Конспект внеурочного занятия "Мир загадок"
план-конспект занятия (2 класс)

Никитина Дарья Эдуардовна

Конспект внеурочного занятия по ФГОС НОО на тему "Мир загадок" для 2 класса. Технологическая карта с общей частью и организационной структурой занятия. Прописаны личностые и метапредметные планируемые результаты.В конце - приложения (прилагаемые материалы). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_gpd_mir_zagadok.docx186.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №235

с углублённым изучением отдельных учебных предметов

им. Д.Д. Шостаковича

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Конспект

занятия в группе продлённого дня

на тему: «Мир загадок»

(2 класс)

                                                                           Воспитатель ГПД:

 Никитина Дарья Эдуардовна

Санкт-Петербург

2021

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Класс

2

Тема

Мир загадок

Дидактическая цель

Создание условий для формирования умения сочинять загадки

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Л1. Иметь мотивацию к деятельности, интерес к занятию;

Л2. Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха.

Регулятивные УУД:

МР1. Целеполагание на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

МР2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Познавательные УУД:

МП1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

МП2. Поиск и выделение необходимой информации;

МП3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные УУД:

МК1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Решаемая проблема (задача)

Как правильно сочинять загадки?

Образовательные технологии

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Рефлексивная, здоровьесберегающая, проблемное обучение, диалоговая, обучение в сотрудничестве

Вид используемых на уроке средств ИКТ

компьютер, проектор

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

1.1.Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

1.2.«500 загадок для детей» Дремова В.В.

2.1.https://ped-kopilka.ru/

2.2.https://урок.рф/

2.3.http://www.nachalka.com/ 

2.4.http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator

1.https://viki.rdf.ru/

2.https://deti-online.com/zagadki/

3.Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ПР

  1. Организационный момент  

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

(Здороваются, садятся на места)

Л1

Ребята, проверьте, пожалуйста, что у вас на парте лежит простой карандаш, стирательная резинка и цветные карандаши, фломастеры или ручки.

(Подготавливаются к занятию)

  1. Вводная часть

Посмотрите на экран. Давайте разгадаем ребус. Какое слово тут зашифровано? Именно этому и будет посвящено наше сегодняшнее занятие! (см. Приложение 1)

Слово «Загадка»

Л1

МП2

МК1

Да! Так про что будет занятие?

Про загадки

Совершенно верно! А называться будет наше занятие «Мир…»

Мир загадок!

Молодцы, ребята! Теперь давайте попробуем поставить цель нашего занятия. Продолжите фразу: «Научиться…»

Цель: научиться сочинять загадки

МР1

МП1

Молодцы, ребята! А сейчас давайте узнаем, что мы будем сегодня делать! Для этого необходимо составить план, которому мы будем придерживаться. Посмотрите на экран. Нужно соединить стрелочками начало и конец фраз. (см. Приложение 2)

План:

1. Узнать … историю возникновения загадок

2.Отгадать … загадки

3.Сочинить … свои загадки

4.Оформить … книжку-малышку

Л1

МР2

МК1

Молодцы, ребята!

Быстро справились!

  1. Основная часть

1.Итак, какой у нас первый пункт плана?

Узнать историю возникновения загадок

МР2

Верно! Ребята, посмотрите на слайд. Кто это?

Это охотник

Л1

Верно. Много столетий назад охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной - не говорил, куда он идёт. Поэтому он стал употреблять “подставные” слова. С этими “подставными” словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: “Пошёл я за тух-тухой. Взял с собой тав-тавту и встретился с храп-тахтой. Кабы не тав-тавта, съел бы меня храп-тахта”

(Слушают)

Ребята, вы поняли, что это значит?

Нет!

А давайте попробуем узнать! Сейчас я вам раздам карточки с этой фразой. Внизу вы увидите расшифровку слов «тух-туха», тав-тавта», «храп-тахта». Ваша задача – в парах подумать и написать расшифровку всей этой фразы. (см. Приложение 3)

(Работают в парах. Пишут расшифровку фразы.)

МП2

МК1

Все выполнили? Давайте проверим!

(Проверка)

Пошёл я за лошадью. Взял с собой собаку и встретился с медведем. Кабы не собака, съел бы меня медведь.

Л2

МП3

МК1

Молодцы, ребята!

А в более поздние времена загадки использовались для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. Загадки часто использовались в древнерусских сказках и считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний. Послушайте, например, отрывок из сказки «Царевна-лягушка»

Долго ли, коротко ли шел Иван-царевич. И вот видит он темную пещеру. Зашел он в нее, а там сидит большущий паук. И говорит он Ивану-царевичу:

- Отгадай мои загадки – получишь Меч-кладенец, а нет – прощайся с жизнью.

-Ладно, - говорит, - загадывай, коль другого выбора у меня нет.

- Ну, слушай! Первая загадка: что мягче всего на свете?

Ребята, а как вы думаете?

Подумал, подумал Иван-царевич, да и говорит:

- Рука.

- Как сумел отгадать ты такую трудную загадку?

- Да она ж простая! Нынешней ночью мне в лесу пришлось ночевать, на земле спать, вот я руку под голову положил, так она мне мягче подушки показалась!

Ребята, вы поняли, как Иван-царевич положил руку под голову? Покажите!

Говорит тогда Паук:

-Вот вторая загадка: что милее всего на свете?

Ребята, что милее всего на свете для вас?

Не раздумывая, ответил Иван-царевич:

- Родина всего милее! Эх, видно, не мастак ты загадки загадывать! Разозлился Паук и говорит:

- Ну что ж, слушай третью загадку: что на свете вкуснее всего?

А вы как думаете, ребята?

- Хлеб. Так, отгадав все загадки Паука, получил Иван-царевич Меч-кладенец и пошел дальше своею дорогою.

(Слушают)

(Слушают отрывок из сказки)

(Размышляют)

(Показывают)

(Отвечают)

(Отвечают)

Л1

МП3

Понравился вам этот отрывок?

Да!

Какая самая необычная загадка была для вас?

(Отвечают)

МП3

И в наше время загадки не утратили своей популярности. Их любят все: и взрослые и дети. Ребята, как вы думаете, почему слово «загадка» так называется? От какого слова она образована?

От слова «гадать»

Совершенно верно! Слово «загадка» образовано от слова «гадать», которое означало «думать»«размышлять».

(Слушают)

Отлично! Мы с вами выполнили первый пункт плана?

Да!

МР2

Отлично!

2.А теперь давайте немного разомнемся! Вставайте и повторяйте за Дедом Морозом!

Видео физминутки - https://youtu.be/LAS35_Q7CNA )

(Физминутка)

Какие вы молодцы! Садитесь на свои места.

(Садятся на свои места)

3.Ребята, а какой у нас второй пункт плана?

Отгадать загадки

МР2

Да! А кто из вас любит отгадывать загадки?

Давайте попробуем!

Под кустами, под ёлками

Катится клубок с иголками. (Ёж)

Летит огневая стрела,

Никто её не поймает:

Ни царь, ни царица,

Ни красна девица. (Молния)

Королева, конь, ладья...

Их в два ряда строю я.

Тут на поле бой пойдет...

Кто игру ту назовет? (Шахматы)

Ты в летний полдень, в тишь и зной

Их не увидишь над собой.

А иногда, белы как вата,

Они плывут, спешат куда-то. (Облака)

Не огонь, а жжется. (Крапива)

Видел я такой цветок —

Золотистый ободок.

Долго он в траве сидел,

Стал седым и улетел. (Одуванчик)

В альбоме буду рисовать,

А для письма нужна ... (Тетрадь)

Хоть тяжелый он на вид,

В небо без труда взлетит,

И отправится в полет

Быстрокрылый ... (Самолет)

(Отвечают)

(Отгадывают загадки)

Л1

МП3

МК1

Отлично! Мы выполнили второй пункт плана?

 Да!

МР2

4.А какой третий пункт?

Сочинить свои загадки

Да! Давайте придумаем наши собственные загадки! Но для начала отгадайте эту загадку:

Ушки длинные, как морковка,

Хвост короткий.

Бывает белый, бывает серый.

 

Заяц

Л1

МП2

МК1

Верно! Теперь давайте на основе этой загадки подумаем, как правильно составлять любые загадки. Скажите, в этом тексте (он есть на слайде) называется слово «заяц»?

Нет

А какие важные признаки здесь указаны?

Длинные уши, как морковка

Короткий хвост

Цвет белый или серый

МП2

МП3

Да, то есть в загадке нельзя называть сам предмет, а нужно его лишь описывать.

А теперь давайте вместе сочиним загадки. Для этого мы можем воспользоваться таблицей (на доске). Первая колонка называется «На что похоже», а вторая колонка «Чем отличается». 

