Вопросник А.К. Макарова
тест
Материалы для самодиагностики профессиональной педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosnik_a.k._makarova.docx | 109.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова)
Инструкция. Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все). Подсчитав количество выбранных ответов «да» в каждой колонке, Вы сможете определить свой стиль работы.
№ | Вопросы | ЭИС | ЭМС | РИС | РМС |
1. | Вы составляете подробный план урока? | нет | да | нет | да |
2. | Вы планируете урок лишь в общих чертах? | да | нет | да | нет |
3. | Часто ли Вы откланяетесь от плана урока? | да | да | да | нет |
4. | Отклоняетесь ли Вы от плана урока, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? | нет | да | да | да |
5. | Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? | да | да | нет | нет |
6. | Вы постоянно следите за тем, как усваивается материал в процессе усвоения? | нет | да | да | да |
7. | Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? | нет | да | да | да |
8. | В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика? | нет | нет | да | да |
9. | Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? | нет | да | да | да |
10. | Вы всегда добиваетесь, чтобы ученик исправил свой ответ? | нет | нет | да | да |
11. | Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? | да | да | да | нет |
12. | Вы часто меняете виды работы на уроке? | да | да | нет | нет |
13. | Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? | да | нет | да | нет |
14. | Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? | да | нет | нет | нет |
15. | Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? | нет | да | нет | нет |
16. | Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? | да | да | нет | нет |
17. | Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? | да | да | нет | нет |
18. | Вы всегда укладываетесь в рамки урока? | нет | нет | да | да |
19. | Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? | нет | да | нет | да |
20. | Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? | нет | да | да | да |
21. | Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам? | да | нет | нет | нет |
22. | Часто ли Вы поощряете учащихся за хорошие ответы? | да | да | да | нет |
23. | Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? | нет | да | нет | да |
24. | Часто ли Вы контролируете знания учащихся? | нет | да | нет | да |
25. | Часто ли вы повторяете пройденный материал? | нет | да | да | да |
26. | Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? | нет | да | нет | да |
27. | Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках? | да | да | да | нет |
28. | Как вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках? | да | да | да | нет |
29. | Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? | да | да | нет | нет |
30. | Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? | нет | да | нет | нет |
31. | Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? | нет | да | нет | да |
32. | Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? | нет | да | нет | да |
33. | Вы часто анализируйте свою деятельность на уроке? | нет | да | нет | да |
ПРИМЕЧАНИЕ: наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в колонке.
Интерпретация
Эмоционально – импровизационный стиль (ЭИС).
Ваши сильные стороны: глубокие и разносторонние знания, артистизм и умение увлечь учеников своим предметом. На ваших уроках царит непринуждённая, эмоционально комфортная атмосфера, дети любят вас и ваш предмет, активны и раскрепощены.
Ваши слабые стороны: будучи сами увлечены уроком и увлекая за собой класс, вы недостаточно внимания уделяете слабым ученикам и тем, кто по каким – либо причинам мало интересуется вашим предметом. В результате слабые полностью выпадают из учебного процесса, а у сильных недостаточно формируются навыки системной, методичной работы над материалом.
Рекомендации: старайтесь вводить в учебный процесс больше элементов контроля, больше времени уделяйте «скучным» видам работ – повторению, закреплению, отработке навыков. Повышайте требование к усвоению знаний учащимися, особое внимание уделяйте слабым.
При прохождении аттестации старайтесь продемонстрировать ваши преимущества: творческий подход к обучению, владение большим арсеналом разнообразных методов, особенно при объяснении нового материала, умелая организация коллективной работы в классе и, конечно, благоприятный эмоционально – психологический климат на уроках. Всё это вы сможете с блеском продемонстрировать на открытых уроках.
Помните, что анализ своей деятельности – это не ваш конёк, поэтому при подготовке творческой работы обратите внимание на этот аспект, обратитесь за помощью к научному руководителю.
Эмоционально – методический стиль (ЭМС)
Ваши сильные стороны: высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, вызвав у учеников интерес к содержанию предмета. Ваши ученики демонстрируют отличную подготовку – прочные знания, хорошие навыки и высокую познавательную активность.
Ваши слабые стороны: повышенная чувствительность, зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся. При отличной методической проработке урока его успех зачастую зависит от эмоционального отклика класса – в незнакомых или «тяжёлых на подъём» классах ваш стиль мало эффективен.
Рекомендации: Старайтесь предоставлять ученикам больше инициативы на уроке, сдерживайте свои эмоции, даже если ученики «бестолковые» или «спят с открытыми глазами».
Ваши преимущества в аттестации: блестящая организация работы класса, высокий уровень знания и развитая познавательная активность учеников. Вы во всём блеске проявите себя на открытых уроках, если только не будете чрезмерно требовательны к ученикам. Вы также можете написать отличную творческую работу о влиянии какого - нибудь метода обучения на развитие учащихся. Избегайте субъективизма в оценке результатов своей деятельности. Очень многое может вам дать обмен опытом с коллегами.
Рассуждающе - импровизационный стиль (РИС)
Ваши сильные стороны: объективность, сдержанность, требовательность, умение ясно и чётко изложить материал. Вы внимательно следите за усвоением знаний и сильными, и слабыми, стараетесь не выделять в классе любимчиков. Много времени отводите индивидуальным ответам, стараетесь максимально объективно оценить уровень знаний каждого ученика. Дети любят вас за ровное и справедливое отношение.
Ваши слабые стороны: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, возможны проблемы с дисциплиной из-за недостаточной эмоциональной вовлечённости учащихся на уроке, замедлённый темп урока.
Рекомендации: Разнообразьте свой методический арсенал, больше времени выделяйте на коллективные обсуждения. Чаще используйте эмоционально насыщенную информацию, проявляйте больше нетерпимости к нарушениям дисциплины.
При прохождении аттестации особенно внимательно отнеситесь к проведению открытых уроков: тщательно спланируйте урок по времени, постарайтесь задействовать в нём разнообразные методические приёмы, особенно требующие коллективной работы всего класса, выберите интересную для учащихся тему. Написание творческой работы при аналитичном складе вашего мышления не будет для вас проблемой.
Рассуждающе – методический стиль (РМС)
Ваши сильные стороны: высокий методический уровень, высокая требовательность, повышенное внимание к успеваемости, высокий уровень рефлексии. Коллеги ценят вас как отличного предметника и методиста.
Ваши слабые стороны: неспособность поддерживать у учеников к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, чрезмерное внимание к контролю знаний в ущерб творческим формам усвоения нового. Ценя в учениках прежде всего их интеллектуальные способности, вы можете ориентироваться на умных любимчиков и отвергать неспособных. В результате при прочных знаниях учащиеся не проявляют интереса к вашему предмету, на уроках может складываться напряжённая эмоциональная атмосфера.
Рекомендации: старайтесь поддерживать положительный эмоциональный фон в классе, избегайте полярных оценок, поощряйте каждое усилие слабоуспевающих. Используйте разнообразные методические приёмы, в том числе творческие, игровые, коллективные.
При прохождении аттестации подчеркните своё главное достижение – прочно усвоенные знания и навыки по предмету у каждого ребёнка. Вы сможете написать отличную творческую работу по проблемам дифференциации в обучении и формам контроля. На открытых уроках старайтесь поддерживать положительный эмоциональный фон, включайте элементы творческой работы учащихся.
