Проектирование технологической карты внеурочного занятия-исследования.
методическая разработка (4 класс)

Исследовательская компетентность обеспечивает позитивную динамику развития обучающихся. Внеурочная деятельность дает простор для формирования данной компетентности.

Поэтому так важно научить детей выработать исследовательские умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Это

  - видеть проблемы;

  - задавать вопросы;

  - выдвигать гипотезы;

  - давать определения понятиям;

  - классифицировать;

  - наблюдать;

  - формирование умения и навыков проведения экспериментов;

  - структурировать полученный в ходе исследования материал;

  - делать выводы и умозаключения;

 -  доказывать и защищать свои идеи. Как пример этого приведена мною технологическая карта внеурочного занятия-исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_tk_vneurochnogo_zanyatiya-issledovaniya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование технологической карты внеурочного занятия-исследования, которое включает несколько занятий, объединенных общей темой.

Выполнила: Уткина Ирина Валентиновна

Тема внеурочного занятия: «Почему комнатная герань болеет? Мы в ответе за тех, кого приручили»

Автор программы: «Моя первая экология» автор В.А. Самкова.

Класс:4

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Форма организации внеурочной деятельности: кружок.

Цели и задачи:

Образовательные:

- формировать навыки речи (монолог, диалог, дискуссия);

-учиться находить информацию из различных источников (энциклопедии, интернет).

Воспитательные:  

- способствовать развитию культуры речи учащихся;

-сформировать у обучающихся ответственное отношение к растениям, нуждающихся в уходе;

-воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Развивающие, формирование компетенций:

рефлексивной - через формулирование цели, анализа, самооценки и самоконтроля своей деятельности; умение определять задачи;

-продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; умение анализировать обобщать полученные знания;

коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию.

Этапы занятия

(по характеру деятельности учащихся)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задачи этапов для учителя

Способы взаимодействия

(методы):

выбрать только используемые на данном этапе.

Задачи этапов для учащихся

Регулятивные действия

Познавательные действия

Коммуникативные действия

I этап

Эмоционально установочный

(эмоциональное включение)

Организация межличностного взаимодействия:

- формировать широкую мотивационную основу деятельности;

Проблемная ситуация. Побуждение к решению проблемы. Учитель просит обратить внимание на комнатную герань, принесенную после летних каникул одним из учеников. Листья у цветка по краям стали коричневые, бледно-зеленые, само растение имеет болезненный вид.

Вступление в межличностный контакт для решения практических и жизненных задач

Коммуникативные действия: обсуждение проблемной ситуации, вопросы ученику, который принес цветок, в каких условиях (где, кем и как содержался?)

-Что случилось с цветком? 

-Как ты думаешь, почему «заболела» герань?

-Кто за ней ухаживал?

-Могли ли нанести ущерб цветку домашние животные?

- Осуществлялась ли пересадка растения в другой грунт, не была ли повреждена корневая система?

-В каких условиях растение содержалось? (теневая или солнечная сторона, на свежем воздухе, на балконе или в квартире на подоконнике?

-Как часто поливался цветок? (чистая ли была вода и какой температуры?)

-Пытался ли обратиться за помощью к взрослым или найти информацию в других источниках?

II этап

Пропедевтический

(подготовительный)

Создание условий для успешного включения в деятельность

Проблемная ситуация

Учитель организует коммуникативную проблемную ситуацию.

Беседа. Что необходимо растению для роста и развития? (свет, тепло, вода, почва). Что могло так повлиять на цветок?

Выбор способа и составление плана деятельности. Что нужно сделать сначала, чтобы исключить одну за одной причины болезни цветка?

Подготовка к деятельности и выбор способов её реализации (мотивационная, интеллектуальная,)

Регулятивные действия Составление плана действий. С чего начать?

Коммуникативные действия. Учащиеся определяют варианты поиска проблем. Составление коллективного плана действий.

1.проверить листья растения на наличие вредителей. (визуально, с использованием лупы);

2. проверить почву- пересадка в новую почву (в старой возможны вредители или болезни);

3.поиск сведений в интернете (в каких условиях должен содержаться данный вид цветка);

4. соблюдение необходимых условий содержания (полив, освещенность, температура)

5. осмотр растения через неделю.

III этап

Деятельностный

(Игровая, исследовательская, проектная, изобразительная, конструкторская…)

Скрытое руководство деятельностью учащихся

Дискуссия (обсуждение сведений из интернета, в каких условиях до этого содержался цветок и когда принесли в класс)

Практическая работа (в соответствии с планом действий).

Проведение исследования, наблюдения над цветком (создание оптимальных условий для роста и развития растения, в соответствии с найденной информацией).

Последовательная реализация

компонентов определённой деятельности

Деление на две команды.

Регулятивные действия: 

1 Команда: осмотр растения, поиск сведений в интернете и т.д., внесение корректировок в план по мере поступления информации (наличие вредителей на листьях, в почве и т.д.)

2 Команда: познавательные действия направленные на поиск информации (в каких условиях нужно содержать растение, страна происхождения и т.д.).

Обрабатывают и передают информацию, анализируют.

Передача устной информации.

Коммуникативные действия: коллективная дискуссия по мере наблюдения за растением пересадка в новую землю и горшок. Предлагают помощь и сотрудничество. Определяют общую цель и пути её достижения. Оказывают в сотрудничестве взаимопомощь. Учатся умению договариваться. Строят отношения в группе.

Адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих

IV этап

Эмоционально-рефлексивный

(оценочный)

Неперсонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов внеурочного занятия  

Сообщение учащимися сведений о растении от каждой группы

Анализ, выводы.

Комментирование учителем

Оценка результатов поиска решения проблемы.

Презентация результатов деятельности и отношения к ним

Регулятивные действия: После проведенных мер, планируют повторный осмотр растения через неделю с целью достижения правильного ухода за растением.

Познавательные действия: делают выводы, на основе данного занятия.

Коммуникативные действия: приходят к общему решению об уходе за растением и наблюдением за ним в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Проектирование технологической карты урока"

Презентация рекомендована для обучения составления технологической карты урока....

Проектирование технологической карты

Презентации, разработка мастер-класса, и др....

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"

Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....

Технологическая карта внеурочного занятия.Тема: На вкус и цвет товарищей нет.

Технологическая карта внеурочного занятия кружка по спортивно-оздоровительному направлению "Разговор о правильном питании" (авторская программа М.М.Безруких,Т.А. Филипповой) Цель этого занятия - сформ...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Проектирование технологической карты современного урока русского языка в условиях реализации ФГОС НОО

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся....