Статья: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ
статья на тему
Предварительный просмотр:
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПО НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Поэтому Федеральный Государственный образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Деятельностный подход к обучению позволяет приобретать необходимые навыки, развивать речь, расширять кругозор воспитанников в процессе не только активной познавательной деятельности, но и в процессе общения, обусловленного решением единой учебной задачи; решение нестандартных задач формирует навыки исследовательской деятельности, развивает творческие способности.
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач, необходимо на каждом уроке разрабатывать различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, проводятся опыты, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные. Для увеличения эффективности путей активизации учения школьников, обеспечения их делового и речевого взаимодействия, возникла необходимость переосмыслить типовую схему учебного занятия. Таким образом, происходит формирование упомянутых ниже видов деятельности. Урок включает следующие этапы:
1. Самоопределение к деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. | Высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы на уроке. Возможна самопроверка домашнего задания. |
2. Актуализация знаний.
Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Помощь ученикам при включении в работу; организация живого диалога; создание проблемы перед изучением нового материала. | Ведение живого диалога: свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят; проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс. |
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Создание настроения ожидания нового материала, радости открытия неизвестного. | Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации. |
4. «Открытие» детьми нового знания.
Цель: решение задачи, обсуждение проекта ее решения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация диалога; использование приемов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала. | Ведение диалога; групповая или парная работа. |
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация фронтальной работы; организация работы в парах по выполнению продуктивных заданий; исправление ошибок; при необходимости повторение материала заново. | Фронтальная работа, работа в парах; решение продуктивных задач; ведут обсуждение (учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения); учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность за результат учебного труда. |
6. Независимая самостоятельная практика учащихся.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Дает небольшой объем самостоятельной работы (2-3 задания); организация самоконтроля и самопроверки. | Самостоятельная работа (выполнение письменных работ); самопроверка по эталону. |
7. Самоконтроль и самооценка результатов. Цель: каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Применение индивидуальных эталонов в оценке труда. | Активизация оценочной деятельности через самооценку полученных результатов. |
8. Подведение итогов учебного занятия. Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Определение перспектив последующей работы; обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Осознание результатов своей учебной деятельности; Самооценка результатов своей работы и работы всего класса. |
Итак, движущей силой развития ребенка является деятельность. Выделяют следующие формы взаимодействия в ходе учебной деятельности:
1. «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).
2. Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).
3. Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).
4. Межгрупповое взаимодействие (при общении, введении общих закономерностей, формулировании фундаментальных для данного возраста детей оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения, самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов).
5. «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).
6. Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы).
Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно отобрать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий. Необходимо включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в первом классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35 минутного урока не пропала даром, чтобы не потерять ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе.
2. Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития, а также средством управления образовательным процессом и обеспечением профессиональной деятельности учителя.
3. Использование метода проектов. В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Литература
- Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. - М: Центральное издательство, 2005.
- Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2010.
- Купавцев А.А. Деятельностный аспект процесса обучения. // Педагогика. – 2007. -№6.
- Нугаева Н.П. Деятельностный подход как основа развивающего обучения. Фестиваль открытых педагогических идей «Открытый урок», 2010-2011.
- Виноградова Н.Ф. Современный урок – удивление, удовольствие, усилие, успех! // Начальная школа. - 2009. - №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
Статья. Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность ...
«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты/
«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
статья "Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников"
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который позволяет создать условия для достижения социально желаемо...
Статья «Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников»
В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня — не дать объе...