Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) для ученика 4 класса (обучение на дому)
рабочая программа по математике (4 класс)

Ложкина Светлана Александровна

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4  кл.: В 4 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_predstavleniya_4_kl.docx50.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа

по учебному предмету «Математические представления»

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4)

для ученика 4 класса

(обучение на дому)

                                                                     Учитель-составитель: Ложкина Светлана Александровна

«Согласовано»

Зам. директора по

образовательному процессу

__________ /________________/

Рассмотрено на заседании методического объединения

учителей   ___________________________________         

руководитель МО________________ /________________ /

Протокол    от «     »                    2021 года

                                                                                               

                                                                                                 2021-2022 учебный год

 Пояснительная записка.

           Рабочая программа по предмету «Математические представления» для учащегося, обучающегося на дому, составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащегося, уровня его общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.

           Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для 4 класса разработана в соответствии со следующими документами:

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г.  № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012

- Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013)"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

- Письма  Минобрнауки России от 12.02.2016 г. №ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».

- Постановления  Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Приказа департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2017 г. №378 «Об утверждении Порядка организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на дому детей инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации».

- Письма МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами.

- Письма Министерства образования и науки  Российской Федерации «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.08.2016г №07-3517»;

-Приказа департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2017 №378 «Об утверждении Порядка организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на дому детей инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации»;

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4  кл.: В 4 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – Сб. 3;

- Школьных локальных актов.

Цель рабочей программы:

• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;

 • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

 • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные:

• дать учащемуся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут ему в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

 • использовать процесс обучения математики для повышения уровня общего развития учащегося с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

• приобретение знаний о нумерации в пределах 10 и арифметических действиях  пределе 5, об образовании, сравнении предметов и их видах, соотнесение предметов по количеству в пределах 10 без называния чисел (один к одному) путём наложения и приложения, в направлении слева направо с соблюдением интервалов. Собирание по образцу и по названию геометрических фигур в играх и упражнениях, о задачах на кратное и разностное сравнение

 • освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.

 

Коррекционно-развивающие:

• развивать речь учащегося, обогащая ее математической терминологией;

• развивать пространственные представления учащегося;

• развивать память, воображение, мышление;

• развивать устойчивый интерес к знаниям.

Воспитательные:

• воспитывать у учащегося целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.

Основные направления коррекционной работы:

развитие абстрактных математических понятий;

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие основных мыслительных операций;

развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

развитие речи и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. 

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)  реализуется программа по предмету «Математические представления . В соответствии с  учебным планом  образовательного учреждения предмет «Математические представления»  изучается в  4  классе по 1 часу  в неделю (34 часа в год)

Программа по предмету «Математические представления»  составлена с учетом физических и психических особенностей развития учащегося. Она направлена на разностороннее развитие личности учащегося, способствует его умственному развитию.

                                                                      Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Математические представления   является одним из основных учебных предметов. Готовит учащегося с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

 Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

развитие речи и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. 

                                               

                                   Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В результате освоения программного материала по учебному предмету математика учащийся «научится» и «получит  возможность научиться»:

Учащийся должен знать:

  • Счёт в пределах 5, образование чисел;
  • Знаки сложения и вычитания;
  • Пространственные представления;
  • Понятие о величине, понятие веса;
  • Геометрический материал (круг, квадрат, треугольник);
  • Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания:  было, осталось, стало, вместе, прибавить, отнять..

            Учащийся должен уметь:

  •         образовывать, читать, записывать, сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду в пределах 5;
  • складывать числа в пределах 5 на конкретном материале;
  • работать со счётами;
  • выделять большее и меньшее число;
  • соотносить предметы по количеству в пределах 5 без называния чисел (один к одному) путём наложения и приложения, в направлении слева направо, соблюдая интервалы;
  • решать примеры в пределах 5;
  • решать простые арифметические задачи на разностное сравнение;
  •  отбирать по образцу и по названию геометрические фигуры в играх и упражнениях.
  • распознавать монеты (копейки)

                                                                                       

             

                      Система оценки обучающегося  планируемых результатов освоения предмета и формирования сферы жизненной компетенции

Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения учебного предмета «Окружающий природный мир».

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения учебного предмета «Окружающий природный мир», и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Показатели  оценки достижений обучающегося  планируемых результатов освоения предмета:

  • не выполняет задания (-)
  • выполняет задание со значительной физической помощью педагога (пп)
  • выполняет задание с частичной физической  помощью педагога (п)
  • выполняет задание по последовательной инструкции (вербальной или невербальной) (и)
  • выполняет задание по образцу (подражанию) (0)
  • выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш)
  • выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)

        Итоговая оценка умений и навыков

По окончании первого года обучения учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.

Основанием для оценки знаний служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, его практических работ.

АООП начального образования определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень:

-знать числовой ряд в прямом порядке до 10; порядок действий сложения и вычитания;

- понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания; выполнять устные и письменные действия;

- различать числа и записывать их;

- узнавать фигуры, чертить;

- знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.

Достаточный уровень:

-усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания;

-знать числовой ряд чисел от 1-10 в прямом и обратном порядке;

-знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.

                                                                                                 

                                                                             

                                                                         Содержание учебного предмета, курса.

Программа по математике включает разделы:

- Понятия о размере предметов «большой, маленький»,  «длинный-короткий», «широкий-узкий», «выше-ниже», «шире-уже», «толстый-тонкий».

-Понятия о количестве «много-мало», «столько же», «один», «больше, меньше, поровну».

-Пространственные представления « спереди-сзади», «рядом, около и т.п.».

-Понятия веса «тяжелее-легче».

- Соотнесение предметов по количеству в пределах 10 без называния чисел путём наложения.

-Соотнесение чисел-предметов по количеству в пределах 10 без называния чисел путём приложения.

-Компоненты сложения.

-Число и цифра 1,2,3.4, 5

-Сложение и вычитание в пределах 5.

-Решение примеров в пределах 5.

-Монеты, копейки.

-Геометрический материал ( фигуры)

- Повторение и обобщение пройденного

Учебно - тематический план

№ п/п раздела, темы

Наименование   разделов и тем

1

Вводный урок.

2

Понятия «большой-маленький»

3

Понятия «длинный-короткий»

4

Понятия «широкий-узкий»

5

Понятия «толстый-тонкий»

6

Понятия «больше-меньше»

7

Понятия  «длиннее-короче»

8

Понятия «выше-ниже»

9

Понятия «шире-уже»

10

Понятия о количестве «много-мало»

11

Понятия о количестве «столько же»

12

Понятия о количестве «один»

13

Понятия о количестве «больше, меньше, поровну»

14

Пространственные представления «правый-левый»

15

Пространственные представления «спереди-сзади и т.п.»

16

Пространственные представления «рядом, около,и т.п.»

17

Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел путём наложения.

18

Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел путём приложения.

19

Понятие веса «тяжелее-легче»

20

Компоненты сложения

21

Компоненты вычитания

22

Число и цифра 1, 2, 3.

23

Сложение и вычитание в пределах 3.

24

Решение примеров в пределах 3.

25

Монеты (копейки)

26

Повторение и обобщение пройденного

                                                                                         Список литературы

 1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида  (сборник 1), Москва, ВЛАДОС, 2017год.

2.Т.В. Алышева  «Математика». 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях. Москва «Просвещение» 2017г.

3.Т.В. Алышева Рабочая тетрадь в 2-х частях. Москва «Просвещение» 2017г.

Календарно - тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Содержание разделов, тем урока

Тип урока

Виды учебной деятельности

Цель коррекционной работы

Примечание

1

07.09

Вводный урок.

Ознакомление с новым материалом

Беседа. Работа с загадками, с сюжетными картинками.

Коррекция речи, мышления и памяти на основе упражнения «Расставь правильно»

2-3

14.09

21.09

Понятия «большой-маленький».

Комбинированный

Определение разницы в словах и предметах понятий «большой-маленький»

Развитие математической речи, логического мышления, активности и внимания; воспитание работоспособности.

4-5

28.09

05.10

Понятия «длинный-короткий»

Комбинированный

Определение разницы в словах и предметах понятий «длинный-короткий»

Развитие  мышления; формирование познавательной активности

6-7

12.10

19.10

Понятия «широкий-узкий»

Комбинированный

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Развитие речи учащихся;

воспитание работоспособности, формирование личностных качеств.

8-9

26.10

09.11

Понятия «толстый-тонкий»

Комбинированный

Определение разницы в словах  «толстый-тонкий»

Развитие памяти,  мышления, внимания, речи учащихся.

10-11

16.11

23.11

Понятия «больше-меньше».

Практическая работа

Слушание объяснений учителя. Практические упражнения в определении предметов по размеру.

