Технологическая карта занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Вершинина Людмила Сергеевна

Методическая разработка занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца" предназначена для педагогов дополнительного образования - руководителей театральных студий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие театра-студии «Премьера»

Руководитель: Вершинина Л.С.

Дата проведения: 17.11.2020 год

Время проведения: 1300  (длительность занятия 40 минут)

Тема: «Хоровод - основной жанр русского танца».

Цель: расширение знаний обучающихся о народном фольклоре, возрождение культурных ценностей и развитие народных традиций.

Задачи:

1)образовательные:

- познакомить с понятиями «хоровод», «хороводная игра»;

- познакомить со значением хороводов на Руси;

- познакомить с основными  фигурами хоровода, основными видами шагов в хороводе;

- повторить правила хороводной игры «Каравай»;

- познакомить с хороводной игрой  «Пузырь», учить играть в эту игру ( на 2-ом  занятии с играми «Дубок», «Мак»).

2)воспитательные: 

- прививать интерес и любовь к народному танцу;

- способствовать формированию интереса к творческому самовыражению.

3)развивающие:

-  развивать и формировать танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие).

- способствовать развитию эмоционально-образной сферы (воображения, мышления, памяти).

МЕСТО ЗАНЯТИЯ  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ: «Осень, осень, в гости просим. Народные традиции, фольклор»

Возраст воспитанников:8-10 лет.

МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

словесные – объяснения (пояснения практического действия), беседа, комментарии;

практические – упражнения, практические задания

Формы организации занятия: коллективная                                     

Оборудования и средства: ноутбук, колонки, рисунки – схемы (Приложение 1), медленная русская народная музыка, платки.

Технологическая карта занятия

N п/п

Этапы занятия, время

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1

Мотивационно-организационный

1 мин

Приветствует воспитанников. Предлагает занять места на сцене. Ведет краткую беседу с учащимися об  их эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Педагог настраивает воспитанников на занятие посредством улыбки, голосовой интонацией

Отвечают на приветствие. Занимают свои места.  Слушают. Отвечают на вопросы

2

Актуализация знаний

1 мин

Организует подводящий и побуждающий диалог для актуализации и применения нового материала.

-Как вы знаете, в нашей театральной студии мы учимся не только актерскому мастерству, но и узнаем что-то новое из истории наших предков славян, для того чтобы знать культуру русского народа, его традиции и обряды, праздники, фольклор. Знакомясь с русским народным фольклором, мы изучили его малые жанры. Перечислите, какие из них вы помните.

Слушают педагога. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека

Предполагаемые ответы воспитанников: загадки, потешки, пословицы, поговорки, песенки, считалки, сказки. 

3

Проблематизация

Постановка темы  и цели занятия

3-5 мин

Знакомит с историей возникновения хоровода, его назначением, видами, основными рисунками и шагами.

1.-Первые хороводы являлись языческим танцами  древних славян, посвященных богу Солнца. Поэтому основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались.

 - Но сейчас, в наше время,  хороводы водят не только для того, что бы воздать почести Солнцу. Но и для того, что бы украсить ими праздники, поиграть в игры.

- Скажите, когда нибудь вы водили хороводы?

- Правильно. Начиная с детского сада, все участвовали в хороводе вокруг ёлочки и водили хороводы вокруг именинника.

- Но не только в такие праздники водят хороводы. Их водят и на Масленицу, и на праздник Ивана-купалы.

Слушают педагога

Отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы: на Новый год вокруг ёлки (под песни «В лесу родилась ёлочка», «Вперед 4 шага…»), на Дне рождения

4

Изучение нового материала

15 - 20 мин

2.- Что означает выражение «встаньте в хоровод»?

 - Совершенно верно. В хороводе в основном все становятся в круг, берутся за руки, косынки или венки. Иногда руки, или одну руку,  кладут на плечи друг другу, или вовсе ставят их себе на пояс, скрещивают на груди или разводят в стороны. Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек – «лебедушек», медленная уверенная поступь парней – «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки такие хороводы называют орнаментальные. (Орнамент – это рисунок из повторяющихся геометрических фигур).

 - Сейчас мы разучим несколько основных фигур хоровода и шаги.