Давайте загадаем слово «Мячик». На что он похож? (заполняю на доске таблицу)

На солнце, на глобус, на клубок, на арбуз…

Л1

МП2

МП3

МК1

А чем мячик отличается от солнца/ глобуса/ клубка/ арбуза …?

Не светит/ не на подставке/ без ниток/ несъедобный

Хорошо.  Вот мы заполнили таблицу. Теперь мы можем составить целую загадку: «Как солнце, но не светит. Как глобус, но не крутится. Как клубок, но без ниток. Как арбуз, но несъедобный. Что это?» (Мячик)

А теперь вы будете работать в группах. Первая парта, повернитесь ко второй. Третья парта, повернитесь к четвертой …

Я раздам вам карточки с таблицей. Ваша задача – придумать предмет, о котором будет загадка, заполнить эту таблицу и потом записать саму загадку. Всего у вас должно быть 2 загадки!

(Работают в группах.

Сочинение загадок.)

МП2

МП3

МК1

Все готовы? Кто хочет поделиться своими загадками? Мы попробуем их отгадать!

(Обучающиеся читают свои загадки)

Л1

МП3

МК1

Какие интересные получились загадки! Вы все большие молодцы! Мы выполнили третий пункт плана?

Да!

МР2

5.А какой у нас четвёртый пункт плана?

Оформить книжку-малышку

Верно! Сейчас я вам раздам книжки-малышки. Вам нужно всем вместе в группе оформить свою книжку.

Сначала на обложке напишите название книжки-малышки и имена её авторов.

(Работа в группах. Оформляют обложку)

Обложка:

Книжка-малышка «…»

Авторы: …

Л1

МП3

МК1

Откройте вторую страничку, здесь напишите текст первой загадки, а на обороте этой страницы напишите ответ и нарисуйте иллюстрацию.

(Оформляют вторую страничку)

Теперь напишите вторую загадку на следующей страничке вашей книжки-малышки. И на обороте этой страницы напишите и нарисуйте ответ загадки.

(Оформляют третью страничку)

И на оставшейся странице вы можете что-нибудь нарисовать.

(Оформляют последнюю страничку)

А теперь давайте представим книжки-малышки! Первая группа, вам слово! …

(Обучающиеся в группах представляют свои книжки-малышки остальным)

МП3

МК1

Молодцы, ребята! Какие интересные и такие разные книжки-малышки у вас получились!

Мы выполнили последний пункт плана?

Да!

МР2

  1. Заключительная часть

Ребята, мы сегодня узнали историю возникновения загадок? Поразгадывали загадки? Сочинили свои собственные загадки? Оформили их в книжку-малышку? Значит, мы все пункты плана выполнили?

Да!

МР2

А кто помнит, какая была цель нашего занятия?

Научиться сочинять загадки

МР1

Верно! Вы научились этому сегодня?

Да!

А кто может сказать, как же правильно сочинять загадки? 

В загадке нельзя называть сам предмет, а нужно его лишь описывать. Для удобства можно составить таблицу: «На что похоже?/Чем отличается?». И вписывать в неё качества, которые подходят к загаданному предмету. Потом всё соединить в одну загадку. В конце спросить – «Что это?».

Всё верно! Цель достигнута?

Да!

Какие вы молодцы, ребята! Скажите, а что у вас сегодня на занятии получилось лучше всего? Хуже? Захотите дома сделать еще таких книжек? Трудно ли вам было придумывать собственные загадки?

(Рефлексия. Отвечают)

Л2

МП3

На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

До свидания!

Приложение 1.

MEI2ZYoT_PM.jpg

Приложение 2.

План:

1.Узнать

2.Отгадать

3.Сочинить

4.Оформить

Приложение 3.

Пошёл я за тух-тухой.

Взял с собой тав-тавту и встретился с храп-тахтой.

Кабы не тав-тавта, съел бы меня храп-тахта.

realistic-puppy-drawing-16.jpgi_010.jpgkisspng-horse-drawing-rearing-fan-art-spirit-5ac25450a7c207.6491595715226850086872.jpg Расшифровка: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Приложение 4.

__________________

На что похоже?

Чем отличается?

Загадка: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________

На что похоже?

Чем отличается?

Загадка:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Конспект мероприятия "Праздник загадок" для учащихся 2 класса

Мероприятие способствует активизации познавательной деятельности , развитию смекалки, сообразительности, развитию речи обучающихся младших классов...

Конспект внеурочного занятия для начальной школы. Тема: В мире загадок.

Конспект внеурочного занятия для начальной школы. Тема: В мире загадок....

Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика

Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика...