Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика
методическая разработка по математике (4 класс)

Иванова Виталия Михайловна

Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_41-shk_zanimatelnaya_matematika.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за занятие (мероприятие): _____________

Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика

4 класса

Консультация методиста________________

Консультация учителя__________________

Тема: «Математика – царица наук»

Дата проведения: 11.04.2023

Место проведения: МБОУ СОШ «Школа Будущего» корпус № 2 п. Луговое

Форма внеурочного занятия: викторина

Цель: Организация деятельности обучающихся для формирования интереса к изучению математики посредством игрового и занимательного материала

Задачи:

Образовательные: способствовать умению применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации; актуализировать умения решать ребусы, кроссворды

Развивающие: содействовать развитию математических способностей; развивать математическую речь детей, логическое мышление, смекалку

Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества обучающихся, умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: умеют применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации; актуализируют умения решать ребусы, кроссворды

Метапредметные:

Познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; создают алгоритм деятельности.

Регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют свою деятельность, контролируют и корректируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить; способны к саморегуляции;

Коммуникативные: формируют умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Оборудование: карточки с заданиями для команд, ребусы.

Ход внеурочного занятия:

Подготовительный этап:

У: Здравствуйте, дорогие ребята! В рамках недели математики, которая проходит в нашей школе, сегодня среди 4 – классов «Математический турнир». В словаре русского языка турнир – это состязание, соревнование в чем-либо. Наши команды будут соревноваться своей сообразительностью, быстротой ума, внимательностью, знанием математики.

Наш конкурс оценивает компетентное справедливое жюри.

Основной этап:

1 конкурс – «Приветствие»

У: Каждая команда должна представить себя: название, девиз, приветствие жюри.

Команда 1 – «Пятерочки»

Команда 2 – «5 плюс»

Команда 3 – «Лучшие математики»

II конкурс – «Разминка»:

У: Предлагаю вам ряд вопросов на быстроту ответа. Каждый ответ – 1 балл.

Каждой команде задается по три вопроса.

  1. Назовите самое маленькое двузначное число? (10)
  2. Как называется фигура, у которой три угла? (треугольник)
  3. Часть прямой, это… (отрезок)
  4. Инструмент для построения прямых линий. (линейка)
  5. Результат умножения. (произведение)
  6. Наименьшая единица времени. (секунда)
  7. Прямоугольник, все стороны которого равны. (квадрат)
  8. Знаки, используемые для обозначения чисел. (цифры)
  9. Что такое периметр? (сумма всех сторон)

III конкурс – «Математические знаки»


У: Каждой команде будут даны задания, в которых нужно поставить недостающие знаки действий, чтобы получить необходимое число.
За каждый верно решённый пример – 1 балл. Время работы – 5 мин.

5 5 5 5 = 2 5 5 5 5 = 9
3 3 3 3 3 = 12 5 5 5 5 5 = 31
7 7 7 7 = 9 7 7 7 7 = 49

Ответы:
5 : 5 + 5 : 5 = 2 5 + 5 – 5 : 5 = 9
3 х 3 – 3 + 3 + 3 = 12 5 х 5 + 5 + 5 : 5 = 31
7 : 7 + 7 + 7 = 15 7 х 7 – 7 + 7 = 49

IV конкурс - «Математический фольклор»

У: Творчество русского народа очень тесно связано с математикой.

Каждой команде задание: вспомнить и записать пословицы и поговорки, которые содержат числа. Например: Один за всех и все за одного. Какое число встречается в данной пословице? (1 ) (команды пишут пословицы и поговорки на листах. У кого больше, тот набирает большее количество баллов) 1ответ- 1 балл. Время работы – 5 мин.

 

V конкурс - «Угадай слово»

У: Каждая команда, должна угадать слово. Я буду говорить 3 подсказки. Если вы угадаете слово после первой подсказки, зарабатываете 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл.

- Команды слушают вопросы и если готовы отвечать, то вся команда поднимает руки вместе (Пирамидкой). Если участники не дослушали вопрос до конца и дали не правильный ответ, то на этот вопрос они уже отвечать не могут.

