Представление Педагогического опыта на соответствие
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.35 КБ |
![]() | 83.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зудиловская средняя общеобразовательная школа»
Аналитический отчет
за период педагогической деятельности
2018 -2021год.
Составитель:
Чепкасова Дарья Александровна,
учитель начальных классов МБОУ «Зудиловская СОШ»,
без квалификационной категории
Зудилово
2020
Развитие логического мышления младших школьников – одно из важнейших направлений обучения, учащихся. На важность этого процесса указывают учебные программы и методическая литература. Актуальность проблемы развития мышления объясняется тем, что успешность любой деятельности как раз во многом и зависит от особенностей развития мышления. Именно в младшем школьном возрасте, как показывают специальные исследования, должно достаточно интенсивно развиваться логическое мышление. Мышление играет огромную роль в познании. Оно расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает.
Поэтому начиная свой педагогический путь я поставила для себя цель изучить вопрос развития логического мышления. И выбрала для самообразования тему «Развитие логического мышления у младших школьников на уроках русского языка»,
Я разработала упражнения при помощи которых не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.
Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.
Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения "вид - род". Это такие отношения, когда все предметы, входящие в "вид", входят и в "род", имеют общие существенные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.
На уроках русского языка часто используются следующие упражнения:
1. Подбери родовое понятие к словам:
картофель - … вилка - …
глаз - … серебро - …
ромашка - … деление - …
Понятия могут относиться друг к другу и как «часть – целое». В связи с этим можно дать задание:
2. Укажи целое, частью которого являются:
крыло - … кабина - …
карман - окно - …
ветка - … ступень -…
Понятия могут находиться между собой в отношении рядоросположенности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием.
3. В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоросположенности:
Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)
Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)
Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)
Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности.
4. Подбери противоположные понятия:
свет - … длинный - …
день - … молодость - …
сладкий - … ложь - …
5. Назови вероятные причины следующих событий:
синяк - … опоздание - …
авария - … наказание - …
ошибка - … драка - …
6. Назови возможные следствия следующих событий:
засуха - … праздник - …
сражение - … молния - …
праздник - … осень - …
Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности.
7. К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:
вторник - …
февраль - …
вечер - …
Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными.
8. К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:
бумага - …(белая, писать)
ложка - …(столовая, есть)
врач - …(детский, лечить)
Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.
В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями.
9. Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:
утка туча чаща гараж жаба баран
рынок … осада орел … сажа
10. В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Т.е., нужно дойти до заданного нужного слова.
лес - … - … - … - бор
кошка - … - мышка
Доведите кота до сыра (кот – сыр) кот – ком – сом – сор – сыр
Протяните мост через реку (мост – река)
11. Назови одним словом следующие группы слов:
мак, ромашка, роза
морковь, капуста, свекла
кукла, мишка, мячик
12. Подбери нужное слово:
Человек – ребенок, собака - …
Воробей – птица, окунь - …
13. Скажи одним словом:
намылить шею - …
прикусить язык - …
бить баклуши - …
14. Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:
Автомобиль, тормоз – автор
Кора, лото, боксер - …
Баран, рана, банка - …
15. Составь предложение, в котором бы были эти три слова:
медведь, озеро, карандаш
лиса, варенье, лавка
16. Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву.
Например: Председатель Петр промчался по пыльному полю.
Анализируя результаты профессиональной деятельности, делаю вывод, что уровень развития логического мышления у учащихся повышается. Уровень развития я контролирую с помощью методики исследования словесно-логического мышления разработанной Э. Ф. Замбацявичене.
Хочу представить вам диаграмму сравнения результатов.
Так же представляю вашему вниманию качество образованности
Качество образованности
Учебный год | Успеваемость | Качество знаний |
2019/2020 | 100% | 55% |
Также одним из результатов моей профессиональной деятельности, направленной на развитие логического мышления является участие учащихся моего класса в различных конкурсах и олимпиадах. Приведу результаты в таблице.
Название | Кол-во человек | Результат |
Конкурс «Человек и природа». | 9 | участие |
Математический конкурс-игра «Кенгуру». | 7 | участие |
Игре-конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех». | 5 | участие |
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников. | 10 | 2-места - 3 человека 3 места - 4 человека |
Повышая своё профессиональное мастерство я не останавливаюсь на теме самообразования, участвую в вебинарах различной тематики.
