Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "По тропам Тамбовского края"
рабочая программа (3 класс)

Кузнецова Ирина Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности  "По тропам Тамбовского края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_tropam_tambovskogo_kraya.docx357.8 КБ

Предварительный просмотр:

F:\Титулы 2020\008.jpg

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Ю.А.Гагарина»

2. Полное название программы

«По тропам Тамбовского края»

3. Сведения об авторах

3.1. Ф.И.О., должность

Кузнецова И. В., педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г.№1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
  •      Порядок организации и осуществления образовательной    деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008);
  • приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2020 года»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008);

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

туристско-краеведческая

4.4. Тип программы

общеразвивающая

4.5. Вид программы

модифицированная

4.6. Возраст обучающихся по программе

9-10 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

5. Решение методического совета:

Протокол заседания методического совета  

Протокол № 1  от 28.08.2020  


Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Пояснительная записка

Актуальность данной программы заключается в том, что педагоги, ученые и руководители учебного процесса осознают важность  вопросов духовно-нравственного и краеведческого содержания обучения,  обусловленную целым рядом причин, связанных с изменениями в жизни россиян.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания детям и подросткам помощи в социальной и психологической адаптации в условиях социокультурной обстановки в обществе, сопровождающейся пропагандой насилия и распространением информации, разрушающей психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является ослабевание лучших отечественных культурных традиций  и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, произведений классических русских писателей осложняется из-за непонимания исторического происхождения, значения и символического смысла большинства словесных образов, из-за незнания исторических реалий жизни России, совсем не такого уж далекого прошлого, незнания культурного наследия родного края.

Третьей причиной следует назвать необходимость организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения образования в области культуры, истории, словесности, искусства.

Таким образом, программа «По тропам Тамбовского края» является одним из наиболее удачных инструментов в решении вышеперечисленных проблем именно потому, что включает в себя целый комплекс образовательных дисциплин: это и история, и литература, и язык, и искусство, и география, и многое другое. Она также дает ребенку представление о духовно-нравственных основах жизни, о традициях и духовном опыте наших предков.  Она формирует у учащихся интерес к культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает  ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю. Таким образом, наша цель – обучить и воспитать творчески мыслящую и духовно богатую, ответственную личность.

Новизна программы состоит в способе преподнесения обучающимся краеведческой информации, в том, что данная программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на их активное участие в процессе ее приобретения.

Особенностями данного курса являются:

  • его опора на региональный компонент, на региональное этнокультурное наследие;
  • культурологическая и интеллектуально-познавательная направленность;
  • личностная ориентация содержания программы;
  • деятельностный подход к обучению;
  • проблемно-поисковые методы организации учебного процесса;
  • направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся.

Программа реализуется в начальной школе, тогда как традиционно курс краеведения ведется с 5 класса.

Набор в объединение свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей (для детей, не имеющих медицинских противопоказаний). 

Дети 9-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. 

Количество учащихся в объединении 10-15 человек.

Продолжительность обучения – один  год. Режим занятий 2ч. в неделю.

Формы организации занятий: коллективная, групповая, индивидуальная.

 Цель программы: формирование личности ребенка  и развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

  • формировать у учащихся представлений о духовных и культурных традициях родного края.
  • познакомить с историей родного города и края, архитектурными памятниками, святыми местами Тамбовской земли, с нашими прославленными земляками, культурными традициями;
  • обеспечить устойчивые  знания по ряду тем: памятники истории и культуры города Тамбова и края; наполнение содержанием представлений о патриотизме, любви к Родине;
  • формировать информационный фон знаний, позволяющих осмысливать этнокультурные духовные традиции родного края как неотъемлемую часть поддержания этнокультурной солидарности;
  • формировать умения осмысленно выражать аргументированное мнение по различным проблемам этнокультурной направленности: народное начало жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление.

Развивающие задачи:

  • комплексно развивать краеведческие представления учащихся;
  • развивать духовную сторону личности;
  • развивать у учащихся воображение и образное мышление в процессе творческого претворения знаний из истории родного края в свои творческие работы;
  • развивать мотивацию к изучению родного края.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать познавательный интерес и осознанную мотивацию к продолжению самостоятельного изучения национальной культуры, исторического краеведения;
  • воспитывать интерес к культуре своего народа;
  • воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа;
  • прививать любовь к своей малой родине.

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

Вводное занятие. Что изучает курс «По тропам Тамбовского края»

1

1

Входной контроль

Раздел 1.

История родного города

14

8

6

Тема 1.1.

Возникновение крепости Тамбов.

2

1

1

Экскурсия

Тема 1.2.

Крепость Тамбов на страже у «Дикого поля».

2

1

1

Сочинение

Тема 1.3

Конкурс рисунков и поделок «Крепость Тамбов».

2

1

1

Творческая работа

Тема 1.4.

Тамбовские святые в истории города.

Святитель Питирим.

2

2

Экскурсия

Тема 1.5.

Тамбовские святые в истории города.

Экскурсия в дом-музей Архиепископа Луки.

2

2

Экскурсия

Тема 1.6.

Тамбовские святые в истории города.

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

2

2

Сочинение

Тема 1.7.

Итоговая работа. Проекты:  «Крепость Тамбов – история возникновения», «Тамбовские святые в истории города».

2

1

1

Подготовка проекта

Раздел 2.

Красота Тамбовского края. Мы и мир Божий.

12

5

7

Тема 2.1.

Красота в окружающем мире.

2

1

1

Творческая работа

Тема 2.2.

Поиски красивого вокруг себя.

2

1

1

Рисунки

Тема 2.3.

Красота рукотворная и нерукотворная. Родина.

2

1

1

Рисунки

Тема 2.4.