Коррекция внимания, развитие точности, воспитание аккуратности; развитие пространственных представлений, умение мыслить, сопоставлять и сравнивать;

формирование логического мышления.

12-13

30.11

07.12

Понятия «длиннее-короче»

Комбинированный

Оформление результатов работы с помощью учителя:

- постановка  цели, выявление  и формулировка  проблемы, обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; возможные способы их решения.

Развитие мышления;

воспитание трудолюбия.

14

14.12

21.12

Понятия «выше-ниже»

Комбинированный

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Развитие математической речи;

Воспитание интереса к математике.

Развитие навыков самостоятельности.

15

28.12

Понятия «шире-уже»

Комбинированный

Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Развитие математического мышления, навыков самостоятельности. Коррекция ориентировки.

16

Понятия о количестве «много-мало»

Практическая работа

Слушание объяснений учителя. Практические упражнения в определении предметов по количеству.

Развитие математического мышления через задания на заданную тему,

воспитание аккуратности.

17

Понятие о количестве «столько же»

Комбинированный

Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.

Развитие математического мышления;  навыков анализа; воспитание интереса к математике.

18

Понятие о количестве «один»

Комбинированный

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Развитие математического мышления. Развитие произвольного зрительного и слухового внимания, памяти на основе.

19

Понятия о количестве «больше-меньше-поровну»

Комбинированный

Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Развитие математического мышления; воспитание навыков самоконтроля.

20

Пространственные представления « правый-левый»

Комбинированный

 Слушание объяснений учителя.

Развитие математического мышления, воспитание навыков самоконтроля.

21

Пространственные представления «спереди-сзади и т.д.»

Комбинированный

Слушание объяснений учителя на примере картинок, игрушек.

Развитие мышления;

воспитание навыков самоконтроля.

22

Пространственные представления «рядом, около и т.п.»

Практическая работа

Слушание объяснений учителя. Практические упражнения .

формирование конвергентного мышления (последовательное, однонаправленное, логическое); воспитание аккуратности.

23

Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел путём наложения.

Практическая

работа

Слушание объяснений учителя.

Решение примеров и задач на соотнесение предметов путём наложения.

Развитие математической речи;

воспитание навыков самоконтроля.

24

Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел путём приложения.

Практическая

работа

Слушание объяснений учителя.

Решение примеров и задач на соотнесение предметов путём приложения.

Развитие мышления через тестовое; воспитание терпеливости

25

Понятия веса «тяжелее-легче»

Комбинированный

Работа с раздаточным материалом.

Развитие умения планировать работу; воспитание трудолюбия и самостоятельности.

26

Компоненты сложения и вычитания.

Комбинированный

Слушание объяснений учителя.

Развитие математической речи через игры ; воспитание интереса к математике, внимания.

27

Числа и цифры от 1 до5.

Комбинированный

Слушание объяснений учителя.

Развитие навыков самостоятельности;

воспитание аккуратности.

28

Повторение. Обобщение пройденного.

Комбинированный.

Самостоятельная работа.

Слушание объяснений учителя.

Развитие математической речи. Воспитание трудолюбия. Развитие навыков самостоятельности.

29-30

Сложение и вычитание в пределах 5.

Комбинированный

 Слушание и анализ  объяснений. Анализ и решение примеров и задач.

Развитие математического мышления; коррекция зрительного и слухового восприятия.

31-32

Решение примеров в пределах 5.

Комбинированный

Выполнение заданий по разграничению понятий. Решение примеров.

Развитие речи; воспитание работоспособности. Развитие аналитического мышления.

33

Монеты (копейки)

Комбинированный

Сравнение чисел. Анализ проблемных ситуаций.

Развитие активности, объёма  зрительного  внимания.

34

Повторение и обобщение пройденного.

Самостоятельная работа. Контрольная работа.

. Самостоятельная работа с учебником.

Контрольная работа по карточкам.

Развитие точности и четкости в записи арифметических действий;

воспитание аккуратности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО первого года обучения

Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО  первого года обучения...

Статья "Использование мультисенсорного пособия «Нумикон», как средство повышения математических представлений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)"

В статье раскрыт опыт использования мультисенсорного пособия "Нумикон" на уроках математики в начальных классах, обучающихся по АООП Вариант 1 (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) для ученика 4 класса (обучение на дому)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4  кл.: В 4 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2017....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (Вариант 7.2) 1(1 дополнительного) - 4 классов

Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального  общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (Вариант 7.2) 1(1 дополнительного) - 4 классов

Данная программа адресована учащимся 1 (1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа №2 им...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...