Итак, вы получили достаточно подробный профессиональный «автопортрет». Рекомендуем, в первую очередь, обратить внимание на результаты по тестам нервно – психической устойчивости и агрессивности. Если ваша нервно – психическая устойчивость мала, а агрессивность, напротив, слишком высокая, это свидетельствует о том, что ваш профессиональный стресс слишком высок. Вы с трудом справляетесь с повседневной нагрузкой, может быть, даже в ущерб своему здоровью. Взвесьте, как следует свои силы, прежде чем подавать заявление на аттестацию. Может быть, надо сначала немного отдохнуть, пересмотреть своё отношение к работе?
Чрезмерной подверженности профессиональному стрессу может способствовать и слишком высокий уровень эмпатии. А вот если по тесту мотивации достижения вы получили высокую оценку – прочь колебания! Аттестация – это как раз то, что вам нужно, чтобы проверить свои силы и добиться того, чего вы достойны.
Результаты последних двух методик помогут вам осознать свой индивидуальный стиль работы и наилучшим образом использовать его в подготовке к аттестации, так чтобы в наиболее выигрышном свете представить свои достоинства и сделать незаметными недостатки.
Опросник «Эмоциональное выгорание»
Инструкция: вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом по отношению к вашей работе. Если у вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию «никогда». Если было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Всегда |
- Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
- К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
- Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
- Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.
- Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.
- Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.
- Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
- Я чувствую угнетенность и апатию.
- Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учащихся и коллег.
- В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.
- Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня и манипулируют мной. Они скорее утомляют, чем радуют меня.
- У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
- Я испытываю все больше жизненных разочарований.
- Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
- Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.
- Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
- Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками и коллегами.
- Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.
- Я многое успеваю сделать.
- Я чувствую себя на пределе возможностей.
- Я еще многое смогу достичь в этой жизни.
- Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Бланк
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 |
Ключ к опроснику
Субшкала | Номер утверждения | Сумма баллов (максимальная) |
Эмоциональное истощение | 1,2,3,6,8.13,14.16,20 | 54 |
Деперсонализация | 5,10,11,15,22 | 30 |
Редукция личностных достижений | 4,7,9,12,17,18,19,21 |
Уровни выгорания
Субшкала | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Эмоциональное истощение | 0-16 | 17-26 | 27 и больше |
Деперсонализация | 0-6 | 7-12 | 13 и больше |
Редукция личностных достижений | 39 и больше | 38-32 | 31-0 |
Тест
на выявление тенденций к стилям педагогического общения (О.Н. Бочарова)
Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с нами согласиться, и символом «-», если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.
- Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
- Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
- Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?
- Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре)?
- Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
- Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?
- Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
- Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?
- Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?
- Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?
- Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?
- Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т.п.) среди учащихся?
- Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?
- Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?
- Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
- Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы учащиеся?
- Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?
- Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?
- Выбивает ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?
- Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?
- Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?
- Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?
- Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?
- Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?
- Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день еще раз (во вторую смену)?
Бланк
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.
Ключ теста
Модели общения / № вопроса | Да «+» | Нет «-» |
Дикторская «Монблан» | 4, 6, 11, 15, 17, 23 | 1,7,8,9,12,13,14,16,18,19,20,21,22,24 |
Неконтактная «Китайская стена» | 9, 11, 13, 14, 15 | 1,7,8,12,16,18,19,20,21 |
Дифференцированное внимание «Локатор» | 10, 14, 18, 20, 21 | 2,4,6,13,15,17,23 |
Гипорефлексивная «Тетерев» | 9, 11, 15, 17, 23, 24 | 8,12,16,19,20,21,22 |
Гиперрефлексивная «Гамлет» | 3, 12, 14, 18, 19, 20, 22, 25 | 2,5,6,11,13,23 |
Негибкого реагирования «Робот» | 1, 2, 5, 6, 13, 15, 23 | 7,8,9,11,16,21,24 |
Авторитарная «Я – сам (сама)» | 5, 10, 14, 15, 18, 24 | 2,8,16,21 |
Активного взаимодействия «Союз» | 7, 8, 10, 16, 20, 21, 22 | 1,2,4,5,6,11,13,15,17,23 |
Если рассматривать стили общения в ракурсе двух вариантов: «дружеское раположение» или «заигрывание», то в диаде «педагог-учащийся» можно различить такие модели общения (О.Н. Бочарова).
- Диктаторская модель «Монблан». Выражается в отстраненности от учащихся, которые для учителя представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического дискомфорта или полное отсутствие контакта.
- Модель «Китайская стена». Выражена в слабой связи между учителем и учащимися из-за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчеркивания учителем своего статуса, поэтому у учащихся отсутствует интерес к предмету и наблюдается равнодушное отношение к личности педагога.
- Модель дифференцированного внимания «Локатор». Выражается в избирательном отношении к учащимся. Учитель ориентируется на определенных учеников: талантливых, слабых и т.п. Данная модель возникает из-за неумелого сочетания индивидуального подхода с фронтальным способом обучения. Как следствие, доминанту составляет ситуативный контакт и нарушение взаимодействия в системе «учитель – ученик».
- Монорефлексивная модель «Тетерев». Педагог замкнут сам на себе. Речь его монотонна, отсутствует реакция на слушателя. Слышит только себя, не позволяет учащимся вступать в дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума. Учебно-воспитательное воздействие носит формальный характер, поскольку участники общения изолированы друг от друга.
- Модель гиперрефлексивная. Учителю важно, как воспринимается его информация учащимися. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно сомневается в правильности своего поведения, перманентное напряжение приводит к нервному срыву, что выражается в неадекватных реакциях на действия учащихся.
- Модель негибкого реагирования «Робот». Общение выстраивается по жесткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом преподаватель не учитывает ситуацию и психическое состояние своих учащихся.
- Авторитарная модель «Я сам». Учебный процесс фокусируется на преподавателе. Основу коммуникативного поведения составляет подавление, следствием становится безынициативность учащихся.
- Модель активного взаимодействия «Союз». Это модель дружеского взаимодействия и мажорного настроения.
Методика «Психологический портрет учителя»
(авторы: З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина)
В основу методики «Психологический портрет учителя» легли представления авторов о хорошем учителе подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями эффективности педагогической деятельности и собственным многолетним опытом работы в школе.
Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующее:
- Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.
- Благополучно психоэмоциональное состояние, уравновешенность, уверенность.
- Позитивное самовосприятие.
- Личностно ориентированное обучение, гибкость, спонтанность поведения.
- Ответственность.
Теоретической основой методики являются учение А.А. Ухтомского о доминанте, труды В.А. Сухомлинского, духовно ориентированная психология Т.А. Флоренской, «Я-концепция» Р. Бернса, подходы У. Джеймса, А. Маслоу, К. Роджерса, Т. Гордона.
Методика «Психологический портрет учителя» помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений педагога прежде, чем они станут очевидными для учеников и коллег, и принять решение – «меняться самому», «менять работу» или «оставить все как есть». Эта методика может стать началом работы учителя над собой. Продолжением может быть участие педагога в тренингах профессионального и личностного роста.
Методика не может быть использована в целях административного контроля – для оценки работы учителя, при аттестации, решении кадровых вопросов и т.д.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА
Уважаемый коллега! Этот тест поможет вам получить характеристику своего стиля преподавания и обратить внимание на некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберете тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте его в соответствующей клетке.
