Календарно-тематическое планирование по курсу "Я-исследователь" 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Календарно-тематическое планирование по курсу "Я-исследователь" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2b_ktp_ya_issledovatel_savchenko.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по курсу

 «Я - исследователь»

2 класс

Савченко Татьяны Викторовны

высшей квалификационной категории

2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

    Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации лицея.    Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами лицея и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

    Появится возможность сформировать  способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. А эта программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся. 

     Рабочая программа составлена  на основе программы «Я-исследователь» учителя начальных классов Савченко Т.В., базой которой стали методические рекомендации  А.И.Савенкова « Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

По окончании программы определен определенный продукт - исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление  презентация на мини-конференции.

Цель программы:

 трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

  • развитие познавательных потребностей младших    школьников;
  • развитие познавательных способностей младших    школьников;
  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет(1 – 4 классы).

Формы занятий:

 по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная (1-й и 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;

 по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, презентация в форме защиты итогов работы;

 ∙ по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий

Программа рассчитана на 102 часов. Курс рассчитан на 1 час в неделю.

2-4 классы-по 34 ч.

Содержание программы

Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трёх относительно самостоятельных подпрограмм:

  • самостоятельная исследовательская практика;
  • тренинг исследовательских способностей;
  • мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы во 2 классе.

Обучающийся будет знать:

 основные особенности проведения исследований разных видов;

 методы исследования;

 правила выбора темы и объекта исследования;

 основные логические операции, их отличительные особенности;

  • правила успешной презентации работы.            

Обучающийся будет уметь:

  • классифицировать;
  • обобщать;
  • отбирать все возможные варианты решения;
  •   переключаться с одного поиска решения на другой;
  • составлять план действий по своей работе;
  • рассматривать объект с различных точек зрения;
  • составлять задания по предложенной теме;
  • проводить самоконтроль;
  • презентовать свою работу.

Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:

без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных    возрастных категорий;

 работать в коллективе, группе;

 презентовать работу перед аудиторией.

Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских  работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема

Планируемые результаты обучения

Измерители,виды и формы контроля

Сроки проведения

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

1-2

Что такое исследование.

Выбор темы исследования.

 

Знать понятие исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия.

Уметь наблюдать.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по

курсу, к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

сентябрь

3

Цель и задачи исследования.

Знать понятия цель и задачи исследования.

Уметь формулировать цель и задачи работы.

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

4

Учимся вырабатывать гипотезы.

Знать понятие гипотеза, способы проверки гипотез.

Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. 

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

5

Какими могут быть вопросы.

 

Знать группы вопросов.

Уметь строить и задавать вопросы.

Текущий контроль (устный опрос)

октябрь

6-7

Методы исследования.

Знать методы исследования.

Уметь составлять план исследования.

Текущий контроль (устный опрос)

октябрь

октябрь

8

Наблюдения за комнатными растениями.

октябрь

9-10

Эксперименты  с растениями.

Знать понятие эксперимент.

Уметь проводить эксперименты с реальными объектами.

Практическая работа.

ноябрь

ноябрь

11-12

Знакомство с логикой. Классификация.

 

Уметь выполнять классификации.

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– смысловому восприятию познавательного текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в кол-

лективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – нежи_

вая; группы растений, группы

животных);

– проводить аналогии между изучаемым  материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности

под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе

общения.

Текущий контроль (устный опрос)

ноябрь

декабрь

13-14

Как работать с книгой.

 

 Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. 

Текущий контроль (устный опрос)

декабрь

декабрь

15

Учимся выделять главное и второстепенное

 

Уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем.

Текущий контроль (устный опрос)

декабрь

16

Как делать схемы.

 

 Уметь строить схемы «Дерево»,     « Паучок».

Текущий контроль (устный опрос)

январь

17-18

Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ.

Уметь писать и читать пиктограммы.

Текущий контроль (устный опрос)

январь

январь

19-20

Как сделать сообщение о результатах исследования.

 

Знать приемы исследовательской деятельности.

 Уметь отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...».  

Текущий контроль (устный опрос)

февраль

февраль

21

Коллективная игра-исследование «Разнообразие растений».

Уметь   следовать заданной процедуре группового исследования.

Практическая работа.

февраль

22

Коллективная игра-исследование «Комнатные растения».

Уметь   следовать заданной процедуре группового исследования.

Практическая работа.

февраль

23

Коллективная игра-исследование «Красная книга».

Уметь   следовать заданной процедуре группового исследования.

Практическая работа.

март

24

Групповой исследовательский проект «Экология растений».

Уметь организовывать исследование.

Текущий контроль (устный опрос)

март

25

Групповой исследовательский проект «Экология растений».

Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку.

Текущий контроль (устный опрос)

март

26

Групповой исследовательский проект «Экология растений».

Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. 

Текущий контроль (устный опрос)

апрель

27

Групповой исследовательский проект «Экология растений».

Уметь структурировать полученный материал, выделять главное и второстепенное из собранной информации.

Текущий контроль (устный опрос)

апрель

28

Групповой исследовательский проект «Экология растений».

Уметь проводить эксперименты с реальными объектами.

Практическая работа.

апрель

29

Групповой исследовательский проект «Экология растений».

Уметь строить защиту исследовательской  работы.

Текущий контроль (устный опрос)

апрель

30

Семинар. Подготовка исследовательских работ к защите

Уметь строить защиту исследовательской  работы.

Текущий контроль (устный опрос)

май

31

Классная научно-практическая конференция.

Уметь строить защиту исследовательской  работы.

Выступление учащихся по своей теме исследования.

май

32-33

Анализ защиты исследовательских работ.

Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

Текущий контроль (устный опрос)

май

май

34

Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы.

май

  Учебно-методическое обеспечение

  1. Методические и учебные пособия –

                   для учителя:

  А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

  1. Дидактический материал –
  • Презентации;
  • Карточки и раздаточный материал.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • магнитная доска;
  • сканер, ксерокс и цветной принтер;
  • интерактивная доска.

Список литературы

  1. Литература, использованная при подготовке программы –

•    А.И.Савенков. Программа исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.

•   А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

•   А.И.Савенков. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планировние по русскому языку 1 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса. УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.). Разработано в соответсвии с требованиями ФГОС...

Календарно-тематический план по трудовому обучению. 4 класс школы 8 вида

Календарно тематический план по ручному труду для 4 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой формой умственной отсталости по" Программе специальных (коррекционных) образовательных учрежден...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...