Исследовательская деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий.
статья на тему

Шнырова Ольга Валерьевна

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Это ещё и  перспективный путь, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shnyrova.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий.

Шнырова О.В.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 с углублённым изучением отдельных предметов»

"Учение без размышлений – тщетный труд;
Размышления без учения – пагубны”
Конфуций

Требования жизни диктуют, что современный человек должен уметь наблюдать, задавать вопросы, анализировать,  отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность. В настоящее время происходит сближение содержания методической системы работы с требованиями жизни, пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Исследовательская  деятельность  способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска проблемы.  
Именно поэтому вырос интерес педагогов к организации проектно-исследовательской деятельности  в рамках ФГОС.  

         Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Причём неважно содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь ценное - исследовательский опыт. В дальнейшем, задача педагога предоставлять  возможность им  самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло.

Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, включает основные элементы:

1. Умение видеть проблемы. (Проблема – это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие решения)
2. Выдвигать гипотезы. (Гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений)
3. Задавать вопросы. ( Вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы)
4. Давать определение понятиям.
5. Проводить наблюдения и эксперименты. (Эксперимент – это важнейший из методов исследования)
6. Делать выводы и умозаключения.
7. Классифицировать материалы.
8. Работа с текстом.
9. Доказывать и защищать свои идеи.
   
Значит можно говорить, что на каждом этапе исследовательской  деятельности происходит развитие познавательных универсальных учебных действий.

Начальная школа  является основой для формирования азов исследовательской культуры. Учебно-исследовательская деятельность школьников не возникает в школе сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются:
•    готовность учащихся к этому виду работы;
•    желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.
         Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя учебно-исследовательской деятельности школьника.

 Начинать  заниматься учебно-исследовательской деятельностью можно с учениками 1-х классов. Вот некоторые  упражнения, которые в значительной мере помогут  развитие умение видеть проблемы: «Посмотрите на мир другими глазами»; «Составление  рассказа от имени другого человека»; «Метод шести думательных шляп»; игра «Волшебные превращения» и др. Эти задания и упражнения, как и многое другое по организации исследовательской деятельности младших школьников можно  найти в книге А. И. Савенкова “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”.

С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: «Парные картинки, содержащие различия»; «Найди два одинаковых квадрата» и др.

Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально тренировать. В развитии умения выдвигать гипотезу помогут упражнения на обстоятельства.

Важным для любого исследователя является умение задавать вопросы. Для этого  используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др.

С второклассниками и третьеклассниками чаще используются групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования.

Исследовательская деятельность ведётся по следующим направлениям:

  1. Индивидуальная работа;

Это индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы.

    2.  Групповая работа.

 Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.
   3. Массовая работа с детьми.

В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся начальной школы, школьные олимпиады.
    Задача учителя, как организатора  исследовательской деятельности, увидеть у детей искру исследовательского таланта или собрать группу детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться, но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.

Итогом  исследовательской деятельности учащихся  может стать  школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников.  На ней  обучающейся  учится последовательно и логично излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, не останавливаться перед трудностями. Авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией.  Организуя исследовательскую деятельность младших школьников,  у детей воспитываем  интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы. У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки, формируются обще - учебных умения и навыки.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Это ещё и  перспективный путь, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим.


Литература.

  1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся  / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
  2. В.И. Загвазянский. Как учителю провести эксперимент. –Методическое пособие. – Изд. Московское Общество России, 2008
  3. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе

/ Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.

  1. Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы  /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2004. № 2.- С. 13-14.
  2.  А.И.Савенков. Исследования на дому. Методические рекомендации//исследовательская работа школьников//, 2002
  3. А. И. Савенкова “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”.
  4. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
  5. Савенков А. В  Учебник – тетрадь для младших школьников  «Я – исследователь»  ООО  изд.  Учебная литература  г Самара 2008 год .
  6. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика

/ А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.

  1. И.Д. Чечель. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009
  2. В.Ф.Феактистов. Исследовательская деятельность младших школьников. Рекомендации и проекты, 2010.


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

Игровые технологии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

«Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливаетсяживительный поток представлений,понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любозна...

Прием моделирования как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Использование метода моделирования на различных уроках в начальной школе способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников....

Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

Педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в ходе организации работы с творческими проектами во внеурочной деятельности

Мы выдвинули гипотезу о том, что использование творческих проектов во внеурочной деятельности обучающихся начальных классов будет способствовать развитию познавательных УУД, если в процессе работы буд...