Статья "Модель специального учебного пособия для детей с множественными нарушениями развития"
статья


Предварительный просмотр:

 Методическая  разработка «Модель  специального  учебного  пособия  

для детей с множественными нарушениями развития ».

Павлова Светлана Ивановна

Государственное Бюджетное Образовательное учреждение школа № 627 Невского района  (ГБОУ № 627)

Традиционными средствами обучения, находящимся на «вооружении» педагогов, являются учебники  и  тетради на печатной основе. Одной из проблем обучения детей с множественными нарушениями развития являются сложности, связанные с их использованием. Дети с трудом различают линии в тетрадях, объекты и их части при восприятии иллюстраций, не могут работать с текстом, что обусловливает трудности в учебной деятельности и делает практически невозможной работу со стандартными учебниками.  Другая проблема состоит в отсутствии учебно-методического комплекса для детей данной категории. Учителя, работающие в классах, где обучаются дети с множественными нарушениями развития, остро испытывают недостаток, а в некоторых случаях отсутствие средств обучения, которые могут стать альтернативой учебникам и тетрадям. Использование имеющихся на сегодняшний день в арсенале коррекционной школы учебных пособий для обучения детей с множественными нарушениями развития является проблематичным без их адаптации и модернизации.

Предлагаю рассмотреть возможность создания специальных учебных пособий для детей с множественными нарушениями развития.

При подготовке уроков дидактический, иллюстративный и демонстрационный материал подбирается учителем из различных источников, что создает определенные неудобства для педагога. Материал необходимо адаптировать, приблизив его уровень для восприятия учащихся с множественными нарушениями в развитии. Поэтому имеющаяся в конкретном воплощении систематизированная база материалов  значительно облегчит подготовку и проведение уроков. Учитель будет лишь отслеживать уровень сложности, объем материала в соответствии с возрастом, уровнем развития и особенностями восприятия учащихся своего класса.

 Структура модели специального учебного пособия.

Отсутствие учебно-методического комплекса для обучения детей с множественными нарушениями развития в специальном коррекционном образовательном учреждении побуждает к поиску путей решения данной проблемы.  Для обеспечения педагогическим инструментарием специальных предметов по программе 8 вида (2 вариант) необходимо создание и использование таких учебных пособий, аналогов которым на сегодняшний день нет. Практика работы показывает, что наиболее целесообразным   сочетанием средств обучения является комплекс, состоящий из электронного и печатного варианта учебного пособия.

Накопительная база состоит из наглядных материалов по основным разделам, которые можно использовать при конструировании печатных материалов, для создания раздаточного дидактического материала к уроку, при изготовлении презентаций: различные отдельные изображения изучаемых предметов, сюжетные картинки, пиктограммы и их каталог. Из данной базы материалов учитель может конструировать и создавать (путем коллажа изображений) мнемотаблицы, картинные планы, плакаты-памятки, алгоритмы действий и т.д.

Пакет адаптированных материалов - готовые «продукты», которые уже адаптированы учителем с учетом особенностей восприятия детей, их можно использовать в готовом виде при фронтальной работе (проектирование на экран): опорные плакаты, слайды, базовые презентации, адаптированные электронные образовательные ресурсы.

Печатный вариант создается из имеющихся в электронном варианте материалов путем выборочного использования и изготовления в напечатанном виде. Учитель отслеживает необходимость применения печатного варианта пособия исходя их целей и задач конкретного урока.  

Рабочий лист-конструктор служит для выполнения практической письменной и устной деятельности в процессе урока. Он может представлять собой лист формата  А-4 с перфорацией. На листе рекомендуется располагать не более 2 заданий. Распечатки подготавливаются учителем заблаговременно. Варианты выполнения заданий:

А - предполагающие устную деятельность: «найди, назови, расскажи»;

В - предполагающие письменную или практическую деятельность «зачеркни, отметь, нарисуй, раскрась, приклей».

Листы архивируются в папку с разъемными кольцами. Таким образом, облегчается использование данного средства обучения: листы нужного содержания могут использоваться автономно, имеется возможность неограниченного пополнения. Для удобства использования пособия целесообразно предусмотреть наличие листов-разграничителей (цветных)  крупных разделов и тем. Возможно, учащимся и их родителям будет легче ориентироваться в задании, если оно будет обозначено определенным условным символом. Условные обозначения обязательно группируются на первом листе с подробными пояснениями. Учитель может предусмотреть на листе-конструкторе формы отслеживания результатов и контроля деятельности. На полях в отведенных для этого фигурах можно вести соответствующие пометки и записи.

