Рабочая программа по специальному учебному курсу "Геометрика" (3 класс)
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Программа учебного курса «Геометрика» обеспечивает возможность создания условий для всестороннего и гармоничного развития младшего школьника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometrika.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИКА»
3 Б КЛАСС
Автор: Перевозникова Н.А.,
учитель начальных классов
Северодвинск
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа специального учебного курса «Геометрика» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);
4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ "СОШ № 5".
Согласно учебному плану на изучение учебного курса «Геометрика» отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов за учебный год |
3 Б класс | 1 | 34 |
Практическая часть
Практическая часть программы | 3 класс |
ПА. Контрольная работа за курс 3 класса. | 1 |
Программа учебного курса «Геометрика» обеспечивает возможность создания условий для всестороннего и гармоничного развития младшего школьника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Программа закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Эмоционально-эстетическое развитие на занятиях творческого конструирования связано с тем, что учащиеся, так или иначе, проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам конструирования. Если педагог строит работу учащихся с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о гармоничном устройстве мира, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие также может быть эффективным, если педагог активно изучает с учащимися образы и конструкции природных объектов. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним - занятия в рамках реализуемой программы побуждают детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Важно, что эти вопросы учащиеся усваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную конструкторскую деятельность.
Цель программы – формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
- создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений;
- воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Планируемые результаты
3 класс
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;
- самостоятельно подбирать детали, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
- оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;
- внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;
- доводить решение задачи до готовой модели;
- генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции.
- исследовать, анализировать и сравнивать свойства геометрических тел, фиксировать результаты исследований в таблице;
- определять форму тела и воспроизводить ее;
- анализировать конструкцию фигуры и выполнять работу по образцу;
- устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
- создавать в воображении несложный предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
- подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;
- видеть и схематически изображать изометрические проекции геометрических тел.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выдвигать несложную проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;
- выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера и объема геометрического тела.
- воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
- конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в форме и конструкции предметов;
- декорировать и эстетически оформлять ТИКО-конструкции;
- выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера, периметра и площади геометрической фигуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;
- использовать критерии для обоснования своего суждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять индивидуальные творческие способности при создании индивидуальных проектов.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника.
Обучающийся получит возможность научиться:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности
Обучающийся получит возможность:
- приобрести качества весьма важные в практической деятельности любого человека;
- воспитать чувство справедливости, ответственности;
- развить самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.
Содержание курса «Геометрика»
Программа «Геометрика» является комплексной и интегрированной в самом глубоком смысле. Содержание программы включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
- родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической работы; описание конструкции фигуры и способов ее сборки; повествование о ходе действий и построение плана деятельности; построение логических связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
- математика (моделирование – конструирование моделей объектов реального мира, мысленная трансформация объектов, исследование абстрактных величин на практическом материале, построение форм на основе элементарных математических представлений, работа с плоскими и объемными геометрическими фигурами);
- окружающий мир (изучение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для конструирования; деятельность человека как созидателя материально-культурной среды обитания);
- технология (схематическое изображение моделей будущих конструкций, создание предметов общественно-полезной направленности);
- изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление предметных моделей на основе законов и правил дизайна);
- информатика (абстракция, логика).
Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления изучаемого материала.
Знакомство с конструктором ТИКО и организация работы.
Знакомство с конструкторской деятельностью.
Информационно-познавательные умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством педагога.
Объём. Классификация.
Пространственное ориентирование. Многогранники.
Симметрия. Тематическое конструирование.
Разработка и реализация конструкторских проектов.
Тематический план
Класс | Название модуля и занятий | Количество часов |
3 класс | 1. Многогранники | 18 |
2.Конструирование по собственному замыслу. | 4 | |
3. Объем. | 2 | |
4. Симметрия. | 2 | |
5. Тематическое конструирование. | 8 | |
ИТОГО | 34 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока |
1. | Призма. |
2. | Треугольная призма. |
3. | Гексаэдр (четырехугольная призма, куб). |
4. | Усеченный куб. |
5. | Прямоугольный параллелепипед (четырехугольная призма). |
6. | Пятиугольная призма. |
7. | Шестиугольная призма. |
8. | Восьмиугольная призма. |
9. | Наклонная призма. |
10. | Пирамида. |
11. | Треугольная (тетраэдр) пирамида. |
12. | Усеченный тетраэдр. |
13. | Четырехугольная пирамида. |
14. | Октаэдр. |
15. | Усеченный октаэдр. |
16. | Пятиугольная пирамида. |
17. | Шестиугольная пирамида. |
18. | Восьмиугольная пирамида. |
19. | Конструирование по собственному замыслу (стадии развития черепахи) |
20. | Конструирование по собственному замыслу (стадии развития крокодила) |
21. | Конструирование по собственному замыслу (стадии развития лягушки) |
22. | Конструирование по собственному замыслу (стадии развития змеи) |
23. | Сравнительный анализ объемов разных видов четырехугольной призмы. |
24. | Осевая симметрия. Конструирование узора на основе осевой симметрии. |
25. | Центральная симметрия. Конструирование узора на основе центральной симметрии. |
26. | Моделирование по теме «Космодром». Изготовление отдельных построек космодрома на основе изученных геометрических фигур и сконструированных из них фантазий (комплекс сооружений, предназначенных для запуска космических аппаратов в космос – ракеты-носители, космические аппараты, стартовые комплексы, спутники, инопланетные корабли). |
27. | Моделирование космодрома (объединение отдельных построек в единую композицию). Работа в группах. |
28. | Моделирование космодрома (объединение фрагментов космодрома в коллективную постройку). Коллективная работа. |
29. | Моделирование по теме «Замки и крепости». Изготовление отдельных построек на основе изученных геометрических фигур и сконструированных из них фантазий (крепостная стена со смотровой площадкой, башня, замок, ворота и т. д.). |
30. | Моделирование (объединение фрагментов в коллективную постройку). Коллективная работа. |
31. | ПА. Контрольная работа за курс 3 класса. |
32. | Моделирование по теме «Джунгли». Изготовление отдельных построек для джунглей на основе изученных геометрических фигур и сконструированных из них фантазий (животный и растительный мир джунглей). |
33. | Моделирование джунглей (объединение отдельных построек в коллективную работу). |
34. | Демонтаж построек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный
В данной программе представлен материал по разделам: пояснительная записка, поурочное планирование, знания и умения детей на конец года, формы контроля уровня достижений, тексты контрольных работ....
Рабочие программы для специальных коррекционных школ VIII вида "Чтение" 1-4 класс
Рабочие программы составлены на основе программы 0-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Санкт - Петербург «Просвещение», 2008 год.Основными задачами обучения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ I ВИДА
Рабочая программа по природоведению для 3 класса специальной (коррекционной) обшеобразовательной школы I вида....
Рабочая программа по русскому языку 4 класс в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIIIвида
Программа разработана на основе: Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воро...
Рабочая программа по физической культуре 4 класс, специальная медицинская группа.
Рабочая программа по физической культуре - 4 класс, для обучающейся специальной медицинской группы...
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы.
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...