Конспект внеурочного занятия "Мир загадок"
план-конспект занятия (2 класс)
Конспект внеурочного занятия по ФГОС НОО на тему "Мир загадок" для 2 класса. Технологическая карта с общей частью и организационной структурой занятия. Прописаны личностые и метапредметные планируемые результаты.В конце - приложения (прилагаемые материалы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_gpd_mir_zagadok.docx | 186.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №235
с углублённым изучением отдельных учебных предметов
им. Д.Д. Шостаковича
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Конспект
занятия в группе продлённого дня
на тему: «Мир загадок»
(2 класс)
Воспитатель ГПД:
Никитина Дарья Эдуардовна
Санкт-Петербург
2021
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Класс | 2 | ||
Тема | Мир загадок | ||
Дидактическая цель | Создание условий для формирования умения сочинять загадки | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Личностные умения | Метапредметные умения | ||
Л1. Иметь мотивацию к деятельности, интерес к занятию; Л2. Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха. | Регулятивные УУД: МР1. Целеполагание на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; МР2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные УУД: МП1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; МП2. Поиск и выделение необходимой информации; МП3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные УУД: МК1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||
Решаемая проблема (задача) | Как правильно сочинять загадки? | ||
Образовательные технологии (в т.ч. рефлексивные технологии) | Рефлексивная, здоровьесберегающая, проблемное обучение, диалоговая, обучение в сотрудничестве | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | компьютер, проектор | ||
Образовательные ресурсы: Для учителя
Для ученика | 1.1.Русская народная сказка «Царевна-лягушка» 1.2.«500 загадок для детей» Дремова В.В. 2.2.https://урок.рф/ 2.4.http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator 2.https://deti-online.com/zagadki/ 3.Русская народная сказка «Царевна-лягушка» | ||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ПР | |
| |||
Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. | (Здороваются, садятся на места) | Л1 | |
Ребята, проверьте, пожалуйста, что у вас на парте лежит простой карандаш, стирательная резинка и цветные карандаши, фломастеры или ручки. | (Подготавливаются к занятию) | ||
| |||
Посмотрите на экран. Давайте разгадаем ребус. Какое слово тут зашифровано? Именно этому и будет посвящено наше сегодняшнее занятие! (см. Приложение 1) | Слово «Загадка» | Л1 МП2 МК1 | |
Да! Так про что будет занятие? | Про загадки | ||
Совершенно верно! А называться будет наше занятие «Мир…» | Мир загадок! | ||
Молодцы, ребята! Теперь давайте попробуем поставить цель нашего занятия. Продолжите фразу: «Научиться…» | Цель: научиться сочинять загадки | МР1 МП1 | |
Молодцы, ребята! А сейчас давайте узнаем, что мы будем сегодня делать! Для этого необходимо составить план, которому мы будем придерживаться. Посмотрите на экран. Нужно соединить стрелочками начало и конец фраз. (см. Приложение 2) | План: 1. Узнать … историю возникновения загадок 2.Отгадать … загадки 3.Сочинить … свои загадки 4.Оформить … книжку-малышку | Л1 МР2 МК1 | |
Молодцы, ребята! Быстро справились! | |||
| |||
1.Итак, какой у нас первый пункт плана? | Узнать историю возникновения загадок | МР2 | |
Верно! Ребята, посмотрите на слайд. Кто это? | Это охотник | Л1 | |
Верно. Много столетий назад охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной - не говорил, куда он идёт. Поэтому он стал употреблять “подставные” слова. С этими “подставными” словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: “Пошёл я за тух-тухой. Взял с собой тав-тавту и встретился с храп-тахтой. Кабы не тав-тавта, съел бы меня храп-тахта” | (Слушают) | ||
Ребята, вы поняли, что это значит? | Нет! | ||
А давайте попробуем узнать! Сейчас я вам раздам карточки с этой фразой. Внизу вы увидите расшифровку слов «тух-туха», тав-тавта», «храп-тахта». Ваша задача – в парах подумать и написать расшифровку всей этой фразы. (см. Приложение 3) | (Работают в парах. Пишут расшифровку фразы.) | МП2 МК1 | |
