Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по зож по теме
Здоровье детей – это общая проблема семьи и школы и действовать надо сообща, концентрируя внимание на главных причинах потери здоровья в детском возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_paliy_l.v.docx | 761.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Из истинно человеческих ценностей понятия здоровья одно из основных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля», - писал Шопенгауэр.
В нашей стране, несмотря на наличие системы государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, состояние здоровья населения и особенно подрастающего поколения остается тревожным. За последние 15-16 лет почти втрое увеличилось количество детей, имеющих хронические патологии. Годы учебы в школе не только пополняют багаж знаний, умений, навыков, но и ухудшают состояние здоровья на столько, что пришлось ввести термин «школьные формы» патологий.
Здоровье детей – это общая проблема семьи и школы и действовать надо сообща, концентрируя внимание на главных причинах потери здоровья в детском возрасте.
Хочется отметить, что первый скачок в увеличении детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет, около 25-30 % детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Все это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий по валеологическому сопровождению образовательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся. Специфика образовательного учреждения, в котором я работаю (корпус начальной школы «СОШ №3 с УИОП» работает в режиме полного дня) позволяет вторую половину дня использовать на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, участие в соревнованиях, конкурсах, проектах, динамические часы, прогулки. Учащиеся и их родители выбирают направления деятельности, которыми будут заниматься дети. В своей работе стремлюсь создать условия для свободного выбора и развития учащихся. Моя планомерная работа по вовлечению детей в оздоровительную деятельность, в том числе помощь детям и родителям в выборе кружков, секций, студий – все это обеспечило.
100% занятость учащихся во внеурочное время и 80% посещаемость спортивных секций. Детям предоставлены возможности
-посещать спортивные секции (лыжный спорт, гимнастика, ориентирование, шахматы, единоборства,волейбол, адаптивная ФК)
- проходить общую физическую подготовку.
Эти мероприятия позволяют использовать физиолого-здравоохранительный подход в обучении младших школьников.
В рамках внеурочной деятельности мною разработана и лицензирована дополнительная образовательная программа «Адаптивная физическая культура» (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) которая утверждена Центром развития творчества детей и юношества ( развития системы дополнительного образования и воспитания).
Программа секции адаптивной физической подготовки направлена на всестороннее, гармоничное развитие, подготовку детей к самостоятельной жизни, включению в трудовую деятельность. Ее целью является максимально возможная самореализация детей с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни и как следствие, - социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на преспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учетом их собственных условий.
На освоение программного материала отводится 3 часа в неделю, (2 часа групповые занятия и 1 час индивидуально) всего 105 часов. Тренировочные занятия проводятся в специально оборудованном помещении, отвечающим всем гигиеническим требованиям, оснащенном коррегирующими модулями, мяч-болами,тренажерами и спортивным инвентарем адаптивной направленности. Проводя занятия с использованием адаптивного оборудования, учитывая специфику двигательной деятельности мне удалось добиться определенных результатов, улучшились показатели рационального физического развития, всесторонней физической подготовленности, увеличения подвижности суставов, стабилизировались показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а это в свою очередь оказало положительное влияние на развитие психомоторных механизмов,что было выявлено при подведении итогов первого года занятий .
Мониторинг:быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности(+7%), развитие реакции выбора(+2,3%), концентрации внимания(+1,8%), распределение внимания(+3,6%), объем поля зрения(0,4%), оперативность мышления(+0,5%), моторная выносливость(4,3%).
Учитывая специфику развития физических качеств детей с проблемами в состоянии здоровья и развития стараюсь сохранить соразмерность развития основных физических качеств у занимающихся, и это позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха.
Сегодня очевидно, что каждый человек «кузнец» своего здоровья и от него самого зависит, какое здоровье он «выкует себе молотом», именуемым физическая культура. Но для этого нужны самостоятельность плюс сознательность, плюс грамотность в вопросах оздоровления.
Решая вопросы адаптивного физического воспитания, мы ни на минуту не должны упускать из поля зрения вопросы воспитания, ведь толко воспитанный человек будет самостоятельно усиленно учиться и физически совершенствоваться.
И наконец, логически приходим к классическому изречению древних греков по поводу образованности и гармонического развития человека. О неучах они отзывались следующим образом: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Дай Бог, чтобы наши ученики умели все.
Л.В. Палий
учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовск
Паспортные данные
Ф.И.О. Палий Ольга Павловна
Пол Женский
Дата рождения 04.05.1994 г.
