Календарно-тематическое планирование по курсу "Я-исследователь" 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Календарно-тематическое планирование по курсу "Я-исследователь" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2b_ktp_ya_issledovatel_savchenko.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Я - исследователь»
2 класс
Савченко Татьяны Викторовны
высшей квалификационной категории
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации лицея. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами лицея и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. А эта программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся.
Рабочая программа составлена на основе программы «Я-исследователь» учителя начальных классов Савченко Т.В., базой которой стали методические рекомендации А.И.Савенкова « Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
По окончании программы определен определенный продукт - исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление презентация на мини-конференции.
Цель программы:
∙ трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
- развитие познавательных потребностей младших школьников;
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет(1 – 4 классы).
Формы занятий:
∙ по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная (1-й и 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;
∙ по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, презентация в форме защиты итогов работы;
∙ по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий
Программа рассчитана на 102 часов. Курс рассчитан на 1 час в неделю.
2-4 классы-по 34 ч.
Содержание программы
Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трёх относительно самостоятельных подпрограмм:
- самостоятельная исследовательская практика;
- тренинг исследовательских способностей;
- мониторинг исследовательской деятельности учащихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы во 2 классе.
Обучающийся будет знать:
∙ основные особенности проведения исследований разных видов;
∙ методы исследования;
∙ правила выбора темы и объекта исследования;
∙ основные логические операции, их отличительные особенности;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
- классифицировать;
- обобщать;
- отбирать все возможные варианты решения;
- переключаться с одного поиска решения на другой;
- составлять план действий по своей работе;
- рассматривать объект с различных точек зрения;
- составлять задания по предложенной теме;
- проводить самоконтроль;
- презентовать свою работу.
Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:
∙ без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
∙ работать в коллективе, группе;
∙ презентовать работу перед аудиторией.
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема | Планируемые результаты обучения | Измерители,виды и формы контроля | Сроки проведения | |||||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | план | факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1-2 | Что такое исследование. Выбор темы исследования.
| Знать понятие исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия. Уметь наблюдать. | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу, к школе; – интерес к предметно-исследовательской деятельности; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успеха в учебе; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – представление о своей этнической принадлежности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; | Текущий контроль (устный опрос) | сентябрь сентябрь | ||||
3 | Цель и задачи исследования. | Знать понятия цель и задачи исследования. Уметь формулировать цель и задачи работы. | Текущий контроль (устный опрос) | сентябрь | |||||
4 | Учимся вырабатывать гипотезы. | Знать понятие гипотеза, способы проверки гипотез. Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. | Текущий контроль (устный опрос) | сентябрь | |||||
5 | Какими могут быть вопросы.
| Знать группы вопросов. Уметь строить и задавать вопросы. | Текущий контроль (устный опрос) | октябрь | |||||
6-7 | Методы исследования. | Знать методы исследования. Уметь составлять план исследования. | Текущий контроль (устный опрос) | октябрь октябрь | |||||
8 | Наблюдения за комнатными растениями. | октябрь | |||||||
9-10 | Эксперименты с растениями. | Знать понятие эксперимент. Уметь проводить эксперименты с реальными объектами. | Практическая работа. | ноябрь ноябрь | |||||
11-12 | Знакомство с логикой. Классификация.
| Уметь выполнять классификации. | – принимать роль в учебном сотрудничестве; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщения в устной форме; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – смысловому восприятию познавательного текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в кол- лективной организации деятельности); – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – нежи_ вая; группы растений, группы животных); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | Текущий контроль (устный опрос) | ноябрь декабрь | ||||
13-14 | Как работать с книгой.
| Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. | Текущий контроль (устный опрос) | декабрь декабрь | |||||
15 | Учимся выделять главное и второстепенное
| Уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем. | Текущий контроль (устный опрос) | декабрь | |||||
16 | Как делать схемы.
| Уметь строить схемы «Дерево», « Паучок». | Текущий контроль (устный опрос) | январь | |||||
17-18 | Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ. | Уметь писать и читать пиктограммы. | Текущий контроль (устный опрос) | январь январь | |||||
19-20 | Как сделать сообщение о результатах исследования.
| Знать приемы исследовательской деятельности. Уметь отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...». | Текущий контроль (устный опрос) | февраль февраль | |||||
21 | Коллективная игра-исследование «Разнообразие растений». | Уметь следовать заданной процедуре группового исследования. | Практическая работа. | февраль | |||||
22 | Коллективная игра-исследование «Комнатные растения». | Уметь следовать заданной процедуре группового исследования. | Практическая работа. | февраль | |||||
23 | Коллективная игра-исследование «Красная книга». | Уметь следовать заданной процедуре группового исследования. | Практическая работа. | март | |||||
24 | Групповой исследовательский проект «Экология растений». | Уметь организовывать исследование. | Текущий контроль (устный опрос) | март | |||||
25 | Групповой исследовательский проект «Экология растений». | Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. | Текущий контроль (устный опрос) | март | |||||
26 | Групповой исследовательский проект «Экология растений». | Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. | Текущий контроль (устный опрос) | апрель | |||||
27 | Групповой исследовательский проект «Экология растений». | Уметь структурировать полученный материал, выделять главное и второстепенное из собранной информации. | Текущий контроль (устный опрос) | апрель | |||||
28 | Групповой исследовательский проект «Экология растений». | Уметь проводить эксперименты с реальными объектами. | Практическая работа. | апрель | |||||
29 | Групповой исследовательский проект «Экология растений». | Уметь строить защиту исследовательской работы. | Текущий контроль (устный опрос) | апрель | |||||
30 | Семинар. Подготовка исследовательских работ к защите | Уметь строить защиту исследовательской работы. | Текущий контроль (устный опрос) | май | |||||
31 | Классная научно-практическая конференция. | Уметь строить защиту исследовательской работы. | Выступление учащихся по своей теме исследования. | май | |||||
32-33 | Анализ защиты исследовательских работ. | Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. | Текущий контроль (устный опрос) | май май | |||||
34 | Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы. | май |
Учебно-методическое обеспечение
- Методические и учебные пособия –
для учителя:
А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
- Дидактический материал –
- Презентации;
- Карточки и раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- магнитная доска;
- сканер, ксерокс и цветной принтер;
- интерактивная доска.
Список литературы
- Литература, использованная при подготовке программы –
• А.И.Савенков. Программа исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
• А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
• А.И.Савенков. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планировние по русскому языку 1 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса. УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.). Разработано в соответсвии с требованиями ФГОС...
Календарно-тематический план по трудовому обучению. 4 класс школы 8 вида
Календарно тематический план по ручному труду для 4 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой формой умственной отсталости по" Программе специальных (коррекционных) образовательных учрежден...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...