Представление Педагогического опыта на соответствие
материал

Представление педагогического опыта. аттестация на соответствие. Тема самообразования Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.opyt_.docx46.35 КБ
Файл samooanaliz.pptx83.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зудиловская средняя общеобразовательная школа»

Аналитический отчет

за период педагогической деятельности

2018 -2021год.

Составитель:

Чепкасова Дарья Александровна,

учитель начальных классов МБОУ «Зудиловская СОШ»,

без квалификационной категории

Зудилово

2020

Развитие логического мышления младших школьников – одно из важнейших направлений обучения, учащихся. На важность этого процесса указывают учебные программы и методическая литература. Актуальность проблемы развития мышления объясняется тем, что успешность любой деятельности как раз во многом и зависит от особенностей развития мышления. Именно в младшем школьном возрасте, как показывают специальные исследования, должно достаточно интенсивно развиваться логическое мышление. Мышление играет огромную роль в познании. Оно расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает.

 Поэтому начиная свой педагогический путь я поставила для себя цель изучить вопрос развития логического мышления. И выбрала для самообразования тему «Развитие логического мышления у младших школьников на уроках русского языка»,

Я разработала упражнения при помощи которых не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения "вид - род". Это такие отношения, когда все предметы, входящие в "вид", входят и в "род", имеют общие существенные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.

На уроках русского языка часто используются следующие упражнения:

1.        Подбери родовое понятие к словам:

картофель - …                      вилка - …

глаз - …                                 серебро - …

ромашка - …                         деление - …

      Понятия могут относиться друг к другу и как «часть – целое». В связи с этим можно дать задание:

2.        Укажи целое, частью которого являются:

крыло - …                              кабина - …

карман -                                 окно - …

ветка - …                               ступень -…

Понятия могут находиться между собой в отношении рядоросположенности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием.

3.        В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоросположенности:

Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)

Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)

Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)

         Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности.

4.        Подбери противоположные понятия:

свет - …                               длинный - …

день - …                              молодость - …

сладкий - …                        ложь - …

5.        Назови вероятные причины следующих событий:

синяк - …                                  опоздание - …

авария - …                                наказание - …

ошибка - …                               драка - …

6.        Назови возможные следствия следующих событий:

засуха - …                                 праздник - …

сражение - …                           молния - …

праздник - …                             осень - …

          Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности.

7.        К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:

вторник - …

февраль - …

вечер - …

Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными.

8.        К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:

бумага - …(белая, писать)

ложка - …(столовая, есть)

врач - …(детский, лечить)

Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.

В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями.

9.        Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:

утка туча чаща                 гараж жаба баран

рынок … осада                 орел … сажа

10.        В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Т.е., нужно дойти до заданного нужного слова.

лес - … - … - … - бор

кошка - … - мышка

Доведите кота до сыра (кот – сыр) кот – ком – сом – сор – сыр

Протяните мост через реку (мост – река)

        

11.        Назови одним словом следующие группы слов:

мак, ромашка, роза

морковь, капуста, свекла

кукла, мишка, мячик

12.        Подбери нужное слово:

Человек – ребенок, собака - …

Воробей – птица, окунь - …

13.        Скажи одним словом:

намылить шею - …

прикусить язык - …

бить баклуши - …

14.        Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

Автомобиль, тормоз – автор

Кора, лото, боксер - …

Баран, рана, банка - …

15.        Составь предложение, в котором бы были эти три слова:

медведь, озеро, карандаш

лиса, варенье, лавка

16.        Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву.

Например: Председатель Петр промчался по пыльному полю.

Анализируя результаты профессиональной деятельности, делаю вывод, что уровень развития логического мышления у учащихся повышается. Уровень развития я контролирую с помощью методики   исследования словесно-логического мышления разработанной Э. Ф. Замбацявичене.

Хочу представить вам диаграмму сравнения результатов.

Так же представляю вашему вниманию качество образованности

Качество образованности

Учебный год

Успеваемость                                         

Качество знаний                                        

2019/2020

100%

55%

Также одним из результатов моей профессиональной деятельности, направленной на развитие логического мышления является участие учащихся моего класса в различных конкурсах и олимпиадах. Приведу результаты в таблице.