Вопросы
1. В воспитании детей важней всего а) окружить ребенка теплотой и заботой; б) заложить уважительное отношение к старшим; в) выработать у ребенка определенные взгляды и умения. 2. Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок а) да; б) нет; в) в зависимости от ситуации или настроения. 3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю а) интерес; б) смущение; в) раздражение. 4. если класс не приведен в порядок, а) моя реакция зависит от ситуации; б) я не обращаю на это внимание; в) я не могу начать урок. 5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой а) часто; б) в зависимости от ситуации; в) редко. 6. Для меня важнее а) отношение с учениками; б) отношение с коллегами; в) затрудняюсь ответить. 7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно скрыть а) часто; б) иногда; в) никогда не вызывают. 8. Присутствие на уроке посторонних а) воодушевляет меня; б) никак не отражается на моей работе; в) выбивает меня из колеи. 9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте а) в зависимости от ситуации; б) нет; в) да. 10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей а) да; б) не всегда; в) нет. 11. Во время перемены я предпочитаю общаться а) с учениками; б) с коллегами; в) лучше побыть в одиночестве. 12 Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении а) да; б) не всегда в) да. 13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других а) да; б) нет в) не уверен 14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который а) предлагает простор для творчества б) не вмешивается в мою работу в) дает четкие указания 15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного а) чаще всего б) иногда в) я почти всегда сомневаюсь 16. Случайные встречи с учениками за пределами школы а) доставляют мне удовольствие б) вызывают у меня чувство неловкости в) не вызывают у меня особых эмоции 17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливой или несчастной а) часто б) редко в) никогда 18. Замечаю со стороны коллег со стороны администрации а) меня мало волнуют б) иногда задевают меня в) часто задевают меня 19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана а) в зависимости от ситуации б) предпочитаю импровизацию в) всегда 20. Мои успехи обычно признаются другими людьми а) да б) не всегда в) редко 21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть а) я согласен б) не согласен в) что-то в этом есть 22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег а) да б) иногда в) нет 23. Мыслью о предстоящей встрече с учениками и коллегами а) доставляют мне удовольствие б) особых эмоций не вызывает в) мне в тягость 24. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне а) предпочитаю выяснить отношение б) игнорирую этот факт в) я плачу ему той же монетой 25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит а) почти все б) кое-что в) ничего не зависит | 26. В работе для меня важнее всего а) привязанность учеников б) признание коллег в) чувство собственной необходимости 27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния а) часто б) иногда в) не зависит 28. В дружелюбном отношении со стороны коллег а) я не сомневаюсь б) уверенности нет в) затрудняюсь ответить 29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять а) я пытаюсь понять его точку зрения б) я перевожу разговор на другую тему в) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 30. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого человека а) да б) в зависимости от ситуации в) вряд ли 31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика а) я тут же заступаюсь за него б) один на один сделаю замечание коллеге в) сочту некорректным вмешиваться 32. Работа дается мне ценой большого напряжения а) обычно б) иногда в) редко 33. У меня нет сомнений в своем профессионализме а) безусловно б) есть сомнения в) не приходилось задумываться 34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего а) возможность работать творчески б) отсутствие конфликтов в) трудовая дисциплина 35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет» а) нет б) не всегда в) да 36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит» а) согласен полностью б) не согласен в) что-то в этом есть 37. Мысли о работе мешают мне уснуть а) часто б) редко в) никогда не мешают 38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам а) часто б) иногда в) предпочитаю слушать других 39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика а) нет, это недопустимо б) затрудняюсь ответить в) если ученик этого заслуживает 40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом а) да б) в некоторых случаях в) нет 41. Во время каникул я испытываю потребности в общении с учениками а) да б) нет в) иногда 42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями а) редко б) когда как получается в) всегда 43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных а) да б) иногда в) нет 44. Не предвиденные ситуации на уроках а) можно эффектно использовать б) лучше игнорировать в) только мешает учебному процессу 45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине а) да б) не всегда в) нет 46. В конфликте между коллегами – учителей и учеников я «в душе» встаю на сторону а) ученика б) учителя в) сохраняю нейтралитет 47. В начале или в конце учебного года у меня возникают проблемы со здоровьем а) как правило б) иногда в) проблем со здоровьем нет 48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией а) да б) не все в) не знаю 49. Требования руководства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными а) нет б) когда как в) да 50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств а) чаще всего б) когда как в) не согласен
| |||||||||||||||||||
I | II | III | IV | V | ||||||||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||||||||||||||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||||||||||||||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | ||||||||||||||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | ||||||||||||||||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | ||||||||||||||||
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | ||||||||||||||||
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | ||||||||||||||||
46 | 47 | 48 | 49 | 50 | ||||||||||||||||
Итого: | Итого: | Итого: | Итого: | Итого: |
Вопросы данной методики составлены таким образом, что каждая шкала занимает отдельный столбик. Это значительно упрощает обработку и дает возможность каждому самостоятельно ознакомиться с результатами тестирования.
Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в разделе «Интерпретации и комментарии». Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), это означает, что поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы. Другая возможная причина – разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой помогает оценить наличие различных моделей профессионального поведения и выбрать оптимальную для конкретной ситуации.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И КОМЕНТАРИИ
- Приоритетные ценности
Профессионально важными качествами для учителя являются любовь к детям, стремление понять и помочь им. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью для педагога, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие ребят, даже если он знает свое предмет и владеет методикой преподавания.
- Преобладание первого варианта говорит о гуманистической направленности деятельности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ребенка. Школьники безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка создает атмосферу для плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.
- Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Такого учителя, как правило, мало интересует внутренний мир ребенка. В отношениях с ним ребята держат себя настороженно, напряженно, так как не видят в педагоге союзника. Отношения в лучшем случае не носят личной окраски, чаще всего они пронизаны чувством недоверия и отчуждения.
- Преобладание третьего варианта говорит о концентрации учителя на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками у педагога преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личными особенностями, так и неблагоприятным психоэмоциональным состоянием. Возможно, круг интересов такого учителя не исчерпывается только профессиональными педагогическими вопросами, он реализует свои возможности не только в школьной педагогической практике.
- Психоэмоциональное состояние
Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, имеющих место в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
- Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики.
- Преобладание второго варианта или присутствие примерно в равной мере всех трех вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие реакцию на возникающие обстоятельства.
- Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определят эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в коллективе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы и человек по каким-то причинам скрывает свое истинное состояние.
- Самооценка
Самооценка, или самовосприятие, - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяется его самооценкой.
3.1 Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая в контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям становится возможным личностное развитие школьников.
3.2 Преобладание второго варианта, присутствие примерно в равной мере всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
3.3. Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей. Поэтому такой педагог стремиться повысить свою самооценку, нередко за счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутреннему равновесию учителя.
IV. Стиль преподавания
На формирование стиля преподавания оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей.
4.1. Преобладание первого варианта в ответах говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог дает возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.
4.2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты «попустительского» стиля деятельности педагога. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляется без системы, в сложных педагогических ситуациях он проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
4.3. Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия – приказ, поучение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию «сильного педагога». Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
V. Уровень субъективного контроля
Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности в отношениях с людьми и относительно фактов собственной жизни человек готов взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой собственного душевного спокойствия и личного времени.
