию» .

Таким образом, педагогические возможности произведений изобразительного искусства как  средства духовно-нравственного воспитания школьников состоят в том, что они являются наиболее важным стимулом  переживаний ребенка, обогащают личный эмоциональный опыт, способствуют накоплению опыта целостных духовно-нравственных и эстетических предпочтений и ориентации  школьника.

    Согласно плану кружка  я   последовательно провожу ознакомление детей  не только с казачьим фольклором, но в меру возрастных возможностей дошкольники получают знания об обычаях, традициях, обрядах  казачества, знакомим  с народными героями. Великими подвижниками земли  русской (Александром Невским, Сергеем Радонежским и др.) Глядя в глаза детей, которые слушают рассказы   о родном крае, я  понимала, что эта  информация  трогает детские сердца. Они внимательно слушали, активно отвечали на вопросы.    Несомненно, ценным элементом воспитательной системы является использование русских народных праздников  в различных формах работы с детьми. Например: праздника «Казачий круг»,  «Зимняя сказка»,», развлечение «Кубанские игры», «Рождество» «Масленница»и т.д. Детей знакомим  с местными диалектом, песнями, играми.    Много уделяю внимания  изготовлению  кубанских игрушек из соломы, глины. Много рисуем на занятиях кружка.
   Наш край славится богатым урожаем хлеба, риса. На занятиях и вне занятий знакомлю  детей с трудом хлеборобов. Рассматриваем картины, читаем детскую художественную литературу, Дети учат много пословиц      и поговорок о хлебе. Проводим вечера развлечений, викторины по знанию пословиц  и поговорок о хлебе. Кроме того, знакомим детей  с ярмаркой. Славилась наша Кубань богатыми ярмарками. Ярмарка – это плоды труда работников сельского хозяйства. Так на осенней ярмарке знакомлю  детей с дарами нашего родного края. В  ярмарке  участвуют скоморохи, «цыгане», кумушка с русским самоваром, дети  в кубанских костюмах.  Поем задорные частушки, русские народные песни, водим  хороводы.  Декорации для театральных постановок рисуем  сами.

   В процессе, прогулок и на специальных занятиях детей знакомлю  с породами деревьев (хвойные, лиственные), лесными и полевыми цветами, злаковыми культурами (рожь, пшеница и т.д.). с птицами кубанских лесов, рыбами и животными.
Читаем произведения из сборников местных писателей и поэтов: В.Д. Нестеренко «Веснушки», В.Б. Бакалдин «Стихи о хлебе», «Русский порт Новороссийск»  и т.д.
   Однако, учитывая, что Кубань многонациональна, стало необходимо ввести в наши планы ознакомительные занятия с традициями, обычаями других национальностей.
В целях воспитания толерантности, мы проводим работу с ближайшим окружением ребенка: тех народностей, представители которых есть в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

План по самообразованию

Как спланировать работу по самообразованию...

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...