Методическое описание занятия по теме "Мат ладьей и королем"
методическая разработка (1 класс)

Пименов Валерий Алексеевич

Открытое занятие по теме "Мат ладьей и королем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_opisanie.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ К ЗАНЯТИЮ ПО ШАХМАТАМ ПО ТЕМЕ «МАТ ЛАДЬЕЙ И КОРОЛЕМ»

Название объединения

Название программы

Творческое объединение «Белый ферзь»

«Шахматы»

Ф.И.О. педагога

Пименов Валерий Алексеевич

Время и место проведения открытого занятия

30.03.2021 ДДТ «Союз»

Год обучения

Первый

Тема занятия

Мат ладьей и королем

Цель занятия

Формирование умения ставить мат королем и ладьей.

Задачи

Образовательные

Освоить навык ставить мат королем и ладьей за 20 ходов. Для этого сформировать навык оттеснения короля на край доски.

Развивающие

-Развитие внимания, памяти, логического мышления, волевых качеств личности, умения делать выводы;

-Развитие умения просчитывать варианты;

-Развитие техники матования одинокого короля.

Воспитательные

Воспитание усидчивости, внимательности, самостоятельности, терпеливости, изобретательности, чувств личной ответственности при работе в команде при решении задач, уверенности в своих силах.

Методы обучения

  1. Словесный (объяснение, беседа).
  2. Наглядный (показ на демонстрационной доске).
  3. Практический (разыгрывание предложенной позиции в парах).

Методическое и дидактическое обеспечение занятия

Шахматный интернет-сервер lichess, шахматная программа Stockfish.

Литература для подготовки

занятия

В. Пожарский «Шахматный учебник», Х.Р. Капабланка «Учебник шахматной игры».

Оборудование и материалы

Демонстрационная доска;
Компьютеры.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся будут способны ставить мат ладьей и королем одинокому королю.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Роль шахмат в развитии личности ребенка переоценить невозможно. Эта игра  способствует формированию основных видов интеллектуальной деятельности, поэтому начинать необходимо с раннего возраста. Знания и опыт, которые приобретает юный шахматист, являются необходимыми как в обучении, так и в дальнейшей жизни.  Анализировать ситуацию, тщательно и скрупулезно просчитывать ходы, находить максимально целесообразные варианты решений, предугадывать последствия и исход действий, принимать волевое решение и, подчас, принимать его в крайне ограниченное время - это лишь некоторые навыки, которые развиваются шахматами в детях.

Шахматы - это спорт, спорт - специфическая деятельность, имеющая определенную логику организации и основанная на сравнении способностей человека. Важнейшее значение имеет не только предметное освоение игры, но и метапредметные и личностные результаты, связанные с освоением социальных ролей, процессами социальной адаптации и социализации, а также коммуникативными и социальными навыками.

 Представленная на занятии тема является одной из базовых тем освоения шахматной программы. На занятии обучающиеся выполнят не только поставленную образовательную задачу, но и разовьют важные личностные качества, такие как внимательность, самостоятельность, усидчивость, изобретательность и другие.


ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Вступительная часть (10 мин).

Педагог приветствует обучающихся.

- Ребята, конечно, вы знаете, что у каждой игры есть цель? Какая цель у шахматистов?

Дети отвечают: «Поставить мат!»

- Верно, и каждый шахматист должен уметь ставить мат своему сопернику. А что такое мат?

Ответ детей: «Мат – это когда на короля напали и нет защиты».

- Правильно, а что такое шах?

Ответ детей: «Шах – это когда на короля напали и он может защититься».

- Правильно, молодцы!».

Педагог на демонстрационной доске выставляет простую позицию с небольшим количеством фигур и наглядно на ней показывает примеры шаха и мата. Так же объясняет, что такое пат.

- На одном из прошлых занятий мы с вами разбирали тему мат ферзем и королем одинокому королю. Ребята, давайте вспомним, как мы понимаем выражение «Одинокий король»?

Ответ детей: «Одинокий король – это когда остался только король, а других фигур нет».

- Совершенно верно!

Педагог расставляет позицию король и ферзь против короля на демонстрационной доске.

  • Давайте вспомним, какие шаги надо сделать, чтобы в результате заматовать короля. Кто знает ответ, поднимите руку.

Ответ детей: «Короля нужно загнать на край доски и поставить ему там мат».

- Верно! В первую очередь нам нужно выбрать край доски, куда мы будем оттеснять вражеского короля. Его можно оттеснять одним ферзем, но лучше и проще это делать вместе с нашим королем, потому что ферзь в одиночку все равно не сможет поставить мат. Затем необходимо сделать так, чтобы король не смог выйти с края доски, это называется отрезать короля. И все, что останется сделать, это приблизиться нашим королем и поставить мат. А теперь давайте посмотрим, как это будет выглядеть наглядно.

