ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья

Шиликова Ирина Андреевна

В данной работе рассмотрены основные этапы и содержание педагогической деятельности учителя начальных классов с целью реализации требований ФГОС НОО. Определены основные квалификационные характеристики модели современного учителя начальных классов. С этой точки зрения проанализированы характерные особенности организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающие качественный результат обучения младших школьников. Особое внимание уделено основным критериям оценки учителем собственной педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Шиликова Ирина Андреевна, учитель начальных классов МБОУ «СШ №1 имени А.В.Войналовича»

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В данной работе рассмотрены основные этапы и содержание педагогической деятельности учителя начальных классов с целью реализации требований ФГОС НОО. Определены основные квалификационные характеристики модели современного учителя начальных классов. С этой точки зрения проанализированы характерные особенности организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающие качественный результат обучения младших школьников. Особое внимание уделено основным критериям оценки учителем собственной педагогической деятельности.

Ключевые слова: самоопределение, педагогические задачи, проектирование, решение педагогических задач, оценка деятельности.

Совсем недавно образовательные учреждения ХМАО-Югры начали работать по новым Стандартам, которые предусматривают владение принципиально новой педагогической технологией. Главной задачей учителя начальных классов сегодня является организация собственной деятельности младших школьников по овладению способами изучения учебного материала, по постановке и решению частных учебных задач при закреплении, систематизации и обобщении, по выполнению действий оценки и контроля на протяжении всего образовательного процесса. В соответствии с указанными образовательными целями теперь необходимо самому определять и формулировать цели и задачи собственной профессиональной деятельности.

Практика показывает, что учителю начальных классов, который много лет работал на основе традиционного подхода, трудно перейти от полного руководства учебным процессом на всех этапах учебной деятельности к предоставлению возможности ученику самостоятельно действовать. Еще острее стоит следующая задача: как осуществлять обучение на основе предполагаемого деятельностного метода. С целью более эффективного перехода к новой профессиональной позиции необходимо пройти определенные этапы собственного становления. А.Б. Воронцов определяет следующие этапы формирования личностной профессиональной позиции учителя:

«осознание собственных профессиональных ценностей и оснований педагогической деятельности;

преобразование профессиональных стереотипов, анализ собственной профессиональной недостаточности;

опробование себя в новом содержании педагогической деятельности;

выстраивание образа самого себя в своей профессиональной деятельности относительно образовательной системы» [3].

Осознание своего профессионального уровня, понимание ценности ранее приобретенных и сформированных методических знаний, умений, навыков играют важную роль в дальнейшем становлении и развитии мастерства. А собственные «находки» в работе с учащимися начальных классов, выстроенная годами собственная система методических приемов не должны быть забыты, а должны быть пересмотрены в соответствии с новыми задачами. Также нужно быть смелым и признать, что организация учебно-воспитательного процесса на основе системно-деятельностного подхода – это новые педагогические способности, которым следует учиться.

С целью реализации образовательных требований сегодня многими учеными создается модель современного учителя начальных классов, которая включает основные квалификационные характеристики.

1. Глубокое знание теоретического содержания всех предметов начальной школы не на уровне программ начальной школы, а значительно шире с целью обеспечения принципа минимакса, позволяющего способному или одаренному ребенку «выйти» за рамки программы и развиваться на соответствующем ему уровне [2].

2. Знание структуры учебной деятельности на основе деятельностного метода, психологических закономерностей и механизмов ее построения с целью развития личности ребенка.

3. Умение создавать и подбирать упражнения для проблемных предметных ситуаций, понимание важности мотивации в образовательной деятельности школьника.

4. Способность выстраивать изучение каждого учебного предмета в системе через решение учебных задач, «несущих понятийное содержание» [3].

5. Понимание и умение применять на практике методы, позволяющие ребенку находиться в позиции субъекта, что процесс обучения делает более целенаправленным и развивающим.

6. Знание теоретических основ и наличие способностей к организации коллективно-распределительной деятельности, которая способствует формированию и развитию универсальных учебных действий на высоком уровне.

7. Знания о построении групповой работы, работы в парах, индивидуальной формы организации учебной деятельности как самостоятельной деятельности школьника при решении новых учебных задач, учебных задач на всех этапах учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода;

8. Умение осуществлять формирование и развитие у учащихся действий контроля и оценки.

Данные педагогические характеристики во многом отличаются от требований традиционной школы. Для их приобретения учитель должен решить ряд педагогических задач, способствующих становлению педагога нового типа. Прежде всего, это самоопределение учителя: создание потребности и мотивов к деятельности на основе системно-деятельностного подхода для достижения целей и решения задач, определенных в ФГОС НОО. Данный мотивационный этап просто необходим, так как новая технология требует серьезного переосмысления прежнего собственного опыта и немалых физических затрат. С целью мотивации к очень глубокой работе над собой, следует познакомиться с результатами обучения детей на основе деятельностного метода, которые демонстрируют высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности младшего школьника, способного к саморазвитию, к творческой деятельности, умеющего отстоять свою точку зрения, что очень отличает его от детей, обучающихся традиционно.

