Статья «Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников»
статья
В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня — не дать объем знаний— а научить учиться. Чему же должен научиться ребенок? У ученика надо сформировать умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые сегодня формируют фундаментальное ядро образования. Понятие «универсальные учебные действия» нам хорошо известно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno_-_deyatelnostny_podkhod_muzzherina_e_v.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня я хотела бы поговорить о важности реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся в начальной школе.
В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня — не дать объем знаний— а научить учиться. Чему же должен научиться ребенок? У ученика надо сформировать умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые сегодня формируют фундаментальное ядро образования. Понятие «универсальные учебные действия» нам хорошо известно.
Системно - деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Основной целью этого подхода является то, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В связи с этим меняется позиция учителя и ученика. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
В своей педагогической практике, используя системно – деятельностный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии.
Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.
Занимательность – это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их способностей и интересов.
В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др. Тогда урок можно будет начать так: «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы…Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном… Делимся на критиков и изобретателей….».
Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов.
4. Использование дифференцированных заданий.
Я считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач.
Подводя итоги вышесказанного, я уверена в том, что деятельностный подход в обучении – это необходимое условие овладения знанием. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)
В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандар...
Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Здоровье детей – это общая проблема семьи и школы и действовать надо сообща, концентрируя внимание на главных причинах потери здоровья в детском возрасте....
Статья. Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность ...
статья "Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников"
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который позволяет создать условия для достижения социально желаемо...
Статья «СЛАГАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
С целью повышения качества обучения и развития личности каждого ребёнка учителю начальных классов необходимо овладеть исследовательским обучением, посредством развития у обучающихся проект...
Статья «СЛАГАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
С целью повышения качества обучения и развития личности каждого ребёнка учителю начальных классов необходимо овладеть исследовательским обучением, посредством развития у обучающихся проект...