Покровская ярмарка – гордость моего края.

2

1

1

Творческая работа

Тема 2.5.

Казанская икона Божьей Матери и День народного единства.

2

1

1

Экскурсия

Тема 2.6.

Итоговая работа. Конкурс рисунков по теме «Мир, в котором ты живешь. Красота родного края».

2

2

Рисунки

Раздел 3.

Православные храмы – памятники архитектуры Тамбовщины

28

20

8

Тема 3.1.

Покровский храм.

2

2

Сочинение

Тема 3.2.

Спасо-Преображенский собор.

2

2

Беседа

Тема 3.3

Казанский собор.

2

2

Беседа

Тема 3.4.

Храм Лазаря Четверодневного.

2

2

Беседа

Тема 3.5.

Иоанно-Предтеченский храм.

2

2

Беседа

Тема 3.6.

Вознесенский женский монастырь.

2

2

Беседа

Тема 3.7.

Казанский мужской монастырь.

2

2

Сочинение

Тема 3.8.

Трегуляевский Иоанно- Предтеченский мужской монастырь.

2

2

Беседа

Тема 3.9.

Свято-Никольская  Мамонтова пустынь.

2

2

Беседа

Тема 3.10

Конкурс на лучший рисунок и лучшую подпись к нему на тему «Тамбовские купола».

2

2

Беседа

Тема 3.11

Учебный проект «Карта ныне действующих и разрушенных храмов города Тамбова».

2

2

Рисунки

Тема 3.12

Защита проектов «Карта действующих и разрушенных храмов города Тамбова».

2

2

Текущий контроль Защита

проекта

Тема 3.13

Исследовательская работа «Православные храмы – памятники архитектуры Тамбовщины».

2

2

  Исследователь-

ская работа

Тема 3.14

Православные храмы – памятники архитектуры Тамбовщины.

2

2

Сочинение

Раздел 4.

Семья.

14

7

7

Тема 4.1

Ценность семейных традиций.

2

1

1

Творческая работа

Тема 4.2

Знаменитые семьи Тамбовщины.

2

1

1

Просмотр фильмов

Тема 4.3

Праздники в нашем доме.

2

1

1

Изготовление подтелков

Тема 4.4

Родословие моей семьи.

2

1

1

Экскурсия

Тема 4.5

Герои в наших семьях. Праздник День Победы.

2

1

1

Экскурсия

Тема 4.6.

Святые Петр и Феврония.

2

1

1

Экскурсия

Тема 4.7.

Экскурсия по улице Набережная к памятнику «Петр и Феврония».

2

1

1

Экскурсия

Итоговая работа по теме «Семья»

2

1

1

Итоговый  контроль

Участие в

игре

Обобщение по курсу. Урок-викторина.

1

1

Викторина.

Защита исследовательских работ

Итого:

72

41

31


Содержание программы

Вводное занятие.  Что изучает курс «По тропам Тамбовского края» (1 час)

Теория 1 час.

Знакомство понятиями «краеведение», «экскурсия», «храм», и т.п.

Практика. Рисунок «Что красивое я видел летом в родном краю?»

Раздел 1. История родного края (14 часов).

Тема 1.1. Возникновение крепости Тамбов. (2 часа).

Теория. 1 час.

 Возникновение крепости Тамбов. История возникновения города Тамбова.

Практика 1 час.

Экскурсия в музей ИПК к макету крепости.

Тема 1.2. Крепость Тамбов на страже у «Дикого поля» (2 часа).

Теория 1 час.

Предназначение крепости Тамбов.

Практика 1 час.

Просмотр отрывка из видеофильма «Святая земля Тамбовская», посвященный основанию крепости.

Тема 1.3. Конкурс рисунков и поделок «Крепость Тамбов» (2 часа).

Теория 1 час.

Развитие умения эстетического восприятия: видеть и слышать красивое. Рассматривание картин, слушание музыки.

Практика 1 час.

Творческая работа: рисунок или поделка  «Крепость Тамбов».

Тема 1.4. Тамбовские святые в истории города. Святитель Питирим. (2 часа).

Теория 2 часа.

Знакомство с житием святого, его вкладом в культурное наследие Тамбовщины.

Практика.

Экскурсия в Спасо-Преображенский собор к фрескам, посвященным святителю Питириму.

Тема 1.5. Тамбовские святые в истории города. Экскурсия в дом-музей Архиепископа Луки. (2 часа).

Теория.

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Его помощь нашим землякам-предкам.

Практика 2 часа.

Экскурсия в дом-музей Архиепископа Луки.

Тема 1.6. Тамбовские святые в истории города. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. (2 часа).

Теория 2 часа.

Жизнь и духовные подвиги Святителя Луки,  его деятельность в качестве земского врача. 

Практика.

Внутреннее убранство дома-музея Луки Войно-Ясенецкого. О чем рассказывают предметы музея.

Тема 1.7. Итоговая работа. Проекты:  «Крепость Тамбов – история возникновения», «Тамбовские святые в истории города» (2 часа).

Теория 1 час.

Подготовка материалов проектов «Крепость Тамбов – история возникновения», «Тамбовские святые в истории города».

Практика 1 час.

Защита проектов.

Раздел 2. Красота Тамбовского края. Мы и мир Божий. (12 часов).

Тема 2.1. Красота в окружающем мире. (2 часа).

Теория 1 час.

Развитие умения эстетического восприятия: видеть и слышать красивое. Рассматривание картины, слушание музыки.

Практика 1 час.

Творческие работы: рисунок «Что тебе представилось, когда ты слушал эту музыку».  

Тема 2.2 Поиски красивого вокруг себя. (2 часа).

Теория 1 час.