Все выполнили? Давайте проверим! | (Проверка) Пошёл я за лошадью. Взял с собой собаку и встретился с медведем. Кабы не собака, съел бы меня медведь. | Л2 МП3 МК1 | |
Молодцы, ребята! А в более поздние времена загадки использовались для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. Загадки часто использовались в древнерусских сказках и считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний. Послушайте, например, отрывок из сказки «Царевна-лягушка» Долго ли, коротко ли шел Иван-царевич. И вот видит он темную пещеру. Зашел он в нее, а там сидит большущий паук. И говорит он Ивану-царевичу: - Отгадай мои загадки – получишь Меч-кладенец, а нет – прощайся с жизнью. -Ладно, - говорит, - загадывай, коль другого выбора у меня нет. - Ну, слушай! Первая загадка: что мягче всего на свете? Ребята, а как вы думаете? Подумал, подумал Иван-царевич, да и говорит: - Рука. - Как сумел отгадать ты такую трудную загадку? - Да она ж простая! Нынешней ночью мне в лесу пришлось ночевать, на земле спать, вот я руку под голову положил, так она мне мягче подушки показалась! Ребята, вы поняли, как Иван-царевич положил руку под голову? Покажите! Говорит тогда Паук: -Вот вторая загадка: что милее всего на свете? Ребята, что милее всего на свете для вас? Не раздумывая, ответил Иван-царевич: - Родина всего милее! Эх, видно, не мастак ты загадки загадывать! Разозлился Паук и говорит: - Ну что ж, слушай третью загадку: что на свете вкуснее всего? А вы как думаете, ребята? - Хлеб. Так, отгадав все загадки Паука, получил Иван-царевич Меч-кладенец и пошел дальше своею дорогою. | (Слушают) (Слушают отрывок из сказки) (Размышляют) (Показывают) (Отвечают) (Отвечают) | Л1 МП3 | |
Понравился вам этот отрывок? | Да! | ||
Какая самая необычная загадка была для вас? | (Отвечают) | МП3 | |
И в наше время загадки не утратили своей популярности. Их любят все: и взрослые и дети. Ребята, как вы думаете, почему слово «загадка» так называется? От какого слова она образована? | От слова «гадать» | ||
Совершенно верно! Слово «загадка» образовано от слова «гадать», которое означало «думать», «размышлять». | (Слушают) | ||
Отлично! Мы с вами выполнили первый пункт плана? | Да! | МР2 | |
Отлично! | |||
2.А теперь давайте немного разомнемся! Вставайте и повторяйте за Дедом Морозом! Видео физминутки - https://youtu.be/LAS35_Q7CNA ) | (Физминутка) | ||
Какие вы молодцы! Садитесь на свои места. | (Садятся на свои места) | ||
3.Ребята, а какой у нас второй пункт плана? | Отгадать загадки | МР2 | |
Да! А кто из вас любит отгадывать загадки? Давайте попробуем! Под кустами, под ёлками Катится клубок с иголками. (Ёж) Летит огневая стрела, Никто её не поймает: Ни царь, ни царица, Ни красна девица. (Молния) Королева, конь, ладья... Их в два ряда строю я. Тут на поле бой пойдет... Кто игру ту назовет? (Шахматы) Ты в летний полдень, в тишь и зной Их не увидишь над собой. А иногда, белы как вата, Они плывут, спешат куда-то. (Облака) Не огонь, а жжется. (Крапива) Видел я такой цветок — Золотистый ободок. Долго он в траве сидел, Стал седым и улетел. (Одуванчик) В альбоме буду рисовать, А для письма нужна ... (Тетрадь) Хоть тяжелый он на вид, В небо без труда взлетит, И отправится в полет Быстрокрылый ... (Самолет) | (Отвечают) (Отгадывают загадки) | Л1 МП3 МК1 | |
Отлично! Мы выполнили второй пункт плана? | Да! | МР2 | |
4.А какой третий пункт? | Сочинить свои загадки | ||
Да! Давайте придумаем наши собственные загадки! Но для начала отгадайте эту загадку: Ушки длинные, как морковка, Хвост короткий. Бывает белый, бывает серый. |
Заяц | Л1 МП2 МК1 | |
Верно! Теперь давайте на основе этой загадки подумаем, как правильно составлять любые загадки. Скажите, в этом тексте (он есть на слайде) называется слово «заяц»? | Нет | ||
А какие важные признаки здесь указаны? | Длинные уши, как морковка Короткий хвост Цвет белый или серый | МП2 МП3 | |
Да, то есть в загадке нельзя называть сам предмет, а нужно его лишь описывать. | |||
А теперь давайте вместе сочиним загадки. Для этого мы можем воспользоваться таблицей (на доске). Первая колонка называется «На что похоже», а вторая колонка «Чем отличается». Давайте загадаем слово «Мячик». На что он похож? (заполняю на доске таблицу) | На солнце, на глобус, на клубок, на арбуз… | Л1 МП2 МП3 МК1 | |