Педагог по выше озвученному алгоритму матует короля на демонстрационной доске, еще раз объясняя каждый ход.

- Напоминаю, что для постановки мата у нас имеется 50 ходов, если мы не уложимся, то по правилам шахмат партия заканчивается вничью.

2.Основная  часть (15 мин).

- А теперь давайте перейдем к теме нашего сегодняшнего занятия, а именно мат ладьей и королем.

Педагог расставляет позицию король и ладья против короля на демонстрационной доске. Педагог рассказывает о сходствах и различиях в принципах матования короля ферзем и ладьей.

- Мат королем и ладьей ставится по тому же плану, что и королем и ферзем. Отличие заключается в том, что если ферзь мог бы в одиночку зажать вражеского короля на край доски, то у ладьи такое точно не получится. Поэтому король и ладья обязательно должны работать вместе.

На демонстрационной доске педагог наглядно демонстрирует как ставится мат, объясняя и считая каждый ход.

- Итак ребята, мы смогли поставить мат королю за (педагог называет сколько ходов ему потребовалось для постановки мата). Вообще, чтобы поставить мат королем и ладьей достаточно 16 ходов, в независимости от положения фигур на доске. Повторюсь, шахматные правила дают нам 50 ходов, чтобы заматовать короля, в противном случае в партии засчитывается ничья. У нас есть большой запас, и даже если вы собьетесь с верной дороги, то у вас еще будет время и возможность найти правильный путь, чтобы поставить мат. Сегодня я вам предлагаю попробовать поставить мат королем и ладьей сильнейшей шахматной программе Stockfish и сделать это за 20 ходов.

3.Практическая часть (15 мин).

Дети садятся за компьютеры. Педагог заранее зашел на игровой шахматный интернет-сервер lichess и выставил нужную позицию на каждом компьютере. Далее еще раз озвучивает задание практической части, а именно постановка мата королем и ладьей шахматной программе с дополнительным пожеланием уложиться в 20 ходов. Для этого необходимо при помощи сплоченных действий ладьи и короля вытеснить вражеского короля в угол доски. Далее наш король должен прийти на расстояние хода коня от углового поля. Когда же король соперника оказывается в самом углу, объявляется мат по крайней горизонтали или вертикали. По готовности всех обучающихся педагог дает команду на старт игры. Педагог наблюдает за происходящими играми, при возникновении затруднений у обучающихся, направляет их в нужную сторону.

4. Итогово-обобщающая часть (5 мин).

Педагог подводит итог практической части занятия, озвучивает лучшие результаты.

- Итак ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, что мы сегодня научились делать?

Ответ детей: «Ставить мат королем и ладьей».

- Верно, у всех ли получилось поставить мат?

Ответ детей: «Да!».

- Замечательно, скажите у кого возникали затруднения?

Дети рассказывают о возникавших сложностях, при необходимости педагог разбирает затруднительные моменты на демонстрационной доске.

- Сегодня мы получили очень важный навык для каждого шахматиста – уметь ставить мат королем и ладьей. Обязательно потренируйтесь дома с родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами ставить мат королем и ладьей. Теперь нам остается научиться как ставить мат одинокому королю двумя слонами, но это уже на одном из следующих занятий. На сегодня это все, всем спасибо и до следующего занятия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое описание краткосрочной досуговой программы гражданско-патриотической направленности

Краткосрочная досуговая программа включает в себя три досуговые программы: «Школа юного разведчика», «Школа юного моряка», «Школа юного космонавта». Каждая из программ содержит сценарий с текстом геро...

Урок 3 класс. МАТ ЛАДЬЕЙ И КОРОЛЕМ. МАТ КОНЕМ, СЛОНОМ И КОРОЛЕМ.

Урок  3 класс. МАТ ЛАДЬЕЙ И КОРОЛЕМ. МАТ КОНЕМ, СЛОНОМ И КОРОЛЕМ....

Разработка занятия объединения "Белая ладья" по теме: "Пешка"

Данное учебное занятие разработано для учащихся 1 года обучения....

Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества. Методическое описание.

Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества в дополнительном образовании. Методическое описание иллю...

Методическое описание. Исследовательская деятельность на занятиях, направленная на развитие критического мышления учащихся.

Исследовательская деятельность младших школьников способствует развитию критического мышления у ребёнка. В методическом описании представлен опыт работы по исследовании детьми второго года обучения (8...

Конспект занятия кружка «Белая ладья» для 2 класса на тему: «Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса»

На занятии проводится игровая практика по достижению материального перевеса с помощью дидактического задания “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика п...