Знакомство с проявлениями красоты. Знакомство с картинами нашего земляка А.М. Герасимова. Яркие и сочные краски пейзажей, которые передают сиюминутные впечатления автора. Образность изображаемых объектов природы Тамбовского края. Дом-музей А.М. Герасимова в г. Мичуринске.

Практика 1 час.

Рисунок – пейзаж.

Тема 2.3. Красота рукотворная и нерукотворная. Родина. (2 часа).

Теория 1 час.

Знакомство с понятиями «рукотворная»  и «нерукотворная» красота. Рассматривание пейзажей известных русских художников. Беседа о Родине и красоте родного края, о животных, встречающихся в наших краях. Сравнивание разных животных.

Практика 1 час.

Рисунок «Мое любимое место в Тамбове».

Тема 2.4. Покровская ярмарка – гордость моего края. (2 часа).

Теория 1 час.

Беседа о празднике. Народные промыслы Тамбовского края. Тамбовские коллективы народного творчества. Место Покровской ярмарки в культурном наследии России.

Практика 1 час.

Коллективная творческая работа «Коллаж на тему «Покровские гуляния».

Тема 2.5. Казанская икона Божьей Матери и День народного единства. (2 часа).

Теория 1 час.

Беседа о празднике: какому событию он посвящен? Праздник в честь важного события в истории России – освобождения Москвы от польских интервентов, приурочен ко Дню Казанской иконы Божией Матери.

Практика 1 час.

Экскурсия в  Покровский храм.

Тема 2.6. Итоговая работа. Конкурс рисунков по теме «Мир, в котором ты живешь. Красота родного края». (2 часа).

Теория.

Рассматривание иллюстраций. Красота родного края в изображении тамбовских художников и писателей.

Практика 2 часа

Рисунок по теме «Красота родного края».

Раздел 3. Православные храмы – памятники архитектуры Тамбовщины. (28 часов)

Тема 3.1.Покровский храм. (2 часа)

Теория 2 часа.

Храмы  и монастыри города Тамбова: история возникновения храма, происхождения названия храма. Беседа об истории построения храма, его создателях.

Практика.

Знакомство с храмом, осматривание его внешнего и внутреннего убранства.

Тема 3.2. Спасо-Преображенский собор. (2 часа).

Теория 2 часа.

Храмы  и монастыри города Тамбова: история возникновения храма, происхождения названия храма. Беседа об истории построения храма, его создателях.

Практика.

Знакомство с храмом, осматривание его внешнего и внутреннего убранства.

Тема 3.3. Казанский собор.  (2 часа).

Теория 2 часа.

Храмы  и монастыри города Тамбова: история возникновения храма, происхождения названия храма. Беседа об истории построения храма, его создателях.

Практика.

Знакомство с храмом, осмотр его внешнего и внутреннего убранства.

Тема 3.4. Храм Лазаря Четверодневного. (2 часа).

Теория 2 часа.

Храмы  и монастыри города Тамбова: история возникновения храма, происхождения названия храма. Беседа об истории построения храма, его создателях.

Практика.

Знакомство с храмом, осматривание его внешнего и внутреннего убранства.

Тема 3.5. Иоанно-Предтеченский храм.

Теория 2 часа.

Храмы  и монастыри города Тамбова: история возникновения храма, происхождения названия храма. Беседа об истории построения храма, его создателях.

Практика.

Знакомство с храмом, осматривание его внешнего и внутреннего убранства.

Тема 3.6. Вознесенский женский монастырь.

Теория 2 часа.

Храмы  и монастыри города Тамбова: история возникновения храма, происхождения названия храма. Беседа об истории построения храма, его создателях.

Практика.

Знакомство с храмом, осматривание его внешнего и внутреннего убранства.

Тема 3.7. Казанский мужской монастырь. (2 часа).

Теория 2 часа.

Храмы  и монастыри города Тамбова: история возникновения храма, происхождения названия храма. Беседа об истории построения храма, его создателях.

Практика.

Знакомство с храмом, осматривание его внешнего и внутреннего убранства.

Тема 3.8. Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. (2 часа).

Теория 2 часа.

Храмы  и монастыри города Тамбова: история возникновения храма, происхождения названия храма. Беседа об истории построения храма, его создателях.

Практика.

Знакомство с храмом, осматривание его внешнего и внутреннего убранства.

Тема 3.9. Свято-Никольская Мамонтова пустынь. (2 часа).

Теория 2 часа.

Храмы  и монастыри города Тамбова: история возникновения храма, происхождения названия храма. Беседа об истории построения храма, его создателях.

Практика.

Знакомство с храмом, осматривание его внешнего и внутреннего убранства.

Тема 3.10. Конкурс на лучший рисунок и лучшую подпись к нему на тему «Тамбовские купола». (2 часа).

Теория.

Рассматривание репродукций картин с изображением известных храмов России. Красота архитектуры православного храма  в изображении  художников и писателей.

Практика 2 часа.

Рисунок по теме «Тамбовские купола». Выставка рисунков.

Тема 3.11. Учебный проект «Карта  действующих и разрушенных храмов города Тамбова». (2 часа).

Теория.

Работа  на информационно-туристическом портале Тамбовщины.

Тема 3.12. Защита проектов «Карта  действующих и разрушенных храмов города Тамбова». (2 часа)

Практика 2 часа.

Виртуальная экскурсия по храмам нашего города.

Тема 3.13. Исследовательская работа «Православные храмы – памятники архитектуры Тамбовщины». (2 часа).

Теория.

Культурное значение храмов Тамбова для  людей. Вклад в культуру, образование, строительство и благоукрашение тамбовских храмов.

Тема 3.14. Православные храмы – памятники архитектуры Тамбовщины (2 часа).

Практика.

Архитектурные особенности храмов Тамбова. Традиции возникновения архитектурных форм храма.

