«Речь и альтернативная коммуникация для обучающихся класса " Особый ребёнок" (АООП ФГОС ОО УО)
методическая разработка

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработана в соответствии с

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ции»;

-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;

- распоряжением Комитета по образованию от 03.04.2019 № 1010-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учеб-ном году»;

- Учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год;

- Планом внеурочной деятельности Государственного бюджетного общеобразовательно-го учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и кален-дарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год рассчитана на136 часов (исходя из 4-х часов в неделю). Количество часов, отведённых на изучение предмета «Речь и альтер-нативная коммуникация» в 2 классе, соответствует количеству часов в базисном учебном плане.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Обучение детей речи и коммуникации включает в себя целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель изучения предмета: формирование коммуникативных и речевых навыков с ис-пользованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, обеспечение лиц, устный язык которых ограничен, средствами выражения себя и понимания коммуникации других.

Задачи предмета:

В разделе "Коммуникация":

- формирование у обучающихся интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта;

- знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым до-ступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимо-действия со взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо":

- развитие ручной и мелкой моторики;

- формирование элементарных графо моторных умений;

- развитие слухового внимания и слухового восприятия;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Принято

«Утверждаю»

на Педагогическом совете                                          

Приказ №114  от «30» августа  2019г.

Протокол №1

от  «30» августа 2019г.                                        

Директор ________Гнездилова В.Н.

Рабочая программа

учебного предмета

«Речь и альтернативная коммуникация»

для обучающихся 2-О класса

 (АООП ФГОС о У/О)

Срок реализации программы – 1 год

Составила:  Попова А.В.

г. Санкт-Петербург

2019-2020 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработана в соответствии с

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;

-  распоряжением  Комитета по образованию от 03.04.2019 № 1010-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;

- Учебным  планом Государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового  района Санкт-Петербурга  на 2019-2020  учебный год;

-  Планом  внеурочной деятельности Государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового  района Санкт-Петербурга  на 2019-2020  учебный год.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы  № 439 и календарным учебным графиком на 2019-2020  учебный год рассчитана на136 часов (исходя из 4-х часов в неделю).  Количество часов, отведённых на изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 2 классе,  соответствует количеству часов в базисном учебном плане.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Обучение детей речи и коммуникации включает в себя целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель изучения предмета: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, обеспечение лиц, устный язык которых ограничен, средствами выражения себя и понимания коммуникации других.

        Задачи предмета:

В разделе "Коммуникация":

 - формирование у обучающихся  интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений  продуктивного установления, поддержания и завершения контакта;

 - знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

 - активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

 - формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо":

- развитие ручной и мелкой моторики;

- формирование элементарных графо моторных умений;

- развитие слухового внимания и слухового восприятия;

- формирование интереса слушанию коротких текстов с иллюстрациями (чтение текстов педагогом).

Специфика контингента:

В классе обучаются 5 человек, все мальчики. Обращённую речь понимают 3 ученика. На невербальном уровне выразить свои желания и потребности умеют 4 человека, на вербальном – 2.

Буквы знают, находят и называют 3 ученика. Чтение слов доступно 2 мальчикам, осмысленное чтение предложений и небольших по объёму текстов - 1 мальчику.  Печатание букв, слогов и слов доступно 2 обучающимся, 1 ученик печатает буквы с совместной деятельности. Осмысленное рассматривание иллюстративного материала наблюдается у 3 обучающихся, 1 ученик стереотипен в выборе книг для рассматривания иллюстраций.

Обучающимся класса характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени,  свойственно полное отсутствие произносительной  стороны речи  2 обучающимся, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. У двоих обучающихся низкое зрение (постоянное ношение очков). Характерна импульсивность, отсутствие саморегуляции поведения.

Планируемые результаты на конец второго класса:

Личностные результаты освоения АООП.

Адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Предметные результаты освоения АООП.

Базовый уровень

Коммуникация с использованием вербальных средств:

Умение реагировать  на собственное имя.

Умение привлечь к себе внимания, приветствовать и прощаться с  собеседником звуком (словом, предложением).

Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств:

Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.    

Умение продуцировать мануальные знаки с помощью движений собственного тела.

Умение пользоваться коммуникацией с помощью вспомогательных устройств.

Умение пользоваться системой графических символов.

Импрессивная речь:

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических символов.

Понимание простых предложений.

Экспрессивная речь:

Умение употреблять  отдельные звуки, звукоподражания,  звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Умение употреблять  простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), собственное имя, называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса),

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет, обобщающие понятия, действия предмета, признак предмета, признак действия, состояние; слов, обозначающих число, количество предметов называние (употребление) слов, Называние (употребление) простых предложений.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:

Умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством зависимой или независимой коммуникации, при помощи вспомогательных устройств или без них.

Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов.

Составление простых предложений, ответы на вопросы по содержанию текста, составление простого рассказа по последовательно продемонстрированным действиям, составление картинного рассказа по одной сюжетной картинке, с использованием графического, предметного символа или мануального знака.

Чтение и письмо:

 Элементы глобального чтения.

Умение узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов.

Умение использовать карточки с напечатанными словами как дополнительное средства коммуникации.

 Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Умение узнавать (различать) образы графем (букв).

Умение производить графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).  

 Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова).

Уроки-занятия включают в себя практические упражнения, свободные предметные игры, игры на звукоподражание, двигательные и жестовые упражнения, совместные игры с элементами сюжетно-ролевой игры.

Формы обучения:

  • урок с элементами игры;
  • урок, с элементами практического занятия;
  • экскурсия;
  • игра.

Методы и приёмы обучения:

- методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности;

- методы формирования интереса к учению;

- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха;

- использование познавательных игр;

- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально- визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- выкладывание пиктограмм;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- графомоторные упражнения;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

аппликация, вырезание.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

балл

характеристика с указанием степени помощи учителя

0

Выполняет задания с полной физической поддержкой, педагог полностью управляет процессом

1

Выполняет задание "рука в руке", совместно, с появлением отдельных эпизодов самостоятельной активности

2

Задания выполняет после многократного совместного выполнения (повторения) и при постоянной помощи педагога

3

Задания выполняет после инструкции и предшествующей совместной проработки, опираясь на алгоритм и частично на помощь педагога

4

Задания выполняет после показа, опираясь на алгоритм и минимальную помощь педагога

5

Задания выполняет по образцу при постоянном поэтапном контроле со стороны педагога

6

Задания выполняет самостоятельно, требуется организующая помощь

Учебно-тематический план

2 класс (третий год обучения)  

(4 часа в неделю, 136 часов в год)

№ п/п

наименование разделов и тем

количество часов

всего

в том числе:

практические, экскурсии,

дидакт. игра

контроль

I полугодие (64 часа)

1.

Диагностика.

8

8

д/карты

2.

Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств.

21

21

текущий

3.

4.

Речь:

Импрессивная речь

        

        3

3

текущий

Экспрессивная речь

11

11

текущий

5.

«Чтение и письмо».

17

17

текущий

6.

Диагностика.

4

4

д/карты

II полугодие (72 часа)

1.

Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств.

4

4

текущий

2.

Речь:

Импрессивная речь

7

2

текущий

Экспрессивная речь

5

4

текущий

3.

Развитие речи.

17

17

текущий

4.

«Чтение и письмо».

31

31

текущий

5.

Диагностика.

8

8

д/карты

Итого часов за учебный год

136


Содержание программы по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

Разделы программы

Содержание

I полугодие

Диагностика

Контроль ЗУН по программе.

Планируемые результаты: умения и навыки (в т.ч. понятия) на начало учебного года  2-го класса.

Коммуникация.

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником.

Реагирование на собственное имя.

Приветствие собеседника звуком (словом).

Привлечение к себе внимания звуком (словом). 

Выражение своих желаний звуком (словом). 

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом). 

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).

Выражение благодарности звуком (словом).

Прощание с собеседником звуком (словом).

Планируемые результаты: Устанавливают зрительный контакт с собеседником. Адекватно реагируют на речь собеседника. Выражают свои желания. Выполняют простые звукоподражательные  упражнения. 

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.

Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Выражения интереса к совместному рассматриванию изображений светофора, проезжей части, пешеходных перехода по теме «Безопасная дорога» и «обсуждению».     Планируемые результаты: Жестами, мимикой, движениями рук выражают свои желания  собеседнику.  Выполняют простые двигательные упражнения  в соответствии с текстом стихотворения, потешек. Находят игрушки и предметы по картинкам по принципу  «Слушай стишок и показывай картинку». Находят на тематической картине по ПДД изображения светофора, проезжей и пешеходной  части.

Развитие речи.

