Подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся.
статья по теме
Система оценки достижений младших школьников представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._korovina_e.a._mou_sosh_no24.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся.
Коровина Е.А.,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №24»
Система оценки достижений младших школьников представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Мы солидарны с установкой Стандарта на то, что за четыре года обучающимся в начальной школе надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – другими словами стать «профессиональными учениками».
Сложившаяся система оценивания уже себя изжила. Традиционные входные контрольные в начале года, четвертные и итоговые работы содержат репродуктивные задания, оценивают лишь предметные результаты. И если ученик получает неудовлетворительную отметку, уже нет никакого шанса что-то изменить. Фиксация в журнале пятибалльных отметок не отражает всего разнообразия качественных оценок. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников и дискомфортны для детей, что отрицательно влияет на их учебную мотивацию. Поэтому нам пришлось пересмотреть систему оценивания.
На подготовительном этапе к созданию своей системы оценивания мы изучили предлагаемые в пособиях подходы к оценке и различные документы, касающиеся ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Вместо воспроизведения знаний мы теперь оцениваем разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач. Приоритетными становятся не репродуктивные задания, а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы.
Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?
В нашей школе из 20 классов 16 обучаются по Образовательной системе «Школа 2100». Авторы этой программы предложили конкретную технологию оценивания образовательных достижений. Она представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.
На заседании педагогического совета нашей школы принято Положение о внутренней системе оценки результатов освоения основной образовательной программы начального образования, основанное на технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д.Данилова. Но мы внесли свои изменения и дополнения. И задачами внутришкольной системы оценки являются:
- упорядочивание оценочных процедур;
- поддержка и стимулирование учебной деятельности младших школьников;
- обеспечение точной обратной связи между участниками образовательного процесса;
- включение младших школьников в самостоятельную контрольно – оценочную деятельность.
Среди принципов внутренней системы оценки приоритетными являются:
- критериальность оценки результатов;
- приоритет самооценки младшего школьника;
- объективность оценки;
- открытость процедуры и результатов оценки;
- комплексный подход к оценке результатов образования;
- оценка динамики образовательных достижений младших школьников;
Мы используем четыре вида оценивания: 1 - стартовую диагностику, 2 - текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, 3 - итоговое оценивание и 4 - накопительную оценку – Портфолио ученика начальной школы.
Стартовая диагностика – это оценочная процедура, с помощью которой определяется исходный (стартовый) уровень знаний, умений и навыков, а также уровень развития обучающихся при переходе с одной ступени образования на другую. Эту диагностику у нас проводит психолог при приёме ребёнка в школу. По её результатам составляется протокол первичного обследования на каждого первоклассника.
При текущем и итоговом оценивании рассматриваются предметные, метапредметные и личностные результаты. Результатами ученика являются действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Начиная с 1-го класса проводим диагностику метапредметных и личностных результатов и отслеживаем развитие учащихся в процессе обучения.
Оценку и отметку учитель и ученик определяют вместе. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
За письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет, что она завышена или занижена.
Для того чтобы ученик согласился или не согласился с выставленной ему отметкой, мы с 1-го класса готовим детей к этому: учим их оценивать свою работу, свои действия, свои поступки.
При безотметочном обучении (в 1 и 2 классе (1-е полугодие) оценка фиксируется с помощью «смайлов», цветных кружков. И в этом нам помогает дневник школьника, выпущенный издательством «Баласс», подготовленный так же авторами ОС «Школа 2100». Дневник дает возможность развивать у обучающихся организационные умения и умения самоконтроля и самооценки.
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». Сначала дети обозначали своё настроение, затем стали учиться сравнивать цель и результат. Далее мы устанавливали порядок оценки своей работы и учились признавать свои ошибки и неудачи.
Этот этап давался нам трудновато. По результатам входной диагностики в 1 классе с завышенной самооценкой в моем классе было 20 учащихся, с адекватной самооценкой - 10 учащихся. На данном этапе (а сейчас у меня 3 класс) с завышенной самооценкой осталось 2-е учащихся. Это дети, которые видят свою ошибку, но не отражают это в значке самооценки. Это связано с проблемами становления личности ребёнка в младшем школьном возрасте, поэтому с ними работает психолог.
В 1 классе обучение «Алгоритму самооценки» отнимало много времени на уроке. В 3 классе алгоритм освоен всеми учениками, его использование не занимает много времени и значительно повышает эффективность работы учеников. Они уже адекватно оценивают не только свои результаты, но и результаты своих сверстников. Оценивать дети могут как отдельно выполненные самостоятельно задания на уроке, так и работу на уроке в целом, а так же весь свой рабочий день.
Возвращаясь к вопросу выставления оценки, следует сказать, что право отказа от отметки и право пересдачи – новое правило. При этом нужно помнить, что каждая сторона (учитель и ученик) должна обосновать свою точку зрения. На это опять же уходит дополнительное время.