Раздел 4. Семья. (14 часов).

Тема 4.1. Ценность семейных традиций. (2 часа).

Теория.  Беседа: непослушание в семье – грусть. Последствия непослушания. Послушание родителям  – радость, любовь.

Практика. Творческая работа: рисование, отгадывание загадок по иллюстрациям. Слушание музыки с анализом характера и сопоставление с образным содержанием иллюстраций. Разработка взаимосвязи нравственно-эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое».

Тема 4.2. Знаменитые семьи Тамбовщины. (2 часа).

Теория. Семейные традиции как основа нравственного образца.

Практика. Фильм.

Тема 4.3. Праздники в нашем доме. (2 часа)

Теория. День Ангела, День рождения – объяснение понятий. Раскрытие понятий «любовь – самопожертвование – забвение себя ради того, кого любишь».

Практика. Изготовление подарка для близких.

Тема 4.4. Родословие моей семьи. (2 часа).

Теория. Знакомство с такими понятиями, как: «род», «предки», «потомки», «династия», «родословие».

Практика. Экскурсия в краеведческий музей. Купеческая семья в Тамбове.

Тема 4.5. Герои моей семьи. Праздник День Победы. (2 часа).

Теория. Беседа о героическом прошлом России, о великих победах русского народа в борьбе с захватчиками, о подвиге русских воинов, отдавших свою жизнь за Родину. Актуализация понятия «память». Примеры воздаяния дани памяти погибшим.

Практика. Экскурсия к мемориалу «Тамбовский колхозник».

Тема 4.6.  Святые Петр и Феврония. (2 часа).

Теория. Жизнь святых Петра и Февронии.

Практика. Экскурсия по улице Набережная к памятнику «Петр и Феврония».

Тема 4.7. Царская семья. (2 часа).

Теория. Жизнь и христианский подвиг Николая II и его семьи.

Практика. Экскурсия в краеведческий музей.

Итоговое занятие. (2 часа)

Обобщение по курсу. Викторина «Виртуальная экскурсия по тропам Тамбовского края» (1 час).


Планируемые результаты программы

В результате обучения по программе «По тропам Тамбовского края»  в соответствии с целью и задачами обучающей, воспитывающей  и развивающей деятельности по окончании первого года обучения учащиеся будут знать, понимать, уметь в области универсальных учебных действий:

Предметные:

Обучающиеся будут знать:

  • историю родного города и края, архитектурные памятники, святые местами Тамбовской земли,  прославленных земляков, культурные традиции.
  • историю возникновения крепости Тамбов;
  • роль подвижников благочестия в жизни города и района (например, Святитель Питирим, Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий);
  • жития прославленных святых Тамбовской земли;
  • святые места и святыни Тамбовщины;
  • историю создания самых известных храмов и монастырей Тамбова.
  • самые важные православные праздники;
  • историю всемирно известной русской святыни  Казанской иконы Божией Матери;
  • маршруты тамбовских паломников;
              Понимать:
  • ключевые понятия духовности (истина, благо, красота духовная, любовь, совесть, дух, душа, жертвенность, ответственность, закон, Родина и др.)
  • закономерности формирования таких духовных ценностей, как семья, брак, забота о ближнем, забота о младших. Почитание старших, умение понимать и прощать, требовательность к себе.
  • историю создания самых известных храмов и монастырей Тамбовщины и своего района, события или жития святых, которым эти храмы и монастыри посвящены.

Уметь:

  • знакомить иногородних гостей с основными местными памятниками  культуры, традициями;
  • строить и оценивать поведенческую модель человека, общества и государства в соответствии с законами духовности.
  • ориентироваться в храме;
  • рассказать историю возникновения того или иного храма своего города или района;
  • пользоваться картой края, района, ориентироваться в плане микрорайона и города.
  • работать с различными источниками, в том числе фото- и видеоматериалами, архивными документами, периодикой и др.;
  • проводить самостоятельную творческую работу и представлять ее результаты; формировать у учащихся представлений о духовных и культурных традициях родного края.
  • осмысленно выражать аргументированное мнение по различным проблемам этнокультурной направленности: народное начало жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление.

Личностные: способность к самооценке своей работы и работе товарищей на основе самостоятельно выбранных критериев или образца, формирование личности ребенка  и развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края, развитие духовной стороны личности

Метапредметные:

Регулятивные:

  • самостоятельно и совместно планировать, контролировать, оценивать деятельность и сотрудничество;
  • самостоятельно и совместно принимать решения.

Познавательные:

  • формировать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • развивать познавательный интерес и осознанную мотивацию к продолжению самостоятельного изучения национальной культуры, исторического краеведения;
  • ориентироваться в информационном пространстве.

Коммуникативные:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • сотрудничать в поиске, сборе, оформлении информации.


Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы»

Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведе-ния занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма

контроля

1

Сентябрь

3,    5

13:30-15:05

Теория

1

Вводное занятие. Что изучает курс «По тропам Тамбовского края».

Учебная аудитория

Входной

 контроль

10, 12

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Возникновение крепости Тамбов.

Учебная аудитория

Экскурсия

17, 19

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Крепость Тамбов на страже у «Дикого поля».

Учебная аудитория

Сочинение

24, 26

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Конкурс рисунков и поделок «Крепость Тамбов».

Учебная аудитория

Творческая работа

2

Октябрь

1,    3

13:30-15:05

Теория

2

Тамбовские святые в истории города.

 Святитель Питирим.

Учебная аудитория

Экскурсия

8,  10

13:30-15:05

Практи-ка

2

Тамбовские святые в истории города.

 Экскурсия в дом-музей Архиепископа Луки.

Учебная аудитория

Экскурсия

15, 17

13:30-15:05

Теория

2

Тамбовские святые в истории города.

 Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

Учебная аудитория

Сочинение  

22, 24

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Итоговая работа. Проекты:  «Крепость Тамбов – история возникновения», «Тамбовские святые в истории города».

Учебная аудитория

Проект

29, 31

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Красота в окружающем мире.

Учебная аудитория

Творческая работа

3

Ноябрь

5,     7

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Поиски красивого вокруг себя.

Учебная аудитория

Рисунки

12, 14

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Красота рукотворная и нерукотворная. Родина.

Учебная аудитория

Рисунки

19, 21

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Покровская ярмарка – гордость моего края.

Учебная аудитория

 Творческая работа

26, 28

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Казанская икона Божьей Матери и День народного единства.

Учебная аудитория

Экскурсия

4

Де-кабрь

3,    5

13:30-15:05

Практи-ка

2

Итоговая работа. Конкурс рисунков по теме «Мир, в котором ты живешь. Красота родного края».

Учебная аудитория

Рисунки

10, 12

13:30-15:05

Теория

2

Покровский храм.

Учебная аудитория

Сочинение

17, 19

13:30-15:05

Теория

2

Спасо-Преображенский собор.      

Учебная аудитория

Беседа

24,  26

13:30-15:05

Теория

2

Казанский собор.

Учебная аудитория

Беседа

5

Январь

14, 16

13:30-15:05

Теория

2

Храм Лазаря Четверодневного.

Учебная аудитория

Беседа

21, 23

13:30-15:05

Теория

2

Иоанно-Предтеченский храм.

Учебная аудитория

Беседа

28, 30

13:30-15:05

Теория

2

Вознесенский женский монастырь.

Учебная аудитория

Беседа

6

Фев-раль

4,    6

13:30-15:05

Теория

2

Казанский мужской монастырь.

Учебная аудитория

Сочинение

11, 13

13:30-15:05

Теория

2

Трегуляевский Иоанно- Предтеченский мужской монастырь.

Учебная аудитория

Беседа

18, 20

13:30-15:05

Теория

2

Свято-Никольская  Мамонтова пустынь.

Учебная аудитория

Беседа

25, 27

13:30-15:05

Практи-ка

2

Конкурс на лучший рисунок и лучшую подпись к нему на тему «Тамбовские купола».

Учебная аудитория

Беседа

7

Март

4,    6

13:30-15:05

Практи-ка

2

Учебный проект «Карта ныне действующих и разрушенных храмов города Тамбова».

Учебная аудитория

Рисунки

11, 13

13:30-15:05

Практи-ка

2

Защита проектов «Карта действующих и разрушенных храмов города Тамбова»

Учебная аудитория

Текущий контроль Защита проекта

18, 20

13:30-15:05

Практи-ка

2

Исследовательская работа «Православные храмы – памятники архитектуры Тамбовщины».

Учебная аудитория

Исследовательская работа

25, 27

13:30-15:05

Теория

2

Православные храмы – памятники архитектуры Тамбовщины.

Учебная аудитория

Сочинение

8

Апрель

1,     3

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Ценность семейных традиций.

Учебная аудитория

Творческая работа

8,  10

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Знаменитые семьи Тамбовщины.

Учебная аудитория

Просмотр фильма

15, 17

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Праздники в нашем доме.

Учебная аудитория

Изготовление подарков

22, 24

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Родословие моей семьи.

Учебная аудитория

Экскурсия

29, 30

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Герои в наших семьях. Праздник День Победы.

Учебная аудитория

Экскурсия

9

Май

6,     8

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Святые Петр и Феврония.

Учебная аудитория

Экскурсия

13, 15

13:30-15:05

Теория

Практи-ка

1

1

Экскурсия по улице Набережная к памятнику «Петр и Феврония».

Набережная

Экскурсия

20, 22

13:30-15:05

Практи-ка

1

Итоговая работа по теме «Семья».

Урок-викторина. Итоговое занятие. Защита проектов, исследовательских работ.

Учебная аудитория

Итоговый

контроль

Защита проектов, исследовательских работ.


Методическое обеспечение программы.

п/п

Название раздела

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактический материал

Формы аттестации/оценочные материалы

Вводное занятие. «Что изучает курс «По тропам Тамбовского края».

Учебное занятие, сказка, просмотр мульт-

фильма.

Беседа, рассказ, решение проблемных ситуаций.

Рисование.

Иллюстрации, фотографии,

репродукции

картин.

Входной контроль Тестовый контроль по ключевым понятиям («краеведение», «экскурсия», «храм» и т.д.).

1

История родного края

Учебное занятие, экскурсия, просмотр видеофильма, слушание музыки.

Рассказ, беседа, рисование,работа со справочной литературой.

Иллюстрации, схема города-крепости.

Выставка рисунков и поделок на тему «Крепость Тамбов»

Проект «Крепость Тамбов – история возникновения», «»Тамбовские святые в истории города».

2

Красота Тамбовского края. Мы и мир Божий.

Учебное занятие, сказка, рисование, слушание музыки, обсуждение, творческая мастерская.

Работа в группах, работа с иллюстрациями, беседа, творческая деятельность

Репродукции картин, справочная литература, CD-диски.

Конкурс рисунков по теме «Мир, в котором ты живешь. Красота родного края».

3

Православные храмы – памятники архитектуры Тамбовщины.

Учебное занятие, экскурсия, виртуальная экскурсия.

Беседа, рассказ, творческая деятельность, работа на информационно-туристическом портале Тамбовщины, подготовка материалов для пробного учебного проекта

Фотографии, фотоальбомы.

Конкурс на лучший рисунок  «Тамбовские купола».

Текущий контроль

Защита проектов «Карта действующих и разрушенных храмов города Тамбова».

4

Семья.

Учебное занятие, просмотр отрывка из видеофильма.

Работа в группах, работа со справочной литературой, решение проблемных ситуаций.

Фотоальбомы,

репродукции, энциклопедии, справочный материал,  жития святых.

Доклад на тему «Герой моей семьи».

Итоговое занятие. Обобщение по курсу. «Виртуальная экскурсия по тропам Тамбовского края».

Открытое занятие Защита исследовательских работ, проектов.

Работа в группах, работа со справочной литературой, решение проблемных вопросов и ситуаций,  практи

ческая деятельность.

Энциклопедии, справочный материал,

альбомы,

репродукции

картин, карточки, видео-

материалы, презентации.

Итоговый контроль

К 75-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Открытое занятие : «Виртуальная экскурсия по памятникам нашего города. посвященным Великой Отечественной войне»

( защита исследовательских  работ, презентации).

Тематика исследовательских работ по теме: «История родного края».

1.Проект «Крепость Тамбов – история возникновения».

2.«Тамбовские святые в истории города».

Тематика исследовательских работ по теме: «Православные храмы – памятники архитектуры Тамбовщины».

1.«Карта действующих и разрушенных храмов города Тамбова».

Тематика исследовательских работ по теме: К 75-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.

 «Виртуальная экскурсия по памятникам нашего города, посвященным Великой Отечественной войне».

1.«Памятник герою Советского Союза Зои Космодемьянской».

2.«Памятник дважды герою Советского союза В.С. Петрову».

3.«Памятник   летчице-герою Советского союза М. Расковой».

4.« Мемориал танк « Тамбовский колхозник».

5.«Парк ПОБЕДЫ».

7.«Памятник  воину-ветерану».

8.«Мемориал «Вечный огонь».


Формы проведения аттестации

№ п.п

Тема занятия

Формы проведения аттестации

Сроки проведения

1.

Вводное занятие. Что изучает курс «По тропам Тамбовского края»

Тестовый контроль по ключевым понятиям

3 сентября

2.

 Что мы знаем об истории родного края

Входной контроль

5 сентября

3.

Защита проектов «Карта действующих и разрушенных храмов города Тамбова»

Текущий контроль

11 марта

4.

Итоговая работа. Обобщение по курсу. Защита  исследовательских работ «Памятники, посвященные Великой Отечественной войне в городе Тамбове»

 Итоговый контроль

20 мая


Формы проведения итоговой аттестации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Продуктивные формы аттестации

1

Выставка  творческих работ

Выставка рисунков и поделок на тему «Крепость Тамбов»

«Мир, в котором ты живешь. Красота родного края».

2

Учебно-исследовательский проект

3

Участие в конкурсах «Православная культура Тамбовщины»

«Семейный портрет»

«Юность России»

«Победа глазами детей»

« Победа на все времена»

Дипломы ,сертификаты

Фотоконкурс

Фотоконкурс

Рисунки,

 поделки, стихи

Документальные формы аттестации (отражают достижения каждого учащегося)

1

Карта оценки результатов усвоения программы

Тестовый контроль по ключевым понятиям.

Текущий контроль

Итоговый контроль

2

Портфолио учащегося

Доклады, дипломы, результаты работ

3

Грамоты, дипломы

1.Антонов Роман

2.Юсупалиев Руслан

3.Крутых Вера

4.Самохин Дмитрий

5.Суровцева Ульяна

6.Ширяев Арсений

Открытое занятие: «Виртуальная экскурсия по памятникам нашего города. посвященным Великой Отечественной войне»

(защита работ, презентации)


Оценочные материалы

( пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения учащимися планируемых результатов)

№ п/п

Фамилия, имя обучающихся

Теоретическая

подготовка

Практическая подготовка

Личностные и поведенческие качества

Учебно-

коммуникативные

умения

Организационно-волевые качества

Опыт творчества

Уровень освоения

1.

Андреева Аня

в

в

с

в

с

в

в

2.

Галкин Коля

н

н

с

с

с

н

н

3.

Иванова Маша

н

с

с

с

с

с

с

Карта фиксации результатов освоения образовательной программы

1 год обучения

Вывод: по ____1___ году обучения объем обучающихся, освоивших

полностью программу (высокий уровень) _ 6__ чел. ___60 %;

в необходимой степени (средний уровень) ___3___ чел. ___30 %;

освоивших программу на низком уровне __1___ чел. __10 %.

Причины невыполнения обучающимися общеобразовательной программы____________

Таким образом, общеобразовательная программа освоена на __90____%.


Карта мониторинга образовательной деятельности

№п/п

Критерий качества

Показатель

Объект оценки

Динамика

Прошлый

учебный год в % ,Кол-во

Текущий

учебный год в %, Кол-во

1

Качество и доступность дополнительного образования

Движение

контингента

Обучающиеся

объединения

2

Освоение дополнительной

образовательной программы

Достижение обучающимися уровня образовательной программы

Протокол промежуточной

аттестации

В

С

Н

В

С

Н

Количество обучающихся, принявших участие в конкурсах, выставках (грамоты, дипломы)

городской

областной

всероссийский

международный

Результативность участия обучающихся (грамоты)

городской

областной

всероссийский

международный

3

Эффективность использования материально-технического обеспечения

Использование современных средств в образовательном процессе

Оснащенность кабинета компьютерной техникой

4

Воспитательная работа

Участие обучающихся в воспитательных мероприятиях учебного года

Количество обучающихся

5

Профессиональный рост педагога дополнительного образования

Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства

городской

областной

всероссийский

международный

Повышение квалификации

Курсы ПК

Методическая продукция

Посещение и взаимопосеще

ние

семинаров и т.д.

6

Безопасность образовательной деятельности

Создания безопасных условий для обучающихся

Инструкции по ТБ

План

работы по диагностике педагога в работе по программе «По тропам Тамбовского края»

дополнительного образования на 2019-2020 учебный год

Объект диагностики

Группы

Показатели

Уровни

Используемые методики

Сроки

Мероприятия по результатам диагностики

Определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения (прогностическое диагностирование)

Все

  • Сформированность специальных знаний
  • Сформированность специальных умений
  • Коммуникабельность
  • Низкий
  • Средний
  • Высокий

Собеседование, тестирование, наблюдение

Сентябрь – октябрь

Справка, выводы

Оценка успешности изучения раздела  (текущая  диагностика)

Все

  • Сформированность специальных знаний
  • Сформированность специальных умений
  • Умение пользоваться дидактическими материалами
  • Проявление творческих способностей
  • Умение планировать свою работу
  • Низкий
  • Средний
  • Высокий

Тестирование, зачет, контрольные задания

Ноябрь

Анализ, корректировка образовательной программы

Оценка личностных достижений учащихся (текущая диагностика)

2, 3,5

  • Психофизиологические характеристики
  • Когнитивные характеристики
  • Эмоциональная сфера
  • Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности
  • Мотивационная сфера

3-х балльная шкала

Наблюдение

Декабрь

Отработка критериев личностного роста обучающихся и изыскание способов дифференцированного подхода к обучению

Оценка успешности усвоения дополнительной

образовательной программы (итоговая диагностика)

Все

  • Сформированность специальных знаний
  • Сформированность специальных умений
  • Коммуникабельность
  • Умение пользоваться дидактическими материалами
  • Проявление творческих способностей
  • Умение планировать свою работу
  • Низкий
  • Средний
  • Высокий

Контрольные задания, тестирование, наблюдение

Апрель

Подведение итогов учебного года, педсовет

Степень удовлетворенности воспитанников

Все

  • Степень удовлетворенности воспитанников мероприятиями
  • Степень стремления воспитанников к активной подготовке мероприятий
  • Степень удовлетворенности воспитанников занятиями
  • Низкий
  • Средний
  • Высокий

Анкеты, наблюдения, беседы, цветопись, тесты

Апрель-май

Анализ, справка


Приложение  2

Начальная диагностика

Метод диагностики – наблюдение, собеседование

ФИО

Познавательная активность

Сформированность самостоятельности

Сформированность специальных ЗУНов

Коммуникативные умения

                                

Критерии

Действия педагога

Критерии

Критерии

Критерии

Действия педагога

Низкий уровень -  к выполнению ребенок приступает только после дополнительных побуждений, во время работы часто отвлекается, при встрече с трудностями не стремится их преодолеть, расстраивается, отказывается от работы;

Средний уровень –ребенок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, вопросов задает немного, при помощи педагога способен к преодолению трудностей;

Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы, прилагает усилия к преодолению трудностей.

Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий.

Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха.

Высокий уровень требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться.

Низкосамостоятельный все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок.

Среднесамостоятельный выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них.

Высокосамостоятельный ребенок сам берется за выполнение любого задания.

Критерии разрабатывает педагог в соответствии образовательной программы

Низкий уровень: ребенок старается стоять «в сторонке», не вступает в контакт со сверстниками.

Средний уровень свидетельствует  контактность с учителем и неконтактность со сверстниками. Дети не инициативны в общении, однако проявляют общительность в ответ на чужую инициативу.

Высокий уровень: инициативен со всеми, указывает другим, как надо делать что-то.

Детям нужна поддержка, вселение уверенности в свои силы. Их нельзя заставлять быть контактными, а нужно обращать внимание других детей на их достоинства и постепенно включать в коллектив, давая маленькие поручения и хваля за их выполнение.

При среднем уровне необходимы поощрения и поддержки.

Включать в групповые методы работы, не игнорировать их в процессе работы; нужно давать индивидуальные задания.


Приложение 3

Диагностическая карта личностных достижений учащихся

Цель: Отработка критериев личностного роста обучающихся и изыскание способов дифференцированного подхода к обучению.

ФИО

Психофизиологические характеристики

Когнитивные характеристики

Эмоциональная сфера

Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности

Мотивационная сфера

Память (ПМ)

Внимание (ВМ)

Моторика  (М)

Координация (ориентировка)  в учебном пространстве (КО)

Скорость восприятия и переработки информации (С)

Эмоциональный самоконтроль (ЭС)

Преобладающее настроение на занятии (Н)

Волевые качества (В)

Реактивность (Р)  

Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД)

Преобладающий характер стиля общения (ХСО)

Уровень мотивации (У)

Интерес к предмету (ИП)


Приложение 4

Мотивация к занятиям.

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Не добивается конечного результата.

 Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес проявляется самостоятельно, осознанно.

Интерес на уровне увлечения.  Устойчивая мотивация. Проявляет интерес к проектной деятельности.

Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет «Технология» как будущую профессию. Увлечение проектной деятельностью.

Познавательная активность.

Интересуется только технологическим процессом. Полностью отсутствует интерес к теории. Выполняет знакомые задания.

Увлекается специальной литературой по направлению детского объединения. Есть интерес к выполнению сложных заданий.

Есть потребность в приобретении новых знаний. По настроению изучает дополнительную литературу. Есть потребность в выполнении сложных заданий.

Целенаправленная  потребность в приобретении новых знаний. Регулярно изучает дополнительную специальную литературу. Занимается исследовательской деятельностью.

Творческая активность.

Интереса к творчеству, инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Нет навыков самостоятельного решения проблем.

Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, но по настроению. Проблемы решать способен, но при помощи педагога.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.

Коммуникативные умения.

Не умеет высказать свою мысль, не корректен в общении.

