Развитие познавательных универсальных учебных действий
статья (3 класс)

Шумакова Надежда Александровна

Статья о развитии познавательных универсальных учебных действий

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ CASE-STUDY (КЕЙС-СТАДИ)
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Н. А. Шумакова, руководитель Е. Ю. Лебедева

ГБПОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический Колледж № 1»

С каждым годом привлечь внимание младших школьников к процессу обучения становится всё сложнее. Вместе с тем необходимо развить у обучающихся умение грамотно работать с информацией: анализировать, структурировать и обобщать её, находить источники. Всё это позволяет критически воспринимать окружающую действительность для формирования навыка решать различные задачи.

Основа данных познавательных способностей закладывается ещё в начальной школе  благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Начального Общего Образования (далее – ФГОС НОО), базирующемуся на системно-деятельностном подходе.

Главной задачей учителя является дать обучающимся возможность самостоятельно «открыть» новые знания, что отождествляется с умением учиться. Этому способствует активизация всего образовательного процесса, направленного на формирование и развитие универсальных учебных действий, в том числе познавательных, понятие которых впервые было введено А. Г. Асмоловым  [4, с.5].

Одним из способов успешной мотивации младших школьников к обучению, по словам отечественного педагога А. М. Руденко, в настоящее время является применение различных методов, которые представляют собой «совокупность наиболее общих способов решения учебных задач», включая активные (далее – АМО). Интерес к ним вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему в плане организации уроков [3, с.88].

Активными считаются методы, при использовании которых деятельность обучающихся носит продуктивный, творческий характер. В разное время к этому вопросу обращались отечественные психологи и педагоги Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, М. Н. Скаткин,
А. В. Хуторской и другие.

Особое внимание уделяется применению одного из инновационных видов АМО – case-study (кейс-стади), который называют  методом кейсов или методом решения ситуационных задач. Он заключается в развитии познавательных умений обучающихся и базируется на различных приёмах работы с информацией. В частности, использование case-study (кейс-стади) играет особую роль на уроках окружающего мира в начальной школе.

В качестве своеобразного «ядра» применения данного метода выступает предоставление обучающимся описания ситуации, содержащей в себе противоречие и способной спровоцировать дискуссию. Необходимо на основе имеющихся знаний и с помощью дополнительных источников информации изучить проблему и предложить все возможные варианты её решения, затем выбрать лучший (оптимальным может считаться только один) [1, с.11].

Применение case-study (кейс-стади) позволяет развивать общеучебные действия как вид познавательных универсальных учебных действий, а именно умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, находить информацию и выбирать наиболее эффективные способы для решения учебных задач, структурировать полученные знания, а также преобразовывать объекты из чувственной формы в модель с выделением существенных характеристик.

Классификация case-study (кейс-стади) происходит по различным критериям. Так, все кейсы можно разделить на структурированные (со сжатым изложением материала) и неструктурированные (с большим количеством данных). По источнику исходной информации методы ситуационного анализа делятся на «полевые» (основанные на реальности) и «кресельные» (искусственно смоделированные).  По степени сложности выделяют кейсы низкой («ситуации-иллюстрации»), средней («ситуации-оценки») и высокой («ситуации-проблемы») сложности. Любой кейс может быть представлен в печатном виде, в формате видео или мультимедиа-кейса [2].

Целесообразность применения кейса, относящегося к тому или иному виду, полностью зависит от факторов, среди которых ключевым является не только уровень профессионализма педагога, но и возрастные особенности обучающихся, а также возможности учебного предмета.

В качестве примера можно рассмотреть школьный курс «Окружающий мир», который является интегрированным, то есть содержит сведения из самых разных наук - естественных и общественных (социальных). Основной целью его изучения является формирование практико-ориентированных знаний обучающихся о природе, человеке и обществе. В рамках его освоения младшие школьники сталкиваются с большим количеством различных таблиц, схем, моделей и заданий, требующих осуществления операций анализа и преобразования информации [4, с.16].

Успешнее всего с такой задачей в рамках начальной школы могут справиться обучающиеся третьего или четвёртого класса, так как они, по мнению большинства современных психологов и педагогов, начинают действительно осознанно относиться к учению и проявлять активный интерес к познанию. Возникает обоснованная потребность в анализе и оценке причины собственных достижений и неудач, рефлексии выполняемой деятельности, выборе способов предотвращения ошибок.

С учётом всех вышеперечисленных факторов в педагогике была сформирована сводка правил эффективного применения case-study (кейс-стади). Кейс должен быть написан понятно и интересно для обучающихся. Материал обязан полностью соответствовать теме конкретного урока и содержать достаточное количество информации.

Для классов, уже знакомых с принципами работы с case-study (кейс-стади) на уроке, применяются кейсы среднего и высокого уровня трудности. Ученики, как правило, делятся на команды примерно по 3-5 человек. Каждая команда работает самостоятельно [1, с.13].