Педагог предлагает детям построиться в соответствии с рисунками хоровода.(Прил. 1)

  1. Фигура основная - круг. (Рисунок 1) Водя хоровод, изучим сразу несколько хороводных шагов.

1) «Простой ход». Простой ход – это обыкновенный небольшой шаг на всю ступню то левой, то правой ноги.

-Поставьте руки на пояс, пройдем по кругу простым ходом.

-В другую сторону, взявшись за руки (за платки).

- В другую сторону, положив  правую (левую) руку на плечо соседу.

2) «Скользящий шаг».

 - Это такой же обыкновенный шаг на всю ступню, только при этом ноги чуть согнуты в коленях, а подошвы не отрываются от пола (танцующий как бы шаркает ими).

- Двигаемся по кругу  скользящим шагом, скрестив руки на груди.

- В другую сторону скользящим шагом, расставив руки в разные стороны.  

3) «Приставной шаг».

- И.п. – естественное, руки на поясе.

На счет «раз» сделать небольшой шаг вправо правой ногой; на счет «и» левую ногу приставить к правой; на счет «два» - небольшой шаг вправо правой ногой; на счет «и» приставить левую ногу к правой. Движение исполняется с правой и левой ноги.

4) «Гармошка».

- Взяться за руки. На счет «раз» соединить носки, развести пятки в стороны; на счет «и» соединить пятки, а носки развести в стороны; на счет «два-и» повторяется то же самое.

- Следующие фигуры в хороводе это:

2. Фигура «Два круга».  (Рисунок 2) 

– Такие круги можно водить рядом или на расстоянии.

  1. «Круг в круге» (Рисунок 3) 

- Каждый ряд  может состоять из нескольких человек.

- Попробуйте пройти колонной вперед, простым ходом, расставив руки в стороны. (ПОКАЗ)

-Теперь назад, поставив руки вперед.

4. «Колонна» - построение рядами. (Рисунок 4).

 5. «Улица» - построение в две линии напротив друг друга (Рисунок 5).

- Первая улица движется навстречу другой простым ходом, не доходя до неё, можно взяться за руки, после отходит назад спиной. После этого движение повторяет другая «улица».

6. «Звездочка»  (Рисунок 6).

-Основное построение - круг, из круга перестраиваемся в звездочку, скользящим шагом, руки разведены в стороны, и, наоборот -расходимся в круг.

7. «Змейка»  (Рисунок 7).

- Когда водящий круга, его еще называли хороводником или хороводницей, размыкая круг, водил участников хоровода «змейкой».

-Давайте попробуем. Лиза будет «хороводницей». Становимся в круг, идем по кругу, движение «гармошка». Лиза размыкает руки и ведет за собой остальных скользящим шагом, можно держаться за руки.

- Итак, как я уже сказала, что такие хороводы с перестроением из одной фигуры в другую называли орнаментальными.

3. Следующий вид хороводов – это игровые хороводы.

- Такие хороводы сопровождаются песнями, шутками, игровыми действиями. Основные фигуры таких хороводов – «круг», «улица». По-другому игровые хороводы называют хороводными играми. Потому что в них играли на праздниках, где было много народу, чтобы все могли в них поучаствовать. В такие игры играла молодежь. Но существует много и детских игр.

- Самая известная вам игра, кроме хоровода вокруг ёлочки – это «Каравай». Когда играли в эту игру? В какую фигуру выстраивались дети? Каким шагом ходили?

– Давайте вспомним  эту игру и сыграем в неё.

Игра «Каравай» (Прил. 2)

Слушают. Отвечают на вопрос Предполагаемые ответы: встать в круг и взяться за руки

Выполняют задания, следуя инструкции

Слушают. Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы: на Дне рождения; круг; простой шаг

Вспоминают слова с помощью педагога, выполняют соответствующие движения

5

Применение знаний и способов действии

5-10 мин

- А сегодня я познакомлю вас с еще одной игрой, которая называется «Пузырь». (Прил. 3) 

- Нужно построиться в круг, поклониться друг другу, взяться за руки, встать поближе. Говоря слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой

Да не лопайся. (Повторить слова)

Когда произносите слова, расходитесь  в стороны до тех пор, пока кто- нибудь не расцепит руки. Тот, кто руки расцепил говорит  «Лопнул пузырь!». Тогда все отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!»