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, сок, суп, кот, лук и др.). 

Реагирование на собственное имя.

Узнавание (различение) имён обучающихся класса, педагогов,специалистов.

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Понимание простых предложений.

Планируемые результаты: Вслушиваются в речь собеседника. Слушают аудиозаписи и узнают (реагируют) на разнообразные звуки. Смотрят фрагменты фильмов (м/ф, сказки, док.фильмы, детские худ.фильмы), узнают героев. Принимают посильное участие в театрализованных играх. Рассматривают картинки, иллюстрации, выполняют задания по типу «Покажи…», «Найди», «Где…?».

Экспрессивная речь.

        Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний.

Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.).

        Планируемые результаты: Употребляют в собственной речи отдельные звуки, звукоподражания, комплексы. Осмысленно называют простые слова: мама, папа и др.

«Чтение и письмо».

Нахождение и (называние) показ карточек с буквами.

Печатание букв (Аа, Оо, Уу, Мм, Сс, Пп, Тт, Лл, Кк), слогов, слов (мама, папа, сок, лук, кот и др.). Нахождение букв в напечатанных словах, выделение этих букв. Лепка из пластилина букв, выкладывание из счетных палочек, желудей, семечек, верёвок.

Планируемые результаты: Находят и называют (показывают) буквы, называют слова, начинающие с буквы. Печатают буквы, слоги, слова   на листе бумаги простым карандашом, ручкой. Лепят, выкладывают из разного материала по показу и самостоятельно буквы.  

Диагностика

Уровень усвоения разделов программы I-го полугодия.

II полугодие

Разделы программы

Содержание

Коммуникация.

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Реагирование на собственное имя и фамилию.

Называют (показывают) на себя: «Я – Ярослав», «Я мальчик».

Приветствие собеседника звуком (словом), жестом, мимикой.

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом), жестом, мимикой.

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом), жестом.

Выражение благодарности звуком (словом), жестом, мимикой.

Прощание с собеседником звуком (словом), жестом, мимикой.

Планируемые результаты:  Адекватно реагируют на речь собеседника. Называют (показывают на себя) своё имя, выделяют себя по полоролевому различию.  Выражают свои желания. Выполняют простые звукоподражательные, жестовые и мимические  упражнения. 

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Выражения интереса к совместному рассматриванию изображений светофора, проезжей части, пешеходных перехода по теме «Безопасная дорога» и «обсуждению».     Планируемые результаты: Жестами, мимикой, движениями рук выражают свои желания  собеседнику.  Выполняют двигательные упражнения  в соответствии с текстом стихотворения, потешек по показу и самостоятельно. Находят игрушки и предметы по картинкам по принципу  «Слушай стишок и показывай картинку». Находят на тематической картине по ПДД изображения светофора, проезжей и пешеходной  части.

Развитие речи.

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.). 

Реагирование на собственное имя и фамилию.

Узнавание (различение) имён членов семьи, одноклассников, педагогов.

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Понимание простых предложений.

Планируемые результаты: Вслушиваются в речь собеседника. Прислушиваются или слушают аудиозаписи,   узнают (реагируют) на разнообразные звуки. Смотрят фрагменты фильмов (м/ф, сказки, док.фильмы, детские худ.фильмы), узнают героев. Принимают участие в театрализованных играх. Рассматривают картинки, иллюстрации, выполняют задания по типу «Покажи…», «Найди», «Где…?».

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний.

Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов (мак, аист, луна и др.).

Называние собственного имени.

Называние имён членов семьи (обучающихся класса, педагогов класса и специалистов).

Принимают участие в играх  с элементами сюжетно-ролевых игр (по сказкам, по ролевым играм «Магазин», «Чаепитие»)

Планируемые результаты: Употребляют в собственной речи отдельные звуки, звукоподражания, слова.  Осмысленно называют простые слова: мама, стол, урок и др.. Вступают (наблюдают) в игры.

«Чтение и письмо».

Учить узнавать и показывать себя (части тела) в зеркале, подражая взрослому.

Учить подражать движениям взрослого в зеркале: хмуриться,  улыбаться, обнимать себя руками, гладить и др.

Планируемые результаты: Видят своё отражение в зеркале. Выполняют подражательные движения. Показывают части тела – голова, туловище, руки, выделяя лицо и называя (показывая) части лица.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, совместное рисование.

Печатание букв Аа, Оо, Уу, Ии, Пп, Сс, Кк, Тт, Мм.