Можно отметить следующие отличительные черты case-study (кейс-стади): наличие обязательной исследовательской стадии процесса; коллективное обучение или работа в группе; использование проектной деятельности; стимулирование на достижение успеха. Всё это, согласно требованиям ФГОС НОО, способствует развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

В рамках организации независимого педагогического эксперимента была выдвинута гипотеза: развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся третьего класса, возможно, будет проходить более успешно, если разработать блок конспектов уроков окружающего мира с включением case-study
(кейс-стади) и систематически применять в образовательном процессе.

В качестве базы проведения данного эксперимента было выбрано
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №152 г. Челябинска».

Для определения уровня сформированности познавательных универсальных  учебных действий младших школьников в рамках констатирующего этапа была проведена диагностическая методика
Е. Ю. Мишняевой и В. С. Рохлова для отобранной экспериментальной группы учеников 3 «А» класса в составе 10 человек. По её итогам, высокий уровень был определён у 3 обучающихся, средний  - у 5 обучающихся, низкий – у 2 обучающихся.

На протяжении 8 уроков, входящих в состав раздела «Путешествия» (УМК «Школа России», IV четверть), на формирующем этапе исследования была организована работа с учебными кейсами средней сложности. К примеру, в рамках изучения темы «Золотое кольцо России: начинаем путешествие из Сергиева Посада»
(1 академический час) обучающимся предлагалось разделиться на команды по 4 человека и составить карточку-«визитку» одного из городов Золотого кольца России, опираясь на раздаточный материал. Трудность заключалась в том, что в информационных листах были представлены не все сведения для заполнения «визитки», поэтому необходимо было дополнить их с помощью текста учебника и выдержек из предложенного видеофрагмента. Все обучающиеся успешно справились с поставленной задачей. Карточка-«визитка» представляла собой ряд вопросов (название города, год основания, основатель, достопримечательности, интересные факты и так далее), поэтому деятельность обучающихся свелась к поиску и «фильтрации» информации в учебнике, а также информационном листе как виде дополнительного источника знаний. Команды проявляли интерес к работе. На этапе включения в систему знаний составленные карточки-«визитки» стали удобной опорой для пересказа усвоенного материала.

На следующем уроке необходимо было на основе изученного описания маршрута самостоятельно составить карту путешествия, выбрав рациональное направление. Данное задание вызвало некоторые затруднения у обучающихся, имеющих низкий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, так как они предложили маршрут, предполагающий неоднократный возврат в один и тот же город для перемещения к следующему пункту. Дополнительную сложность представляла собой необходимость создания творческой легенды карты, с помощью которой можно было бы условно обозначить города, используя их описания.

В рамках третьего урока по теме «Золотое кольцо России» обучающиеся по командам составляли кластеры. Главной задачей было преобразовать данные из сплошного текста в схему, выделяя только существенные характеристики. 90% учеников успешно выполнили её.

Аналогичные формы работы были предложены ученикам в рамках изучения следующих тем («Наши ближайшие соседи», «На севере Европы» и так далее). По итогу педагогического эксперимента на контрольном этапе была проведена повторная диагностическая методика, которая показала, что из 10 диагностируемых низкий уровень остался лишь у 1 человека; у 5 человек – средний уровень, у 4 человек – высокий. Следовательно, двое учеников улучшили свои результаты.

Таким образом, была доказана гипотеза, согласно которой применение case-study (кейс-стади) на уроках окружающего мира создаёт положительную динамику для развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся третьего класса. Этот метод позволяет совершенствовать образовательный процесс и делать его более интересным для младших школьников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Азарова, Л., Ачкасова, В., Иванова, К., Кривоносов, А., Филатова, О. Ситуационный анализ в связях с общественностью: Учебник для вузов [Текст]. – 2-е изд., дополн. и исправл. Стандарт третьего поколения – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 288 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
  2. Описание «кейс – технологии»: [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Образовательная деятельность Университета ИТМО». 2018 – 2019. URL: http://edu.ifmo.ru/pages/363/. (Дата обращения 30.09.2019).
  3. Основы педагогики и психологии: учебник [Текст] / А. М. Руденко [и др.]; под ред. проф. А. М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 383 с. – (Среднее профессиональное образование).
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования [Текст]. – Москва: Просвещение, 2019. – 53 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание условий для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе."

Данная презентация была подготовлена для публичного выступления на городском конкурсе "Педагог года-2015".Предварительный просмотр по ссылке:  https://docs.google.com/presentation/d/1puUZMc9bPwer...

Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Работа содержит понятие и виды УУД, которые необходимо для развивать у учащихся в начальной школе. Практическая значимость работы состоит в том, что в нем представлен  комплекс заданий для учащих...

Сборник дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во 2-м классе

Дидактическая игра достаточно давно известна, но новый аспект состоит в том, что нужно понять, как использовать дидактическую игру для развития познавательных универсальных учебных дей- ствий. Наблюде...

Прием моделирования как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Использование метода моделирования на различных уроках в начальной школе способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников....

Исследовательская деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...