Место рождения гор.Котовск Тамбовской обл.
Паспорт 6814 818077
Паспорт выдан отделением УФМС России по Тамбовской области
в городе Котовске
Дата выдачи 18.07.2014 г.
Код подразделения 680-007
Зарегистрирован Тамбовская обл.;гор. Котовск, ул.9ой Пятилетки
д.9; кв.63
отделением УФМС России по Тамбовской области
в городе Котовске 680-007
сведения о ранее выданных паспортах III-KC № 330154 10.05.1994г. 6808 450774 21.05.2008г. 680-007
является студентом ГБОУ ВПО Первый МГМУ имени И.М.Сеченова г.Москва
дата начала обучения 01.09.2012г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 сУИОП» г.Котовска
КОНСПЕКТ
Внеклассной деятельности с использованием корригирующей гимнастики
«Научно – исследовательская экспедиция»
(для учащихся 1х классов )
Составила:
Учитель физической культуры
Палий Лариса Викторовна
I квалификационная категория
г.Котовск 2014 г.
Программное содержание:
- Расширять представления детей об окружающем мире;
- Обобщать и закреплять знания о подводном мире;
- Продолжать обучение по умению сохранять устойчевое равновесие при ходьбе на повышенной площади опоры;
- Упражнять в лазанье по наклонной лесенке с переходом на следующий пролет, спуск по наклонной доске;
- Совершенствовать навыки прыжков через мягкие модули на двух ногах;
- Развивать у детей внимание, волю, воображение и творческие способности; развивать конструктивные навыки, логическое мышление;
- Совершенствовать моторику кистей и пальцев рук.
Интеграция образовательных областей:
- «Физическая культура»
- развитие физических качеств
- накопление и обобщение двигательного опыта детей
- формирование потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании
- «Здоровье»
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья
- формирование представлений о здоровом образе жизни
- «Безопасность»
- формирование физических качеств и накопление двигательного
опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для
сохранения жизни и здоровья
- «Социализация»
-приобщение к ценностям физической культуры
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной
двигательной деятельности
-развитие игровой деятельности (использование подвижных игр
и упражнений и т.д.)
-формирование первичных представлений о мире (природа
планеты)
- «Коммуникация»
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми
- игровое общение
- «Познание»
- усвоение предметных действий
- формирование математических представлений(ориентировка
в пространстве)
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной
деятельности
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора
детей
- «Музыка»
- развитие музыкально-ритмической деятельности(музыкальное
сопровождение двигательной деятельности)
- «Труд»
-формирование первичных представлений о труде взрослых
Место проведения занятия: учебный кабинет, спортивный зал
Материалы и оборудование к занятию:
- изображения морских животных и растений для украшения зала;
- цветные картинки (15х20 см, с изображениями осьминога,рака,стаи рыб и дельфинов);
- наборы игр «Волшебный круг» и «Колумбово яйцо» на всех детей;
- мягкие модули 5-6 шт.;
- наклонная доска;
- наклонная лесенка;
- гимнастическая скамья;
- ленты трех цветов по количеству детей;
- диски с музыкальным сопровождением;
Музыкальное сопровождение:
СD «Шторм» (в исп. Ванессы Мэй),
«Морячка» (муз. и сл. О.Газманова),
«Лунное кафе»(П.Мориа).
Здоровьесберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика;
- зрительная гимнастика;
- релаксация;
- профилактика плоскостопия;
- пальчиковая гимнастика.
Предварительная подготовка (10 мин.)
( в классе перед выходом в спортивный зал)
Учитель физической культуры:
Ребята , отгадайте загадку: «Кругом вода, а пить нечего».
Дети: Море.
Учитель: Что такое море? (ответы детей)
А если море – это много воды, то почему пить нечего?(ответы детей)
Ребята, вы любите море? Почему оно вам нравится?(ответы детей)
А путешествовать вы любите?
Дети: Да!
Учитель: Ребята, а на чем можно отправляться в путешествие?(ответы детей)
Сегодня я предлагаю вам отправиться в непростое путешествие
на корабле с белоснежными парусами. И поучаствовать в научно-
исследовательской экспедиции, а также обследовать подводный мир
Вы хотите стать исследователями?
Дети: Да, согласны. Учитель: Хорошо, скажите пожайлуста, какими должны быть исследователи?
Дети: Смелыми, внимательными, умными, сильными и т.д.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что нам надо взять с собой в дорогу?