Печатание слогов ма, мо, му и др.

Печатание слов мама, папа, суп, сок, лук, тук и др.

Печатание (с помощью педагога и самостоятельно) своего имени в работах.

Планируемые результаты: Выполняют самостоятельно и совместно с педагогом упражнения на формирование кинетической основы движений пальцев рук. Выделяют (выбирают) карандаш, ручку, фломастеры для использования в работе. Ориентируются за рабочим местом (стол, бумага) и/или находят свою парту – рабочее место. Находят и показываю (называют) букву, печают его. Печатают слог, слово, своё имя, читают его.

Диагностика.

ЗУН по программе 2-го класса.

Планируемые результаты: адекватное реагирование на речь, действия учителя и/или сверстников, максимально самостоятельное выполнение заданий по материалам 2-го класса.

Учебно-методический комплект,

обеспечивающий реализацию программы

(включая электронные ресурсы)

Литература:

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы № 439.
  2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью  /под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011;
  3. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М., 2001;
  4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007;
  5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007.
  6.   Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. СПб., 1998.

Материально-техническое (информационное, методическое)

оснащение образовательного процесса:

  • http://flashsait.com - бесплатная детская электронная библиотека;
  • http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования;
  • www.razumniki.ru - литература для детского чтения;
  • http://www.twirpx.com/ - электронная библиотека;
  • http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология»;
  • http://prezentacya.ru - образовательный портал «Презентация.ru»;
  • http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир»;
  • http://daohappiness.ru/
  • http://900igr.net - 900 презентаций для детей;
  • http://www.logoped.ru - сайт «Логопед.ru»;
  • http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков;
  • http://logoportal.ru/ - логопедический портал;
  • http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru»;
  • http://www.solnet.ee/ - детский портал «Солнышко»;
  • http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения;

Предметно-развивающая образовательная среда:

  • Детские книги, журналы, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихотворения и т. п..
  • Доски: магнитная, ковролиновая, грифельная.
  • Игрушки мелкие резиновые, пластмассовые, пенопластовые, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения, сказочных персонажей.
  • Игрушки музыкальные.
  • Иллюстрации и открытки по произведениям художественной литературы, сюжетам мультфильмов.
  • Куклы театральные (для перчаточного театра, объемного настольного театра, куклы бибабо, куклы-марионетки и др.).
  • Куклы, отражающие различный возраст, половую принадлежность — средние (25-35 см) и большие (40-50 см).
  • Магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски, флеш-носитель с записями различных мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических комплексов для гимнастики.
  • Настенное и индивидуальное зеркало.
  • Наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.).
  • Картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые ученик использует в своих играх-занятиях.
  • Иллюстративный материал (картины, фотографии), отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей и др.,
  • Картины из серий «Домашние животные», «Дикие животные», картины по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», различные картинки, выполненные в стиле коллажа и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по альтернативному чтению, 4 класс (класс "Особый ребёнок")

В силу значительных ограничений  вербальной коммуникации учащиеся с умеренной умственной отсталостью оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнёров, поэтому так важно научить их а...

Методическая разработка классного часа по теме:"Первый космонавт Земли- Ю.Гагарин"для обучающихся класса "Особый ребёнок"3-й год обучения.

Учитель знакомит детей с историей возникновения космонавтики и с первым космонавтом Земли.Сценарий мероприятия разработан с учетом психо-физических особенностей обучающихся с ОВЗ (класса "Особый ребен...

Урок по предмету "Альтернативное чтение" на тему: Части тела (2 класс "особый ребёнок")

Предмет: Альтернативное чтение.Тема: Части тела (упражнения с фотографией).Класс: 2 «Г» «особый ребёнок» (F -72).Тип урока: комбинированный.Цель:  1. Учить детей показывать части тела на себе и ф...

Календарно-тематическое планирование. Речь и альтернативная коммуникация. 2 класс, АООП 2 вариант, СИПР, 2017-2018 уч. год

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" во 2 классе. СИПР....

Технологическая карта по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация», 2 класс 2 вариант АООП по ФГОС

Конспект урока был составлен для детей, обучающихся по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.В классе всего обучаются 8 человек, из них 4 ученика находятся на надомном обуче...

Занятие по развитию речи в 1 классе « Особый ребёнок» «Мамочки и детишки»

Закреплять знание детей о домашних животных и их детёнышей....