Методическое описание занятия по теме "Мат ладьей и королем"
методическая разработка (1 класс)
Открытое занятие по теме "Мат ладьей и королем"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_opisanie.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ К ЗАНЯТИЮ ПО ШАХМАТАМ ПО ТЕМЕ «МАТ ЛАДЬЕЙ И КОРОЛЕМ»
Название объединения Название программы | Творческое объединение «Белый ферзь» «Шахматы» | |
Ф.И.О. педагога | Пименов Валерий Алексеевич | |
Время и место проведения открытого занятия | 30.03.2021 ДДТ «Союз» | |
Год обучения | Первый | |
Тема занятия | Мат ладьей и королем | |
Цель занятия | Формирование умения ставить мат королем и ладьей. | |
Задачи | Образовательные | Освоить навык ставить мат королем и ладьей за 20 ходов. Для этого сформировать навык оттеснения короля на край доски. |
Развивающие | -Развитие внимания, памяти, логического мышления, волевых качеств личности, умения делать выводы; -Развитие умения просчитывать варианты; -Развитие техники матования одинокого короля. | |
Воспитательные | Воспитание усидчивости, внимательности, самостоятельности, терпеливости, изобретательности, чувств личной ответственности при работе в команде при решении задач, уверенности в своих силах. | |
Методы обучения |
| |
Методическое и дидактическое обеспечение занятия | Шахматный интернет-сервер lichess, шахматная программа Stockfish. | |
Литература для подготовки занятия | В. Пожарский «Шахматный учебник», Х.Р. Капабланка «Учебник шахматной игры». | |
Оборудование и материалы | Демонстрационная доска; | |
Ожидаемые результаты | Обучающиеся будут способны ставить мат ладьей и королем одинокому королю. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль шахмат в развитии личности ребенка переоценить невозможно. Эта игра способствует формированию основных видов интеллектуальной деятельности, поэтому начинать необходимо с раннего возраста. Знания и опыт, которые приобретает юный шахматист, являются необходимыми как в обучении, так и в дальнейшей жизни. Анализировать ситуацию, тщательно и скрупулезно просчитывать ходы, находить максимально целесообразные варианты решений, предугадывать последствия и исход действий, принимать волевое решение и, подчас, принимать его в крайне ограниченное время - это лишь некоторые навыки, которые развиваются шахматами в детях.
Шахматы - это спорт, спорт - специфическая деятельность, имеющая определенную логику организации и основанная на сравнении способностей человека. Важнейшее значение имеет не только предметное освоение игры, но и метапредметные и личностные результаты, связанные с освоением социальных ролей, процессами социальной адаптации и социализации, а также коммуникативными и социальными навыками.
Представленная на занятии тема является одной из базовых тем освоения шахматной программы. На занятии обучающиеся выполнят не только поставленную образовательную задачу, но и разовьют важные личностные качества, такие как внимательность, самостоятельность, усидчивость, изобретательность и другие.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вступительная часть (10 мин).
Педагог приветствует обучающихся.
- Ребята, конечно, вы знаете, что у каждой игры есть цель? Какая цель у шахматистов?
Дети отвечают: «Поставить мат!»
- Верно, и каждый шахматист должен уметь ставить мат своему сопернику. А что такое мат?
Ответ детей: «Мат – это когда на короля напали и нет защиты».
- Правильно, а что такое шах?
Ответ детей: «Шах – это когда на короля напали и он может защититься».
- Правильно, молодцы!».
Педагог на демонстрационной доске выставляет простую позицию с небольшим количеством фигур и наглядно на ней показывает примеры шаха и мата. Так же объясняет, что такое пат.
- На одном из прошлых занятий мы с вами разбирали тему мат ферзем и королем одинокому королю. Ребята, давайте вспомним, как мы понимаем выражение «Одинокий король»?
Ответ детей: «Одинокий король – это когда остался только король, а других фигур нет».
- Совершенно верно!
Педагог расставляет позицию король и ферзь против короля на демонстрационной доске.
- Давайте вспомним, какие шаги надо сделать, чтобы в результате заматовать короля. Кто знает ответ, поднимите руку.
Ответ детей: «Короля нужно загнать на край доски и поставить ему там мат».
- Верно! В первую очередь нам нужно выбрать край доски, куда мы будем оттеснять вражеского короля. Его можно оттеснять одним ферзем, но лучше и проще это делать вместе с нашим королем, потому что ферзь в одиночку все равно не сможет поставить мат. Затем необходимо сделать так, чтобы король не смог выйти с края доски, это называется отрезать короля. И все, что останется сделать, это приблизиться нашим королем и поставить мат. А теперь давайте посмотрим, как это будет выглядеть наглядно.
Педагог по выше озвученному алгоритму матует короля на демонстрационной доске, еще раз объясняя каждый ход.