Дети: Бинокль, аптечку, продукты и т.д.
Проводится игра « Что лишнее?»
Детям предлагается выбрать из предложенных предметов только те, которые будут нужны для путешествия Учитель: Замечательно, с такой командой мне не страшны любые преграды.
Осталось совсем чуть-чуть, чтобы отправиться в путешествие. Нам нужно придумать своему исследовательскому судну красивое и правильное название.Ведь как корабль назовешь, так на нем и поплывешь. Поэтому постарайтесь дать нашему кораблю с белоснежными парусами достойное имя (дети придумывают название кораблю).
Молодцы! Команда в сборе, корабль нас ждет, и мы отправляемся в путь!( в спортивный зал)
Ход внеклассной деятельности:
Вводная часть занятия.
(15мин.)
«Путь к причалу» - обычная ходьба в колонне по одному;
«По трапу» - ходьба на носках, руки полочкой;
«Проверим паруса»- ходьба на пятках, руки за головой;
«Идем по реям» - ходьба в полуприседе, руки в стороны;
«Полный вперед» - бег в колонне по одному в чередовании с боковым галопом;
«Ветер волны поднимает, и кораблик наш качает» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед( способ – ноги вместе, ноги- врозь);
«Штиль» - ходьба спиной вперед;
Учитель: Ребята, давайте достанем бинокли и посмотрим, что нас окружает.
Проводится пальчиковая гимнастика «Бинокль»
Учитель: Вижу на горизонте большую черную тучу. Она приближается к нам
все быстрее и быстрее, поднимается сильный ветер и наш корабль
начинает кружить.
Проводится ритмическая гимнастика «Шторм» ( под музыкальное сопровождение «Шторм» в исп. Ванессы Мэй)
Дети кружатся на месте в разные стороны, по сигналу остановиться и замереть в стойке на одной ноге, руки над головой, ладони соединены.
Учитель: Наш корабль оказался очень крепким, а команда смелой. Мы выстояли с вами шторм, молодцы! Ну что же, вы готовы к исследованию морских глубин? (ответы детей). Чтобы попасть на морское дно нам нужно одеть скафандры и найти свой батискаф, который поможет вам опуститься в морские глубины. Обратите внимание, что у нас три батискафа, а на ваших скафандрах есть отличительный знак, который поможет его найти ( детям предлагается взять эмблему понравившегося цвета и образовать круг). Я вижу команды готовы к погружению. Внимание, мы погружаемся!
Проводится дыхательная гимнастика «Волна»
Дети в и.п. сед на пятках, руки внизу, выполняют волнообразные движения руками вперед – вверх, обычный вдох в чередовании с волнообразными движениями руками вниз, выдох через рот со звуком «ш-ш-ш». Повторить 3 раза.
Учитель: Ну вот мы с вами и на морском дне. Давайте внимательно посмотрим по сторонам и скажем, кто же обитает в морских глубинах.
Проводится гимнастика для глаз «Любопытные глаза»
Взгляд направлен влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо, без задержки в отведенном положении. Повторить от 2 до 10 раз. Длительность выполнения 1 – 2 мин.
Учитель: Интересно? Не страшно? Ну что же давайте познакомимся с обитателями морских глубин.
Проводится комплекс упражнений на дыхание, для укрепления мышц спины, живота, на развитие гибкости
- «Морская звезда» (укрепление мышц спины).
И.п.: лежа на животе, руки вверху.
1 – прогибаясь, поднять голову, верхнюю часть туловища,руки,ноги.
2 – руки и ноги развести в стороны.
3 – руки и ноги соединить вместе.
4 – и.п.
Повторить 3 раза по 8 счетов.
- «Кальмар» (укрепление мышц брюшного пресса).
И.п.: сидя, руки в упоре сзади.
1 – согнуть ноги вперед, не касаясь стопами пола.
2 – разогнуть ноги в стороны – вверх.
3 – соединить ноги.
4 – и.п.
Повторить 4 раза.
- «Медуза»
И.п.: лежа на спине, ноги врозь, руки вверх в стороны.
1 – группировка лежа (когда шторм, медузы сжимаются в комочек и опускаются на морское дно).
2 – 3-держать.
4 – и.п.(когда шторм прекращается, медузы всплывают на поверхность).
Повторить 3 раза по 8 счетов.
- «Дельфин»
И.п.: лежа на животе, руки вперед.
1 – прогнуться, руки вверх в «замок»;
2 – 7- держать.
8 – и.п.