Название

Кол-во человек

Результат

Конкурс «Человек и природа».

9

участие

Математический конкурс-игра «Кенгуру».

7

участие

Игре-конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех».

5

участие

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников.

10

2-места - 3 человека

3 места - 4 человека

Повышая своё профессиональное мастерство я не останавливаюсь на теме самообразования, участвую в вебинарах различной тематики.

Обучающий методический вебинар по реализации дистанционного обучения в начальных классах

Вебинар «Ресурсы Яндекс Школы для дистанционного обучения учителям, детям и родителям»

Вебинар «О содержании учебных предметов «Родной язык» и «Литература на родном языке»

Также для самообразования использую сеть Интернет, в частности сервис ЯУчитель, где успешно прошла несколько курсов. «Обучение чтению. Профилактика дислексии», «Конфликты и травля в школьной среде», «Развитие личностных УУД в младших классах», «Принцы и правила работы с детьми с ОВЗ.»

Используя информацию, полученную из курса. Я успешно организую работу с учеником, находящимся на надомном обучении, по адаптированной программе для детей с нарушениями ОДА, 6.1. Самостоятельно составляю адаптированные коррекционные и образовательные программы.  

В дальнейшей работе я бы хотела расширить свою тему по самообразованию, поэтому поставила для себя следующие цели:

1.Изучить тему развития познавательных УУД младших школьников

2.Создать условия для развития познавательных УУД младших школьников

3. Достижение более высокого уровня развития познавательных УУД младших школьников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цели работы Изучить вопрос развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка Создать условия для развития логического мышления младших школьников

Слайд 3

1. Подбери родовое понятие к словам: картофель - … вилка - … глаз - … серебро - … ромашка - … деление - …

Слайд 4

2. Укажи целое, частью которого являются: крыло - … кабина - … карман - окно - … ветка - … ступень -…

Слайд 5

Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро) Горизонт , север, компас, восток, стрелка (север, восток) Автобус , самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)

Слайд 6

4. Подбери противоположные понятия: свет - … длинный - … день - … молодость - … сладкий - … ложь - … 5. Назови вероятные причины следующих событий: синяк - … опоздание - … авария - … наказание - … ошибка - … драка - … 6. Назови возможные следствия следующих событий: засуха - … праздник - … сражение - … молния - … праздник - … осень - …

Слайд 7

К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности: вторник - … февраль - … вечер - …

Слайд 8

бумага - …(белая, писать) ложка - …(столовая, есть) врач - …(детский, лечить)

Слайд 9

Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу: утка туча чаща гараж жаба баран рынок … осада орел … сажа

Слайд 10

лес - … - … - … - бор кошка - … - мышка Доведите кота до сыра (кот – сыр) кот – ком – сом – сор – сыр Протяните мост через реку (мост – река)

Слайд 11

Назови одним словом следующие группы слов: мак, ромашка, роза морковь, капуста, свекла кукла, мишка, мячик Подбери нужное слово: Человек – ребенок, собака - … Воробей – птица, окунь - … Скажи одним словом: намылить шею - … прикусить язык - … бить баклуши - …

Слайд 13

Качество образования Учебный год Результаты освоения обучающимися образовательных программ Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5», от общей численности обучающихся 2019/2020 100% 83,8% 2020/2021 100% 83,3% среднее 100% 83,5%

Слайд 14

Обучающий методический вебинар по реализации дистанционного обучения в начальных классах Вебинар «Ресурсы Яндекс Школы для дистанционного обучения учителям, детям и родителям» Вебинар «О содержании учебных предметов «Родной язык» и «Литература на родном языке » «Обучение чтению. Профилактика дислексии » « Конфликты и травля в школьной среде » « Развитие личностных УУД в младших классах»

Слайд 15

В дальнейшей работе я поставила для себя следующие цели: Изучить тему развития познавательных УУД младших школьников Создать условия для развития познавательных УУД младших школьников Достижение более высокого уровня развития познавательных УУД младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...

Представление педагогического опыта

Данный материал поможет в работе учителю над проектной и исследовательской деятельностью....

Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)

В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чем...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Публичное представление педагогического опыта педагогического работника

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...