- Преобладание в ответах первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощью или препятствиями со стороны других людей и обстоятельств). Они не склонны подчиняться влиянию других людей, остро реагируют при посягательстве на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.
- Наличие в примерно равной степени всех трех вариантов ответов или преобладание второго варианта говорит о средней степени сформированности субъективного контроля. Причины одних событий, которые происходят с ними, они видят в себе, других – во внешних обстоятельствах.
- Преобладание третьего варианта в ответах говорит о низком уровне субъективного контроля. Люди с таким уровнем субъективного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни (как позитивные, так и негативные) другим людям, случаю, судьбе.
Существует прямая зависимость между уровнем субъективного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».
Оценка удовлетворенности профессией учителя (О. М. Чоросова, Р.Е. Герасимова)
ИНСТРУКЦИЯ
Вам предлагается ряд утверждений, с которыми Вы можете, не согласиться или согласиться частично. Вы должны выбрать один из трех предложенных вариантов ответа, который отражает ваше мнение. Затем следует поставить в колонке для ответов рядом с номером вопроса букву выбранного вами ответа.
Не трате много времени на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Старайтесь представить наиболее характерную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя, из этого выбирайте ответ.
Желательно не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа «не уверен», «нечто среднее», «трудно сказать».
Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся вам слишком личными, но вы можете быть уверенны в том, что ваши ответы не будут разглашены. Отвечайте как можно искреннее.
АНКЕТА
- Решение моих жизненных проблем (интересная работа, повышение квалификации и т.д.) связано с работой в школе:
А) да; Б) отчасти да; В) нет.
- Взаимоотношения между сотрудниками на моей работе:
А ) натянутые; Б) зависят от обстоятельств; В) хорошие
- Организация труда в школе меня:
А) устраивает; Б) устраивает частично; В) не устраивает
- Я доволен своим положением в коллективе:
А) да; Б) трудно сказать; В) нет;
- Я работаю спокойно, не испытывая напряжения, так как работа меня увлекает:
А) да; Б) когда как; В) нет;
- Кроме учебы у школьников могут быть другие важные для них проблемы:
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.
7. Я всегда, независимо от обстоятельств, сдерживаю свое обещание:
а) да; б) когда как; в) нет.
8. Взаимоотношения между членами педагогического коллектива и непосредственным руководителем:
а) напряженные; б) зависят от обстоятельств; в) хорошие.
9. Педагогический коллектив, в котором я работая, считается дружным:
а) нет; б) трудно сказать; в) да.
10.У меня есть стремление содействовать развитию своей школы:
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.
11.Коллеги при решении педагогических задач:
а) всегда помогают друг другу; б) иногда помогают друг другу; в) решают их каждый
самостоятельно.
- Условия труда на моем рабочем месте удовлетворяют меня:
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
- Я считаю, что моя работа в коллективе имеет большое значение:
а) нет; б) затрудняюсь ответить; в) да.
- В целом я оценил бы свою работу как:
а) интересную; б) в чем-то интересную, а в чем-то – нет; в) неинтересную.
- Общение с учащимися меня:
а) стимулирует; б) оставляет спокойным; в) утомляет.
16. У меня бывают такие мысли, которыми мне не хотелось бы делиться с другими людьми:
а) да; б) иногда; в) нет.
17. Непосредственный руководитель относится к новым работникам:
а) с безразличием; б) иногда с безразличием, а иногда с интересом; в) с пониманием.
18. Если ко мне обратятся за советом, какое место работы выбрать, я посоветовал бы войти в наш коллектив:
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
19. Я считаю свою школу одной из лучших в городе (районе):
а) да; б) сложно сказать; в) нет.
20. Большинство членов нашего коллектива ладят между собой:
а) да; б) когда как; в) нет.
21. В нашем учреждении имеется хорошая возможность восстановить свои силы во время трудового дня (питание, комната отдыха):
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
22. Я считаю, что в настоящее время мои отношения с коллегами по работе:
а) напряженные; б) нормальные; в) хорошие.
23. Я испытываю удовлетворение от своей работы:
а) да; б) иногда; в) нет.
24. С учениками я нахожу общий язык:
а) да; б) когда как; в) с трудом.
25. Бывает, я передаю слухи:
а) да; б) иногда; в) нет.
26. Непосредственный руководитель оказывает сотрудникам эмоциональную поддержку:
а) всегда; б) иногда; в) никогда.
27. Когда дело касается моих личных интересов, я могу забыть о своей ответственности перед коллегами:
а) да; б) когда как; в) нет.
28. Возможность осуществления моих жизненных планов в связи с работой в этом учебном заведении:
а) незначительна; б) неопределенна; в) велика.
29. Взаимоотношения между опытными педагогами и молодыми специалистами в нашей школе: а) очень хорошие; б) зависят от ситуации; в) отсутствуют.
30. Обеспечение методической литературой, пособиями к урокам я оцениваю как:
а) недостаточное; б) среднее; в) хорошее.
31. Свое положение в коллективе в настоящее время я определяю как:
а) приносящее удовлетворение; б) иногда приносящее удовлетворение, иногда – нет; в)
неудовлетворительное.
32. Последнее время работа по специальности не приносит мне того удовлетворения, которого я ожидал:
а) да; б) иногда; в) нет.
33. Современные дети:
а) неуправляемы; б) имеют определенные достоинства и недостатки; в) независимы и талантливы.
34. Я всегда говорю только правду:
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.
35. Мое отношение к непосредственным руководителям можно определить как:
а) напряженные; б) средние; в) хорошие.
36. Если я долгое время отсутствию на работе (болезнь, отпуск), то стремлюсь вернуться в свой коллектив:
а) да; б) когда как; в) нет.
37. Когда о нашем учебном заведении говорят в городе (районе), у меня возникает чувство:
а) гордости; б) безразличия; в) неловкости.
38. Я думаю, что педагогический коллектив помогает проявить инициативу и развить способности:
а) каждому; б) некоторым; в) никому.
39. Я считаю, что в нашем учебном заведении созданы все условия для успешной работы педагога:
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.
40. Среди коллег я пользуюсь уважением:
а) нет; б) затрудняюсь ответить; в) да.
41. Моя нынешняя работа соответствует моим интересам и склонностям:
а) да; б) частично; в) нет.
42. Участие в культурно-массовых мероприятиях с учащимися мне:
а) приносит удовольствие; б) безразлично; в) в тягость.
43. Бывает, что, разозлившись, я выхожу из себя:
а) да; б) иногда; в) нет.
44. К мнениям педагогов непосредственный руководитель относится:
а) равнодушно; б) когда как; в) с пониманием.
45. В свободное время на работе я предпочитаю заниматься делами:
а) личного характера; б) когда как; в) коллектива.
46. Если бы мне предложили аналогичную работу в другом учебном заведении, я бы согласился:
а) да; б) не знаю; в) нет.
47. Взаимоотношениями в своем педагогическом коллективе я доволен:
а) нет; б) затрудняюсь ответить; в) да.
48. В целом условия труда в школе я оценил бы как хорошие: а) да; б) трудно сказать; в) нет.
49. Отношения коллег ко мне в данный момент меня:
а) устраивает; б) затрудняюсь ответить; в) беспокоить.
50. В последнее время моя работа мне:
а) нравится; б) трудно сказать; в) не нравиться.
51. Думаю, что классы, в которых я работаю:
а) хуже некуда; б)средние; в) удачные.
