Точка с запятой
занимательные факты

Куликова  Анна  Евгеньевна
Точка с запятой (;) — отделительный непарный знак препинания. Точка с запятой впервые введена итальянским  печатником Альдом Мануцием , использовавшим её для разделения противоположных слов и независимых частей сложносочинённых предложений. 
 В русских текстах запятая и точка с запятой появились в конце XV в.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tochka_s_zapyatoy_oshkina.pptx515.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Точка с запятой

Слайд 2

Точка с запятой (;) — отделительный непарный знак препинания . Точка с запятой впервые введена итальянским печатником Альдом Мануцием , использовавшим её для разделения противоположных слов и независимых частей сложносочинённых предложений. В русских текстах запятая и точка с запятой появились в конце XV в.

Слайд 3

По сути своей этот знак препинания очень близок обычной точке. Он тоже часто указывает на завершенность, но не целого предложения, а только его отдельной части. Точка с запятой, как правило, ставятся в сложносочиненных предложениях, части которых не только распространены, но и осложнены такими элементами, как вводные слова, причастные или деепричастные обороты.

Слайд 4

В греческом языке, а также (под влиянием греческого) в церковнославянском языке точка с запятой играет роль вопросительного знака; в Юникоде для этого существует отдельный знак «Рече же Исав: се, аз иду умрети , и вскую ми первенство сие;» — «Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?»

Слайд 5

Случаи, когда целесообразно ставить точку с запятой:

Слайд 6

1. Данный знак препинания используется в сложносочиненных предложениях , если для связи их частей не употреблялись союзы, тем более, если эти части внутри себя уже имеют много знаков препинания (обычно запятых)

Слайд 7

Например: — Цветы на подоконнике начали цвести, издавая нежный аромат, одурманивая и радуя глаз ; они выделялись яркими пятнами . — По дороге все чаще и чаще стали попадаться елочки, казалось, что они давят на другую растительность, поглощая ее ; травы становилось все меньше, а потом она и вовсе пропала.

Слайд 8

2. Знак препинания «;» ставится между независимыми друг от друга предикативными частями в том случае, если они объединены в одно сложное предложение, и связанны между собой:

Слайд 9

а). Союзами «но», «однако», «все же», «тем не менее» и подобными им, особенно если эти части сильно распространены и уже имеют внутри себя запятые, например : — Казалось, им незачем больше быть вместе, их встречи заканчивались ссорами и скандалами ; однако они продолжали встречаться, сами не зная для чего.

Слайд 10

Примечание. Данный знак препинания ставится перед союзом «а» только в том случае, если соединяемые им части предложения достаточно распространены, осложнены, и внутри них уже используются другие знаки препинания (обычно запятые): Мне показалось, что он дрожит от страха, и как будто даже всхлипывает, коротко втягивая воздух ; а, надо тут заметить, чтобы вы знали, мой брат совсем не из трусливых. В таких случаях, предикативные части, присоединяемые союзами «и», «да» по своей сути являются присоединительными .

Слайд 11

б). Союзами «и», «да» (= «и»), но только в том случае, если бы без этих союзов части сложного предложения были бы полноценными отдельными предложениями, например: — Он писал что-то в тетради, изредка вскидывая голову и задумываясь, в то же время прислушивался к звукам улицы ; и параллельно рассеянно.

Слайд 12

3. Точка с запятой ставится между однородными членами предложения, если они сильно распространены, осложнены и особенно, уже имеют внутри себя запятые.

Слайд 13

Например: — По сторонам дороги в Санкт-Петербург мелькали: одинокие, серые домики, освещенные изнутри тусклым светом ; собачьи будки, такие же хмурые и одинокие ; скрюченные деревья с вороньими гнездами на них . — Я была довольна всем: и новым, шикарным домом со множеством комнат ; и большой конюшней рядом ним, услаждавшей мой слух лошадиным ржанием ; и огромным садом в английском стиле, со множеством зеленых лабиринтов и тихих беседок .

Слайд 14

4 . Точка с запятой ставится между придаточными частями сложноподчиненного предложения , если все они относятся к одной главной части, не связаны сочинительными союзами. Особенно, если эти части в свою очередь внутри себя имеют тоже придаточные предложения.

Слайд 15

Например: — О чем же мечтала моя дочь? О том, что она станет принцессой ; что всегда будет солнечно и ярко ; что все вокруг будут любить ее и восхищаться ею.

Слайд 16

5. Точка с запятой ставится между группами частей предложения в сложносочиненном предложении , или между группами придаточных частей сложноподчиненного предложения, относящихся к одной главной части. Делается это с целью показать границы между соединенными по смыслу группами частей предложения и отдельными частями предложения.

Слайд 17

Например: — В саду было множество ворон, гнезда их покрывали макушки деревьев, они кружились около них и каркали ; иногда особенно к вечеру, они вспархивали, целыми сотнями, шумя и поднимая других ; иногда одна какая-нибудь перелетит наскоро с дерева на дерево и все затихнет… (Герцен)

Слайд 18

6. И, наконец, точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления , если эти рубрики не являются самостоятельными и относятся к одному предложению. Особенно, если они уже распространены или осложнены.

Слайд 19

Например: — Такой способ работы заставил его исполнять следующие правила: 1) вставать не позже шести часов утра ; 2) каждый день писать не менее шести строк ; 3) Не пытаться работать позже шести часов вечера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложных союзных и бессоюзных предложениях, запятая в простых предложениях с однородными членами. 4 класс

Конспект урока написан в форме сказочного приключения по поиску клада героями известного мультфильма.Игровая форма подачи материала понравятся ребёнку и превратят урок в увлекательную игру.На данном у...

урок на тему «Определение географических координат разных точек Земли, а также нахождение тех или иных точек по их координатам» окружающий мир – 4 класс

окружающий мир – 4  классурок на тему   «Определение  географических координат разных точек Земли, а также нахождение тех или иных точек по их координатам» Цели:1. В результате про...

Проект "Точка ,точка запятая..."

Проект выполненный учащимися 4 класса....

Методическая направленность задания: «Поставь точки на окружности. Соедини каждую из этих точек с центром окружности. Измерь полученные отрезки»

Методическая направленность задания: «Поставь точки на окружности. Соедини каждую из этих точек с центром окружности. Измерь полученные отрезки»...

Внеурочное занятие по математике «Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая».1 класс.

Внеурочное занятие по математике для  1 класса разработано в соответствии с требованиями ФГОС и соответствует возрастным особенностям обучающихся.   Материал представлени в виде конспек...

Урок по математике на тему: «Точка. Построение отрезка по точкам. Обозначение отрезка буквами.»

Урок поможет сформировать умение чертить отрезки заданной длины. Актуализация опорных знаний, умений и навыков....