Рабочая программа по предмету математические представления, 2 класс, 2 вариант. .
рабочая программа по математике (2 класс)
Рабочая программа по предмету "Математические представления" составлена для ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, обучающегося на дому во 2 классе (2 вариант). Обучение на дому. Программа соответствует индивидуальным особенностям ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_predstavleniya_2_k_2_v.docx | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Математические представления, 2 класс (2 вариант) (обучение на дому)
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Актуальность данного предмета заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку.
Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
На уроках математических представлений используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый или эвристический;
- Исследовательский;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- Самостоятельная работа;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Математический представления» ставит следующие задачи:
- сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
- сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
- сформировать способностью пользоваться математическими знаниями;
- при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Учебный курс математики предусматривает следующую структуру:
- Количественные представления;
- Представления о форме;
- Представления о величине;
- Пространственные представления;
- Временные представления.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математические представления» входит в предметную область «Математика» обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета во 2 классе по индивидуальной программе отводится 1,5 часа в неделю. Из них:
I четверть - ч.
IIчетверть - ч.
III четверть - ч.
IVчетверть - ч. Год - 51 ч.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения.
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- определять положение предметов на плоскости;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра;
- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
- считать в прямом и обратном порядке по единице; сравнивать группы предметов;
- решать примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала;
- выполнять арифметические действия;
- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
- иметь представления о днях недели, знать соотношение 1 нед.-7 дней;
- уметь пользоваться чертежными инструментами.
Личностные результаты
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Система оценки по предмету «Математические представления»
В течение года проводится текущая и промежуточная аттестация.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП (таблица прилагается).
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В нее входят: педагоги и специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью, адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
Выявление результативности обучения будет происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся будет оказываться помощь. При оценке результативности достижений будет учитываться степень самостоятельности ребенка.
Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, будет оцениваться его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице СИПР.
5. Содержание учебного предмета
Программа предполагает работу по следующим разделам:
«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег. Числовой ряд 1 – 10.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме.
Геометрические фигуры: квадрат, куб, брус, точка. Соотнесение геометрических фигур с геометрическими телами.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Знакомство с понятиями: о ширине: «широкий», «узкий». Сравнение предметов по ширине: шире - уже, одинаковой ширины; о высоте: «высокий», «низкий». Сравнение предметов по высоте: выше, ниже, одинаковой высоты; о глубине: «глубокий», «мелкий». Сравнение предметов по глубине: «глубже - мельче», одинаковой глубины; отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за.
6. Тематическое планирование
№ | программный материал | колич. часов | сроки | наглядность | основные виды учебной деятельности |
1. | Пространственные представления: «справа - слева; вправо - влево; правый - левый». | 1 | презентация, карточки |
| |
2. | Пространственные представления: «в середине, между». Геометрические фигуры. Квадрат. | 1 | презентация, предметные картинки | ||
3. | Пространственные представления: «вверху внизу», «выше - ниже», «верхний - нижний», на, над, под. | 1 | презентация, предметные картинки | ||
4. | Понятие о ширине: «широкий», «узкий». Сравнение предметов по ширине: шире - уже, одинаковой ширины. | 1 | презентация, сюжетные картинки, ленты | ||
5. | Понятие о высоте: «высокий», «низкий». Сравнение предметов по высоте: выше, ниже, одинаковой высоты. | 1 | презентация, сюжетные картинки | ||
6. | Понятие о глубине: «глубокий», «мелкий». Сравнение предметов по глубине: «глубже - мельче», одинаковой глубины. | 1 | презентация, сюжетные картинки | ||
7. | Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за. | 1 | презентация, сюжетные картинки, предметы | ||
8. | Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Понятия «рано – поздно». | 1 | сюжетные картинки | ||
9. | Понятие о массе: «тяжёлый - лёгкий». Сравнение предметов по массе: «тяжелее - легче, одинаковые по тяжести». | 1 | предметы, предметные картинки | ||
10. | Понятия: «много- мало, несколько, один – много, ни одного», «столько же». | 1 | предметы, предметные картинки | ||