Приложение создается как вариант индивидуально-раздаточного комплекса и представляет собой:

- наборы дидактических карточек для осуществления дифференцированной и индивидуальной работы. Карточки изготавливаются на плотной основе с защитным покрытием (ламинация скотчем). Могут иметь разный масштаб, изображение должно соответствовать индивидуальным особенностям зрительного восприятия учащегося;

- разрезные карточки по теме, которые используются для осуществления практической деятельности в ходе урока.

Идея создания специального учебного пособия базируется на концентрическом способе построения программы.  Учитель может использовать данное пособие, конкретизируя, упрощая или усложняя материал.  Если учитель владеет средствами компьютерной графики, можно использовать приемы работы с рисунками, чтобы добиться нужного качества изображения.

Данная структура пособия позволяет применять разнообразное его использование: как в качестве самостоятельного (демонстрация и использование в готовом виде), так и комбинировать путем выборки то содержание, которое продиктовано целями и задачами отдельного урока (конструирование печатных листов с материалом урока и распечатка на принтере). Причем учитель будет иметь возможность адаптировать базовый материал с учетом особенностей восприятия учащихся своего класса (усилить признаки изображения, выделить необходимые детали, уменьшить их количество и т.д.) при необходимости.

Идея использования специального учебного пособия для детей с множественными нарушениями развития состоит в том, что оно рассматривается  прежде всего в системе деятельности учителя и учащихся. Конструирование и создание новых средств обучения неизбежно влечет за собой осознание учащимися нового средства и его объективных свойств, качественное изменение состава действий и операций, развитие умения применять свои знания в новых обстоятельствах.

Результатом создания специального учебного пособия будут  являться линейно построенные, систематизированные, логически завершенные материалы, содержащие основные, базовые компоненты обучения предмету. Кроме того, будет иметься возможность использовать принцип концентрического построения (добавление и усложнение материала на следующем витке изучения).

Учащиеся с множественными нарушениями развития нуждаются в систематическом закреплении усвоенных ранее практических приемов и технологических операций. Увидев результат своего труда, полученный на предыдущем занятии, ребенку легче будет вспоминать и воспроизводить деятельность на следующем этапе.

Комплексное использование специального учебного пособия  наряду с другими средствами обучения  позволит учащимся с множественными нарушениями развития развить свои потенциальные возможности.

Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что в образовании детей с множественными нарушениями необходимо использовать именно специальные средства обучения, в которых будет представлено  сочетание разнообразных материалов. Комбинации таких сочетаний будут способствовать наиболее полноценному восприятию учащихся, что, в свою очередь, поможет добиться максимального коррекционно-педагогического эффекта.

Литература.

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) / Под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2010
  2. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов /под ред. Л.М. Шипициной и Е.В. Михайловой. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012
  3. Жигорева М. В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития // Коррекционная педагогика. 2005. № 2 (8).
  4. Заречнова, Е.А. Календари: приёмы работы с различными видами календарей для детей с нарушениями развития, включая слепоглухоту / Е.А. Заречнова, Е.Н. Топоркова // Дефектология. – 2011. – № 6. – С. 40–47.
  5. Лёб система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми. -- М.:Издательство белапди – «Открытые двери», 1996.
  6. Максимова, М. В. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития / М. В. Максимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 8. – С. 45–51.
  7. Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. Ч. 1, ч.2,  ч.3/ Кэти Хайд и др. М.: Центр лечебной педагогики, 2011-2012.
  8. Практическое применение пиктограмм. Мн. 00 «Белорусская ассоциация помощи детям- инвалидам и молодым инвалидам» - 2004, -19 с. + комплект пиктограмм.
  9. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» Л.Б.  Баряева, Д.И.Бойков, В.И. Липакова и др. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
  10. Программно-методический комплект "Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития"/ [под ред. Л.А. Головчиц]. - М.: Граф-пресс, 2003. - 160 с.: ил.
  11. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1 – с. 66-75
  12. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  14. Филина Особенности индивидуальной коррекционной работы с детьми со сложными нарушениями// Дефектология .2001 № 1 С 52-55.
  15. Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация (методический сборник) Новосибирск, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых технологий в комплексном обучении детей, с множественными нарушениями, на специальных занятиях по РСВ и ФП

Концепция предполагает дифференцированное обучение  и индивидуальный подход, учитывая особенности, возможности, а также интересы и способности детей, и создания для них специальных условий для об...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Коррекционные занятия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (в

Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной д...

Формирование координационных способностей у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Сенсорные нарушения. Проприоцепция.

Доклад. Краткие тезисы. Презентация работы инструктора адаптивной физической культуры, с детьми начальной школы, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. Формирование координационных спо...