Как найти время для пересдачи контрольной работы? По технологии оценивания образовательной системы «Школа 2100» может выделяться определенный этап урока, либо целый урок, или после уроков. Но, например, математика Л.Г. Петерсон не позволяет выделить целый урок для пересдачи в силу большого программного объёма, поэтому педагогу приходится дополнительно выделять время для корректировки отметок учащихся.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением) по возможности ставим отдельную отметку. Ученик дважды на уроке решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) – ставим две отметки.
Накапливание отметок происходит в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
Таблицы образовательных результатов составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
Поскольку таблицы результатов не являются официальными документами, они по выбору учителя существуют либо в электронном, либо в бумажном виде. Мне удобнее это делать в электронном виде.
Таблица может выглядеть следующим образом.
Следующий важный вопрос – когда ставить отметки? В соответствии с положением текущие мы выставляем по желанию ученика, за тематические проверочные работы – обязательно.
Оцениваем мы по признакам трёх уровней успешности: необходимый, повышенный, максимальный уровень.
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной, в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д. Мы выбрали 5-балльную шкалу. Это так же отражено в Положении о внутренней системе оценки. Цифровые отметки имеют следующие характеристики:
На «5» - допускается 1 недочет.
На «4» - наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 5 недочетов.
На «3» - 4 – 6 ошибок или 10 недочетов.
Предметные четвертные отметки определяются нами по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Ещё один важный этап оценивания – ведение портфолио. «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
«Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую ФГОС. В нашей школе принято Положение о портфолио ученика начальной школы.
Оно представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят страницы – разделители с названиями разделов. В эти разделы вкладываются сами работы входных и выходных диагностик и их систематизированные результаты, материалы наблюдений педагогов за овладением обучающимся УУД, самооценка ученика, фото и видео материалы, творческие работы и т.д. В портфолио нового вида большое место отводится самооценке учащихся.
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Есть страницы, которые заполняет ученик самостоятельно, страницы, которые заполняются вместе с родителями. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию.
Портфолио ученика моего класса уже достаточно объёмно.
С чем же мы будем выпускать ученика начальной школы в среднюю школу в следующем году?
С комплексной накопленной оценкой– это вывод по всем материалам «Портфеля достижений», который должен содержать ответы на следующие вопросы:
1. Какой прогресс наблюдается в личностных результатах?
- появилось ли умение ставить цели личностного развития?
- возросла ли способность к саморефлексии?
2. Каковы метапредметные результаты? Выводы делаются на основании диагностик, наблюдений и других материалов «Портфеля достижений».
3. Каковы предметные результаты? Выводы делаются на основании решения задач по предметам – текущих и контрольных.
Определяться комплексная накопленная оценка будет педагогами - экспертами. Это учитель данного класса, несколько учителей других начальных классов; школьный психолог, представитель школьной администрации. Эксперты должны будут вынести коллективное решение, которое в последствии должно отразиться во внутришкольном приказе о переводе учащихся начальной школы в основную школу.
Конечно, система оценки результатов ещё не совершенна. Она развивается и корректируется по ходу её внедрения, так как возникают новые вопросы, проблемы, которые требуют поиска ответов и решений. При этом нужно помнить, что система оценивания должна быть ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Литература.
1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.-215с.-
(Стандарты второго поколения).
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Рос. Федерации .- М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...
Новые подходы к системе оценивания образовательных достижений обучающихся на начальной ступени обучения в рамках перехода на ФГОС НОО
Статья посвящена подходам в системе оценивания учащихся....
Новые подходы оценивания учебных достижений обучающихся
Инновационный подход к оценке требует радикального изменения традиционной философии оценки по следующей системе проекций. Школа "2100"...
Система оценивания образовательных достижений обучающихся начальной школы.
В соответствии с ФГОС, в котором содержатся четкие требования к системе оценки достижений планируемых результатов, система оценки должна:1. Фиксировать цели оценочной деятельности:а) ориент...
Открытый урок литературного чтения в 1 классе в рамках школьной методической недели по теме «Эффективные практики реализации технологии оценивания образовательных достижений, обучающихся при системно-деятельностном подходе»
Тема урока. «Что? Где? Когда? Почему?» Цель урока. На основе произведений Б.Заходера и Н.Сладкова обучать детей плавному выразительному чтению целыми словами, чтению по ролям....
ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценивания образовательных достижений обучающихся МОУ «СОШ Хойтобэе»
ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценивания образовательных достижений обучающихся МОУ «СОШ Хойтобэе»...
«Портфолио обучающихся, как ресурс оценивания образовательных достижений обучающихся с ОВЗ и результатов учебно-воспитательной работы педагогов»
Статья ориентирована на работу с обучающимися с ОВЗ...