Научиться сразу всему невозможно. Поэтому сразу необходимо определить стратегические педагогические задачи и составить план собственной образовательной деятельности. Прежде всего, учитель должен получить на качественном уровне психологические знания о функции, структуре, механизмах развития личности, об особенностях возрастного развития и его диагностики, об организации коллективно-распределительной деятельности, о разрешении конфликтов. Следующая группа задач связана с освоением содержания предметов начального курса обучения через систему научно-теоретических понятий, потому что учитель должен перейти от стратегии передачи знаний в готовом виде к формированию универсальных учебных действий, позволяющих младшему школьнику сначала осуществлять самостоятельно познавательную учебную деятельность, а затем и другие виды деятельности. Решение этих задач возможно через целенаправленную, строго определенную структуру учебной деятельности, которая включает учебно-познавательные мотивы, систему учебных задач, учебные операции, контроль и оценку. Учебно-познавательные мотивы (мотивы самосовершенствования) являются важным условием деятельности ученика. Деятельность учителя должна быть направлена не на скорость получения того или иного знания или накопления знаний, а на продумывание всей системы учебных задач, на подбор такого практического задания, при визуальном рассмотрении которого у ребенка должна появиться внутренняя мотивации к его решению: «Я хочу это сделать, потому что для меня это важно». Для формирования таких мотивов требуется достаточно длительное время. В первом классе будут преобладать внешние мотивы, стимулирование к обучению учителем, так как у детей нет достаточного практического опыта в решении учебных практических заданий. В течение года, иногда и больше, обязательным должен быть переход к внутреннему мотивированию, так как «преобладание внешних мотивов вызывает у человека безразличие к его собственной деятельности» [4].

Невозможно построить учебный процесс, не изучив основные компоненты применяемой технологии. Обязательным структурным элементом учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода является учебная задача, которая предполагает не просто работу над каким-то заданием, а предусматривает выполнение целой системы заданий, в результате выполнения которой открываются и осваиваются наиболее общие способы решения широкого круга вопросов в изучаемой области [3]. Например, при обучении письменным вычислительным навыкам школьники должны прийти к пониманию общего способа при работе: выполняй действия по разрядам, выполняй «прикидку» результата через переполнение или разбиение разрядов. Понимание сути учебной задачи и умение создавать ситуацию ее возникновения, особенно при решении новой учебной задачи, будут способствовать возникновению потребности в определенных знаниях и обучении в целом. Следует помнить, что для возникновения новой учебной задачи ребенку следует дать задание практического характера, при выполнении которого появится проблема, выраженная в дефиците знаний, проблема, которая перейдет во внутренний мотив к работе над получением нового способа действия, нового знания. Во время решения новой учебной задачи и происходит самоизменение ребенка.

Работа над учебной задачей предполагает выполнение учебных операций, которые входят в состав способа действия. Все учебные операции ученик, начиная с 1 класса, должен научиться выполнять сам. Эта задача непростая, помочь ее решить может целенаправленная работа с алгоритмами на всех этапах учебной деятельности. Алгоритм - это порядок выполнения действий на каждом этапе учебной деятельности, инструктивное предписание действий ученика как при получении самостоятельно новых знаний, так и при их совершенствовании, закреплении и контроле. Через работу с алгоритмами ученик должен отработать все выполняемые пункты под руководством учителя и его контролем. После полного представления операций, которые входят в состав способа, постепенно он сокращает пояснение операций при получении результата, а на последнем этапе дает только результат.

При отрицательном результате ученик должен уметь восстановить и описать свои действия с целью оценки их правильности. Поэтому учитель начальных классов должен изучить содержание и механизмы формирования и развития действий контроля и оценки. Основным является не контроль по результату (он не помогает правильно действовать при выполнении учебной задачи), а пооперационный контроль с опорой на алгоритм, т.е., «контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия» [3]. Контроль предусматривает действие оценки как заключительный шаг. Оценка помогает школьнику понять, на каком этапе развития он находится: усвоил новые учебные действия при выполнении практического задания или поднялся на ступеньку выше в пользовании способом или вообще в своем развитии. Оценка действий, выполняемых учеником, не всегда будет соответствовать отметке, выставленной в дневник. Это проблема, над которой постоянно следует работать, так как отметка не должна оставаться главным критерием в оценке действий ученика (положительную отметку можно получить и незаслуженно).

Учебная деятельность на основе деятельностного метода построена через решение учебных задач по определенным законам и проходит по определенным этапам. Каждому этапу решения учебной задачи соответствует и определенный тип урока. Применение традиционной типологии урока не позволит качественно решить поставленные Стандартом задачи. Необходимая типология уроков на основе деятельностного метода разработана в технологиях Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Л.Г. Петерсон. Название типов уроков несколько отличается, но их структура предполагает содержание в соответствии с системно-деятельностным подходом.

