Организация внеурочной деятельности детей с легкими интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС ОО УО (ИН) в 1-4 классах
статья
Описание организации внекрочной деятельности детей с легкими интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС ОО УО (ИН) в 1-4 классах. Описание принципов работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности детей с легкими интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС ОО УО (ИН)
в 1-4 классах
Учитель начальных классов Шавкун А.В.
Одной из приоритетных задач обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) является создание условий для их успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Внеурочная деятельность обучающихся - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность, согласно ФГОС ОО УО(ИН), является частью учебного плана школы. При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта).
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Программа внеурочной деятельности по ФГОС ОО УО(ИН) предполагает следующие направления: коррекционно-развивающее, нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, кружки, спортивные секции, юношеские организации, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д. Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане.
Основные принципы программы
- Включение учащихся с УО (ИН) в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
С целью качественного содержательного наполнения программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) представим характеристику каждого направления.
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Содержание программ в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает присвоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей, получение обучающимися опыта определения актуальных для них нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора. Помимо этого содержание программ должно обеспечивать возможности для приобретения обучающимися опыта определения и реализации собственных ценностных приоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность, добровольчество).
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе в 1-4 классах представлено программой: «Этика-азбука добра».
Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства. В нашей школе в 1-4 классах общекультурное направление внеурочной деятельности представлено такой программой как «Город мастеров».
Социальное направление внеурочной деятельности предполагает направленность на развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы. Реализация программу курсов внеурочной деятельности в рамках социального направления будет направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество. В нашей школе в 1-4 классах социальное направление внеурочной деятельности представлено программой ««Мой мир».
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности предполагает приобщение обучающихся с легкими интеллектуальными нарушениями к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами и др.). В нашей школе в 1-4 классах спортивно-оздоровительное направление представлено программой «Азбука здоровья».
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися социальных знаний, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Содержание внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья складывается из совокупности направлений, форм и конкретных видов деятельности.
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) воспитательных результатов, духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получит вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
В соответствии с требованиями ФГОС ОО УО(ИН) программы по внеурочной деятельности должны учитывать психофизические возможности детей, ситуативность эмоциональных состояний.
Для контроля за усвоением материала курса внеурочной деятельности учителем используются следующие методы: опрос, наблюдение, конкурсы, выставки работ. Результатом деятельности учащихся по программе являются участие в беседах, конкурсах, выставках и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности детей, посещающих группу продленного дня как условие развития профессионального мастерсва воспитателя
выступление на методическом объединении воспитателей гпд...
Общеразвивающая программа по внеурочной деятельности "Страницы история Санкт-Петербурга" в соответствии с ФГОС.
Общеразвивающая программа со сроком реализации 4 года(с 1-го по 4-ый классы) начальной школы.Содержит требования ФГОС ....
Формирование личностных результатов в организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС (1-4 классы)
Материал представляет собой цикл разработанных методических рекомендаций для проведения занятий по формированию у учащихся коммуникативных навыков, представлений о дружбе и взаимопомощи, особенн...
Организация внеурочной деятельности как условие для развития способностей в условиях ФГОС
Выступление на родительском собрании....
Реферат «Проектная деятельность как способ организации внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью»
Реферат раскрывает понятие "Что такое проект?", виды проектов, организация проектов с учащимися с ИН....
Сообщение на МО «Новые подходы к организации работы классных руководителей и воспитателей ГПД через реализацию программы воспитания» по теме «Организация внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО для де
Краткое описание актуальности внеурочной деятельности "Внеклассное чтение" в школе для детей с ТНР....
Организация учебой деятельности детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ОО с УО (ИН) в начальных классах
Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. Практико-ориентированная направленность образования ...