Обучающий методический вебинар по реализации дистанционного обучения в начальных классах
Вебинар «Ресурсы Яндекс Школы для дистанционного обучения учителям, детям и родителям»
Вебинар «О содержании учебных предметов «Родной язык» и «Литература на родном языке»
Также для самообразования использую сеть Интернет, в частности сервис ЯУчитель, где успешно прошла несколько курсов. «Обучение чтению. Профилактика дислексии», «Конфликты и травля в школьной среде», «Развитие личностных УУД в младших классах», «Принцы и правила работы с детьми с ОВЗ.»
Используя информацию, полученную из курса. Я успешно организую работу с учеником, находящимся на надомном обучении, по адаптированной программе для детей с нарушениями ОДА, 6.1. Самостоятельно составляю адаптированные коррекционные и образовательные программы.
В дальнейшей работе я бы хотела расширить свою тему по самообразованию, поэтому поставила для себя следующие цели:
1.Изучить тему развития познавательных УУД младших школьников
2.Создать условия для развития познавательных УУД младших школьников
3. Достижение более высокого уровня развития познавательных УУД младших школьников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели работы Изучить вопрос развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка Создать условия для развития логического мышления младших школьников
1. Подбери родовое понятие к словам: картофель - … вилка - … глаз - … серебро - … ромашка - … деление - …
2. Укажи целое, частью которого являются: крыло - … кабина - … карман - окно - … ветка - … ступень -…
Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро) Горизонт , север, компас, восток, стрелка (север, восток) Автобус , самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)
4. Подбери противоположные понятия: свет - … длинный - … день - … молодость - … сладкий - … ложь - … 5. Назови вероятные причины следующих событий: синяк - … опоздание - … авария - … наказание - … ошибка - … драка - … 6. Назови возможные следствия следующих событий: засуха - … праздник - … сражение - … молния - … праздник - … осень - …
К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности: вторник - … февраль - … вечер - …
бумага - …(белая, писать) ложка - …(столовая, есть) врач - …(детский, лечить)
Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу: утка туча чаща гараж жаба баран рынок … осада орел … сажа
лес - … - … - … - бор кошка - … - мышка Доведите кота до сыра (кот – сыр) кот – ком – сом – сор – сыр Протяните мост через реку (мост – река)
Назови одним словом следующие группы слов: мак, ромашка, роза морковь, капуста, свекла кукла, мишка, мячик Подбери нужное слово: Человек – ребенок, собака - … Воробей – птица, окунь - … Скажи одним словом: намылить шею - … прикусить язык - … бить баклуши - …
Качество образования Учебный год Результаты освоения обучающимися образовательных программ Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5», от общей численности обучающихся 2019/2020 100% 83,8% 2020/2021 100% 83,3% среднее 100% 83,5%
Обучающий методический вебинар по реализации дистанционного обучения в начальных классах Вебинар «Ресурсы Яндекс Школы для дистанционного обучения учителям, детям и родителям» Вебинар «О содержании учебных предметов «Родной язык» и «Литература на родном языке » «Обучение чтению. Профилактика дислексии » « Конфликты и травля в школьной среде » « Развитие личностных УУД в младших классах»
В дальнейшей работе я поставила для себя следующие цели: Изучить тему развития познавательных УУД младших школьников Создать условия для развития познавательных УУД младших школьников Достижение более высокого уровня развития познавательных УУД младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/05/picture-398815-1391599714.jpg)
Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".
Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-26636-1449286303.jpg)
Представление педагогического опыта
Данный материал поможет в работе учителю над проектной и исследовательской деятельностью....
Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)
В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чем...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-553258-1418932376.jpg)
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-553258-1418932376.jpg)
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/26/picture-695442-1551159604.jpg)
Публичное представление педагогического опыта педагогического работника
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...
Портфолио как средство организации контрольно - оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС. (Представление педагогического опыта)
В данной статье я раскрыла цели и задачи создания портфолио. Я описала для чего нужно портфолио и как его сделать....