Организует игровую деятельность

Слушают, учат слова. Принимают правила игры. Участвуют в игре, соблюдая правила

6

Закрепление знаний

   

2 мин

Организует деятельность по закреплению новых знаний воспитанников

-Давайте вспомним теоретическую часть занятия, что вы узнали и запомнили по теме сегодняшнего занятия?

Слушают педагога. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека (что такое хоровод, когда он был придуман, кто в него играл, виды хороводов, фигуры, шаги. Хороводная ига, как играть в игру «Каравай», «Пузырь»)

7

Рефлексивно-оценочный

1 мин

Организует рефлексивную деятельность воспитанников

- Понравилось вам занятие?

И мне понравилось,  особенно то, как вы работали, отвечали на вопросы.

- Давайте поблагодарим себя за работу. Похлопаем в ладоши. Как вы будете хлопать громко или тихо?

 - Почему?

- А теперь похлопайте каждый себе.

- Похлопайте друг другу.

- Вы громко хлопаете, значит, вы работали хорошо!

- Молодцы!

- Повторением практической части мы продолжим на следующем занятии. А так же познакомимся с играми «Дубок», «Мак»

Отвечают на вопросы.

Проводят самооценку, взаимооценку

Приложение 1.

  1. Фигура основная – «Круг»

  1.  Фигура «Два круга» 

3 «Круг в круге»   

4  «Колонна»  - построение рядами

5  . «Улица»  

7.  «Змейка»  

6. «Звездочка»  

Приложение 2.

Русская народная хороводная игра «Каравай» 

Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на …  именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

Приложение 3.

Русская народная хороводная игра «Пузырь»

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается»  до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь  «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой

Да не лопайся!

 Тот, кто руки расцепил говорит  «Лопнул пузырь!». Тогда все отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!»

Русская народная хороводная игра «Дубок»

Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.

У нас рос дубок

Вот таков,

Вот таков! (Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)

Корень да его —

Вот так глубок,

Вот этак глубок!(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

Ветки да его —

Вот так высоки,

Вот этак высоки! (Руки поднимают вверх и покачивают ими)

Листья да его —

Вот так широки,

Вот этак широки! (Хоровод расходится, расширяется)

Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.

В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он  показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим  имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.

Русская народная игра «Мак» проводится в хороводе. Игра не очень динамичная, но станет неплохим дополнением при проведении фольклорных праздников и занятий. Проводить ее можно как в помещении, так и на улице. Главное, чтобы хоровод поместился.

Выбирают считалочкой или назначают водящего. Водящий – Ермак – будет находиться в центре круга-хоровода. Все остальные берутся за руки и начинают водить хоровод. При этом приговаривают или напевают:

Маки, маки, маковицы,

Золотые головицы!

Станем мы так,

Спросим про мак!

После этих хоровод останавливается и один из игроков, или все хором спрашивают:

Ермак, Ермак,

Поспел ли мак?

Ермак отвечает: «Только посеяли!»

Хоровод опять начинает движение и повторяет ту же попевку, задают Ермаку тот же вопрос. Во второй раз Ермак отвечает: «Всходит», потом «Цветет», потом «Поспевает» и в конце «Поспел».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "...

Технологическая карта занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца"

Методическая разработка занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца" предназначена для педагогов дополнительного образования - руководителей театральных студий....

Технологическая карта урока 2 класс" Русские народные инструменты" по программе Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Технологическая карта урока -знакомства с русскими народными инструментами с  применением игровых технологий....

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умение находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы. Задачи ур...

Технологическая карта урока по теме: Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Тема:  Русская народная сказка «Курочка Ряба»Файл доступен к скачиванию на ПК...

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народная бытовая сказка «Каша из топора»» (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о бытовых сказках в процессе изучения русской народной сказки «Каша из топора».Задачи урока:Дидактические:познакомить с русской народной бытовой сказ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка «Зимовье зверей»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Зимовье зверей»Задачи урока:Дидактические:знать содержание сказки; жанровые особенности ск...