52. Я считаю все свои привычки хорошими:
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
53. В проведении культурно-массовых мероприятий принимает участие наш непосредственный руководитель:
а) да; б) когда как; в) нет.
54. Если бы мне сейчас представилась возможность сменить коллектив сотрудников, я бы сделал это:
а) да; б) не знаю; в) нет.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Номера вопросов | Количество баллов | ||
Ответ А | Ответ Б | Ответ В | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 2 | 1 | 0 |
2 | 0 | 1 | 2 |
3 | 2 | 1 | 0 |
4 | 2 | 1 | 0 |
5 | 2 | 1 | 0 |
6 | 2 | 1 | 0 |
7 | 2 | 1 | 0 |
8 | 0 | 1 | 2 |
9 | 0 | 1 | 2 |
10 | 2 | 1 | 0 |
11 | 2 | 1 | 0 |
12 | 2 | 1 | 0 |
13 | 0 | 1 | 2 |
14 | 2 | 1 | 0 |
15 | 2 | 1 | 0 |
16 | 0 | 1 | 2 |
17 | 0 | 1 | 2 |
18 | 2 | 1 | 0 |
19 | 2 | 1 | 0 |
20 | 2 | 1 | 0 |
21 | 2 | 1 | 0 |
22 | 0 | 1 | 2 |
23 | 2 | 1 | 0 |
24 | 2 | 1 | 0 |
25 | 2 | 1 | 0 |
26 | 2 | 1 | 0 |
27 | 0 | 1 | 2 |
28 | 0 | 1 | 2 |
29 | 2 | 1 | 0 |
30 | 0 | 1 | 2 |
31 | 2 | 1 | 0 |
32 | 0 | 1 | 2 |
33 | 0 | 1 | 2 |
34 | 2 | 1 | 0 |
35 | 0 | 1 | 2 |
36 | 2 | 1 | 0 |
37 | 2 | 1 | 0 |
38 | 2 | 1 | 0 |
39 | 2 | 1 | 0 |
40 | 0 | 1 | 2 |
41 | 2 | 1 | 0 |
42 | 2 | 1 | 0 |
43 | 0 | 1 | 2 |
44 | 0 | 1 | 2 |
45 | 0 | 1 | 2 |
46 | 0 | 1 | 2 |
47 | 0 | 1 | 2 |
48 | 2 | 1 | 0 |
49 | 2 | 1 | 0 |
50 | 2 | 1 | 0 |
51 | 0 | 1 | 2 |
52 | 2 | 1 | 0 |
53 | 2 | 1 | 0 |
54 | 0 | 1 | 2 |
Удовлетворенность профессией оценивается по восьми шкалам:
- Отношение к учебному заведению;
- Отношение между педагогами;
- Удовлетворенность условиями труда;
- Удовлетворенность педагога своим положением в коллективе;
- Отношение к работе;
- Отношение к ученикам;
- Отношение к руководителю;
- Отношение к педагогическому коллективу.
Кроме того, анкета имеет шкалу лжи. Чем выше сумма баллов, набираемая по шкале, тем выше удовлетворенность педагога фактором, который данная шкала отражает. Однако если сумма баллов по шкале лжи составит более 6, то результаты можно считать недостоверными.
Оценочная шкала | Номера утверждений |
Отношение к учебному заведению | 1,10,19,28,37,46 |
Отношение к учебному заведению | 2,11,20,29,38,47 |
Удовлетворенность условиями труда | 3,12,21,30,39,48 |
Удовлетворенность педагога своим положением в коллективе | 4,13, 22, 31,40,49 |
Отношение к работе | 5,14,23,32,41,50 |
Отношение к ученикам; | 6,15,24,33,42,51 |
Отношение к руководителю | 8,17,26,35,44,53 |
Отношение к педагогическому коллективу | 9,18,27,36,45,54 |
Шкала лжи | 7,16,25,34,43,52 |
Тест
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Просим вас сосредоточиться и ответить “да”, “иногда”, “нет” на каждый предлагаемый вопрос. Вопросы составлены на основе научных данных, но не волнуйтесь, это не экзамен. Важно, чтобы вы, отвечая, не старались лукавить перед собой. Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты тестирования не соответствуют вашим ожиданиям: вы получите возможность остановиться и оглядеться, оглянуться на себя. У вас возникли вопросы, сомнения? Постарайтесь самостоятельно или с помощью коллег разрешить их. Пусть критическое осмысление своей деятельности поможет вам в работе с учащимися.
I. Моя профессия
- Вы всегда мечтали о профессии учителя?
- Вы случайно стали учителем?
- При возможности вы поменяли бы свою профессию?
- Вы считаете, что профессия учителя одна из главных?
- Вы с радостью идете на работу в школу?
- На процесс воспитания вы смотрите с “оптимистической гипотезой”?
- Дети вас часто раздражают?
- Вы устаете от общения с людьми?
- Даже в свободное время вы думаете о своей работе?
- Вы регулярно читаете “Учительскую газету”?
- У вас неплохая библиотека педагогической литературы?
- Вы отдаете предпочтение той художественной литературе, где показаны отношения между людьми, их переживания, судьбы?
- В отпуске вы скучаете без своих учеников?
- Вы самокритичны?
- Вы увлечены своим предметом?
Подсчитайте очки.
Ответ “да” – 2 очка; “иногда” – 1 очко; “нет” – 0 очков.
При завышенной самооценке отнимите от общей суммы 2 очка; при заниженной – прибавьте 2 очка.
Если вы набрали 22 и более – нет повода для беспокойства и сомнений. Ваша профессия – единственная для вас. Выбор сделан правильно. Ваши личностные качества (ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, добросовестность) – залог успеха. Да, и на вашем пути встречаются трудности, но в вас есть силы преодолевать их.
Если вы набрали от 18 до 21 очков – не отчаивайтесь. Вас посещают сомнения в выборе профессии. Иногда ситуация так сложна, что вы в отчаянии, но проходят трудные моменты в работе, и вам вновь кажется, что лучше ваших учеников нет на свете, вы опять с радостью идете в школу и в который раз убеждаетесь, что быть учителем не так уж плохо.
Если вы набрали от 14 до 17 очков – есть, над чем подумать, поразмыслить. Ваш выбор стать учителем был случайным? А может быть, вас удерживает в школе тот факт, что вы не знаете, где было бы вам более интересно? А если вы не любите детей? Они раздражают вас – тогда подумайте, может быть, пока не поздно, надо поменять профессию? Если вы просто устали, раздражены – успокойтесь, обдумайте ситуацию, поищите в себе силы, чтобы новый день начать по-новому.
Если вы набрали 13 или менее очков – все равно не все потеряно. Вы на старте. Впереди сложная, интересная дорога, а “дорогу осилит идущий”. Постарайтесь найти привлекательные черты в вашей профессии.
II. Мои знания
- В вашем дипломе по педагогике “хорошо” или “отлично”?
- В институте вы считали педагогику не главным предметом?
- Вы постоянно ощущаете дефицит в психолого-педагогических знаниях?
- При решении педагогических проблем вы обращаетесь к психолого-педагогической литературе?
- Вы участвовали в научно-практических конференциях?
- Вы принимали участие в педагогических чтениях?
- Вы покупаете психолого-педагогическую литературу?
- Считаете ли вы, что вы все знаете?