- Напоминаю, что для постановки мата у нас имеется 50 ходов, если мы не уложимся, то по правилам шахмат партия заканчивается вничью.
2.Основная часть (15 мин).
- А теперь давайте перейдем к теме нашего сегодняшнего занятия, а именно мат ладьей и королем.
Педагог расставляет позицию король и ладья против короля на демонстрационной доске. Педагог рассказывает о сходствах и различиях в принципах матования короля ферзем и ладьей.
- Мат королем и ладьей ставится по тому же плану, что и королем и ферзем. Отличие заключается в том, что если ферзь мог бы в одиночку зажать вражеского короля на край доски, то у ладьи такое точно не получится. Поэтому король и ладья обязательно должны работать вместе.
На демонстрационной доске педагог наглядно демонстрирует как ставится мат, объясняя и считая каждый ход.
- Итак ребята, мы смогли поставить мат королю за (педагог называет сколько ходов ему потребовалось для постановки мата). Вообще, чтобы поставить мат королем и ладьей достаточно 16 ходов, в независимости от положения фигур на доске. Повторюсь, шахматные правила дают нам 50 ходов, чтобы заматовать короля, в противном случае в партии засчитывается ничья. У нас есть большой запас, и даже если вы собьетесь с верной дороги, то у вас еще будет время и возможность найти правильный путь, чтобы поставить мат. Сегодня я вам предлагаю попробовать поставить мат королем и ладьей сильнейшей шахматной программе Stockfish и сделать это за 20 ходов.
3.Практическая часть (15 мин).
Дети садятся за компьютеры. Педагог заранее зашел на игровой шахматный интернет-сервер lichess и выставил нужную позицию на каждом компьютере. Далее еще раз озвучивает задание практической части, а именно постановка мата королем и ладьей шахматной программе с дополнительным пожеланием уложиться в 20 ходов. Для этого необходимо при помощи сплоченных действий ладьи и короля вытеснить вражеского короля в угол доски. Далее наш король должен прийти на расстояние хода коня от углового поля. Когда же король соперника оказывается в самом углу, объявляется мат по крайней горизонтали или вертикали. По готовности всех обучающихся педагог дает команду на старт игры. Педагог наблюдает за происходящими играми, при возникновении затруднений у обучающихся, направляет их в нужную сторону.
4. Итогово-обобщающая часть (5 мин).
Педагог подводит итог практической части занятия, озвучивает лучшие результаты.
- Итак ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, что мы сегодня научились делать?
Ответ детей: «Ставить мат королем и ладьей».
- Верно, у всех ли получилось поставить мат?
Ответ детей: «Да!».
- Замечательно, скажите у кого возникали затруднения?
Дети рассказывают о возникавших сложностях, при необходимости педагог разбирает затруднительные моменты на демонстрационной доске.
- Сегодня мы получили очень важный навык для каждого шахматиста – уметь ставить мат королем и ладьей. Обязательно потренируйтесь дома с родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами ставить мат королем и ладьей. Теперь нам остается научиться как ставить мат одинокому королю двумя слонами, но это уже на одном из следующих занятий. На сегодня это все, всем спасибо и до следующего занятия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое описание интерактивного электронного образовательного ресур-са по предмету русский язык (УМК «Школа 2100»), при изучении темы «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?». Урок закрепления знаний. Тема: «Вопросы кто? что? к словам»
содержит материал, который поможет подготовиться к уроку русского языка во 2 классе по теме "Вопросы Кто? и Что? к словам"...
Методическое описание краткосрочной досуговой программы гражданско-патриотической направленности
Краткосрочная досуговая программа включает в себя три досуговые программы: «Школа юного разведчика», «Школа юного моряка», «Школа юного космонавта». Каждая из программ содержит сценарий с текстом геро...
Урок 3 класс. МАТ ЛАДЬЕЙ И КОРОЛЕМ. МАТ КОНЕМ, СЛОНОМ И КОРОЛЕМ.
Урок 3 класс. МАТ ЛАДЬЕЙ И КОРОЛЕМ. МАТ КОНЕМ, СЛОНОМ И КОРОЛЕМ....
Разработка занятия объединения "Белая ладья" по теме: "Пешка"
Данное учебное занятие разработано для учащихся 1 года обучения....
Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества. Методическое описание.
Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества в дополнительном образовании. Методическое описание иллю...
Методическое описание. Исследовательская деятельность на занятиях, направленная на развитие критического мышления учащихся.
Исследовательская деятельность младших школьников способствует развитию критического мышления у ребёнка. В методическом описании представлен опыт работы по исследовании детьми второго года обучения (8...
Конспект занятия кружка «Белая ладья» для 2 класса на тему: «Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса»
На занятии проводится игровая практика по достижению материального перевеса с помощью дидактического задания “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика п...