Технологическая карта занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Методическая разработка занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца" предназначена для педагогов дополнительного образования - руководителей театральных студий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Хоровод - основной жанр русского танца | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие театра-студии «Премьера»
Руководитель: Вершинина Л.С.
Дата проведения: 17.11.2020 год
Время проведения: 1300 (длительность занятия 40 минут)
Тема: «Хоровод - основной жанр русского танца».
Цель: расширение знаний обучающихся о народном фольклоре, возрождение культурных ценностей и развитие народных традиций.
Задачи:
1)образовательные:
- познакомить с понятиями «хоровод», «хороводная игра»;
- познакомить со значением хороводов на Руси;
- познакомить с основными фигурами хоровода, основными видами шагов в хороводе;
- повторить правила хороводной игры «Каравай»;
- познакомить с хороводной игрой «Пузырь», учить играть в эту игру ( на 2-ом занятии с играми «Дубок», «Мак»).
2)воспитательные:
- прививать интерес и любовь к народному танцу;
- способствовать формированию интереса к творческому самовыражению.
3)развивающие:
- развивать и формировать танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие).
- способствовать развитию эмоционально-образной сферы (воображения, мышления, памяти).
МЕСТО ЗАНЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ: «Осень, осень, в гости просим. Народные традиции, фольклор»
Возраст воспитанников:8-10 лет.
МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
словесные – объяснения (пояснения практического действия), беседа, комментарии;
практические – упражнения, практические задания
Формы организации занятия: коллективная
Оборудования и средства: ноутбук, колонки, рисунки – схемы (Приложение 1), медленная русская народная музыка, платки.
Технологическая карта занятия
N п/п | Этапы занятия, время | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
1 | Мотивационно-организационный 1 мин | Приветствует воспитанников. Предлагает занять места на сцене. Ведет краткую беседу с учащимися об их эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Педагог настраивает воспитанников на занятие посредством улыбки, голосовой интонацией | Отвечают на приветствие. Занимают свои места. Слушают. Отвечают на вопросы |
2 | Актуализация знаний 1 мин | Организует подводящий и побуждающий диалог для актуализации и применения нового материала. -Как вы знаете, в нашей театральной студии мы учимся не только актерскому мастерству, но и узнаем что-то новое из истории наших предков славян, для того чтобы знать культуру русского народа, его традиции и обряды, праздники, фольклор. Знакомясь с русским народным фольклором, мы изучили его малые жанры. Перечислите, какие из них вы помните. | Слушают педагога. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека Предполагаемые ответы воспитанников: загадки, потешки, пословицы, поговорки, песенки, считалки, сказки. |
3 | Проблематизация Постановка темы и цели занятия 3-5 мин | Знакомит с историей возникновения хоровода, его назначением, видами, основными рисунками и шагами. 1.-Первые хороводы являлись языческим танцами древних славян, посвященных богу Солнца. Поэтому основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались. - Но сейчас, в наше время, хороводы водят не только для того, что бы воздать почести Солнцу. Но и для того, что бы украсить ими праздники, поиграть в игры. - Скажите, когда нибудь вы водили хороводы? - Правильно. Начиная с детского сада, все участвовали в хороводе вокруг ёлочки и водили хороводы вокруг именинника. - Но не только в такие праздники водят хороводы. Их водят и на Масленицу, и на праздник Ивана-купалы. | Слушают педагога Отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы: на Новый год вокруг ёлки (под песни «В лесу родилась ёлочка», «Вперед 4 шага…»), на Дне рождения |
4 | Изучение нового материала 15 - 20 мин | 2.- Что означает выражение «встаньте в хоровод»? - Совершенно верно. В хороводе в основном все становятся в круг, берутся за руки, косынки или венки. Иногда руки, или одну руку, кладут на плечи друг другу, или вовсе ставят их себе на пояс, скрещивают на груди или разводят в стороны. Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек – «лебедушек», медленная уверенная поступь парней – «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки такие хороводы называют орнаментальные. (Орнамент – это рисунок из повторяющихся геометрических фигур). - Сейчас мы разучим несколько основных фигур хоровода и шаги. Педагог предлагает детям построиться в соответствии с рисунками хоровода.(Прил. 1)
