Проектирование технологической карты внеурочного занятия-исследования.
методическая разработка (4 класс)
Исследовательская компетентность обеспечивает позитивную динамику развития обучающихся. Внеурочная деятельность дает простор для формирования данной компетентности.
Поэтому так важно научить детей выработать исследовательские умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Это
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- формирование умения и навыков проведения экспериментов;
- структурировать полученный в ходе исследования материал;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи. Как пример этого приведена мною технологическая карта внеурочного занятия-исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_tk_vneurochnogo_zanyatiya-issledovaniya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование технологической карты внеурочного занятия-исследования, которое включает несколько занятий, объединенных общей темой.
Выполнила: Уткина Ирина Валентиновна
Тема внеурочного занятия: «Почему комнатная герань болеет? Мы в ответе за тех, кого приручили»
Автор программы: «Моя первая экология» автор В.А. Самкова.
Класс:4
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Форма организации внеурочной деятельности: кружок.
Цели и задачи:
Образовательные:
- формировать навыки речи (монолог, диалог, дискуссия);
-учиться находить информацию из различных источников (энциклопедии, интернет).
Воспитательные:
- способствовать развитию культуры речи учащихся;
-сформировать у обучающихся ответственное отношение к растениям, нуждающихся в уходе;
-воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Развивающие, формирование компетенций:
рефлексивной - через формулирование цели, анализа, самооценки и самоконтроля своей деятельности; умение определять задачи;
-продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; умение анализировать обобщать полученные знания;
коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию.
Этапы занятия (по характеру деятельности учащихся) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Задачи этапов для учителя | Способы взаимодействия (методы): выбрать только используемые на данном этапе. | Задачи этапов для учащихся | Регулятивные действия | Познавательные действия | Коммуникативные действия | |
I этап Эмоционально установочный (эмоциональное включение) | Организация межличностного взаимодействия: - формировать широкую мотивационную основу деятельности; | Проблемная ситуация. Побуждение к решению проблемы. Учитель просит обратить внимание на комнатную герань, принесенную после летних каникул одним из учеников. Листья у цветка по краям стали коричневые, бледно-зеленые, само растение имеет болезненный вид. | Вступление в межличностный контакт для решения практических и жизненных задач | Коммуникативные действия: обсуждение проблемной ситуации, вопросы ученику, который принес цветок, в каких условиях (где, кем и как содержался?) -Что случилось с цветком? -Как ты думаешь, почему «заболела» герань? -Кто за ней ухаживал? -Могли ли нанести ущерб цветку домашние животные? - Осуществлялась ли пересадка растения в другой грунт, не была ли повреждена корневая система? -В каких условиях растение содержалось? (теневая или солнечная сторона, на свежем воздухе, на балконе или в квартире на подоконнике? -Как часто поливался цветок? (чистая ли была вода и какой температуры?) -Пытался ли обратиться за помощью к взрослым или найти информацию в других источниках? | ||
II этап Пропедевтический (подготовительный) | Создание условий для успешного включения в деятельность | Проблемная ситуация Учитель организует коммуникативную проблемную ситуацию. Беседа. Что необходимо растению для роста и развития? (свет, тепло, вода, почва). Что могло так повлиять на цветок? Выбор способа и составление плана деятельности. Что нужно сделать сначала, чтобы исключить одну за одной причины болезни цветка? | Подготовка к деятельности и выбор способов её реализации (мотивационная, интеллектуальная,) | Регулятивные действия Составление плана действий. С чего начать? Коммуникативные действия. Учащиеся определяют варианты поиска проблем. Составление коллективного плана действий. 1.проверить листья растения на наличие вредителей. (визуально, с использованием лупы); 2. проверить почву- пересадка в новую почву (в старой возможны вредители или болезни); 3.поиск сведений в интернете (в каких условиях должен содержаться данный вид цветка); 4. соблюдение необходимых условий содержания (полив, освещенность, температура) 5. осмотр растения через неделю. | ||
III этап Деятельностный (Игровая, исследовательская, проектная, изобразительная, конструкторская…) | Скрытое руководство деятельностью учащихся | Дискуссия (обсуждение сведений из интернета, в каких условиях до этого содержался цветок и когда принесли в класс) Практическая работа (в соответствии с планом действий). Проведение исследования, наблюдения над цветком (создание оптимальных условий для роста и развития растения, в соответствии с найденной информацией). | Последовательная реализация компонентов определённой деятельности | Деление на две команды. Регулятивные действия: 1 Команда: осмотр растения, поиск сведений в интернете и т.д., внесение корректировок в план по мере поступления информации (наличие вредителей на листьях, в почве и т.д.) 2 Команда: познавательные действия направленные на поиск информации (в каких условиях нужно содержать растение, страна происхождения и т.д.). Обрабатывают и передают информацию, анализируют. Передача устной информации. Коммуникативные действия: коллективная дискуссия по мере наблюдения за растением пересадка в новую землю и горшок. Предлагают помощь и сотрудничество. Определяют общую цель и пути её достижения. Оказывают в сотрудничестве взаимопомощь. Учатся умению договариваться. Строят отношения в группе. Адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих | ||
IV этап Эмоционально-рефлексивный (оценочный) | Неперсонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов внеурочного занятия | Сообщение учащимися сведений о растении от каждой группы Анализ, выводы. Комментирование учителем Оценка результатов поиска решения проблемы. | Презентация результатов деятельности и отношения к ним | Регулятивные действия: После проведенных мер, планируют повторный осмотр растения через неделю с целью достижения правильного ухода за растением. Познавательные действия: делают выводы, на основе данного занятия. Коммуникативные действия: приходят к общему решению об уходе за растением и наблюдением за ним в дальнейшем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация"Проектирование технологической карты урока"
Презентация рекомендована для обучения составления технологической карты урока....
Проектирование технологической карты
Презентации, разработка мастер-класса, и др....
Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"
Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....
Технологическая карта внеурочного занятия.Тема: На вкус и цвет товарищей нет.
Технологическая карта внеурочного занятия кружка по спортивно-оздоровительному направлению "Разговор о правильном питании" (авторская программа М.М.Безруких,Т.А. Филипповой) Цель этого занятия - сформ...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Проектирование технологической карты современного урока русского языка в условиях реализации ФГОС НОО
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся....
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...