А чем мячик отличается от солнца/ глобуса/ клубка/ арбуза …? | Не светит/ не на подставке/ без ниток/ несъедобный | ||
Хорошо. Вот мы заполнили таблицу. Теперь мы можем составить целую загадку: «Как солнце, но не светит. Как глобус, но не крутится. Как клубок, но без ниток. Как арбуз, но несъедобный. Что это?» (Мячик) | |||
А теперь вы будете работать в группах. Первая парта, повернитесь ко второй. Третья парта, повернитесь к четвертой … Я раздам вам карточки с таблицей. Ваша задача – придумать предмет, о котором будет загадка, заполнить эту таблицу и потом записать саму загадку. Всего у вас должно быть 2 загадки! | (Работают в группах. Сочинение загадок.) | МП2 МП3 МК1 | |
Все готовы? Кто хочет поделиться своими загадками? Мы попробуем их отгадать! | (Обучающиеся читают свои загадки) | Л1 МП3 МК1 | |
Какие интересные получились загадки! Вы все большие молодцы! Мы выполнили третий пункт плана? | Да! | МР2 | |
5.А какой у нас четвёртый пункт плана? | Оформить книжку-малышку | ||
Верно! Сейчас я вам раздам книжки-малышки. Вам нужно всем вместе в группе оформить свою книжку. Сначала на обложке напишите название книжки-малышки и имена её авторов. | (Работа в группах. Оформляют обложку) Обложка: Книжка-малышка «…» Авторы: … | Л1 МП3 МК1 | |
Откройте вторую страничку, здесь напишите текст первой загадки, а на обороте этой страницы напишите ответ и нарисуйте иллюстрацию. | (Оформляют вторую страничку) | ||
Теперь напишите вторую загадку на следующей страничке вашей книжки-малышки. И на обороте этой страницы напишите и нарисуйте ответ загадки. | (Оформляют третью страничку) | ||
И на оставшейся странице вы можете что-нибудь нарисовать. | (Оформляют последнюю страничку) | ||
А теперь давайте представим книжки-малышки! Первая группа, вам слово! … | (Обучающиеся в группах представляют свои книжки-малышки остальным) | МП3 МК1 | |
Молодцы, ребята! Какие интересные и такие разные книжки-малышки у вас получились! | |||
Мы выполнили последний пункт плана? | Да! | МР2 | |
| |||
Ребята, мы сегодня узнали историю возникновения загадок? Поразгадывали загадки? Сочинили свои собственные загадки? Оформили их в книжку-малышку? Значит, мы все пункты плана выполнили? | Да! | МР2 | |
А кто помнит, какая была цель нашего занятия? | Научиться сочинять загадки | МР1 | |
Верно! Вы научились этому сегодня? | Да! | ||
А кто может сказать, как же правильно сочинять загадки? | В загадке нельзя называть сам предмет, а нужно его лишь описывать. Для удобства можно составить таблицу: «На что похоже?/Чем отличается?». И вписывать в неё качества, которые подходят к загаданному предмету. Потом всё соединить в одну загадку. В конце спросить – «Что это?». | ||
Всё верно! Цель достигнута? | Да! | ||
Какие вы молодцы, ребята! Скажите, а что у вас сегодня на занятии получилось лучше всего? Хуже? Захотите дома сделать еще таких книжек? Трудно ли вам было придумывать собственные загадки? | (Рефлексия. Отвечают) | Л2 МП3 | |
На этом наше занятие заканчивается. До свидания! | До свидания! |
Приложение 1.
Приложение 2.
План:
1.Узнать
2.Отгадать
3.Сочинить
4.Оформить
Приложение 3.
Пошёл я за тух-тухой.
Взял с собой тав-тавту и встретился с храп-тахтой.
Кабы не тав-тавта, съел бы меня храп-тахта.
Расшифровка: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Приложение 4.
__________________
На что похоже? | Чем отличается? |
Загадка: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________
На что похоже? | Чем отличается? |
Загадка:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».
На данном занятии рассмотриваем состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем лучший стиральный порошок из наиболее популярны...
Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...
Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...
Конспект мероприятия "Праздник загадок" для учащихся 2 класса
Мероприятие способствует активизации познавательной деятельности , развитию смекалки, сообразительности, развитию речи обучающихся младших классов...
Конспект внеурочного занятия для начальной школы. Тема: В мире загадок.
Конспект внеурочного занятия для начальной школы. Тема: В мире загадок....
Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика
Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика...