Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по зож по теме

Палий Лариса Викторовна

    Здоровье детей – это общая проблема семьи и школы и действовать надо сообща, концентрируя внимание на главных причинах потери здоровья в детском возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_paliy_l.v.docx761.28 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО  ПОДХОДА  В ОБУЧЕНИИ  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

   Из  истинно человеческих ценностей понятия здоровья одно из основных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля», - писал Шопенгауэр.

   В нашей стране, несмотря на наличие системы государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, состояние здоровья населения и особенно подрастающего поколения остается тревожным. За последние 15-16 лет почти втрое увеличилось количество детей, имеющих хронические патологии. Годы учебы в школе  не только пополняют багаж знаний, умений, навыков, но и ухудшают состояние здоровья на столько, что пришлось ввести термин «школьные формы» патологий.

    Здоровье детей – это общая проблема семьи и школы и действовать надо сообща, концентрируя внимание на главных причинах потери здоровья в детском возрасте.

     Хочется отметить, что первый скачок в увеличении детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет, около 25-30 % детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

     Все это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий по валеологическому сопровождению образовательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся. Специфика образовательного учреждения, в котором я работаю (корпус начальной школы «СОШ №3 с УИОП» работает в режиме полного дня) позволяет вторую половину дня использовать на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, участие в соревнованиях, конкурсах, проектах, динамические часы, прогулки. Учащиеся и их родители выбирают направления деятельности, которыми будут заниматься дети. В своей работе  стремлюсь создать условия для свободного выбора и развития учащихся. Моя планомерная работа по вовлечению детей в оздоровительную деятельность, в том числе помощь детям и родителям в выборе кружков, секций, студий – все это обеспечило.

 100% занятость учащихся во внеурочное время и 80% посещаемость спортивных секций. Детям предоставлены возможности

    -посещать спортивные секции (лыжный спорт, гимнастика, ориентирование, шахматы, единоборства,волейбол, адаптивная ФК)

    - проходить общую физическую подготовку.

   Эти мероприятия позволяют использовать физиолого-здравоохранительный подход в обучении младших школьников.

    В рамках внеурочной деятельности мною разработана и лицензирована дополнительная образовательная программа «Адаптивная физическая культура» (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) которая утверждена Центром развития творчества детей и юношества ( развития системы дополнительного образования и воспитания).

    Программа секции адаптивной физической подготовки направлена на всестороннее, гармоничное развитие, подготовку детей к самостоятельной жизни, включению в трудовую деятельность. Ее целью является максимально возможная самореализация детей с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни и как следствие, - социализация  и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на преспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учетом их собственных условий. 

F:\Фото СП и АФП\101_0776.JPG

     На освоение программного материала отводится 3 часа в неделю, (2 часа групповые занятия и 1 час индивидуально) всего 105 часов.  Тренировочные занятия проводятся в специально оборудованном помещении, отвечающим всем гигиеническим требованиям, оснащенном коррегирующими модулями, мяч-болами,тренажерами и спортивным инвентарем адаптивной направленности. Проводя занятия с использованием адаптивного оборудования, учитывая специфику двигательной деятельности мне удалось добиться определенных результатов, улучшились показатели рационального физического развития, всесторонней физической подготовленности, увеличения подвижности суставов, стабилизировались показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а это в свою очередь оказало положительное влияние на развитие психомоторных механизмов,что было выявлено при подведении итогов первого года занятий .

F:\Фото СП и АФП\101_0779.JPG

 Мониторинг:быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности(+7%), развитие реакции выбора(+2,3%), концентрации внимания(+1,8%), распределение внимания(+3,6%), объем поля зрения(0,4%), оперативность мышления(+0,5%), моторная выносливость(4,3%).

      Учитывая специфику развития физических качеств детей с проблемами в состоянии здоровья и развития  стараюсь сохранить соразмерность развития основных физических качеств у занимающихся, и это позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха.

      Сегодня очевидно, что каждый человек «кузнец» своего здоровья и от него самого зависит, какое здоровье он «выкует себе молотом», именуемым физическая культура. Но для этого нужны самостоятельность плюс сознательность, плюс грамотность в вопросах оздоровления.

      Решая вопросы адаптивного физического воспитания, мы ни на минуту не должны упускать из поля зрения вопросы воспитания, ведь толко воспитанный человек будет самостоятельно усиленно учиться и физически совершенствоваться.

      И наконец, логически приходим к классическому изречению древних греков по поводу образованности и гармонического развития человека. О неучах они отзывались следующим образом: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Дай Бог, чтобы наши ученики умели все.

Л.В. Палий

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовск

        

                            Паспортные данные

 

Ф.И.О.                  Палий Ольга Павловна

Пол                       Женский

Дата рождения    04.05.1994 г.

Место рождения  гор.Котовск  Тамбовской обл.

Паспорт                6814  818077

Паспорт выдан    отделением УФМС России по Тамбовской области

                              в городе Котовске

Дата выдачи        18.07.2014 г.

Код подразделения 680-007

Зарегистрирован  Тамбовская обл.;гор. Котовск, ул.9ой Пятилетки

                                д.9; кв.63

                                отделением УФМС России по Тамбовской области

                                в городе Котовске  680-007

сведения о ранее выданных паспортах    III-KC  № 330154 10.05.1994г.       6808  450774    21.05.2008г.  680-007

является студентом ГБОУ ВПО Первый МГМУ имени И.М.Сеченова г.Москва

дата начала обучения 01.09.2012г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 сУИОП» г.Котовска

        

КОНСПЕКТ

Внеклассной деятельности с использованием корригирующей гимнастики

«Научно – исследовательская экспедиция»

(для учащихся 1х классов )

Составила:

Учитель физической культуры

Палий Лариса Викторовна

I квалификационная категория

г.Котовск  2014 г.

Программное содержание:

  1.  Расширять представления детей об окружающем мире;
  2. Обобщать и закреплять знания о подводном мире;
  3. Продолжать обучение по умению сохранять устойчевое равновесие при ходьбе на повышенной площади опоры;
  4. Упражнять в лазанье по наклонной лесенке с переходом на следующий пролет, спуск по наклонной доске;
  5. Совершенствовать навыки прыжков через мягкие модули на двух ногах;
  6. Развивать у детей внимание, волю, воображение и творческие способности; развивать конструктивные навыки, логическое мышление;
  7. Совершенствовать моторику кистей и пальцев рук.

Интеграция образовательных областей:

  1. «Физическая культура»

         - развитие физических качеств

         - накопление и обобщение двигательного опыта детей

         - формирование потребности в двигательной активности и

            физическом совершенствовании

  1.  «Здоровье»

               -сохранение и укрепление физического и психического здоровья

               - формирование представлений о здоровом образе жизни

  1.   «Безопасность»

                - формирование физических качеств и накопление двигательного

                   опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для

                   сохранения жизни и здоровья

  1.   «Социализация»

                  -приобщение к ценностям физической культуры

                  -приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам

                   взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной

                   двигательной деятельности

                   -развитие игровой деятельности (использование подвижных игр

                    и упражнений и т.д.)

                   -формирование первичных представлений о мире (природа

                     планеты)

  1.    «Коммуникация»

                    - развитие свободного общения со взрослыми и детьми

                    - игровое общение

  1.     «Познание»

                   - усвоение предметных действий

                   - формирование математических представлений(ориентировка

                      в пространстве)

                    - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной

                      деятельности

                     - формирование целостной картины мира, расширение кругозора

                        детей

  1.     «Музыка»

                  - развитие музыкально-ритмической деятельности(музыкальное

                    сопровождение двигательной деятельности)

  1.     «Труд»

                  -формирование первичных представлений о труде взрослых

Место проведения занятия: учебный кабинет, спортивный зал

Материалы и оборудование к занятию:

  • изображения морских животных и растений для украшения зала;
  • цветные картинки (15х20 см, с изображениями осьминога,рака,стаи рыб и дельфинов);
  • наборы игр «Волшебный круг» и «Колумбово яйцо» на всех детей;
  • мягкие модули 5-6 шт.;
  • наклонная доска;
  • наклонная лесенка;
  • гимнастическая скамья;
  • ленты трех цветов по количеству детей;
  • диски с музыкальным сопровождением;

Музыкальное сопровождение:

           

          СD  «Шторм» (в исп. Ванессы Мэй),

          «Морячка»      (муз. и сл. О.Газманова),

          «Лунное кафе»(П.Мориа).

Здоровьесберегающие технологии:

  • дыхательная гимнастика;
  • зрительная гимнастика;
  • релаксация;
  • профилактика плоскостопия;
  • пальчиковая гимнастика.

Предварительная подготовка (10 мин.)

( в классе перед выходом в спортивный зал)

Учитель физической культуры: 

Ребята , отгадайте загадку: «Кругом вода, а пить нечего».

Дети:  Море.

Учитель:  Что такое море? (ответы детей)

                      А если море – это много воды, то почему пить нечего?(ответы детей)

                      Ребята, вы любите море? Почему оно вам нравится?(ответы детей)

                      А путешествовать вы любите?

Дети:  Да!

Учитель:  Ребята, а на чем можно отправляться в путешествие?(ответы детей)

                      Сегодня я предлагаю вам отправиться в непростое путешествие

                      на корабле с белоснежными парусами. И поучаствовать в научно-

                      исследовательской экспедиции, а также обследовать подводный мир

                      Вы хотите стать исследователями?

Дети:   Да, согласны.                                                                                        Учитель:  Хорошо, скажите пожайлуста, какими должны быть исследователи?

Дети:   Смелыми, внимательными, умными, сильными и т.д.

Учитель:   Ребята, а вы знаете, что нам надо взять с собой в дорогу?

Дети:   Бинокль, аптечку, продукты и т.д.

Проводится игра « Что лишнее?»

Детям предлагается выбрать из предложенных предметов только те, которые будут нужны для путешествия                                                            Учитель:   Замечательно, с такой командой мне не страшны любые преграды.

Осталось совсем чуть-чуть, чтобы отправиться в путешествие. Нам  нужно придумать своему исследовательскому судну красивое и правильное название.Ведь как корабль назовешь, так на нем и поплывешь. Поэтому постарайтесь дать нашему кораблю с белоснежными парусами достойное имя (дети придумывают название кораблю).

Молодцы! Команда в сборе, корабль нас ждет, и мы отправляемся в путь!( в спортивный зал)

Ход внеклассной деятельности:

Вводная часть занятия.

                (15мин.)

«Путь к причалу» - обычная ходьба в колонне по одному;

«По трапу»           - ходьба на носках, руки полочкой;

«Проверим паруса»- ходьба на пятках, руки за головой;

«Идем по реям»    - ходьба в полуприседе, руки в стороны;

«Полный вперед» - бег в колонне по одному в чередовании с боковым галопом;

«Ветер волны поднимает, и кораблик наш качает» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед( способ – ноги вместе, ноги- врозь);

«Штиль»                - ходьба спиной вперед;

Учитель:  Ребята, давайте достанем бинокли и посмотрим, что нас окружает.

Проводится пальчиковая гимнастика «Бинокль»

Учитель:  Вижу на горизонте большую черную тучу. Она приближается к нам

                   все быстрее и быстрее, поднимается сильный ветер и наш корабль

                      начинает кружить.

Проводится ритмическая гимнастика «Шторм» ( под музыкальное сопровождение «Шторм» в исп. Ванессы Мэй)

Дети кружатся на месте в разные стороны, по сигналу остановиться и замереть в стойке на одной ноге, руки над головой, ладони соединены.

           Учитель:  Наш корабль оказался очень крепким, а команда смелой. Мы выстояли с вами шторм, молодцы! Ну что же, вы готовы к исследованию морских глубин? (ответы детей). Чтобы попасть на морское дно нам нужно одеть скафандры и найти свой батискаф, который поможет вам опуститься в морские глубины. Обратите внимание, что у нас три батискафа, а на ваших скафандрах есть отличительный знак, который поможет его найти ( детям предлагается взять эмблему понравившегося цвета и образовать круг). Я вижу команды готовы к погружению. Внимание, мы погружаемся!

Проводится дыхательная гимнастика «Волна»

Дети в и.п. сед на пятках, руки внизу, выполняют волнообразные движения руками вперед – вверх, обычный вдох в чередовании с волнообразными движениями руками вниз, выдох через рот со звуком «ш-ш-ш». Повторить 3 раза.

Учитель:  Ну вот мы с вами и на морском дне. Давайте внимательно посмотрим        по сторонам и скажем, кто же обитает в морских глубинах.

                  Проводится гимнастика для глаз «Любопытные глаза»

Взгляд направлен влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо, без задержки в отведенном положении. Повторить от 2 до 10 раз. Длительность выполнения 1 – 2 мин.

Учитель:  Интересно? Не страшно? Ну что же давайте познакомимся с обитателями морских глубин.

Проводится комплекс упражнений на дыхание, для укрепления мышц спины, живота, на развитие гибкости

  1. «Морская звезда» (укрепление мышц спины).

И.п.: лежа на животе, руки вверху.

1 – прогибаясь, поднять голову, верхнюю часть туловища,руки,ноги.

2 – руки и ноги развести в стороны.

3 – руки и ноги соединить вместе.

4 – и.п.

Повторить 3 раза по 8 счетов.

  1. «Кальмар» (укрепление мышц брюшного пресса).

И.п.: сидя, руки в упоре сзади.

1 – согнуть ноги вперед, не касаясь стопами пола.

2 – разогнуть ноги в стороны – вверх.

3 – соединить ноги.

4 – и.п.

Повторить 4 раза.

     

  1.  «Медуза»

И.п.: лежа на спине, ноги врозь, руки вверх в стороны.

1 – группировка лежа (когда шторм, медузы сжимаются в комочек и опускаются на морское дно).

2 – 3-держать.

4 – и.п.(когда шторм прекращается, медузы всплывают на поверхность).

Повторить 3 раза по 8 счетов.

  1. «Дельфин»

И.п.: лежа на животе, руки вперед.

1 – прогнуться, руки вверх в «замок»;

2 – 7- держать.

8 – и.п.

Повторить 3 раза по 8 счетов.

  1. «Улитка»

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

1 – коснуться носками пола за головой.

2 – сед в группировке.

Повторить 4 раза.

Учитель:  Ну вот мы с вами и познакомились с обитателями морских глубин, а нам ведь надо исследовать и морское дно. Вы готовы? (ответы детей). Для этого мы разделимся на два отряда. Чтобы вам не потеряться во время пути я дам вам сигнальные ленточки и карту пути.

Дети делятся на две команды, выбирая любую ленту из предложенных двух цветов. Каждой команде выдается схема пути.

Основная часть занятия

                        (20мин.)

 

Учитель:  Ну что же, ребята, путь нам предстоит нелегкий. Вначале нам нужно преодолеть морские горы, аккуратно по ним пройти и скатиться с них. Далее нас ждет узкий мост через пропасть, идем мы по нему приставляя пятку одной ноги к носку другой и после этого нужно пройти дорожку с морскими ежами, перепрыгивая через них. Готовы? Тогда в путь!

Дети выполняют лазание по наклонной лесенке с переходом на следующий пролет, спуск по наклонной доске. Далее ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки приставляя пятку одной ноги к носку другой и прыжки через мягкие модули на двух ногах.

Учитель:  Вот мы и встретились на морской поляне. Капитаны команд проверьте все ли на месте? Со своей задачей мы справились, морское дно исследовали и у нас есть еще немного времени, чтобы пополнить наш аквариум красивыми разноцветными рыбками.

Проводится подвижная игра «Поймай рыбку»(по типу игры «Ловишки с лентой»)

Играющие стоят врассыпную по залу. У каждого из них цветная ленточка, которая закладывается за пояс. Дети – рыбки говорят слова:»Разноцветные мы рыбки! Любим плавать и играть. Ну попробуй нас поймать! Раз! Два! Три! Лови!». Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По команде: «Стоп игра!!!» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой.

Учитель:  Молодцы, ребята! Каких красивых рыбок мы отвезем домой. Пора подниматься на поверхность. Команды садимся в свои батискафы. Готовимся к всплытию. Ну, вот мы с вами и на нашем корабле. Пора отправляться домой, а чтобы путь домой не показался вам длинным и скучным, я предлагаю попробовать выложить рыб, морских черепах из этих деталей.

Проводятся развивающие игры «Танграм», «Вьетнамская игра» и «Колумбово яйцо».

        Дети делятся на три группы по форме эмблемы. Первой группе предлагаются комплекты игры «Колумбово яйцо» на каждого ученика, второй – комплекты игры «Вьетнамская игра», третьей – комплекты игры «Танграм» и силуэтные образцы с выделенными деталями к каждой игре. Ориентируясь на образец,ученики выкладывают из деталей изображения морских обитателей: рыбу, рака, кита или морскую черепаху.

Заключительная часть занятия(5мин.)

       

        Учитель:  Ребята, а ведь мы с вами уже дома. Наша научно-исследовательская экспедиция закончилась, но работа продолжается.Все что вы увидели сегодня, о чем узнали вам нужно оформить в буклет о подводном мире, в который вы поместите свои рассказы – впечатления о путешествии, рисунки. Вам понравилось путешествие?

           Дети:    Да! И еще хочется там побывать.

          Учитель: Мы обязательно отправимся еще в одну экспедицию, а пока я прощаюсь с вами и желаю вам удачи. До свидания!

                

   Дело жизни

 

Вот уже 24 года я работаю учителем физической культуры в школе. Я считаю себя счастливым человек, так как работаю с детьми… Что может быть увлекательнее? Каждый урок, как и ребенок не похож друг на друга. С учениками на уроках скучать не приходится. Будучи жизнерадостным, увлеченным человеком, я вкладываю в детей то, что когда-то в меня, вложил мой наставник, заслуженный работник физической культуры РФ Владлен Рафаилович Черняк. В моей памятит он остался профессионалом высокого класса, человеком активной жизненной позиции, любящим жизнь во всех ее проявлениях.Под его руководством я достигла высоких результатов в спорте, став кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике, выступая на соревнованиях международного класса, по окончанию спортивной карьеры,остановила свой выбор на Тамбовском ордена Знак Почета педагогическом институте, факультете физвоспитания. Получив диплом с отличием, сочла для себя выбрать призвание – работа с детьми.

Судьба моя состоялась, за эти годы многое изменилось в моей жизни, в моих представлениях, мировоззрении, в привычках, но осталось главное – любовь к детям, преданность профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...