Практическая деятельность младших школьников как мотивационный показатель успешности обучения и качества усвоения программного материала
учебно-методический материал на тему
Этот материал можно использовать как выступление на МО учителей начальных классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совершенствование способов практической деятельности младших школьников на уроках математики и русского языка как условие их интеллектуального развития
Практическая деятельность младших школьников как мотивационный показатель успешности обучения и качества усвоения программного материала
Чтобы дети были успешны на уроках математики, следует отказаться от передачи информации только посредством школьной доски или учебника. «Объясняя классу новое понятие, учитель должен выяснить, какие представления, с этим связанные, уже имеются у ученика. Учитель должен затем предложить ученику деятельность, благодаря которой он реорганизует свои взгляды и таким образом составит более адекватное понимание предмета». Вместо процесса механического запоминания в одиночку в основе урока математики должна лежать «математическая деятельность в математическом окружении». Эта деятельность должна опираться на насущные нужды, интересы и любознательность ученика. Для максимальной включенности учащихся в процесс обучения, «окружение должно быть дружелюбным, готовым к сотрудничеству и открытым для нового и непознанного».
Такой деятельностью является практическая деятельность учащихся на уроках математики.
«Практический» в словарях русского языка трактуется как «деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир, преобразуют его».
Практическая работа учащихся на уроке математике рассматривается нами как работа детей с реальными предметами, которая направлена на то, чтобы процесс обучения сделать более эффективным.
Практическая деятельность – ступенька к пониманию математики как вида деятельности людей, помогающей решить ряд проблем (узнать площадь поля, стены, огорода, просчитать бюджет семьи и т. д.). Через практическую работу следует дать понять (почувствовать) нашим ученикам, что математика - часть нашей повседневной жизни, она «вокруг нас».
Уроки практикумы помогают формированию практико-ориентированных знаний, умений, навыков, способствуют развитию у учеников умения ориентироваться в окружающей действительности. Приведу пример. К четвертому классу ученики уже овладевают навыками групповой работы. На уроке в классе дети могут объединиться в группы, распределить между собой обязанности, обсудить способ решения и самостоятельно выполнить задание.
Для проведения урока-практикума по математике можно вывести детей на улицу на спортивную площадку и поставить перед детьми задачу: вычислить периметр площадки. Можно наблюдать, что дети ведут себя не так как на уроке за партами. Вместо того чтобы объединиться в группы и образовать укрупненную мерку для измерения длины и ширины площадки (соединить свои мерки), каждый производит измерения самостоятельно, своим метром. Представьте себе такую картину: ребенок натягивает метр, наклоняется, ставит метку, перекладывает метр, ставит метку и т. д. Естественно, что времени на такую простую задачу, как измерить длину и ширину спортивной площадки у детей не хватило. Что же случилось? Изменились условия. Дети не смогли те знания, умения и навыки, которые получили за партами в классе, перенести в реальные условия, где все настоящее и действовать приходится с объектами реального мира, ориентироваться в нем, действовать и применять знания, умения на практике.
Практическая деятельность позволяет учитывать и индивидуальные особенности детей. Все люди по способам восприятия и переработки информации делятся на три группы: аудиалы, визуалы, кинестетики. Дети приходят в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Они понимают реальность, прикасаясь, толкая и разбирая мир на части. Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный и затем на визуальный. Но в классе обязательно найдутся дети, которым нужны реальные предметы. В практической деятельности все чувствуют себя комфортно.
Практические работы, как форма урока, способствуют сохранению здоровья ребенка так как:
- предполагают организацию сообщества на основе демократического участия всех без исключения;
- поощряется обсуждение, в противовес работе в полной тишине;
- поощряются физические движения.
Ученикам младших классов нужно непосредственно, физически ощущать окружающие предметы и явления, на основе которых создаются представления о понятиях математики. Физические действия – группировка, поиск, манипулирование и строительство – придают соответствующим абстракциям реалистический характер.
- проведение этих уроков на улице «дает свежий воздух», «возможность проявлять чувства и эмоции»;
- позволяют учитывать индивидуальные особенности кинестетиков и визуалов и «осуществлять обучение многосенсорно: вижу, слышу, осязаю, трогаю, двигаюсь, чувствую». Дети с удовольствием «включаются» в практическую деятельность.
