Рабочая программа по специальному учебному курсу "Геометрика" (3 класс)
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Программа учебного курса «Геометрика» обеспечивает возможность создания условий для всестороннего и гармоничного развития младшего школьника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometrika.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА  «ГЕОМЕТРИКА»

3 Б   КЛАСС

Автор: Перевозникова Н.А.,

учитель начальных классов

Северодвинск

2019


Пояснительная  записка

Рабочая программа специального учебного курса «Геометрика» составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ "СОШ № 5".

Согласно учебному плану на изучение учебного курса «Геометрика» отводится  34 часа в год  (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов за учебный год

3 Б класс

1

34

Практическая часть

           Практическая часть программы

  3 класс

ПА. Контрольная работа за курс 3 класса.

       1

Программа учебного курса «Геометрика» обеспечивает возможность создания условий для всестороннего и гармоничного развития младшего школьника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

Программа закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.

Эмоционально-эстетическое развитие на занятиях творческого конструирования связано с тем, что учащиеся, так или иначе, проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам конструирования. Если педагог строит работу учащихся с  учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений  о гармоничном устройстве мира, для выработки эстетического восприятия  и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие также может быть эффективным, если педагог активно изучает с учащимися образы и конструкции природных объектов. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним - занятия в рамках реализуемой программы побуждают детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Важно, что эти вопросы учащиеся усваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную конструкторскую деятельность.

Цель программы – формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Задачи программы:

  • создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  • развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений;
  • воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Планируемые результаты

3 класс

Предметные результаты

Обучающийся научится:        

  • излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;
  • самостоятельно подбирать детали, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
  • оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;
  • внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;
  • доводить решение задачи до готовой модели;
  • генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции.
  • исследовать, анализировать и сравнивать свойства геометрических тел, фиксировать результаты исследований в таблице;
  • определять форму тела и воспроизводить ее;
  • анализировать конструкцию фигуры и выполнять работу по образцу;
  • устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
  • создавать в воображении несложный предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
  • подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;
  • видеть и  схематически изображать изометрические проекции геометрических тел.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •         выдвигать несложную проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;
  • выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера и объема геометрического тела.
  • воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
  • конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в форме и конструкции предметов;
  • декорировать и эстетически оформлять ТИКО-конструкции;
  • выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера, периметра и площади геометрической фигуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;

- использовать критерии для обоснования своего суждения.

Обучающийся получит возможность научиться:

 -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять индивидуальные творческие способности при создании индивидуальных проектов.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности

Обучающийся получит возможность:

  • приобрести качества весьма важные в практической деятельности любого человека;
  • воспитать чувство справедливости, ответственности;
  • развить самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.

Содержание курса «Геометрика»

Программа «Геометрика» является комплексной и интегрированной в самом глубоком смысле. Содержание программы включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

  • родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической работы; описание конструкции фигуры и способов ее сборки; повествование о ходе действий и построение плана деятельности; построение логических связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
  • математика (моделирование – конструирование моделей объектов реального мира, мысленная трансформация объектов, исследование абстрактных величин на практическом материале, построение форм на основе элементарных математических представлений, работа с плоскими и объемными геометрическими фигурами);
  • окружающий мир (изучение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для конструирования; деятельность человека как созидателя материально-культурной среды обитания);
  • технология (схематическое изображение моделей будущих конструкций, создание предметов общественно-полезной направленности);
  • изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление предметных моделей на основе законов и правил дизайна);
  • информатика (абстракция, логика).

Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления изучаемого материала.

Знакомство с конструктором ТИКО и организация работы.

Знакомство с конструкторской деятельностью.

Информационно-познавательные умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством педагога.

Объём. Классификация.

Пространственное ориентирование. Многогранники.

Симметрия. Тематическое конструирование.

Разработка и реализация конструкторских проектов.

Тематический план

Класс

Название модуля и занятий

Количество часов

3 класс

1. Многогранники

18

2.Конструирование по собственному замыслу.

4

3. Объем.

2

4. Симметрия.

2

5. Тематическое конструирование.

8

ИТОГО

34

Тематическое планирование

Тема урока

1.

Призма.

2.

Треугольная призма.

3.

Гексаэдр (четырехугольная призма, куб).

4.

Усеченный куб.

5.

Прямоугольный параллелепипед (четырехугольная призма).

6.

Пятиугольная призма.

7.

Шестиугольная призма.

8.

Восьмиугольная призма.

9.

Наклонная призма.

10.

 Пирамида.

11.

Треугольная  (тетраэдр) пирамида.

12.

Усеченный тетраэдр.

13.

Четырехугольная пирамида.

14.

 Октаэдр.

15.

 Усеченный октаэдр.

16.

Пятиугольная пирамида.

17.

 Шестиугольная пирамида.

18.

Восьмиугольная пирамида.

19.

Конструирование по собственному замыслу (стадии развития черепахи)

20.

Конструирование по собственному замыслу (стадии развития крокодила)

21.

Конструирование по собственному замыслу (стадии развития лягушки)

22.

Конструирование по собственному замыслу (стадии развития змеи)

23.

Сравнительный анализ объемов разных видов четырехугольной призмы.

24.

Осевая симметрия. Конструирование узора на основе осевой симметрии.

25.

Центральная симметрия. Конструирование узора на основе центральной симметрии.  

26.

Моделирование  по теме «Космодром». Изготовление отдельных построек космодрома на основе изученных геометрических фигур и сконструированных из них фантазий  (комплекс сооружений, предназначенных для запуска космических аппаратов в космос – ракеты-носители, космические аппараты, стартовые комплексы, спутники, инопланетные корабли).

27.

Моделирование космодрома (объединение отдельных построек в единую композицию). Работа в группах.

28.

Моделирование космодрома (объединение фрагментов космодрома в коллективную постройку). Коллективная работа.

29.

Моделирование  по теме «Замки и крепости». Изготовление отдельных построек на основе изученных геометрических фигур и сконструированных из них фантазий  (крепостная стена со смотровой площадкой, башня, замок, ворота и т. д.).

30.

Моделирование  (объединение фрагментов в коллективную постройку). Коллективная работа.

31.

ПА. Контрольная работа за курс 3 класса.

32.

Моделирование  по теме «Джунгли». Изготовление отдельных построек для джунглей на основе изученных геометрических фигур и сконструированных из них фантазий  (животный и растительный мир джунглей).

33.

Моделирование джунглей (объединение отдельных построек в коллективную работу).

34.

Демонтаж построек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

В данной программе представлен материал по разделам: пояснительная записка, поурочное планирование, знания и умения детей на конец года, формы контроля уровня достижений, тексты контрольных работ....

Рабочие программы для специальных коррекционных школ VIII вида "Чтение" 1-4 класс

Рабочие программы составлены на основе программы 0-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Санкт - Петербург  «Просвещение»,  2008 год.Основными задачами обучения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ I ВИДА

Рабочая программа по природоведению для 3 класса специальной (коррекционной) обшеобразовательной школы I вида....

Рабочая программа по русскому языку 4 класс в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIIIвида

Программа разработана  на основе: Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных      учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воро...

Рабочая программа по физической культуре 4 класс, специальная медицинская группа.

Рабочая программа по физической культуре - 4 класс, для обучающейся специальной медицинской группы...

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы.

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...