Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) для ученика 4 класса (обучение на дому)
рабочая программа по математике (4 класс)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.: В 4 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_predstavleniya_4_kl.docx | 50.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному предмету «Математические представления»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4)
для ученика 4 класса
(обучение на дому)
Учитель-составитель: Ложкина Светлана Александровна
«Согласовано» Зам. директора по образовательному процессу __________ /________________/ | Рассмотрено на заседании методического объединения учителей ___________________________________ руководитель МО________________ /________________ / Протокол от « » 2021 года |
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для учащегося, обучающегося на дому, составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащегося, уровня его общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для 4 класса разработана в соответствии со следующими документами:
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013)"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Письма Минобрнауки России от 12.02.2016 г. №ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказа департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2017 г. №378 «Об утверждении Порядка организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на дому детей инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации».
- Письма МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами.
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.08.2016г №07-3517»;
-Приказа департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2017 №378 «Об утверждении Порядка организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на дому детей инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации»;
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.: В 4 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – Сб. 3;
- Школьных локальных актов.
Цель рабочей программы:
• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:
• дать учащемуся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут ему в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
• использовать процесс обучения математики для повышения уровня общего развития учащегося с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
• приобретение знаний о нумерации в пределах 10 и арифметических действиях пределе 5, об образовании, сравнении предметов и их видах, соотнесение предметов по количеству в пределах 10 без называния чисел (один к одному) путём наложения и приложения, в направлении слева направо с соблюдением интервалов. Собирание по образцу и по названию геометрических фигур в играх и упражнениях, о задачах на кратное и разностное сравнение
• освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Коррекционно-развивающие:
• развивать речь учащегося, обогащая ее математической терминологией;
• развивать пространственные представления учащегося;
• развивать память, воображение, мышление;
• развивать устойчивый интерес к знаниям.
Воспитательные:
• воспитывать у учащегося целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.
Основные направления коррекционной работы:
развитие абстрактных математических понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) реализуется программа по предмету «Математические представления . В соответствии с учебным планом образовательного учреждения предмет «Математические представления» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю (34 часа в год)
Программа по предмету «Математические представления» составлена с учетом физических и психических особенностей развития учащегося. Она направлена на разностороннее развитие личности учащегося, способствует его умственному развитию.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математические представления является одним из основных учебных предметов. Готовит учащегося с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
развитие речи и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате освоения программного материала по учебному предмету математика учащийся «научится» и «получит возможность научиться»:
Учащийся должен знать:
- Счёт в пределах 5, образование чисел;
- Знаки сложения и вычитания;
- Пространственные представления;
- Понятие о величине, понятие веса;
- Геометрический материал (круг, квадрат, треугольник);
- Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, прибавить, отнять..
Учащийся должен уметь:
- образовывать, читать, записывать, сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду в пределах 5;
- складывать числа в пределах 5 на конкретном материале;
- работать со счётами;
- выделять большее и меньшее число;
- соотносить предметы по количеству в пределах 5 без называния чисел (один к одному) путём наложения и приложения, в направлении слева направо, соблюдая интервалы;
- решать примеры в пределах 5;
- решать простые арифметические задачи на разностное сравнение;
- отбирать по образцу и по названию геометрические фигуры в играх и упражнениях.
- распознавать монеты (копейки)
Система оценки обучающегося планируемых результатов освоения предмета и формирования сферы жизненной компетенции
Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения учебного предмета «Окружающий природный мир».
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения учебного предмета «Окружающий природный мир», и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Показатели оценки достижений обучающегося планируемых результатов освоения предмета:
- не выполняет задания (-)
- выполняет задание со значительной физической помощью педагога (пп)
- выполняет задание с частичной физической помощью педагога (п)
- выполняет задание по последовательной инструкции (вербальной или невербальной) (и)
- выполняет задание по образцу (подражанию) (0)
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш)
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)
Итоговая оценка умений и навыков
По окончании первого года обучения учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.
Основанием для оценки знаний служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, его практических работ.
АООП начального образования определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень:
-знать числовой ряд в прямом порядке до 10; порядок действий сложения и вычитания;
- понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания; выполнять устные и письменные действия;
- различать числа и записывать их;
- узнавать фигуры, чертить;
- знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Достаточный уровень:
-усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания;
-знать числовой ряд чисел от 1-10 в прямом и обратном порядке;
-знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Содержание учебного предмета, курса.
