Школа и семья как партнеры в воспитании детей и коррекции недостатков их развития
статья
В статье представлен материал по реализации программы по формированию родительских компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_i_semya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа и семья как партнеры в воспитании детей и коррекции недостатков их развития»
В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями здоровья, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации ребёнка.
Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей.
Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье со стороны образовательного учреждения.
Социальный состав семей учреждения и контингент воспитанников и учащихся достаточно сложный: есть дети из благополучных семей, а есть дети проблемные, из семей неблагополучных с низким социальным уровнем и статусом.
Стремясь к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в Центре разработана и реализуется Программа работы с родителями.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: «Формирование психолого–педагогической и социальной компетентностей родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья».
ЗАДАЧИ:
- Оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.
- Формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй.
- Повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Гармонизация межличностных отношений в семье.
- Организация совместной деятельности учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.
- Профилактика аддиктивного поведения детей.
Содержание, формы и методы взаимодействия с семьей ребенка выстраиваются в соответствии с задачами, стоящими перед учреждением, в направлении наиболее полной их реализации для полноценного формирования личности ребенка, социальной адаптации и интеграции в общество.
Основные направления работы с родителями выбраны с учётом реальных потребностей и способствуют активному взаимодействию с семьёй по вопросам психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления работы с родителями, задачи и формы организации представлены в следующей таблице.
НАПРАВЛЕНИЯ | ЗАДАЧИ | ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ |
I Психолого-коррекционная работа | -оказание психологической помощи родителям -реконструкция родительско детских взаимоотношений -коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций детей с умственной отсталостью, РДА, синдромом Дауна и др. | Групповая и индивидуальная работа Родительский клуб /подразделение школы-интерната/ Семейный клуб «Дружная семейка» /дошкольное подразделение/ |
II Педагогическое и правовое просвещение родителей | - расширение знаний родителей по правовым вопросам социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья - формирование ответственного отношения семьи к воспитанию и обучению детей | Школа для родителей. Тематические родительские собрания. |
III Формирование компетентности родителей в вопросах специальных коррекционно-педагогических знаний и их применение в занятиях с детьми | -повышение педагогической грамотности родителей; - демонстрация положительного опыта обучения и воспитания детей в семье; - создание условий для дальнейшей социальной адаптации и интеграции детей в общество | Работа в рамках школы для родителей. Дни открытых дверей. Семинары – практикумы для родителей и с участием родителей по их запросам Встречи со специалистами Центра. Индивидуальное консультирование по вопросам коррекции, обучения и реабилитации. |
IV Воспитание в семье и досуговая деятельность | - создание условий для духовного общения и совместного взаимодействия детей и родителей; - объединение воспитательных усилий родителей. | Проведение различных мероприятий, чтобы дети и родители поняли, что необходимо объединить усилия и вместе решать проблемы |
V Включение родителей в деятельность учреждения | - создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам обучения и воспитания; - организация совместной деятельности по укреплению здоровья детей и ЗОЖ, социализация и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество; - включение родителей в решение ключевых вопросов организации деятельности Центра. | Родительский комитет Центра. Помощь в укреплении материально-технической базы Центра. |
VI Профилактика семейного неблагополучия | - выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - взаимодействие всех служб Центра по профилактике и оказанию помощи трудным семьям, предупреждение социального сиротства. | Создание банка данных о неблагополучных семьях. Обследование жилищно-бытовых условий. Разработка индивидуальной карты реабилитации семьи и ребенка |
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Необходимы совместные действия семьи со всеми социальными институтами, в том числе и образовательными учреждениями по формированию общечеловеческих и нравственных ценностей, гармонизации отношений детей с обществом.
Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами, всегда даёт положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукольный театр как средство коррекции недостатков психического развития детей с нарушением интеллекта.
Все новое - это хорошо забытое старое. Арттерапия, игротерапия все чаще применяется в учебно-воспитательном процессе. Сказки несут в себе обучающую информацию и ценное ненавязчивое ...
«Школа и семья как партнёры в воспитании детей»
Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Такое сотруд...
Доклад на тему: "Школа и семья как партнеры в воспитании детей"
В докладе говорится о взаимодействии семьи и школы для создания благоприятных условий для развития ребенка. К докладу прилагается презентациия....
Доклад «Роль школы и семьи в духовно – нравственном воспитании детей»
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема...
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...
Родительское собрание на тему «Школа и семья как партнёры в воспитании детей»
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Ведь учителю начальных классов приходится формировать не только детский коллектив...
Школа и семья как партнёры в воспитании детей.
Семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка.«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»В.А. Сухомлинский...