1) «Простой ход». Простой ход – это обыкновенный небольшой шаг на всю ступню то левой, то правой ноги. -Поставьте руки на пояс, пройдем по кругу простым ходом. -В другую сторону, взявшись за руки (за платки). - В другую сторону, положив правую (левую) руку на плечо соседу. 2) «Скользящий шаг». - Это такой же обыкновенный шаг на всю ступню, только при этом ноги чуть согнуты в коленях, а подошвы не отрываются от пола (танцующий как бы шаркает ими). - Двигаемся по кругу скользящим шагом, скрестив руки на груди. - В другую сторону скользящим шагом, расставив руки в разные стороны. 3) «Приставной шаг». - И.п. – естественное, руки на поясе. На счет «раз» сделать небольшой шаг вправо правой ногой; на счет «и» левую ногу приставить к правой; на счет «два» - небольшой шаг вправо правой ногой; на счет «и» приставить левую ногу к правой. Движение исполняется с правой и левой ноги. 4) «Гармошка». - Взяться за руки. На счет «раз» соединить носки, развести пятки в стороны; на счет «и» соединить пятки, а носки развести в стороны; на счет «два-и» повторяется то же самое. - Следующие фигуры в хороводе это: 2. Фигура «Два круга». (Рисунок 2) – Такие круги можно водить рядом или на расстоянии.
- Каждый ряд может состоять из нескольких человек. - Попробуйте пройти колонной вперед, простым ходом, расставив руки в стороны. (ПОКАЗ) -Теперь назад, поставив руки вперед. 4. «Колонна» - построение рядами. (Рисунок 4). 5. «Улица» - построение в две линии напротив друг друга (Рисунок 5). - Первая улица движется навстречу другой простым ходом, не доходя до неё, можно взяться за руки, после отходит назад спиной. После этого движение повторяет другая «улица». 6. «Звездочка» (Рисунок 6). -Основное построение - круг, из круга перестраиваемся в звездочку, скользящим шагом, руки разведены в стороны, и, наоборот -расходимся в круг. 7. «Змейка» (Рисунок 7). - Когда водящий круга, его еще называли хороводником или хороводницей, размыкая круг, водил участников хоровода «змейкой». -Давайте попробуем. Лиза будет «хороводницей». Становимся в круг, идем по кругу, движение «гармошка». Лиза размыкает руки и ведет за собой остальных скользящим шагом, можно держаться за руки. - Итак, как я уже сказала, что такие хороводы с перестроением из одной фигуры в другую называли орнаментальными. 3. Следующий вид хороводов – это игровые хороводы. - Такие хороводы сопровождаются песнями, шутками, игровыми действиями. Основные фигуры таких хороводов – «круг», «улица». По-другому игровые хороводы называют хороводными играми. Потому что в них играли на праздниках, где было много народу, чтобы все могли в них поучаствовать. В такие игры играла молодежь. Но существует много и детских игр. - Самая известная вам игра, кроме хоровода вокруг ёлочки – это «Каравай». Когда играли в эту игру? В какую фигуру выстраивались дети? Каким шагом ходили? – Давайте вспомним эту игру и сыграем в неё. Игра «Каравай» (Прил. 2) | Слушают. Отвечают на вопрос Предполагаемые ответы: встать в круг и взяться за руки Выполняют задания, следуя инструкции Слушают. Отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы: на Дне рождения; круг; простой шаг Вспоминают слова с помощью педагога, выполняют соответствующие движения |
5 | Применение знаний и способов действии 5-10 мин | - А сегодня я познакомлю вас с еще одной игрой, которая называется «Пузырь». (Прил. 3) - Нужно построиться в круг, поклониться друг другу, взяться за руки, встать поближе. Говоря слова: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся. (Повторить слова) Когда произносите слова, расходитесь в стороны до тех пор, пока кто- нибудь не расцепит руки. Тот, кто руки расцепил говорит «Лопнул пузырь!». Тогда все отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Организует игровую деятельность | Слушают, учат слова. Принимают правила игры. Участвуют в игре, соблюдая правила |
6 | Закрепление знаний
2 мин | Организует деятельность по закреплению новых знаний воспитанников -Давайте вспомним теоретическую часть занятия, что вы узнали и запомнили по теме сегодняшнего занятия? | Слушают педагога. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека (что такое хоровод, когда он был придуман, кто в него играл, виды хороводов, фигуры, шаги. Хороводная ига, как играть в игру «Каравай», «Пузырь») |
7 | Рефлексивно-оценочный 1 мин | Организует рефлексивную деятельность воспитанников - Понравилось вам занятие? И мне понравилось, особенно то, как вы работали, отвечали на вопросы. - Давайте поблагодарим себя за работу. Похлопаем в ладоши. Как вы будете хлопать громко или тихо? - Почему? - А теперь похлопайте каждый себе. - Похлопайте друг другу. - Вы громко хлопаете, значит, вы работали хорошо! - Молодцы! - Повторением практической части мы продолжим на следующем занятии. А так же познакомимся с играми «Дубок», «Мак» | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, взаимооценку |
Приложение 1.
- Фигура основная – «Круг»
- Фигура «Два круга»
3 «Круг в круге»
4 «Колонна» - построение рядами
5 . «Улица»
7. «Змейка»
6. «Звездочка»
Приложение 2.
Русская народная хороводная игра «Каравай»
Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:
Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)
Испекли мы Каравай.
Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)
Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)
Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)
Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)
Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)
Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,
Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)
Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».
Приложение 3.
Русская народная хороводная игра «Пузырь»
Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся!
Тот, кто руки расцепил говорит «Лопнул пузырь!». Тогда все отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!»
Русская народная хороводная игра «Дубок»
Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.
У нас рос дубок
Вот таков,
Вот таков! (Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)
Корень да его —
Вот так глубок,
Вот этак глубок!(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)
Ветки да его —
Вот так высоки,
Вот этак высоки! (Руки поднимают вверх и покачивают ими)
Листья да его —
Вот так широки,
Вот этак широки! (Хоровод расходится, расширяется)
Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.
В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.
Русская народная игра «Мак» проводится в хороводе. Игра не очень динамичная, но станет неплохим дополнением при проведении фольклорных праздников и занятий. Проводить ее можно как в помещении, так и на улице. Главное, чтобы хоровод поместился.
Выбирают считалочкой или назначают водящего. Водящий – Ермак – будет находиться в центре круга-хоровода. Все остальные берутся за руки и начинают водить хоровод. При этом приговаривают или напевают:
Маки, маки, маковицы,
Золотые головицы!
Станем мы так,
Спросим про мак!
После этих хоровод останавливается и один из игроков, или все хором спрашивают:
Ермак, Ермак,
Поспел ли мак?
Ермак отвечает: «Только посеяли!»
Хоровод опять начинает движение и повторяет ту же попевку, задают Ермаку тот же вопрос. Во второй раз Ермак отвечает: «Всходит», потом «Цветет», потом «Поспевает» и в конце «Поспел».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "
Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "...
Технологическая карта занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца"
Методическая разработка занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца" предназначена для педагогов дополнительного образования - руководителей театральных студий....
Технологическая карта урока 2 класс" Русские народные инструменты" по программе Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Технологическая карта урока -знакомства с русскими народными инструментами с применением игровых технологий....
Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умение находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы. Задачи ур...
Технологическая карта урока по теме: Русская народная сказка «Курочка Ряба»
Тема: Русская народная сказка «Курочка Ряба»Файл доступен к скачиванию на ПК...
Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народная бытовая сказка «Каша из топора»» (УМК «ПНШ», 3 класс)
Цель урока: формирование представлений о бытовых сказках в процессе изучения русской народной сказки «Каша из топора».Задачи урока:Дидактические:познакомить с русской народной бытовой сказ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка «Зимовье зверей»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Зимовье зверей»Задачи урока:Дидактические:знать содержание сказки; жанровые особенности ск...