Интеллектуальное развитие младших школьников посредством решения проектных задач
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Интеллектуальное развитие младших школьников
посредством решения проектных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_savchenko_statya_proekt_zadachi.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Савченко Татьяна Викторовна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №158
г. Новосибирска
Интеллектуальное развитие младших школьников
посредством решения проектных задач
Интеллектуальное развитие человека выступает как важнейший компонент любой его деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать.
Процесс развития интеллекта особенно эффективен в младшем школьном возрасте, когда достаточно сильны личностные потребности в познании.
С введением государственного образовательного стандарта начального общего образования основной задачей и критерием оценки выступает овладение учеником системой учебных действий с изучаемым предметным материалом. В связи с обозначенным новым образовательным результатом в практику начальной школы вошла проектная задача, которая ориентирована в основном на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и универсальных учебных действий. По мнению А.Б. Воронцова и др., под проектной задачей понимается задача, «…в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер». Как же современному учителю самостоятельно построить проектную задачу? В пособии для учителей предлагается следующий алгоритм разработки проектной задачи.
1. Определить вид и место проектной задачи.
2. Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной задачи.
3. Сформулировать проблему (условие задачи).
4. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).
5. Продумать форму рефлексии.
6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).
7. Продумать форму оценки (кто, когда и как оценивает).
Пример проектной задачи по математике в 1 классе
Закрепление знаний о структуре построения математической задачи
Вид и место проектной задачи | Итоговая монопредметная проектная задача по математике |
Цель проектной задачи | Повторить и закрепить знания о структуре математической задачи |
Проблема (условие задачи) | Незнайка написал сборник математических задач для первоклассников и попросил нас проверить, все ли правильно он сделал. |
Система заданий |
|
Форма рефлексии | По окончанию работы каждый участник группы отвечает на вопросы, дорисовывая смайлики (веселый, задумчивый, грустный). Примерный перечень вопросов: 1. Понравилось ли мне работать в группе? 2. Трудные ли для меня были задания? 3. Со всеми ли заданиями я справился? 4. Как я оцениваю свою работу? |
Форма представления готового продукта | Дети зачитывают рекомендации для Незнайки. Из белых листов составляется сборник задач для первоклассников. Можно подарить его параллельному классу или учителю будущих первоклассников. |
Форма оценки | Самооценка и взаимооценка (группы обмениваются листочками и проверяют друг друга). |
Пример проектной задачи по литературному чтению во 2 классе
Создание диафильма по сказке (рассказу)
Вид и место проектной задачи | Итоговая метапредметная проектная задача по литературному чтению, русскому языку |
Цель проектной задачи | Закрепить умения составлять обложку книги и плана текста. |
Проблема (условие задачи) | Ребята из детского сада очень хотят узнать историю _____, но они пока не умеют читать большие тексты. Давайте составим для них диафильм по сказке____ с небольшими комментариями. |
Система заданий |
|
Форма рефлексии | По окончанию работы каждый участник группы отвечает на вопросы, дорисовывая смайлики (веселый, задумчивый, грустный). Примерный перечень вопросов: 1. Понравилось ли мне работать в группе? 2. Трудные ли для меня были задания? 3. Как я оцениваю свою работу? 4. Что бы я рассказал ребятам из других классов о создании диафильмов? |
Форма представления готового продукта | Дети выстраиваются у доски, и каждая группа представляет свой кадр диафильма. В последствии можно отсканировать рисунки, составить презентацию и рассказать другим классам. |
Форма оценки | Самооценка |
При составлении проектной задачи важно учитывать следующие факторы:
- задача должна быть посильной для детей (для этого регулируется сложность и количество заданий),
- иметь практическую направленность,
- короткое время выполнения 1-2 урока (важно не переутомить детей),
- окончание занятия должно быть окрашено положительными эмоциями (для этого при подведении итогов сначала дать рекомендации по устранению недостатков, а потом отметить ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ моменты работы КАЖДОЙ группы. В противном случае в последствии дети откажутся выполнять проектные задачи, потеряется их заинтересованность).
Литература
1. Асаулюк Е. П. Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников: Дис…канд.пед.наук. – Воронеж, 2012. – 211 с.
2. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков. / Н. С. Лейтес.– М., 1996 – 416 с.
3. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
4. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.Е. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010. — 176 с. (стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных компетенций младшего школьника через решение проектных задач.
Первое заседание проблемного семинара по теме: "Формирование личностных компетенций младшего школьника на основе реализации системно - деятельностного подхода". Знакомство в творческой гру...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью ...
Развитие творческих способностей учащихся в решении проектных задач во внеурочное время с использованием компьютерных технологий.
Программа выполнена на макбуке Про, Перволого...
Решение проектных задача в учебной деятельности младшего школьника
Действительно ли так актуальна «Технология проектной деятельности»?Учебный проект для ученика и учебный проект для учителя – это одно и то же? О чем необходимо продумать, предусмотреть и подготовить д...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"
В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...
Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»
Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....
Интеллектуальное развитие младших школьников посредством решения проектных задач
Интеллектуальное развитие младших школьников посредством решения проектных задач...