Программа по математике включает разделы:
- Понятия о размере предметов «большой, маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «выше-ниже», «шире-уже», «толстый-тонкий».
-Понятия о количестве «много-мало», «столько же», «один», «больше, меньше, поровну».
-Пространственные представления « спереди-сзади», «рядом, около и т.п.».
-Понятия веса «тяжелее-легче».
- Соотнесение предметов по количеству в пределах 10 без называния чисел путём наложения.
-Соотнесение чисел-предметов по количеству в пределах 10 без называния чисел путём приложения.
-Компоненты сложения.
-Число и цифра 1,2,3.4, 5
-Сложение и вычитание в пределах 5.
-Решение примеров в пределах 5.
-Монеты, копейки.
-Геометрический материал ( фигуры)
- Повторение и обобщение пройденного
Учебно - тематический план
№ п/п раздела, темы | Наименование разделов и тем |
1 | Вводный урок. |
2 | Понятия «большой-маленький» |
3 | Понятия «длинный-короткий» |
4 | Понятия «широкий-узкий» |
5 | Понятия «толстый-тонкий» |
6 | Понятия «больше-меньше» |
7 | Понятия «длиннее-короче» |
8 | Понятия «выше-ниже» |
9 | Понятия «шире-уже» |
10 | Понятия о количестве «много-мало» |
11 | Понятия о количестве «столько же» |
12 | Понятия о количестве «один» |
13 | Понятия о количестве «больше, меньше, поровну» |
14 | Пространственные представления «правый-левый» |
15 | Пространственные представления «спереди-сзади и т.п.» |
16 | Пространственные представления «рядом, около,и т.п.» |
17 | Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел путём наложения. |
18 | Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел путём приложения. |
19 | Понятие веса «тяжелее-легче» |
20 | Компоненты сложения |
21 | Компоненты вычитания |
22 | Число и цифра 1, 2, 3. |
23 | Сложение и вычитание в пределах 3. |
24 | Решение примеров в пределах 3. |
25 | Монеты (копейки) |
26 | Повторение и обобщение пройденного |
Список литературы
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), Москва, ВЛАДОС, 2017год.
2.Т.В. Алышева «Математика». 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях. Москва «Просвещение» 2017г.
3.Т.В. Алышева Рабочая тетрадь в 2-х частях. Москва «Просвещение» 2017г.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Содержание разделов, тем урока | Тип урока | Виды учебной деятельности | Цель коррекционной работы | Примечание |
1 | 07.09 | Вводный урок. | Ознакомление с новым материалом | Беседа. Работа с загадками, с сюжетными картинками. | Коррекция речи, мышления и памяти на основе упражнения «Расставь правильно» | |
2-3 | 14.09 21.09 | Понятия «большой-маленький». | Комбинированный | Определение разницы в словах и предметах понятий «большой-маленький» | Развитие математической речи, логического мышления, активности и внимания; воспитание работоспособности. | |
4-5 | 28.09 05.10 | Понятия «длинный-короткий» | Комбинированный | Определение разницы в словах и предметах понятий «длинный-короткий» | Развитие мышления; формирование познавательной активности | |
6-7 | 12.10 19.10 | Понятия «широкий-узкий» | Комбинированный | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. | Развитие речи учащихся; воспитание работоспособности, формирование личностных качеств. | |
8-9 | 26.10 09.11 | Понятия «толстый-тонкий» | Комбинированный | Определение разницы в словах «толстый-тонкий» | Развитие памяти, мышления, внимания, речи учащихся. | |
10-11 | 16.11 23.11 | Понятия «больше-меньше». | Практическая работа | Слушание объяснений учителя. Практические упражнения в определении предметов по размеру. | Коррекция внимания, развитие точности, воспитание аккуратности; развитие пространственных представлений, умение мыслить, сопоставлять и сравнивать; формирование логического мышления. | |
12-13 | 30.11 07.12 | Понятия «длиннее-короче» | Комбинированный | Оформление результатов работы с помощью учителя: - постановка цели, выявление и формулировка проблемы, обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; возможные способы их решения. | Развитие мышления; воспитание трудолюбия. | |
14 | 14.12 21.12 | Понятия «выше-ниже» | Комбинированный | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. | Развитие математической речи; Воспитание интереса к математике. Развитие навыков самостоятельности. | |
15 | 28.12 | Понятия «шире-уже» | Комбинированный | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | Развитие математического мышления, навыков самостоятельности. Коррекция ориентировки. | |
16 | Понятия о количестве «много-мало» | Практическая работа | Слушание объяснений учителя. Практические упражнения в определении предметов по количеству. | Развитие математического мышления через задания на заданную тему, воспитание аккуратности. | ||
17 | Понятие о количестве «столько же» | Комбинированный | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. | Развитие математического мышления; навыков анализа; воспитание интереса к математике. | ||
18 | Понятие о количестве «один» | Комбинированный | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. | Развитие математического мышления. Развитие произвольного зрительного и слухового внимания, памяти на основе. | ||
19 | Понятия о количестве «больше-меньше-поровну» | Комбинированный | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | Развитие математического мышления; воспитание навыков самоконтроля. | ||
20 | Пространственные представления « правый-левый» | Комбинированный | Слушание объяснений учителя. | Развитие математического мышления, воспитание навыков самоконтроля. | ||
21 | Пространственные представления «спереди-сзади и т.д.» | Комбинированный | Слушание объяснений учителя на примере картинок, игрушек. | Развитие мышления; воспитание навыков самоконтроля. | ||
22 | Пространственные представления «рядом, около и т.п.» | Практическая работа | Слушание объяснений учителя. Практические упражнения . | формирование конвергентного мышления (последовательное, однонаправленное, логическое); воспитание аккуратности. | ||
23 | Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел путём наложения. | Практическая работа | Слушание объяснений учителя. Решение примеров и задач на соотнесение предметов путём наложения. | Развитие математической речи; воспитание навыков самоконтроля. | ||
24 | Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел путём приложения. | Практическая работа | Слушание объяснений учителя. Решение примеров и задач на соотнесение предметов путём приложения. | Развитие мышления через тестовое; воспитание терпеливости | ||
25 | Понятия веса «тяжелее-легче» | Комбинированный | Работа с раздаточным материалом. | Развитие умения планировать работу; воспитание трудолюбия и самостоятельности. | ||
26 | Компоненты сложения и вычитания. | Комбинированный | Слушание объяснений учителя. | Развитие математической речи через игры ; воспитание интереса к математике, внимания. | ||
27 | Числа и цифры от 1 до5. | Комбинированный | Слушание объяснений учителя. | Развитие навыков самостоятельности; воспитание аккуратности. | ||
28 | Повторение. Обобщение пройденного. | Комбинированный. Самостоятельная работа. | Слушание объяснений учителя. | Развитие математической речи. Воспитание трудолюбия. Развитие навыков самостоятельности. | ||
29-30 | Сложение и вычитание в пределах 5. | Комбинированный | Слушание и анализ объяснений. Анализ и решение примеров и задач. | Развитие математического мышления; коррекция зрительного и слухового восприятия. | ||
31-32 | Решение примеров в пределах 5. | Комбинированный | Выполнение заданий по разграничению понятий. Решение примеров. | Развитие речи; воспитание работоспособности. Развитие аналитического мышления. | ||
33 | Монеты (копейки) | Комбинированный | Сравнение чисел. Анализ проблемных ситуаций. | Развитие активности, объёма зрительного внимания. | ||
34 | Повторение и обобщение пройденного. | Самостоятельная работа. Контрольная работа. | . Самостоятельная работа с учебником. Контрольная работа по карточкам. | Развитие точности и четкости в записи арифметических действий; воспитание аккуратности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО первого года обучения
Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО первого года обучения...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа ...
Статья "Использование мультисенсорного пособия «Нумикон», как средство повышения математических представлений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)"
В статье раскрыт опыт использования мультисенсорного пособия "Нумикон" на уроках математики в начальных классах, обучающихся по АООП Вариант 1 (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) для ученика 4 класса (обучение на дому)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.: В 4 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2017....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (Вариант 7.2) 1(1 дополнительного) - 4 классов
Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (Вариант 7.2) 1(1 дополнительного) - 4 классов
Данная программа адресована учащимся 1 (1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа №2 им...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...