Не проявляет желания высказать свои мысли, нуждается в побуждении со стороны взрослых и сверстников.

Умеет формулировать собственные мысли, но не поддерживает разговора, не прислушивается к другим.

Умеет формулировать собственные мысли, поддержать собеседника, убеждать оппонента.

Коммуникабельность.

Не требователен к себе, проявляет себя в негативных поступках.

Не всегда требователен к себе, соблюдает нормы и правила поведения при наличии контроля, не участвует в конфликтах.

Соблюдает правила культуры поведения, старается улаживать конфликты.

Требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках, умеет создать вокруг себя комфортную обстановку, дети тянутся к этому ребенку.

Достижения.

Пассивное участие в делах кружка.

Активное участие в делах кружка.

Значительные результаты на уровне СЮТ.

Значительные результаты на уровне города, округа, области.


Список литературы

для педагога

  1. Александрова, Л.А Деревянное зодчество Руси / Л.А. Александрова. – М.: Белый город, 2004.
  2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Сила Моя в немощи совершается. – М.: Форма-Пресс, 1994.
  3. Герои русской истории: Альбом. – М.: Белый город, 2007.
  4. Давыдова, Е.Ю., Комлева, Е.И… Кузьмин, И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко: Учебное пособие для начальной школы. Кн. 1, 2 / Е.Ю. Давыдова, Е.И. Комлева, И.А. Кузьмин. – М.: Истоки; Екатеринбург: Ученая книга, 2005.
  5. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: Астрель, 2003.
  6. Духовное краеведение Тамбовщины: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. Авторы-составители: иерей Геннадий (Андреев), иерей Виктор (Лисюнин), Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
  7. Духовно-нравственная культура в школе: Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сб. 1. – Москва: Институт экспертизы образовательных программ и государственных конфессиональных отношений, 2007.
  8. Илешин, Б.И. Литературные тропинки отчего края [Текст] / Б.И. Илешин. – М.: Сов. Россия, 1986.
  9. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \  ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. – Тамбов: Изд-во Тамбовского Государственного Технического Университета.
  10. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции / В.С. Колесникова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  11. Культура моего народа: Учеб. пособие. / Домогатская А.Е. –Тамбов,1995.
  12. Основы православной культуры: Методическое пособие для учителя. Авторы-составители протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене М.: ПРО-ПРЕСС, 2006.
  13. Педагогика духовного развития: формы и методы работы. Из опыта работы областной экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ совхоза им. Ленина Мордовского района. Сборник ТОИПКРО, Тамбов, 2007.
  14. Специальный выпуск, посвященный Питиримовским образовательным чтениям. Научно-популярный и литературно-художественный журнал Тамбовского Государственного Университета «Кредо». – Тамбов, ТГТПС, 1995.
  15. Тамбов старый, Тамбов новый [Изоматериал]: фотоальбом / Ю.К. Щукин, А.А. Горелов, Г.А. Молчанова и др. - Тамбов: ООО Юлис, 2002.
  16.  Тамбов: Справочник-путеводитель. Сост. Горелов А.А., Щукин Ю.К. в трех частях, 1999 – 2006.
  17. Тамбовская энциклопедия [Текст] / Администрация Тамбовской области; гл. науч. ред. Л.Г. Протасов. - Тамбов: Юлис, 2004.
  18. Тамбовская энциклопедия. Главный научный редактор Протасов Л.Г. ООО «Издательство ЮЛИС», 2004.
  19. Храмы Тамбовской епархии: Фотоальбом. Сост. Чеботарев С.А. – Тамбов: ЮЛИС, 2005.
  20. http://turtmb.ru Информационно-туристический портал Тамбовщины.
  21. http://artmetod.tmb.muzkult.ru/Turizm/ Информационно-аналитический центр культуры и туризма Тамбовской области
  22. http://online.68news.ru/sitecontent/about_the_region/geo.php География Тамбова
  23. http://lifxil.ru/tambov/ Тамбов – география, климат, история, районы, промышленность

для учащихся

  1. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. – М.: Белый город, 2004.
  2.  Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: Астрель, 2003.
  3. Ермаков, В.А. Прогулки по старому Тамбову [Текст]: иллюстрированный путеводитель / В.А. Ермаков. – Тамбов.: ОГУП «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2007.
  4. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  5. Попова, Т.И. Сказы о Земле Тамбовской [Текст] / Т.И. Попова. – Тамбов: ОГУП «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2004.
  6. С четырех сторон Россия... [Текст]: Тамбовский край на карте страны / сост.: Г. Сельцер, В. Дорожкина, И. Овсянников. – Тамбов: Тамб. регион. Отделение союза журналистов России, 2003.
  7. Сохранский, А.В. Легенды и предания тамбовского края [Текст] / А.В. Сохранский. – Тамбов: Юлис, 2004.
  8. Тамбов старый, Тамбов новый. Фотоальбом. Авторский коллектив: Щукин Ю.К., Горелов А.А. и др. – Тамбов, 2004.
  9. Тамбов. Справочник-путеводитель. Сост. Горелов А.А., Щукин Ю.К. в трех частях, 1999-2006.
  10. Тамбовская энциклопедия. Главный научный редактор Л.Г. Протасов. – Тамбов: Юлис, 2004.
  11. Храмы Тамбовской епархии. Фотоальбом. Сост. Чеботарев С.А. –Тамбов: Юлис, 2005.
  12. http://turtmb.ru Информационно-туристический портал Тамбовщины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня предназначена для  первичного ознакомления...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный

      Рабочая программа  кружка  «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности» составлена с учетом следующих нормативных документов:1) Федеральный...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»

Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»  В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности направленности «ЛЕГО-мастер»

Актуальность программы заключается в том, что одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, ...