Методическая разработка "Обучение по адаптированной программе для учащихся с умеренной и тяжелой УО"
методическая разработка
Коррекционная педагогика
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №627
Невского района Санкт-Петербурга
МО «Невский парус»
Обучение
по адаптированной программе
для учащихся
с умеренной и тяжелой УО
Форма работы «Круг».
Вариативность содержания.
ЧТО ТАКОЕ «КРУГ»
Структура урока (занятия) с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости включает ритуал приветствия/прощания. Совершение данных ритуалов традиционно проводятся в кругу с использованием рифмованного речевого материала, музыкального сопровождения.
Форма организации образовательной деятельности « КРУГ» заимствована из лечебной педагогики, которая традиционно использует ритмические игры в кругу. Такие игры положительно влияют на состояние детей, имеющих разные нарушения развития.
КРУГ – «это ритмически организованное, недлительное по времени занятие/этап занятия, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребёнка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции».
Цель: формирование у детей мотивации общения и освоение различных форм взаимодействия с окружающими.
Задачи:
- стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность детей;
- активизировать и развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, память, внимание;
- формировать основы взаимодействия;
- воспитывать выдержку.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Для проведения занятия все участники садятся в круг на стулья или пол. Форма круга ограничивает пространство и помогает сконцентрироваться. Все педагоги, кроме ведущего, который объявляет начало и конец каждой игры и всего занятия, наравне с детьми выполняют все задания и участвуют в играх. Но при необходимости взрослый помогает ребёнку, испытывающему трудности. Важным является то, что КРУГ должен проходить в одно и то же время (в начале/окончании дня).
Начало и конец занятия должны чётко обозначаться. Приветствие и окончание занятия не изменяются, что позволяет детям легче в них включиться.
Круг включает в себя определённый, последовательный набор упражнений, заданий, которые выполняются непосредственно детьми и педагогами, помогающими детям сначала адаптироваться, включиться в процесс, а в последующем, поддерживающими и направляющими их.
Круг помогает социализации детей, даёт опыт взаимодействия с другими участниками, помогает почувствовать себя частью коллектива, выполняющего последовательные, чётко сформулированные задания. Происходит стимуляция игровой, коммуникативной, речевой активности ребёнка. Также развивается познавательная сфера, задействуются зрительный, слуховой аппараты, память; происходит регуляция поведения.
Эта форма работы способствует установлению доверительного контакта между участниками Круга, ожиданию своей очереди, развитию сенсорной сферы, внимательности.
Составляющие «Утреннего КРУГа»
Приветствие Здесь происходит включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции»: называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоения, вселения уверенности. Традиционно используется рифмованный речевой материал, песенки.
Приемы: взяться за руки, хором произносить имена и приветствия, познание себя и окружающих (ненавязчивое дотрагивание, поглаживание), фиксация взгляда на участниках Круга (улыбки, мимика), дружественные жесты и движения.
- Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме)
- В основе работы лежат игровые сюжеты, связанные одной темой.
- Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одной составной части. Здесь используются игры и упражнения, способствующие усвоению тематики Круга: времена года, части тела, режим дня и т.д. ( в зависимости от цели и задач занятия/этапа занятия). Подбор игр - с учетом особенностей учащихся.
- Завершение Круга. Сохранение позитивного настроя. Возможно использование приятного звукового сигнала, символизирующего окончание занятия. Может включать общую песенку, стихотворение или сообщать о дальнейшем распорядке дня.
Аналогично строится работа в форме «Завершающий Круг». Разучиваются ритуалы прощания, повторяется распорядок дня и деятельность, анализируются работы и достижения участников Круга за день.
Сенсорные и ритмические игры – основное наполнение «Круга». Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность детей.
На занятии «Круг», в первую очередь, мы используем сенсорную насыщенность и ритмические игры.
Большинство игр содержат одновременно и яркую сенсорную составляющую, и ритмическую организацию.
Другие игры можно считать в большей степени сенсорными, ритмическая же составляющая может нивелироваться (например, если детям дают возможность погрузиться в сенсорное ощущение, продлив его на достаточно долгое время). Можно, например, вместе рассматривать интересную игрушку. Более сложной для детей может быть задача передавать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т. д. На занятии можно играть с солнечным зайчиком, фонариком, накрываться всем вместе покрывалом или по очереди накрывать и искать каждого ребенка. Можно слушать игру на флейте, заводить и слушать музыкальную шкатулку, а потом прятать и искать ее, чтобы снова послушать. Педагог может приносить на занятие разнообразные природные материалы – листья, снег, сосульку. Это особенно важно для детей, помогает получить жизненный опыт.
Сенсорные игры в кругу помогают поднять эмоциональный тонус ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых и, следовательно, развивают его коммуникативные возможности. Отдельной задачей может стать ожидание своей очереди, способность передать привлекательную игрушку дальше по кругу.
Важную роль в организации поведения ребенка играет ритм. Вся наша жизнь организована ритмически: смена времен года, дня и ночи, события, составляющие наш обычный день, – все они сменяют друг друга в определенной последовательности и наступают примерно в одно и то же время. Похоже устроено занятие «Круг»: игры следуют одна за другой, ребенок постепенно усваивает их последовательность, начинает ждать самую любимую игру, знает, когда занятие закончится.
С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку. Внешний ритм, заданный педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движение ребенка подчинено внешнему ритму, ему легче и изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, читающий стихотворение, увеличить темп или сменить само движение. В условиях ритмически организованного действия мы не даем ребенку инструкций, а создаем такую среду, в которой он сам включится в игру и будет совершать определенные повторяющиеся движения.
Таким образом, ритм как одна из обязательных характеристик игр занятия «Круг»выполняет как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия.
Взрослые рассказывают стихи-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения. Используются стихотворения с эмоциональной кульминацией, когда надо сделать акцентированное движение или дождаться яркого сенсорного впечатления Хорошо активизирует детей смена ритма (наличие пауз, изменение темпа). Все это помогает ребенку присоединиться к общему действию – сначала эмоционально, а потом и собственным движением. Важно, что к ребенку нет прямого обращения со стороны взрослого, требования выполнить какое-то движение – он делает это сам, увлекаемый ритмом и эмоциями.
Когда дети начинают активно участвовать в простых ритмических играх, им предлагают игры на подражание. Подражание – необходимая ступень в развитии игровой деятельности ребенка. Это известные всем «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие несложные пальчиковые игры. Такие игры – важная часть общения и начало общей игры с близкими ребенку взрослыми, они подготавливают ребенка к более сложным играм, где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил. Кроме того, они совершенно необходимы для речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный педагогический проект "Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений для изучения по программе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
В процессе обучения детей с множественными нарушениями развития (в том числе интеллектуальные нарушения) учителя сталкиваются с проблемой восприятия данной категорией детей различных литературных прои...
"В гости к мылу". Классный час для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 2-го года обучения.
Отработка умения мыть руки (цепочка действий) - одна из первых тем по предмету "Гигиена" в классах для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и важная часть умений по гигиен...
Адаптированные рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 2 класс
Адаптированные основные общеобразоательные программы для детей с умеренной умственной отсталостью...
Адаптированные рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 1 класс
Адаптированные рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 1 класс...
Урок ручного труда в школе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Работа с пластилином 1 класс Тема урока: Кормление птиц зимой
Цель урока: Формирование знаний учащихся о жизни птиц в зимнее время года.Задачи урока:- образовательная: познакомить детей с зимующими у нас птицами, учить отщипывать пластилин маленькими кусочками;-...
Сценарий спортивного досуга «Праздник мяча» для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, находящихся на индивидуальном обучении на дому
Цель досуга – повышение двигательной активности и развитие моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью посредством игр и упражнений с мячом в соответствии с уровнем их ин...
Методическая разработка к адаптированной программе по плаванию для учащихся с ПОДА (средняя, тяжелая форма ДЦП) в условиях малого бассейна.
Краткое содержание рабочей программы для дальнейшего планирования процесса обучения с учётом индивидуальных особенностей (двигательных возможностей) учащихся....