Идет только положительная реакция на практические работы:
«Мне нравиться перекладывать, приклеивать, измерять».
«Мне нравиться работать на улице с другом, так интереснее».
«Легче работать с предметами, чем смотреть на картинки».
«Мне хотелось, чтобы было больше таких уроков».
«Мне нравиться все на уроках математики, потому, что пригодиться в жизни».
«Было чуть-чуть трудновато, но мне понравилось работать».
«В классе все выдуманное, а здесь все настоящее».
«Учебник автор написал, а здесь (на улице) наши задачи».
На уроках математики можно рассматривать практическую работу как: этап урока и тип урока.
1 тип урока.
Цель: введение нового способа (понятия) через практическую работу.
2 тип урока.
Цель: отработать способ, действие, применение понятия, конкретизация понятия.
Формы организации практической деятельности:
1. Урок - экскурсия - практикум
2. Урок - практикум
3. Практическая работа
4. Урок - игра - практикум
5. Игры с предметами
Практическая работа – это действие и активность.
На уроках-практикумах по математике дети:
- Сравнивали, уравнивали по длине, массе, объему, количеству, высоте, цене, площади.
- Измеряли длину, скорость, рост, вес.
- Вычисляли площадь, периметр реальных объектов.
- Работали с измерительными приборами, применяемыми в реальной жизни: с весами, часами, секундомерами, термометрами, линейками, сантиметровыми лентами, всевозможными емкостями.
- Решали текстовые задачи с помощью пластилина, камней, кубиков.
- Строили из кубиков.
- Разучивали таблицу умножения с помощью обручей.
- С данными, полученными в результате измерений, сравнений, уравниваний составляли свои текстовые задачи.
Максимальное вовлечение детей в практическую деятельность гарантирует сознательное усвоение материала
Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Многолетний опыт работы показывает, с каким трудом младшие школьники усваивают слова с непроверяемыми написаниями, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника «Русский язык» в орфографический словарь.
В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе. Одна из причин такого положения-неразработанность методики обучения с непроверяемым написанием, прежде всего неупорядоченность дидактического материала и отсутствие научно обоснованных рекомендаций. Задания в учебниках «Русский язык» в основном носят репродуктивный характер, не всегда располагают учащихся к активной деятельности: размышлению, сравнению, обобщению и не способствуют прочному запоминанию. Нередко представление очередного словарного слова, не затрагивает интереса и эмоций учащихся, что сказывается на эффективности всей словарно-орфографической работы. Одной из причин такого формального подхода является то, что, несмотря на имеющийся разнообразный опыт, описываемый в методической литературе, в учебниках по русскому языку отсутствует определенная система заданий и специальных упражнений, способствующая запоминанию написания слов с непроверяемыми написаниями. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.
Актуальной остается задача сделать интересным процесс изучения слов с непроверяемыми написаниями, добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Многолетняя практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Ошибки в самых ходовых словах с непроверяемыми написаниями встречаются даже в работах старшеклассников.
Работу над непроверяемыми написаниями можно и нужно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется познавательная деятельность учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний "в словарном порядке". Следовательно, чтобы "рационализировать" словарно-орфографическую работу в школе, необходимо применение на уроках русского языка таких практических приёмов запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, которые обеспечили повышение уровня практической грамотности учащихся.
Условия, способствующие организации деятельностного подхода обучения учащихся младших классов на уроках русского языка в процессе усвоения слов с непроверяемыми написаниями:
- активизация учебной деятельности, обеспечивающей мотивацию учащихся в изучении слов с непроверяемыми написаниями;
- создание атмосферы исследовательской активности и практической деятельности со словарным словом;
- обеспечение внимательного отношения к слову как объекту изучения;
- организация систематического мониторинга с целью выявления результативности проделанной работы.
Подобрана и апробирована на практике система методов и приёмов деятельностного обучения, по усвоению слов с непроверяемыми написаниями, способствующих повышению практической грамотности учащихся.
Главные задачи, способствующие достижению цели:
- организовать словарно-орфографическую работу на уроках русского языка на деятельностной основе;
- включить в словарно-орфографическую работу разнообразные приёмы и способы деятельностного обучения, обеспечивающие разносторонний подход к изучаемым словарным словам;
- формировать познавательный интерес к изучению слов с непроверяемыми написаниями, инициативу и любознательность;
- помочь учащимся самостоятельнно и осознанно применять имеющиеся знания на практике.
Организация учебно-воспитательного процесса
При выборе методов, форм и средств обучения ориентир идет на те, которые стимулируют развитие личности младшего школьника и активизируют все ее психические процессы: позволяют включить учащихся в посильную поисковую, познавательную деятельность , чтобы они стали способными к саморазвитию.
При помощи нижеуказанных упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
Для достижения положительного результата, работу по освоению «словарных» слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
1 этап. Предъявление слова.
1)Первичное восприятие слова.
Слово не дается в готовом виде, оно составляется из букв, расшифровывается с помощью символов, шифров, кодов. Это развивает логическое мышление, пространственное воображение, слуховую память, речь, наблюдательность детей, оживляет урок, повышает интерес к предмету.
а) Игра «Догадайся, какое это слово?» Б . Р . ЗА, К . П . СТ .
б)Игра «Из слов убежали гласные» по оставшимся согласным буквам узнай и напиши слово: крндш, пнл .(Приложение 2)
в)Игра «Собери слоги». де, ный, жур (дежурный); воч, де, ка (девочка); ки, ва, лен (валенки).(Приложение 2)
2) Работа над «слуховым» образом слова.
Учащиеся проговаривают слово хором, затем каждый проговаривает орфоэпически, определяют «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача.
2 этап. Запись слова «с пропуском» в книжечку словарик .
В систему по усвоению словарных слов входит индивидуальный словарик, который есть у каждого ученика. Индивидуальные словарики систематически проверяются и поощряются маленьким призом или просто добрым словом. При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа в словарике проводится в такой последовательности: чтение слов с доски, таблицы или с карточки, запись в словарик, обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, непроверяемой ударением, обозначение её красным цветом, проговаривание слова вслух по слогам.
3 этап . Этап запоминания написания слова.
1) Работа над зрительным образом слова.
К.Д. Ушинский писал: «Ребенок мыслит образами»
Ассоциативный метод, действительно, здесь очень целесообразен. У трудного слова появляется рисунок помощник, орфограмма увязывается с ярким образом, цветом, формой, звучанием, действием, благодаря этому срочно запоминается нужная буква. Суть этого метода состоит том, что ребенок для того, чтобы запомнить слова выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании.
Рисунок надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок - обязательно должен соответствовать смыслу слова. Процесс этот столь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение. А писать и одновременно рисовать - запоминать трудную букву будет интересно, весело и легко: ты становишься волшебником - ведь обычная буква «О» превращается то в циферблат часов, то в спасательный круг, то в планету. Какие только образы не придумывают ребята ! Так букву « о » в слове вокруг предлагают нарисовать : кто, в виде солнышка , кто в виде колеса .
Подводя итоги такого весёлого конкурса идей, учитель отмечает удачные ответы ребят и предлагает их вниманию заранее подготовленную карточку -картинку . Эта картинка хорошо запоминается и легко всплывает в памяти , когда это нужно . Со временем навык сокращается и нужное слово мы вспоминаем без промежуточной картинки. Понятно, что при таком овладении правописанием работает и образная , и эмоциональная память.
Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим и считают самым интересным и наиболее тренирующим и лучшим для запоминания не смысловой информации.
2)Подбор фонетических ассоциаций(по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.
Багаж – «Дама сдавала багаж»
Деревня – дедушка.
Берёза – белая
Петух – Петя.
Рабочий, работа – раб работает.
Ребята – дети.
Рисунок – нужны кисти.
Соловей – соловей поёт соло.
Суббота – в субботу мы одели два ботиночка и идём в гости.
Тарелка – тарелка – это тара.
Тетрадь – тетрадь по-гречески тетра.
Топор – « Топор, топор сиди как вор!»
Улица – на улице встречают знакомые лица.
Ученик – учение; честно учится.
Хорошо, хороший – у нас в школе хороший хор.
Язык – ябеда показывает язык.
3) Упражнение:. «Найди в слове другое слово».
- Горизонт – гори, зонт!
- Лисица – братец Лис
- Облако – лак
- Платок – плат и др.
- Вдруг – друг
4) Подбор «Подсказки-образа». Он должен быть ярким, смешным, нереальным, фантастическим, даже несуразным, например: салют - праздник. Лучше, если дети представят какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения. Например, мини-сказка: «Женщина варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие. Идёт пар. Семья любит кушать щи».
5) Исследование слова учащимися в группах.
а) Лексическое значение слова:
– Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов невежа и невеж-да, одеть и надеть, экскаватор и эскалатор.
- Самостоятельно определите, почему эти предметы так названы в русском языке:
звери: дикобраз, косуля, лягушка, медведь, овчарка, песец;
птицы: индюк, канарейка, куропатка, малиновка, петух, синица, снегирь;
растения: гвоздика, лебеда, лиственница, ноготки, одуванчик.
- Подумайте, есть ли разница в потреблении слов ванна и ванная, картофель и картошка, помидор и томат.
б) К истокам слова (этимологическая справка)
Следуя дидактическому принципу "от простого к сложному", знакомить учащихся со словами с прозрачной этимологией. Это слова, в которых носителям языка ясна связь формы и значения. К таким словам относятся земляника, снегирь, медведь и др.
Словарно-орфографическая работа со словами с затемнённой этимологией проводится следующим образом:
1. Учитель предлагает детям найти в орфографических словариках слово, например, корабль. Обращает внимание на вторую букву в нём. При этом шло запоминание зрительного образа слова.
2. Если была необходимость, объяснялось значение слова. В данном случае слово детям было знакомо, но его определение необходимо было уточнить. Учитель сообщил, что корабль - это крупное морское судно.
3. Затем слово орфографически проговаривалось, хором, вполголоса. Получалось как бы скандирование, при котором все гласные слышатся ясно, как в сильной позиции. Шло запоминание звукового образа слова.
4. Учитель записывал изучаемое слово на доске, ученики - в индивидуальные словарики, мысленно себе диктуя. Ставилось ударение, буква О подчёркивалась. Усваивался графический, "рукодвигательный" образ слова.
5. Беседа об этимологии слова. Очень важно, чтобы дети осознали причины именно такого написания слова. Поэтому, если это возможно, мы использовали сведения о происхождении изучаемого слова. Так, корабль ранее назывался корабь. Исконно - русское слово корабь было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто. Что у них общего? И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблём, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.
Учитель спрашивал у учащихся, как можно проверить букву О в слове корабль, зная, что слова корабль и кора в древние времена были родственными. Всеобщими усилиями были найдены слова-подсказки корка, корочка. Дети записывали в словарик проверочное слово. Получилась следующая запись: кОрабль (кОрка). На этом этапе учащиеся осознанно запоминали значение и написание слова.
Исследовательская практика ученика не может быть ограничена временем урока. Работа идет как в классе (по смотрению учителя), так и во внеурочное время, самостоятельно или совместно с родителями. Интерес к исследованию рождается под влиянием задачи, удивляющей своей необычностью: ученику предлагается анализировать слова, работая в одной из творческих групп. С большим интересом ребята читают словари, художественную, познавательную литературу, стихи поэтов , фольклорный материал и находят заданные слова с непроверяемым написанием. Поиск продолжается и дома, часто с родителями, которые тоже увлеклись интересной работой.
6)Подбор однокоренных слов.
Подберите однокоренные слова к словам "вокзал", "автомобиль", "трактор".
От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к.
7) Работа с пословицами , поговорками, считалками. Творческие задания.
Вспомните пословицы, в которых встречаются слова "воробей", "железо"
8) Отгадывание загадок, ребусов.
Для правильного закрепления написания "словарного" слова можно использовать шуточные вопросы, загадки, например:
1. В каких словах живет рак? (ЗавтРАК, РАКета.)
2. В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)
3. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О) )
4. Все слова хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж". (дЕЖурный, УЖин.)
5. Какие слова любит ворона? (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)
А лягушка? (КВАртира, МосКВА.)
6. В каких словах ель растет?( КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)
9) Подбор синонимов. Например: МОРОЗ – ХОЛОД.
10) Составление рифмовок. Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать "очень опасные" слова, учат писать правильно. При хоровой декламации рифмовок ученики сопровождают чтение непроизвольным ритмическим движением головы, рук, ног. Эти движения подтверждали одно из мудрых изречений о том, что движение ума ребенка начинается тогда, когда есть движение его тела, его руки. Ритм непроизвольно и значительно интенсифицирует процесс обучения. После чтения такого упражнения у детей не замечается усталости, а напротив, возникает удовлетворение, подъем и желание работать дальше.
Слова, объединенные в рифмованные упражнения на основе какого-либо признака (с безударными гласными о, е, и) легко запоминаются.
Рифмованные упражнения могут читаться хором или индивидуально, громко, тихо шепотом, цепочкой, построчно. Полезно проводить орфографические чтения шепотом, читая так, школьники вынуждены четко артикулировать. Например: «слова корова , молоко мы дружно пишем с буквой О».
«Ребята, дежурный , пенал и тетрадь не думая с е начинаем писать».
11) Составление ребусов, кроссвордов.
Чтобы совершенствовать мыслительный аппарат ребёнка, развить его находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать, нужно
обязательно с ним составлять ребусы. Это отличная гимнастика для развития интеллекта ученика. Кроссворды можно использовать для фронтальной, парной и индивидуальной работы. Вводить эту работу можно уже с первого класса.
- этап. Тренировочно-закрепительный.
Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторения. Например,
1.Прочитайте "по цепочке".
2. Прочитайте словарь хором.
3. Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.
4. Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.
5. Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).
6. Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.
7. Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.
8. Прочитай пятое слово, не заглядывая в словарь, назови его соседей.
На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них: списывание, диктанты (зрительные, выборочные, картинные, по памяти, творческие), иллюстрации, творческие работы - письмо текста по памяти, свободный диктант, изложения, сочинения, ответы на вопросы, таблицы.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами, основанная на применении разнообразных способов практической деятельности учащихся , вызывает у детей интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.
Результативность
Подобная работа очень эффективна и результативна: активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас и формирует навык грамотного письма. Системно – деятельностный подход с использованием разнообразных способов практической деятельности учащихся помогает обучающимся понять трудные слова, облегчают их запоминание, развивают внимание, орфографическую зоркость, тем самым способствуют прочному усвоению слов с непроверяемыми написаниями.
Опыт показывает, что планомерное применение этой методики работы даёт возможность повысить эффективность обучения словам с непроверяемыми написаниями на 20 – 25 % по сравнению с обучением таким словам с помощью традиционных приёмов.
Результаты говорят о значительной ценности использования разнообразных способов практической деятельности младших школьников как методического приёма словарно-орфографической работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по теме «Пути познания через практическую деятельность младших школьников»
Формирование интеллектуальных черт личности с помощью математики....
Формирование универсальных учебных действий через усвоение программного материала и внеурочной деятельности
Презентация к выступлению на РМО учителей начальных классов...
Совершенствование способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Использование разнообразных способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности ...
« Совершенствование и активизация методов и форм в построении учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения - основа усвоения программного материала» (муниципальный семинар учителей КРО)
Данная разработка содержит: план муниципального семинара, выступление учителя начальных классов «Методы обучения и воспитания детей с ЗПР. Особенности их применения в коррекционно-педагогическом ...
Совершенствование способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка как условие их интеллектуального развития
Согласно стандартам второго поколения важно развивать у детей умение учиться. Развитие интеллекта происходит на многих уроках. Я расскажу об уроках русского языка....
Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку.
Инновационный педагогический проект "Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку".В настоящее время на...
«Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование активных методов обучения в рамках ФГОС».
laquo;Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Толстой Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность ...