Школа и семья как партнеры в воспитании детей и коррекции недостатков их развития
статья

Шилина Римма Ивановна

В статье представлен материал по реализации программы по формированию родительских компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_i_semya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа и семья как партнеры в воспитании детей и коррекции недостатков их развития»

 

        В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями здоровья,  признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации   ребёнка.

Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей.         В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей.

    Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье  со стороны образовательного учреждения.

Социальный  состав семей учреждения  и контингент воспитанников и учащихся  достаточно сложный: есть дети из благополучных семей, а есть дети  проблемные, из семей неблагополучных с низким социальным уровнем и статусом.

Стремясь к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в Центре разработана и реализуется Программа работы с родителями.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: «Формирование психолого–педагогической и социальной  компетентностей родителей, имеющих  детей с ограниченными возможностями здоровья».

ЗАДАЧИ:

  • Оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки         семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.
  • Формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным  учреждением и семьёй.
  • Повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий  семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.

         Гармонизация межличностных отношений  в семье.

  • Организация совместной деятельности учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.
  • Профилактика  аддиктивного  поведения детей.

Содержание, формы и методы взаимодействия с семьей ребенка выстраиваются в соответствии с задачами, стоящими перед учреждением, в направлении наиболее полной их реализации   для полноценного формирования личности ребенка, социальной адаптации и интеграции в общество.

Основные направления работы с родителями выбраны с учётом реальных потребностей и способствуют активному  взаимодействию с семьёй  по вопросам психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

 Основные направления работы с родителями, задачи и формы организации представлены в следующей таблице.

НАПРАВЛЕНИЯ

ЗАДАЧИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

       I

Психолого-коррекционная работа

-оказание психологической помощи родителям

-реконструкция родительско детских взаимоотношений

-коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций детей с умственной отсталостью, РДА,

синдромом Дауна и др.

Групповая и индивидуальная работа

Родительский клуб

/подразделение школы-интерната/

Семейный клуб «Дружная семейка»

/дошкольное

подразделение/

     II

Педагогическое и правовое просвещение родителей

- расширение знаний родителей по правовым вопросам социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья

- формирование ответственного отношения семьи к воспитанию и обучению детей

 Школа для родителей.

Тематические родительские собрания.

     III

Формирование компетентности родителей в вопросах специальных коррекционно-педагогических знаний и их применение в занятиях с детьми

-повышение педагогической грамотности родителей;

- демонстрация положительного опыта обучения и воспитания детей в семье;

- создание условий для дальнейшей социальной адаптации и интеграции детей в общество

Работа в рамках школы для родителей.

Дни открытых дверей.

Семинары – практикумы для родителей и с участием родителей по их  запросам

Встречи со специалистами Центра.

Индивидуальное консультирование по вопросам коррекции, обучения и реабилитации.

     IV

 Воспитание в семье и досуговая деятельность

- создание условий для духовного общения и совместного взаимодействия детей  и родителей;

- объединение воспитательных усилий родителей.

Проведение различных мероприятий, чтобы дети и родители поняли, что необходимо объединить усилия и вместе решать проблемы

     V

Включение родителей в деятельность учреждения

- создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам обучения и воспитания;

- организация совместной деятельности по укреплению здоровья детей и ЗОЖ,   социализация и интеграции детей с ограниченными возможностями   здоровья в общество;

- включение родителей в решение ключевых вопросов организации

деятельности Центра.

Родительский комитет Центра.

Помощь в укреплении материально-технической базы Центра.

     VI

Профилактика семейного неблагополучия

- выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- взаимодействие всех служб Центра по профилактике и оказанию помощи трудным семьям, предупреждение социального сиротства.

Создание банка данных о неблагополучных семьях.

Обследование жилищно-бытовых условий.

Разработка индивидуальной карты реабилитации семьи и ребенка

 

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести  в различных ситуациях. Вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Необходимы совместные действия семьи со всеми социальными институтами, в том числе и образовательными учреждениями по формированию общечеловеческих и нравственных ценностей, гармонизации отношений детей с обществом. 

Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами, всегда даёт положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр как средство коррекции недостатков психического развития детей с нарушением интеллекта.

Все новое - это хорошо  забытое  старое. Арттерапия, игротерапия все чаще применяется в учебно-воспитательном процессе. Сказки несут в себе обучающую информацию и ценное  ненавязчивое ...

«Школа и семья как партнёры в воспитании детей»

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Такое сотруд...

Доклад на тему: "Школа и семья как партнеры в воспитании детей"

В докладе говорится о взаимодействии семьи и школы для создания благоприятных условий для развития ребенка. К докладу прилагается презентациия....

Доклад «Роль школы и семьи в духовно – нравственном воспитании детей»

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема...

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...

Родительское собрание на тему «Школа и семья как партнёры в воспитании детей»

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Ведь учителю начальных классов приходится формировать не только детский коллектив...

Школа и семья как партнёры в воспитании детей.

Семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка.«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»В.А. Сухомлинский...