11. | Число и цифра 1. | 1 | карточки |
| |
12. | Обозначение числа цифрой. Монеты: 1 рубль. | 1 | картинки, карточки | ||
13. | Число и цифра 2.Место числа в числовом ряду. Сравнение чисел. | 1 | карточки, предметы, картинки | ||
14. | Знак «+». Образование числа 2. | 1 | карточки, картинки, схемы |
| |
15. | Состав числа 2. Знак «=». | 1 | «домик», карточки | ||
16. | Пара предметов. Знак «-». | 1 | предметы, картинки | ||
17. | Монеты: 2 рубля. Геометрические тела: шар. | 1 | картинки, карточки | ||
18. | Решение примеров и задач в пределах 2. | 1 | счётный материал | ||
19. | Число и цифра 3.Место числа в числовом ряду | 1 | счётный материал | ||
20. | Числовой ряд 1-3. Прямой и обратный счет. | 1 | счётный материал | ||
21. | Сравнение чисел. Состав числа 3. | 1 | счётный материал | ||
22. | Арифметическое действие – сложение. | 1 | карточки, счётный материал | ||
23. | Арифметическое действие – вычитание. Геометрические тела: куб. | 1 | геом. тела, фигуры, счётный материал | ||
24. | Решение примеров и задач в пределах 3. | 1 | счётный материал | ||
25. | Число и цифра 4.Место числа в числовом ряду. | 1 | числовой ряд, счётный материал | ||
26. | Числовой ряд 1-4. Прямой счет. | 1 | числовой ряд, счётный материал | ||
27. | Сравнение чисел. Обратный счет. | 1 | счётный материал | ||
28. | Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4. | 1 | «ёлочка», счётный материал | ||
29. | Решение примеров и задач. Геометрические тела: брус. | 1 | карточки, геом. тела, фигуры | ||
30. | Число и цифра 5.Место числа в числовом ряду. | 1 | числовой ряд, счётный материал | ||
31. | Числовой ряд 1-5. Прямой и обратный счет. Сравнение чисел. | 1 | счётный материал | ||
32. | Состав числа 5. Монеты: 5 рублей. | 1 | картинки, ёлочка | ||
33. | Сложение и вычитание в пределах 5. сравнение чисел. | 1 | счётный материал | ||
34. | Точка, линии. Геометрические фигуры: овал. | 1 | геом. фигуры | ||
35. | Число и цифра 0.Сравнение чисел. | 1 | предметные картинки | ||
36. | Решение примеров и задач на вычитание. | 1 | счётный материал | ||
37. | Число и цифра 6.Место числа в числовом ряду. | 1 | числовой ряд, счётный материал | ||
38. | Числовой ряд 1-6. Прямой и обратный счет. | 1 | числовой ряд | ||
39. | Сравнение чисел. Построение прямой линии через одну точку. | 1 | счётный материал, пред. картинки | ||
40. | Сложение и вычитание в пределах 6.Построение прямой линии через две точки. | 1 | счётный материал | ||
41. | Число и цифра 7.Место числа в числовом ряду. | 1 | числовой ряд | ||
42. | Числовой ряд 1-7. Прямой и обратный счет. | 1 | числовой ряд | ||
43. | Сутки, неделя. Неделя – 7 суток. | 1 | презентация | ||
44. | Число и цифра 8.Место числа в числовом ряду. Прямой и обратный счет. | 1 | числовой ряд | ||
45. | Состав числа 8. Присчитывание по 2 | 1 | предметы, «домик» | ||
46. | Число и цифра 9. Место числа 9 в числовом ряду. | 1 | числовой ряд, счётный материал | ||
47. | Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9. | 1 | числовой ряд, счётный материал | ||
48. | Число и цифра 10. Числовой ряд 1-10. | 1 | числовой ряд | ||
49. | Единицы стоимости. Рубли, копейки. Монета: 10 копеек. Размен и замена монет. | 1 | предметы, картинки | ||
50. | Сложение и вычитание в пределах 10. | 1 | счётный материал | ||
51. | Повторение пройденного за год. Числовой ряд 1-10. | 1 | числовой ряд, счётный материал |
7. Учебно-методическое обеспечение.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
- Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
- Программа обучение детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
- Рабочая тетрадь - Алышева Т.В., Эк В.В. Сравниваем, считаем. Рабочая тетрадь по математике. Часть 1. «Я играю и учусь» пособие для детей с особенностями психофизического развития, раздел «Сравни и покажи», автор Т.В Лисовская. «Я играю и учусь» пособие для детей с особенностями психофизического развития, раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И.В. Ковалец.
8. Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные и печатные пособия Технические средства обучения
-Предметные картинки в соответствии с тематикой заданий - Ноутбук
- Слова-термины -Принтер-ксерокс
-Набор геометрических фигур
-Числовой ряд от 1 до 10
-Счётные палочки
- Счёты
-Веер с цифрами
- Плакаты: «Состав чисел первого десятка»
«Геометрические фигуры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету " Математические представления " 4 класс ( коррекционная школа).
Рабочая программа по предмету " Математические представления " для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1) 4 класс....
Адаптированная образовательная программа по предмету «Математические представления» 2 вариант (4 класс) ФГОС
Рабочая программа для обучающихся 4 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующихдокументов:-Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 21 де...
Рабочая программа по предмету Математические представления для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)
Рабочая программа по предмету Математические представления для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный п...
Рабочая программа по предмету "Математические представления" для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность предмета «Математические представления» заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жиз...
Типовая рабочая программа по предмету "Математические представления" 1дополнительный - 4 классы (вариант 2)
Данные материал будет полезен для педагогов работающих с детьми с умеренной умственной отсталостью. В материале содержится программа, КТП, перечень учебной литературы....