Методическая разработка урока по игре в шашки
методическая разработка

Егоров Дмитрий Алексеевич

      Данная методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования по направлению деятельности “Русские шашки”. Методическая разработка посвящена теме “Правила игры”. В данной методической разработке представлен педагогический опыт как ее просто и понятно можно преподнести обучающимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Шашки – одна из древнейших игр, история которой уходит в древние века. Первые упоминания о шашках встречаются в Древнем Египте приблизительно 16 век до н.э., о чем свидетельствуют многочисленные находки шашечных наборов в гробницах египетских вельмож и фараонов. В Древнем Риме был свой аналог игры – латрункули, представлявшая из себя тактическую игру, где римляне учились придумывать различные стратегии, столь необходимые в ратном деле. С помощью завоевательной политики Древнего Рима, латрункули распространялись по разным странам, постепенно обрастая своими видоизменениями правил, характерными для этой народности. В средние века умение играть в шашки считалось одной из семи добродетелей воспитания рыцарей, наряду с верховой ездой, фехтованием и поэзией.

На Руси появление шашек связывается с именем киевского князя Владимира Мономаха, хотя раскопки показывают, что игра пришла на Русь задолго до него. Шашки часто встречаются в былинах про богатырей, где это одна из их любимых игр. 

Игра в шашки отлично сочетает в себе логику, стратегическое мышление, умение думать на несколько ходов вперед. Многие люди, обучавшиеся в детстве шашкам, замечают, что эта игра помогает при изучении точных наук, таких, как математика, физика, астрономия и другие. Таким образом, обучение детей шашкам в рамках внеурочной программы позитивно сказывается на их успехах в изучении школьных дисциплин.

Русские шашки обладают определенными правилами, прописанными в Приказе Минспорта России [1], а также Шашечным кодексом России [2]. От полноты и правильности изучения правил зависит понимание и интерес ребенка к игре. В данном методическом пособии на основе своего педагогического опыта мною предложена разработка занятия по теме “Правила шашек”, которая поможет другим педагогам правильно раскрыть обучающимся данную тему.

Тема: ПРАВИЛА ИГРЫ

Задачи занятия:

  • Предметные: изучение правил игры в русские шашки.
  • Личностные:

— развитие мышления, внимания, памяти; 

— создание интереса к внеурочной деятельности

  • Регулятивные: 

— формирование умения оценивать результаты своих действий; 

— овладение навыками выполнения учебных действий

  • Коммуникативные:

— участие в различных формах работы в группе (индивидуальной, фронтальной, групповой);

— выражение своей точки зрения, восприятие чужого мнения

  • Познавательные:

— использование шашечной терминологии в речи;

— осуществление обобщения при помощи педагога;

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, презентация, созданная с помощью Power Point, индивидуальные карточки тестирования, шашечная доска, шашки, школьная доска, мел.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Ознакомление с темой занятия.(слайд 1)

Сегодня мы с вами познакомимся с очень старой игрой, в которую многие уже наверняка играли со своими родителями, братьями или сестрами, дедушками или бабушками. Наверняка, какие-то правила вы уже знаете, но есть и те, о которых вы возможно даже не слышали. О них мы и поговорим на этом занятии.

 

  1. Фронтальный опрос

 

Как выглядит доска, на которой играют в шашки? Сколько у нее клеток? Рядов? (слайд 2)

Сколько шашек у каждого из соперников? Как расставляются шашки в самом начале партии? (слайд 3)

Как ходят шашки? Может ли шашка походить назад? А пропустить ход? (слайд 4)

Как кушают шашки? Может ли шашка скушать несколько раз? А назад? (слайды 5,6)

Как стать дамкой? Чем дамка отличается от обычной шашки? (слайд 7)

Что делать, если одному игроку некуда ходить?  Как определить, кто победил? (слайды 8,9)

 

  1. Тест на усвоение правил

 

Только что мы с вами изучили основные правила шашек. Для проверки того, как хорошо вы их изучили, мы проведем небольшое тестирование. Детям выдаются карточки со следующими вопросами. Где-то нужно выбрать правильный вариант, а где то необходимо вписать самому, таким образом, обучая детей не только выбирать правильные варианты, но и выражать свои мысли. На тест дается примерно 20 минут (в зависимости от возраста обучаемых, для маленьких детей лучше увеличить время, так как они еще медленно читают, детям постарше, же наоборот, время можно уменьшить)

 

Вопрос 1. Сколько всего клеток на игровом поле в русские шашки?

  • 25;
  • 36;
  • 64;
  • 100;
  • 144

 

Вопрос 2. Можно ли по правилам шашке кушать назад?

  • Можно, сколько угодно раз;
  • Можно, но только одну шашку/дамку;
  • Кушать назад нельзя

 

Вопрос 3. Сколько шашек в начале игры стоит у каждого из соперников?

(по 12 шашек)

_______________________________________________________

 

Вопрос 4. Как из обычной шашки превратиться в дамку?

(дойти до последней линии соперника обычным ходом или с помощью боя)

_______________________________________________________

 

Вопрос 5. Выберите неверное утверждение

  • Если есть возможность скушать шашку или дамку соперника – надо обязательно это делать;
  • Простая шашка может кушать и ходить назад;
  • Дамка может ходить назад;
  • Первый ход делают белые

 

Вопрос 6. Могут ли шашки ходить по белым полям?

  • Могут
  • Не могут
  • Только когда станут дамками

 

Вопрос 7. Выберите правильные утверждения:

  • Если тронул свою шашку – ей нужно ходить;
  • Обычная шашка не может скушать чужую дамку;
  • Игрок может один раз за игру пропустить свою очередь хода;
  • Дамка может скушать две стоящие подряд чужие шашки;
  • Если соперник не заметил, что нужно кушать, его шашку или дамку можно взять “за фук”;
  • После того, как скушал, ты можешь сходить еще один раз в награду;
  • Если твоя шашка во время боя проходит через дамочное поле, она превращается в дамку и может продолжить бой уже как дамка;
  • Можно вернуть сделанный ход и походить по другому, пока соперник не успел сделать ответный ход

 

Вопрос 8. Какой результат ставится в партии, если у твоего соперника все шашки заперты и нет ни одного возможного хода?

  • Ты победил;
  • Ты проиграл;
  • Ничья;
  • Нужно переиграть партию, потому что нельзя определить победителя

 

Вопрос 9. Какой результат засчитывается в партии, если у твоего соперника закончилось отведенное ему на игру время?

  • Ты победил;
  • Ты проиграл;
  • Ничья;
  • Нужно переиграть партию, потому что нельзя определить победителя

 

4. Проверка ответов

После проведения тестирования необходимо проверить правильность ответов, для чего мы змейкой начинаем спрашивать учеников о данных ответах (правильные ответы выделены жирным цветом или указаны в скобках). После каждого вопроса с помощью поднятия рук обучающиеся показывают, кто еще выбрал этот же вариант ответа. В случае неверности, необходимо выяснить, почему ученик выбрал именно этот ответ, и помочь ему самостоятельно дойти до правильного ответа.

 

5. Тренировочные партии.

 

Теперь, когда мы с вами изучили все правила, вы можете сыграть полноценную партию по всем правилам игры в русские шашки.

Дети делятся по парам и садятся играть партию, по окончанию меняясь соперниками. В случае выявления нарушения правил одним из игроков, второй игрок должен это зафиксировать, подозвав педагога, после чего между обоими соперниками еще раз проводится напоминание нарушенного правила, а тому игроку, кто заметил и зафиксировал нарушение правила публично (на школьной доске) добавляется один балл. Также желательно вести подсчет, какие именно правила чаще всего нарушались для проведения по ним рефлексии в конце занятия. За победу в партии также начисляется один балл, в случае ничьи начисляется половина балла.

 

6. Окончание занятия

По окончанию всех партий подводится итоговый результат по набранным каждым ребенком очкам. Проводится напоминание правил, на которых было допущено больше всего нарушений в прошедших партиях.

Игрок, набравший больше всего баллов по итогам занятия, поощряется небольшим сладким призом. 

 

Список использованных источников:

  1. Правила вида спорта “шашки” (утв. Приказом Минспорта России от 26.04.2019 №347)
  2. Федерация шашек России. Шашечный кодекс России. – Тихвин.- 2003г. – 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-игры по русскому языку в 4 классе "Правописание глаголов с частицей не"

Тема урока: «Правописание глаголов с частицей не» Цели урока:Развивать умение правильно употреблять и писать частицу не с глаголами. Ход урока:...

Методическая разработка урока-игры французского языка в 3 классе

Урок-игра французского языка  направлен на закрепление  умений и навыков  практического владения французским языком по всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и ...

Методическая разработка урока-игры по повести-сказке Джанни Родари «Приключение Чиполлино»

Игровые моменты на уроке литературного чтения вызывают интерес к литературе, делают умственную работу более продуктивной. У младших школьников велика потребность в игре, она необходима им для развития...

Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры».Тема урока: «Матовые комбинации. Тема блокировки» (второй год обучения)

На уроке рассмотривается новый тактический приём – блокировка, раскрывается содержание приёма, который позволяет ставить мат, формируется способность действовать в уме,  развивается память, внима...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

АннотацияДанная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры. Разнообразные спортивные игры, эстафеты, соревнования, тестовые задания позволяют учителю сделать уроки физкуль...

Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры». Тема урока: "Слон"

Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры». Тема урока: "Слон".Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Лёгкие ...