Повторить 3 раза по 8 счетов.
- «Улитка»
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.
1 – коснуться носками пола за головой.
2 – сед в группировке.
Повторить 4 раза.
Учитель: Ну вот мы с вами и познакомились с обитателями морских глубин, а нам ведь надо исследовать и морское дно. Вы готовы? (ответы детей). Для этого мы разделимся на два отряда. Чтобы вам не потеряться во время пути я дам вам сигнальные ленточки и карту пути.
Дети делятся на две команды, выбирая любую ленту из предложенных двух цветов. Каждой команде выдается схема пути.
Основная часть занятия
(20мин.)
Учитель: Ну что же, ребята, путь нам предстоит нелегкий. Вначале нам нужно преодолеть морские горы, аккуратно по ним пройти и скатиться с них. Далее нас ждет узкий мост через пропасть, идем мы по нему приставляя пятку одной ноги к носку другой и после этого нужно пройти дорожку с морскими ежами, перепрыгивая через них. Готовы? Тогда в путь!
Дети выполняют лазание по наклонной лесенке с переходом на следующий пролет, спуск по наклонной доске. Далее ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки приставляя пятку одной ноги к носку другой и прыжки через мягкие модули на двух ногах.
Учитель: Вот мы и встретились на морской поляне. Капитаны команд проверьте все ли на месте? Со своей задачей мы справились, морское дно исследовали и у нас есть еще немного времени, чтобы пополнить наш аквариум красивыми разноцветными рыбками.
Проводится подвижная игра «Поймай рыбку»(по типу игры «Ловишки с лентой»)
Играющие стоят врассыпную по залу. У каждого из них цветная ленточка, которая закладывается за пояс. Дети – рыбки говорят слова:»Разноцветные мы рыбки! Любим плавать и играть. Ну попробуй нас поймать! Раз! Два! Три! Лови!». Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По команде: «Стоп игра!!!» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой.
Учитель: Молодцы, ребята! Каких красивых рыбок мы отвезем домой. Пора подниматься на поверхность. Команды садимся в свои батискафы. Готовимся к всплытию. Ну, вот мы с вами и на нашем корабле. Пора отправляться домой, а чтобы путь домой не показался вам длинным и скучным, я предлагаю попробовать выложить рыб, морских черепах из этих деталей.
Проводятся развивающие игры «Танграм», «Вьетнамская игра» и «Колумбово яйцо».
Дети делятся на три группы по форме эмблемы. Первой группе предлагаются комплекты игры «Колумбово яйцо» на каждого ученика, второй – комплекты игры «Вьетнамская игра», третьей – комплекты игры «Танграм» и силуэтные образцы с выделенными деталями к каждой игре. Ориентируясь на образец,ученики выкладывают из деталей изображения морских обитателей: рыбу, рака, кита или морскую черепаху.
Заключительная часть занятия(5мин.)
Учитель: Ребята, а ведь мы с вами уже дома. Наша научно-исследовательская экспедиция закончилась, но работа продолжается.Все что вы увидели сегодня, о чем узнали вам нужно оформить в буклет о подводном мире, в который вы поместите свои рассказы – впечатления о путешествии, рисунки. Вам понравилось путешествие?
Дети: Да! И еще хочется там побывать.
Учитель: Мы обязательно отправимся еще в одну экспедицию, а пока я прощаюсь с вами и желаю вам удачи. До свидания!
Дело жизни
Вот уже 24 года я работаю учителем физической культуры в школе. Я считаю себя счастливым человек, так как работаю с детьми… Что может быть увлекательнее? Каждый урок, как и ребенок не похож друг на друга. С учениками на уроках скучать не приходится. Будучи жизнерадостным, увлеченным человеком, я вкладываю в детей то, что когда-то в меня, вложил мой наставник, заслуженный работник физической культуры РФ Владлен Рафаилович Черняк. В моей памятит он остался профессионалом высокого класса, человеком активной жизненной позиции, любящим жизнь во всех ее проявлениях.Под его руководством я достигла высоких результатов в спорте, став кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике, выступая на соревнованиях международного класса, по окончанию спортивной карьеры,остановила свой выбор на Тамбовском ордена Знак Почета педагогическом институте, факультете физвоспитания. Получив диплом с отличием, сочла для себя выбрать призвание – работа с детьми.
Судьба моя состоялась, за эти годы многое изменилось в моей жизни, в моих представлениях, мировоззрении, в привычках, но осталось главное – любовь к детям, преданность профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...