- Вы назовете хотя бы 5 современных ведущих ученых, занимающихся проблемами воспитания? (Назовите.)
- Вы можете назвать статью, книгу по теории воспитания, которую прочитали недавно?
- Вы можете назвать хотя бы нескольких ученых-классиков и их основные психолого-педагогические произведения?
- У вас есть время для чтения другой литературы, кроме методической?
- Вы считаете, что чтение психолого-педагогической литературы – пустая трата времени?
Подсчитайте очки.
Если вы набрали 22 и более очков – у вас выражен интерес к психолого-педагогической науке. Вы считаете, что для успешного решения сложных педагогических ситуаций нужна теоретическая база. Поэтому у вас неплохая библиотека Дома вы часто обращаетесь к периодическим изданиям, принимаете участие в научно-практических конференциях. Но все-таки вам кажется, что знания в области теории педагогики недостаточны, и вы стараетесь быть в курсе современных педагогических исследований, все чаще обращаетесь к классической педагогической литературе, посещаете лекции ученых.
Если вы набрали от 18 до 21 очков – наверное, вы порой сожалеете, что без должного интереса относились к педагогике, обучаясь в институте? Практика ставит перед вами такие проблемы, что без теоретических знаний обойтись трудно. Вас следует похвалить за то, что вы стремитесь восполнить упущенное. Правда, вы отдаете предпочтение методической литературе, но по возможности не пропускаете научные публикации в периодических журналах.
Если вы набрали от 14 до 17 очков – приходится сожалеть, поскольку ваша теоретическая база остается на низком уровне. Более того, вы считаете, что знакомство с психолого-педагогической литературой мало что дает для практической деятельности учителя. Ссылаясь на занятость, вы довольно редко обращаетесь к такой литературе, а сложные публикации, касающиеся теоретических вопросов педагогики, стараетесь пропускать. Порой вам кажется, что знаний, полученных в институте, – достаточно, успех придет с опытом. Но появится ли опыт при таком рассуждении? Измените отношение к науке, иначе – попадёте в тупиковую ситуацию.
Если вы набрали 13 очков и менее – не успокаивайте себя, что все еще впереди. Да, базовые знания, если они есть, – основание для работы. А если их недостаточно? Хорошо, если вы не самоуспокаиваетесь и трудовые будни обращают к поиску путей пополнения знаний, повышения своей компетенции. Тогда ситуация не столь тревожна. А если же у вас постоянно нет времени, чтобы сесть за книгу, сходить на лекцию, проблемы в учебно-воспитательном процессе будут расти, как снежный ком.
III. Мои ориентации в методике воспитательной работы
- В центре внимания вашей воспитательной работы личность ученика.
- Вы считаете, что к положительному результату можно прийти, освоив опыт других учителей.
- Вы можете реализовать педагогическую идею в практике?
Вы знаете, в чем заключаются новые технологии воспитания? - Вы хорошо ориентируетесь в современных методах воспитательной работы?
- Вы считаете, что явка на все мероприятия, проводимые в классе, обязательна для всех учащихся?
- Вы предпочитаете пользоваться готовыми методическими
разработками? - Вы хорошо знаете своих учеников?
- При затруднениях в воспитательной работе вы предпочитаете обратиться к методической литературе?
- У вас часто возникают оригинальные идеи в воспитательной деятельности?
- Вы проявляете интерес к воспитательной деятельности своих коллег?
- Вы с радостью делитесь своими методическими находками в воспитании?
- Вас раздражают успехи коллег в воспитании?
- Вы испытываете затруднения в выборе форм и методов
воспитательной работы?
Подсчитайте очки.
Если вы набрали 22 очка и более – вы свободно ориентируетесь в выборе методов воспитательной работы. Для достижения положительного воспитательного результата, выбирая методы, вы учитываете условия, в которых протекает деятельность, особенности классного коллектива, индивидуальные особенности учащихся. Вы решаете главную проблему – развитие личности. Предпочитаете творчески подходить к организации воспитательной деятельности, критически относитесь к опыту коллег.
Если вы набрали от 18 до 21 очка – вы отдаете предпочтение готовым методическим рекомендациям и разработкам, но похвально, что стремитесь трансформировать их, учитывая особенности детского коллектива, свои возможности, условия жизнедеятельности детей. Вы стараетесь быть в курсе педагогических новаций, но не всегда стремитесь их реализовать в своей практике. Признайтесь, что при проявлении интереса к воспитательной деятельности своих коллег у вас порой возникают эгоистические настроения. В то же время вы считаете, что обратиться к коллегам – унизительно для вас. Присмотритесь к себе, у вас есть потенциальные возможности для более эффективной, творческой работы.
Если вы набрали от 14 до 17 очков – не увлекаетесь ли вы мероприятиями? Не остаются ли без внимания при таком подходе отдельные ученики? У вас нет желания или знаний, умений, чтобы подойти к организации воспитательной деятельности творчески. Вас удовлетворяют готовые методические разработки. Вы мало интересуетесь новыми технологиями воспитания. Вы считаете, что хорошо знаете своих учеников, достаточно уделяете им внимания, явка на мероприятия 100 %, но все чаще и чаще возникают конфликтные ситуации. По-прежнему много в классе учеников, занимающих пассивную позицию. Вам кажется, что администрация школы излишне придирчива к вам.
Если вы набрали 13 очков и менее – у вас недостаточно опыта, но есть стремление к самостоятельному конструированию воспитательной деятельности. Вы стараетесь изучить учеников, пытаетесь организовать их жизнедеятельность с учетом новых технологий в воспитании. Часто обращаетесь за советом в выборе форм и методов к своим коллегам. Тогда все трудности преодолимы. Иное дело, если вы довольствуетесь институтским багажом, забывая, что школьная жизнь динамична.
Не думаем, что вы равнодушны к своим проблемам и безразличны к опыту коллег. Не бойтесь просить методических советов, учитесь у других, заставляйте себя чаще обращаться к методической литературе. Критически взгляните на свое отношение к работе.
IV. Могу ли я организовать воспитательный процесс
- Вы можете назвать 3 воспитательных проблемы? (Назовите.)
- В своей деятельности вы строго следуете логике воспитательного процесса?
- Для вас привлекателен творческий союз учителей, классных руководителей?
- Вы считаете, что у вас нет проблем, а проблемы есть у ваших учеников?
- Вы человек организованный?
- Вы помогаете ученикам принимать решения?
- Вы отвечаете на вопросы учеников насколько возможно терпеливо и четко.
- Вы никогда не говорите ученику, что он хуже других.
- Вы никогда не наказываете ученика унижением?
- Вы никогда не хвалите учеников беспредметно и неискренне?
- Поощряете ли вы в учениках стремление к самостоятельности?
- Вы доверяете своим ученикам?
- Считаете ли вы, что учитель всегда прав?
- Умеете ли вы с юмором выходить из неприятных ситуаций?
- Вы нетерпеливы с теми, кто не сразу понимает, чего от него хотят?
- Организуя воспитательную деятельность, вы ориентируетесь на интересы ученика?
- Вы всегда анализируете свою воспитательную деятельность?
Подсчитайте очки.
Если вы набрали 22 очка и более – у вас большой опыт организации воспитательной деятельности, которым вы щедро делитесь с коллегами. Вы – источник идей, заражаете своей энергией других. Успехи коллег вас радуют так же, как свои. Если случается конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, обычно начинаете с себя. Вы умеете критически осмыслить и проанализировать свою деятельность. Вы пользуетесь авторитетом у своих учеников, коллег и родителей.
Если вы набрали от 18 до 21 очка – ошибка в том, что вы не всегда последовательны в организации воспитательной деятельности. Следовало бы четко продумывать цели и задачи, которые вы хотите реализовать. Признайтесь, что вы не всегда анализируете свою воспитательную деятельность. При выборе форм работы отдаете предпочтение традиционным, проверенным. Вы интересуетесь опытом других, но не всегда стремитесь реализовать интересные идеи в своей практике. Часто принимаете решения сами, а надо поощрять у учеников стремление к самостоятельному принятию решений. Больше доверяйте и советуйтесь с родителями учеников. Главное – вы видите, над чем надо работать, в этом залог успеха.
Если вы набрали от 14 до 17 очков – пора бить тревогу. Вы не справляетесь с организацией воспитательной работы. Затрудняетесь организовать себя и учеников. Идеи, которые возникают у вас и у ваших учеников, так и не находят воплощения. В классе часто возникают конфликтные ситуации по разному поводу, которых можно избежать, будь вы более внимательны к ученикам и терпимы. Обратиться за помощью, советом к коллегам, родителям вам не позволяет ваша гордость и, может быть, нежелание “выносить сор из избы”, но о ваших неудачах знают в коллективе. Постарайтесь идти от интересов учащихся. Найдите “болевые” точки, планируйте каждый свой день. Многое зависит только от вас самих.
Если вы набрали 13 очков и менее – ваши затруднения естественны. Не отчаивайтесь. Главное – вы хотите работать творчески, вам нравится быть вместе с детьми. Вы критически относитесь к себе, к своей деятельности, вам интересен опыт других. Другое дело, если вы опустили руки из-за неудач, потеряли веру в свои силы, разочаровались в своих учениках. Соберитесь, взгляните на себя и свою воспитательную деятельность критически. При желании вы можете изменить ситуацию.
Суммируйте очки по всем четырем группам.
Если вы набрали 80 очков и более – ваш уровень готовности к воспитательной деятельности высокий.
Если вы набрали от 64 до 79 очков – уровень готовности средний.
Если вы набрали от 48 до 63 – уровень готовности низкий.
Если вы набрали меньше 47 очков – уровень готовности базовый.
Определите уровень своей готовности к воспитательной деятельности, еще раз проанализируйте вопросы теста, и вы легко можете ориентироваться в выборе путей повышения уровня своей готовности. Естественно, у каждого будут свои пути и свои способы перехода с одного уровня на другой (от низкого к более высокому). Попытаемся выделить основные:
I. Развивайте в себе профессиональные качества (общительность, доброжелательность, тактичность, любовь к детям, ответственность, увлеченность, самокритичность и др.). Ответ на вопрос “как?” вы найдете в психолого-педагогической литературе.
Советуем обратиться к следующим книгам:
Леви, В. Искусство быть другим. – М., 1981.
Везет же людям. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
Куликова, Л. Н. Воспитай себя. – М.: Просвещение, 1991.
Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.
Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя. – М., 1967.
Профессия – учитель. – М.: Педагогика, 1987 и др.
II. Повышайте свой теоретический уровень. Для этого приведите в порядок свою домашнюю библиотеку. Регулярно просматривайте периодическую печать. Найдите время, чтобы обратиться к трудам замечательных педагогов: Ушинского, Каптерева, Блонского, Шацкого, Макаренко, Сухомлинского. Постарайтесь осмыслить их воспитательные идеи. Выступая на педсоветах, методических объединениях, используйте свои знания в области теории вопроса. Узнайте, какие проблемные курсы, семинары проводятся в ИПК, на каких кафедрах, у каких ученых вы можете получить квалифицированную консультацию.
Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей
Инструкция
Выразите, пожалуйста, свое отношение к приведенным суждениям. Если Вы согласны с суждением, поставьте, пожалуйста, знак «+»; если Вы согласны лишь отчасти, то знак «+ -»; если Вы не согласны, то поставьте знак «-».
Анкета
Результаты анкетирования необходимо внести в представленную ниже таблицу по следующей схеме: вместо знака «+» вписать 1, вместо знака «+-» вписать 0,5, а вместо знака «-» вписать 0.
№ | Суждение | Ваш ответ |
1 | Как учитель, глядя в будущее, я испытываю сомнения и безнадежность | |
2 | Обстоятельства на работе складываются совершенно не так, как бы мне хотелось | |
3 | Я плохо понимаю, как я должен воспитывать своих учеников | |
4 | У меня сейчас больше проблем, чем у многих других учителей | |
5 | Я хочу лучше разбираться в жизни | |
6 | Я пытаюсь влиять на педагогический процесс в школе | |
7 | Часто в трудностях учитель обретает смысл своей профессиональной деятельности | |
8 | Я стараюсь обсудить с другими учителями свои проблемы | |
9 | Мне трудно и неинтересно осваивать новые знания по предмету | |
10 | Часто после работы я чувствую себя очень усталым(ой) | |
11 | То, что раньше было для меня так важно, совершенно перестало быть таковым сейчас | |
12 | К сожалению, ученики плохо понимают меня | |
13 | Я считаю необходимым подвергать анализу свои профессиональные взгляды и позиции | |
14 | Я всегда могу придумать на уроке что-либо такое, что позволит реализовать мою задумку, идею | |
15 | Я знаю, что имеет высший непреходящий смысл и как я могу реализовать его в своей профессиональной деятельности | |
16 | Я с уважением отношусь к ученику, к его уникальности и проблемам | |
17 | Я не вижу серьезной необходимости обновлять используемые методы работы | |
18 | Раньше у меня было больше шансов добиться успеха, чем теперь | |
19 | Все чаще я перестаю видеть положительные результаты своей профессиональной деятельности | |
20 | То, что я делаю, коллеги часто понимают совершенно неверно | |
21 | Я люблю знакомиться с новым взглядом на вещи, с иной позицией | |
22 | Я всегда могу найти время на радость, даже на уроке | |
23 | Я хочу, чтобы людям жилось лучше, и знаю, что это зависит и от меня | |
24 | Я люблю праздники в школе, когда все ученики и учителя чувствуют единение | |
25 | Я не знаю, что будет дальше, но мои отношения на работе слишком мало устраивают меня | |
26 | Постоянные заботы, дела. У меня практически не остается времени на личную жизнь | |
27 | Я требую от учеников, чтобы они знали то, что я им даю, хотя часто думаю, что им это вряд ли пригодится | |
28 | Жизнь часто бывает ко мне несправедлива | |
29 | Мое мнение о мире изменяется на протяжении жизни | |
30 | Я верю, мне хватит внутренних сил, чтобы преодолеть сложности жизни | |
31 | По-моему, не следует придавать слишком большое значение ошибке, которую совершает человек. Важно найти способ исправить ее | |
32 | Я обдумываю с разных позиций себя, свое поведение. Часто я пытаюсь понять, как меня видят мои ученики, учителя, родители учеников | |
33 | В нашей школе вряд ли могут произойти позитивные изменения | |
34 | У меня есть задумки, но нет возможностей, чтобы реализовать их | |
35 | Я хочу, чтобы моя работа меньше затрагивала мое личное время | |
36 | Мои профессиональные проблемы кажутся другим незначительными | |
37 | Я знаю много людей, умело решающих проблемы самореализации в профессии | |
38 | Если обстоятельства на работе не благоприятствуют мне, я вполне реализую себя в частной жизни, в своих хобби и увлечениях | |
39 | Каждый человек может поставить перед собой цель, работать и добиться успеха | |
40 | Я стараюсь обращать внимание на успехи ученика, а не выискивать его недостатки | |
41 | То, что будет в будущем с моими учениками, мало зависит от меня | |
42 | Меня не устраивают роли, которые заставляет играть жизнь | |
43 | Я легко могу поменять свою работу | |
44 | Все меньше я вижу вокруг себя умных и справедливых людей | |
45 | Если я вижу, что мои действия не приводят к положительному результату, я могу остановиться и начать все совершенно по-другому | |
46 | В жизни есть много прекрасных сторон, и деньги определяют очень мало | |
47 | Я люблю своих учеников и обретаю в работе смысл и радость | |
48 | Я открыто раскрываю коллегам свои проблемы, и они делятся со мной своими проблемами | |
49 | Я испытываю тревогу, когда задумываюсь о своей работе в школе | |
50 | Для меня важно получать за свою работу большие деньги | |
51 | Я не знаю, что сегодня правильно, а что нет | |
52 | Другие учителя видят в работе больше положительных результатов, чем я | |
53 | Чтобы учить детей, человек должен иметь представление о разных сторонах жизни | |
54 | От моего мнения и предложений зависит то, что делается в школе | |
55 | Я умею находить в своей жизни и в работе интересные, положительные моменты | |
56 | Меня волнуют интересы моих учеников, то, что они думают, чем живут, о чем переживают |
Интерпретация результатов
Первые четыре столбца характеризуют представленность кризисогенных факторов.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | ||||||||
воп-рос | от-вет | воп-рос | от-вет | воп-рос | от-вет | воп-рос | от-вет | воп-рос | от-вет | воп-рос | от-вет | воп-рос | от-вет | воп-рос | от-вет |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||||||||
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | ||||||||
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | ||||||||
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | ||||||||
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | ||||||||
49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | ||||||||
Итого | Итого | Итого | Итого | Итого | Итого | Итого | Итого |
Первый столбец (А) — фактор отсутствия перспективы.
Второй столбец (Б) — фактор негативного влияния внешних обстоятельств.
Третий столбец (В) — фактор потери смысла жизни.
Четвертый столбец (Г) — фактор отчуждения.
Для учителя, находящегося в кризисном состоянии, характерны высокие значения этих факторов. Он отчуждается от других людей, считает, что его плохо понимают. Такой педагог считает, что внешние обстоятельства негативно влияют на его жизнь и он не в состоянии самостоятельно определять свои жизненные ориентиры. В результате педагог перестает интересоваться новым, не стремится развивать себя. Следующие четыре столбца характеризуют представленность факторов преодоления кризисов.
Пятый столбец (Д) — фактор ориентации на новое, интенции на развитие.
Шестой столбец (Е) — фактор обретения самоконтроля.
Седьмой столбец (Ж) — фактор обретения целей.
Восьмой столбец (З) — фактор открытости миру.
Для учителя, способного эффективно преодолевать профессиональные кризисы, характерно высокое значение этих факторов. Такой педагог открыт людям, миру, его тревожат не только свои проблемы, но и проблемы других людей, которые он стремится решать. Поэтому учитель постоянно работает над собой, интересуется новой информацией. Все это позволяет ему лучше осознавать себя и вырабатывать четкие цели, принимать решения и следовать им. Такой человек обретает самоконтроль, он преодолевает внешние обстоятельства и эффективно реализует себя в жизни.
Карта «Затруднения педагогов»
Инструкция для педагогов
Данная анкета предназначена для изучения Ваших затруднений с целью оказания Вам практической помощи в организации своего непрерывного образования. На ее основе будут внесены изменения в плане методической работы школы и методических объединений. Просим Вас внимательно ознакомиться с вариантами ответов на вопрос: «Испытываете ли Вы затруднения при …» и ответить на них. Кроме того, мы просим Вас отметить вопросы, при ответах на которые Вы испытывали затруднения (поставьте знак + в графе 2, 3 или 4 при положительном ответе).
Вид деятельности | Нет. Могу поделиться опытом | Скорее нет, чем да | Скорее да, чем нет | Да. Хотелось бы получить помощь |
I | II | III | IV | V |
Определение педагогических задач по формированию детского коллектива | ||||
Планирование работы с классом и видение перспектив своей деятельности | ||||
Определение уровня воспитанности учащихся | ||||
Воспитание сознательной дисциплины учащихся | ||||
Организация деятельности детских органов самоуправления | ||||
Работа с детскими организациями, органами самоуправления | ||||
Индивидуальная воспитательная работа с учащимися | ||||
Организация взаимодействия родителей учащихся | ||||
Индивидуальная работа с семьями учащихся | ||||
Проведение родительских собраний | ||||
Пропаганда педагогических знаний среди родителей | ||||
Работа над едиными педагогическими требованиями к учащимся | ||||
Привлечение родителей к организации воспитательного процесса | ||||
Трудовое воспитание учащихся | ||||
Эстетическое воспитание учащихся | ||||
Правовое воспитание | ||||
Экологическое воспитание | ||||
Гигиеническое воспитание | ||||
Физическое воспитание | ||||
Профориентационная работа с учащимися | ||||
Проведение классных собраний | ||||
Проведение праздников, утренников, торжеств | ||||
Проведение встреч с интересными людьми | ||||
Проведение устных журналов | ||||
Проведение викторин, КВН | ||||
Проведение вечеров старшеклассников | ||||
Формирование активной жизненной позиции старшеклассников | ||||
Анализ содержания своей воспитательной деятельности, ее результатов | ||||
Изучение возрастных особенностей учащихся | ||||
Изучение физиологических особенностей учащихся | ||||
Изучение личностных особенностей учащихся | ||||
Изучение интересов, особенностей, интеллекта школьников | ||||
Воспитание ответственного отношения к учению | ||||
Предупреждение и преодоление неуспеваемости учеников | ||||
Анализ собственной деятельности и ее результатов | ||||
Выбор темы самообразования | ||||
Планирование самообразовательной деятельности учащихся | ||||
Организация самообразования | ||||
Работа с «трудными» | ||||
Другие затруднения (назовите) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОПРОСНИК-ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Вопросник-характеристика1...
Публичная презентация результатов педагогической деятельности учителя начальных классов Макаровой Натальи Куприяновны
Я работаю учителем начальных классов с 1993 года, после окончания Новокузнецкого государственного педагогического института. В МБОУ «Парбигская сош» – с февраля 2007 года. С 29 апреля 2013 года имею п...
Рабочие программы 1 класс Макарова Е.А.
Календарно-тематическое планирования для 1 класса по программе "Школа Росссии"...
Вопросник — характеристика (неуспевающего учащегося)
Анкета предназначена для сбора сведений о неуспевающем ребенке со стороны работников образовательного учреждения....
Портфолио учителя начальных классов Макаровой М.Ю.
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. Содержания образования имеет исторический характер, поскольку оно определяет...
А.С. Макарова, Я.А. Мищенко г. Санкт-Петербург АРТТЕРАПИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
В статье поднимается проблема использования арттерапевтических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха). Дается и...