Так в системе развивающего обучение Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова тип урока точно соответствует действиям, которые должен выполнять ученик при получении и изучении нового знания. Первый этап в совместной работе учителя и учащихся при изучении новой темы – постановка учебной задачи и ее принятие учащимися (урок постановки учебной задачи). Данный урок состоит из обязательных компонентов: создание «ситуации успеха», создание ситуации «интеллектуального конфликта (разрыва»), озвучивание проблемы через словесную постановку учебной задачи, фиксация учебной задачи в графико-знаковой форме (моделирование), формулировка учебной задачи учащимися и педагогом (учитель озвучивает тему урока). Следующий этап учебной деятельности – это решение поставленной учебной задачи. Последующие типы уроков строго не структуированы, так как уроки должны быть построены с опорой на потребности детей, и потому структура одного и того же типа урока будет отличаться. На данном этапе учебной деятельности выделяют уроки: урок моделирования (этапы: преобразование условия задачи, собственно моделирование, преобразование модели) и урок конструирования нового способа (понятия). Следующий этап решает задачи практического овладения школьниками открытых знаний через типы уроков: урок конкретизации «открытого» способа (понятия) и урок решения частных задач. Последующие этапы учебной деятельности и соответствующие типы уроков – этап контроля и урок контроля, этап оценки и урок оценки, на основе которых и происходит формирование и развитие действия рефлексии. Есть в технологии и комбинированный урок – это урок, на котором проходит хотя бы два этапа, предусмотренных структурой учебной деятельности.

Каждый тип урока, построенный на основе системно-деятельностного подхода, характеризуется определенными критериями. Общими для каждого урока должны быть следующие признаки:

- наличие у учащихся внутренних мотивов при решении учебных задач;

- формирование на уроке универсальных учебных действий;

- постановка цели урока с тенденцией передачи ведущей роли от учителя к ученику;

- осуществление глубокое личностное взаимодействие «учитель - ученик, ученик - учитель»;

- работа в «зоне ближайшего развития» с опорой на рефлексию;

-стиль, тон отношений, задаваемых на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Важным элементом профессиональной деятельности учителя является рефлексия, которая предусматривает анализ собственных действий, их критику, контроль и оценку, коррекцию. Рефлексия должна быть направлена на результаты выполнения образовательной программы, на уровень владения современной технологией на основе системно-деятельностного подхода. Анализ должен быть направлен на умение создавать проблемные ситуации, на организацию процесса постановки учебных задач и формирования универсальных учебных действий на всех этапах учебной деятельности, на умение организовывать работу в группах и парах, на анализ способности к рефлексии собственной деятельности, на коррекцию своих действий.

Необходима оценка действий педагога и со стороны коллег, руководства. Чтобы научиться работать на качественном уровне, не нужно отказываться от «открытых» уроков, наоборот, нужно быть заинтересованным в их проведении. Опыт показывает, что только целенаправленная работа всего педагогического коллектива дает высокие результаты в достижении педагогического мастерства.

Осуществление образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода требует от учителя новые знания, умения, навыки и зависит от способности учителя проектировать собственную учебную и профессиональную деятельность. Только понимание содержания и методологии современной образовательной технологии, понимание собственных ценностных установок, целей и задач образования, умение выполнять анализ и рефлексию профессионального развития способствуют формированию учителя начальных классов нового типа.

Источники и литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего образования / В.В. Давыдов // М.:Педагогика, 1986. – 260 с.

2. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии / Л.Г. Петерсон и др. // М.: УМЦ «Школа 2000» 2000. – 18 с.

3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) / АА.Б. Воронцов // Научно-методическое пособие. – М: «Русская энциклопедия», 1998. – 360 с.

4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова// Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. - 148 с.

5. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении / А.В. Хуторской // Научно-методическое пособие. - М: «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. - 63 с.

6. Гавриш А.И. Учебная деятельность на основе системно-деятельностного подхода – универсальный метод обучения / А.И. Гавриш // Ялта: «Проблемы современного образования», № 49, 2015. – с. 49-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в началь­ной школе - это условия развития личности в культуросоо...

Презентация "Портрет современного учителя начальных классов"

Портрет современного учителя начальных классов...

Инновационные тенденции современного учителя начальных классов

Деятельность учителя начальных классов в услових реализации ФГОС...

Актуальность ИКТ в жизни современного учителя начальных классов

Актуальность ИКТ в жизни современного учителя начальных классов...

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...

Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ"  Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...

Анализ теорий мотивации и возможности их использования в деятельности современного учителя начальных классов

В статье представлен анализ основных теорий мотивации и возможности их использования в деятельности современного учителя начальных классов....