Рабочая программа по предмету Математические представления для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по предмету Математические представления для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_predstavleniya.docx | 39.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Рабочая программа
Математические представления
для обучающегося 4 класса
надомное обучение
8 вид (вариант II)
(уровень начального общего образования)
Количество часов: 68 часов/2 часа в неделю/
Учитель: Волосевич Олеся Александровна
Рабочая программа разработана на основе Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно – методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И. М. Бгажноковой.
г. Константиновск
2019 – 2020 учебный год.
Нормативные документы
Рабочая программа по математическим представлениям разработана для обучающихся 4 класса и составлена в соответствии с требованиями:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) (с изменениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г.);
2. Приказ от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1987»
3. Приказ от 31.12.2015 г. №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»
4. Адаптированного учебного плана для образовательных учреждения РФ, Ростовской области начальное общее образование;
5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
6. Постановления об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и образовательной организации Ростовской области и родителей обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в т.ч. детей – инвалидов, в частности организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (Постановление от 21.12.2017 г. №7).
7. Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2 на 2019 – 2020 учебный год.
8. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;
9. Индивидуального учебного плана обучающегося Кононенко Е.А. на 2019 – 2020 учебный год.
10. Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2019 – 2020 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающемуся с ЗПР, который характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза. сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.
Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения.
С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении.
Данная программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 4 класса и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня знаний и умений и направлена на формирование у учащихся элементарных математических представлений , умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение навыками счета. Обучение счету носит предметно – практическую направленность, тесно связано с жизнью , другими учебными предметами (изобразительная деятельность) и готовит учащихся к овладению трудовыми умениями и навыками.
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные
представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения
программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки
в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных,
пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут
использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов
участникам какого-то общего дела и т.д.
Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в предметно – практических и игровых ситуациях. Основные математические действия и представления даются только на конкретном материале с использованием дидактических игр, игровых приемов, жизненных ситуаций. Подбор материала по объему и комплектация его по степени сложности составляется исходя из особенностей элементарных математических представлений каждого ученика данного класса. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Процесс формирования элементарных математических представлений у умственно отсталых детей направлен на решение наиболее важной коррекционной задачи – социально-бытовой адаптации.
Занятия по математическим представлениям в данном классе планируются учителем с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контексте уже освоенных умений.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений.
Задачи программы:
- обучение элементарному счету школьников с нарушением интеллекта;
- формирование умения соотносить количество, число и цифру;
- формирование умения писать цифры;
- формирование пространственных – временных отношений;
- формирование умения обводить и закрашивать по контуру фигуры;
- развитие элементарных умений выделять признаки объектов (цвет, форма и др.)
- развитие коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах;
- комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речевой деятельности, памяти, восприятия, внимания
- формирование графических умений в ходе выполнения различных по характеру упражнений: рисование, раскрашивание, обведение по точкам и др.
- развитие мелкой моторики, движение кистей рук, пальцев;
- формирование гигиенических навыков письма;
- воспитание усидчивости, любознательности, культуры поведения на уроке.
На уроки обучения математическим представлениям в 4 классе отводится 2 часа в неделю. За год – 68 часов.
Проверочные работы проводятся после прохождения разделов и тем, не реже 1-го раза в четверть.
Основной формой образовательного процесса является урок. На уроках ведущая роль отводится учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка, т.к. обучающиеся со сложной структурой нарушений не являются однородной группой.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой ( сюжетно – ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарный трудовой, конструктивный, а также внеклассную работу по предмету (тематические) утренники. На уроке обучения математическим представлениям используются учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и дидактический материал.
Распределение учебного материала в 4 классе представлено концентрически, с учетом познавательных и возрастных и коммуникативных возможностей учащихся. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой знаний. Программа предусматривает необходимость обязательного дифференцированного подхода к учащимся в обучении.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане предмет «Математические представления» представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Содержание предмета
Количественные представления.
- Нахождение одинаковых предметов.
- Объединение предметов в единое множество.
- Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
- Сравнение множеств (без пересчета).
- Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).
- Пересчет предметов по единице (до 4-х).
- Узнавание цифр «1», «2», «3», «4» .
- Соотнесение количества предметов с числом.
- Обозначение числа цифрой.
- Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 2 – 3 - 4.
- Определение места числа в числовом ряду.
- Счет в прямой последовательности.
- Состав чисел «1», «2», «3», «4» из двух слагаемых.
- Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 4-х.
- Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 4-х.
- Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 4-х.
- Запись решения задачи в виде арифметического примера.
- Решение задач на уменьшение на одну единицу в пределах 4-х.
-Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков.
- Узнавание достоинства монет.
Представления о величине.
- Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов
по величине.
- Сравнение двух предметов по величине способом приложения
(приставления), наложения.
- Определение самого большого по величине предмета из двух-трех предложенных предметов.
- Определение самого маленького по величине предмета из двух-трех предложенных предметов.
- Различение однородных (разнородных) предметов по длине.
- Сравнение предметов по длине.
- Различение однородных (разнородных ) предметов по ширине.
- Сравнение предметов по ширине.
- Различение предметов по высоте.
- Сравнение предметов по высоте.
- Сравнение предметов по весу.
- Различение предметов по толщине.
- Сравнение предметов по толщине.
Представление о форме.
- Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб».
- Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.
- Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник,
квадрат, круг, точка, линия.
- Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
- Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.
- Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник).
- Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по контурной линии).
- Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение.
- Рисование круга произвольной (заданной) величины и с помощью трафарета.
Пространственные представления.
- Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе
(другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога).
- Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
- Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол.
- Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
- Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз.
- Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
- Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования
Частей суток.
- Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.
- Различение времен года.
- Знание порядка следования сезонов в году.
- Узнавание (различение) месяцев.
График прохождения программного материала
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Сроки прохождения |
1 | Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно – разборными, мозаикой, палочками) | 15 ч | 02.09.19 - 22.05.20 |
2 | Количественные представления | 26 ч | 02.09.19 - 22.05.20 |
3 | Представления о величине Представления о форме. | 14 ч. | 02.09.19 - 22.05.20 |
4 | Временные представления | 7 ч | 02.09.19 - 22.05.20 |
5 | Пространственные представления | 6 ч | 02.09.19 - 22.05.20 |
Итого: | 68ч |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел Тема урока | Кол – во часов | Дата проведения | Вид контроля | |
план | факт | ||||
1 четверть | |||||
1 | «Игра с разноцветными шарами». Количественные представления | 1 | 03.09.19 | Текущий | |
2 | Игры на соотнесение предметов по величине: «Пирамидка» | 1 | 04.09.19 | Текущий | |
3 | Игры с конструктивным материалом «Домик для зайки» | 1 | 10.09.19 | Текущий | |
4 | Дидактические игры на определение величины «Сбор фруктов», «У кого хвост длиннее» | 1 | 11.09.19 | Текущий | |
5 | Формирование дочисловых количественных представлений «Один много» | 1 | 17.09.19 | Текущий | |
6 | Формирование дочисловых количественных представлений «Один много | 1 | 18.09.19 | Текущий | |
7 | Формирование математических представлений «Геометрические фигуры» | 1 | 24.09.19 | Текущий | |
8 | Формирование представлений о величине предметов | 1 | 25.09.19 | Текущий | |
9 | Дидактическая игра на определение величины «Волшебные ступеньки» | 1 | 01.10.19 | Текущий | |
10 | Упражнения на набрасывании колец на стержень игрового модуля | 1 | 02.10.19 | Текущий | |
11 | Экскурсионное занятие по формированию пространственных представлений «Дом на нашей улице» | 1 | 08.10.19 | Текущий | |
12 | Игры с конструктивным материалом «Строим замок» | 1 | 09.10.19 | Текущий | |
13 | Игры с конструктивным материалом «Строим замок одного цвета» | 1 | 15.10.19 | Текущий | |
14 | Игры по формированию понятий о величине предметов | 1 | 16.10.19 | Текущий | |
15 | Игры по формированию понятий о величине предметов | 1 | 22.10.19 | Текущий | |
16 | Число и цифра 1 | 1 | 23.10.19 | Текущий | |
17 | "Один. Много. Число и цифра 1" | 1 | 29.10.19 | Текущий | |
18 | Игры на соотнесение по величине : «Строим башню из прямоугольных блоков» | 1 | 30.10.19 | Текущий | |
2 четверть | |||||
19 | Составление групп предметов с заданными свойствами | 1 | 12.11.19 | Текущий | |
20 | «Цифра 2, число 2» | 1 | 13.11.19 | Текущий | |
21 | «Цифра 2, число 2» | 1 | 19.11.19 | Текущий | |
22 | «Цифра 2, число 2» | 1 | 20.11.19 | Текущий | |
23 | Дидактические игры по формированию математических (количественных) представлений | 1 | 26.11.19 | Текущий | |
24 | Дидактические игры по формированию математических (количественных) представлений | 1 | 27.11.19 | Текущий | |
25 | Игры с конструктивным материалом «Домик для кошки» | 1 | 03.12.19 | Текущий | |
26 | Формирование первичных пространственно- временных представлений | 1 | 04.12.19 | Текущий | |
27 | Игры со сборно – разборными игрушками | 1 | 10.12.19 | Текущий | |
28 | Игры со сборно – разборными игрушками | 1 | 11.12.19 | Текущий | |
29 | « Знакомство с числом и цифрой 3» | 1 | 17.12.19 | Текущий | |
30 | «Число и цифра 3» | 1 | 18.12.19 | Текущий | |
31 | «Число и цифра 3» | 1 | 24.12.19 | Текущий | |
32 | Обучение ориентировки на листе бумаги. Игра «Прогулка в Африку» | 1 | 25.12.19 | Текущий | |
3 четверть | |||||
33 | Сравнение предметов по величине. | 1 | 14.01.20 | Текущий | |
34 | Игры на количество и счет. | 1 | 15.01.20 | Текущий | |
35 | Игры со сборно – разборными игрушками «Построй дом из Лего» | 1 | 21.01.20 | Текущий | |
36 | Игры со сборно – разборными игрушками «Построй дом из Лего» | 1 | 22.01.20 | Текущий | |
37 | Дидактические игры на ориентировку во времени «Когда это бывает» | 1 | 28.01.20 | Текущий | |
38 | Игра собери все детали конструктора зеленого цвета в зеленое ведерко | 1 | 29.01.20 | Текущий | |
39 | Занятие «Зайка учит геометрические фигуры» | 1 | 04.02.20 | Текущий | |
40 | Дидактическая игра «Подбери по форме», «Лото» | 1 | 05.02.20 | Текущий | |
41 | Коррекционное занятие «Времена года» | 1 | 11.02.20 | Текущий | |
42 | Дидактические игры на определение величины «Сравни дорожки» | 1 | 12.02.20 | Текущий | |
43 | Знакомство с числом и цифрой 4 | 1 | 18.02.20 | Текущий | |
44 | Число и цифра 4 | 1 | 19.02.20 | Текущий | |
45 | Число и цифра 4 | 1 | 25.02.20 | Текущий | |
46 | Конструирование из палочек | 1 | 26.02.20 | Текущий | |
47 | Сравнение предметов по длине и ширине | 1 | 03.03.20 | Текущий | |
48 | Сравнение предметов по высоте | 1 | 04.03.20 | Текущий | |
49 | Веселый счет | 1 | 10.03.20 | Текущий | |
50 | Счетные операции в пределах 3 | 1 | 11.03.20 | Текущий | |
51 | Дидактические игры на ориентировку в пространстве «Кто где», «Футбольное поле» | 1 | 17.03.20 | Текущий | |
52 | Дидактические игры на закрепление количественных представлений | 1 | 18.03.20 | Текущий | |
4 четверть | |||||
53 | Дидактические игры на закрепление количественных представлений | 1 | 31.03.20 | Текущий | |
54 | Счет в пределах 4-х | 1 | 01.04.20 | Текущий | |
55 | Игры по формированию пространственных представлений | 1 | 07.04.20 | Текущий | |
56 | Игры по формированию пространственных представлений | 1 | 08.04.20 | Текущий | |
57 | Конструирование по словесной инструкции | 1 | 14.04.20 | Текущий | |
58 | Коррекционное занятие «Мера времени – час». | 1 | 15.04.20 | Текущий | |
59 | «Путешествие на планету сказок» | 1 | 21.04.20 | Текущий | |
60 | Раскладывание предметов в убывающем и возрастающем порядке по размеру | 1 | 22.04.20 | Текущий | |
61 | Временные представления «Части суток» | 1 | 28.04.20 | Текущий | |
62 | Занятие по формированию геометрических фигур «Гуси – лебеди» | 1 | 29.04.20 | Текущий | |
63 | Дидактические игры на закрепление количественных представлений | 1 | 05.05.20 | Текущий | |
64 | Дидактические игры на закрепление количественных представлений | 1 | 06.05.20 | Текущий | |
65 | Дидактическая игра по формированию временных представлений «Круглый год» | 1 | 12.05.20 | Текущий | |
66 | Счет в пределах 4-х | 1 | 13.05.20 | Текущий | |
67 | Счет в пределах 4-х | 1 | 19.05.20 | Текущий | |
68 | Повторение пройденного материала за год | 1 | 20.05.20 | Итоговый | |
Формы и средства контроля за уровнем умений и навыков обучающихся
Проверка умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико - прогностическую, оценочную. В связи с индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психофизического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться и поощряться.
Используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Каждый вид контроля помогает педагогу объективно оценивать знания, умения и навыки умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Без контроля качества усвоения материла, учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, возникающие в процессе обучения умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся письму.
Контроль усвоения материала данной программы рекомендуется проводить в конце учебного года. Итоговая оценка освоения программы по графике и письму направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки освоения программы будут использованы для принятия решения о переводе в следующий класс.
Диагностика элементарных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического объединения учителей ______________ Е.В. Некоз.
начальных классов МБОУ СОШ № 2 28.08.2019 года
от 27.08.2019 года №1
________________ М.А. Макарова.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета МБОУ СОШ №2
От 27.08.2019 года № 1
______________ Н.А. Вакало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математические представления» для обучающихся с ОВЗ 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математические представления» для обучающихся с ОВЗ 2 класса...
Рабочая программа по предмету математические представления, 2 класс, 2 вариант. .
Рабочая программа по предмету "Математические представления" составлена для ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, обучающегося на дому во 2 классе (2 вариант). Обучение н...
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) для ученика 4 класса (обучение на дому)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.: В 4 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2018...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный п...
Рабочая тетрадь по предмету «Математические представления» для обучающихся 1 класса
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с календарно-тематическим планированием по предмету «Математические представления» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуа...
Рабочая программа по предмету "Математические представления" для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность предмета «Математические представления» заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жиз...
Типовая рабочая программа по предмету "Математические представления" 1дополнительный - 4 классы (вариант 2)
Данные материал будет полезен для педагогов работающих с детьми с умеренной умственной отсталостью. В материале содержится программа, КТП, перечень учебной литературы....