  1. За это снижают оценку. Отличники их не делают. На них учатся. (Ошибки).
  2. У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и подогнать или подсмотреть. А она говорит: “Провинился, – изволь держать …” (Ответ)
  3. Обычно находится в центре города. Выражается в квадратных единицах. Длина на ширину. (Площадь)
  4. С богатством это тоже может произойти. Такое арифметическое действие. Есть такая таблица. (Умножение).
  5. Все ждешь, когда же он закончится. Неприятность между переменами. Мама говорит: “Это будет тебе …” (Урок)
  6. В древности их не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте. А сейчас перед школой родители их каждому покупают. Они бывают толстые и тонкие. (Тетрадь)

VI конкурс - «Отгадай ребус»

У: На экране компьютера будут появляться картинки-ребусы.

Ребус – это загадка, в которой слово изображено буквами, фигурами, рисунками.

Ваша задача отгадать слово и сразу же записать его на листе бумаги. 1 ответ- 1 балл.

Например, 40 а – сорока, те 100 - тесто

 

 VII конкурс - «Логика»

Команда 1.

1. На столе стояло 3 стакана с клубникой. Саша съел один стакан клубники. Сколько стаканов осталось? (Три. Саша стаканов не ел)

2. Когда петух стоит на одной ноге, то весит 5 кг. Сколько будет весить петух, когда встанет на две ноги? (Столько же)

3. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда открыты двери)

Команда 2.

Задача 1. Что тяжелее: 100 кг железа, или 100 кг сена? (Весят одинаково)

Задача 2. Трое лошадей пробежали 12 км. Сколько километров пробежал один конь? (Каждый конь пробежал 12 км)

Задача 3. Две сардельки варятся шесть минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек? (Шесть минут.) 

Команда 3.

Задача 1. Четыре мальчика отправились из города в деревню, а навстречу им - трое девочек. Сколько всего детей шло из города в деревню? (Четыре)

Задача 2. На одной иве росли 23 груши, а на второй - 27. Сколько всего груш сорвали дети с двух деревьев вместе? (Ни одной на ивах груши не растут)

Задача 3. Одна сторона квадрата 6 см, а вторая - на 2 см длиннее. Найти другую сторону квадрата. (Она 6 см)

VIII конкурс - «Конкурс капитанов»

У: Новый тур мы начинаем.

Капитанов приглашаем.

Будут трудные задачи.

Пожелаем им удачи!

В: В каждой команде есть ученики, которые лучше всех знают математику – капитаны команд. Им предстоит выполнить сложное задание – разгадать математический кроссворд.

 1. Линия, которую нельзя свернуть.

 2. Оценка плохого ученика.

 3. Часть прямой, но не луч.

 4. Ребус: в букве О число 7.

 5. Единица измерения длины.

 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

 7. В треугольнике их ….

 8. Инструмент для измерения длины.

 9. Форма часов …. (не окружность, а …)

10. Результат сложения.

 (Ответ: прямая, два, отрезок, восемь, метр, квадрат,

 три, линейка, круг, сумма, математика)

Во время конкурса капитанов «Логические задачи»

  1. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке – по коту. Сколько направлялось в Москву? (Одна баба.) 
  2. Две матери, две дочки да бабушка с внучкой. Сколько их было? (Три.)
  3. Три мальчика, Коля, Петя и Ваня, отправились в лавочку. По дороге у лавочки они нашли три копейки. Сколько бы денег нашел один Ваня, если бы он отправился в лавочку? (Три копейки.) 
  4. Семь воробьишек спустились на грядки. Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки! Сколько теперь их осталось на грядке? (Ни одного.)
  5. Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? (груша)
  6. Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается разными цифрами. Сколько лет дедушке?

Заключительный этап:

У: Итак, ребята, для кого сегодняшний математический турнир прошел не напрасно?

- Кто пополнил свой багаж новыми знаниями?

- Что было трудно? Что было интересно?
 (Ответы детей)

Слово жюри, для подведения итогов
У: Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали нам, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете.
Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» для 1-2 классов по ФГОС

Программа«Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культу...

Логические задачи на раскрашивание в рамках внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика»

Среди задач на смекалку, используемых во внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» в начальных классах, встречаются задачи на раскрашивание. Э...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика»

Программа разработана на основе авторов М.И. Моро,  М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой,  С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ....

Методическая копилка по внеурочной работе в области научно- познавательной деятельности: занимательная математика

Материал:1 класс: задачи-смекалки (не менее 5), задачи-шутки (не менее 5) , ребусы (не менее 5), шарады (не менее 5)2 класс: задачи-смекалки (не менее 5), задачи-шутки (не менее 5) , ребусы ...