Создание ситуации выбора учебного задания на уроке
статья
В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 623 КБ |
статья | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выбор- выделение кого и чего-либо по какому-то признаку из нескольких лиц, предметов, явлений. Толковый словарь Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам. А.Гин
Создание ситуации выбора – предоставление ученику право выбора в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор! Формулировка:
определить понятие «ситуация выбора»; выявить педагогические условия создания ситуации выбора на уроке; разработать алгоритм деятельности педагога и определить последовательность действий учащихся в условиях индивидуального и коллективного выбора; описать различные виды учебных задач, применяемых для создания ситуации выбора. Задачи для освоения
Ситуация выбора — это спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать своё предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Черты ситуации выбора ограничение во времени, так как она занимает некоторую часть (этап)урока; наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения; предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора; проявление каждым школьником своей активности и самостоятельности при решении избранного варианта задания.
Педагогические условия к личностно значимым ситуациям выбора в-третьих, ситуации выбора нужно включать в систему реальных отношений и деятельности ребёнка; в-четвёртых, основанием для расширения свободы выбора должна быть успешная деятельность, которая сопровождается формированием знаний, умений и навыков, необходимых для ее овладения; в-пятых, быть продуманы механизмы защиты ученика от собственных ошибок; - во-первых, эти ситуации должны затрагивать сферу актуальных потребностей и интересов учащихся; - во-вторых, ситуации должны постепенно включаться в систему жизнедеятельности ребёнка
Условия выбора Готовность учащихся к выбору. Педагогическая целесообразность создания ситуации выбора. Стимулирование учащихся к выбору. Аргументация своего выбора Определение степени свободы выбора. Успешность деятельности. Защищённость школьников от собственных ошибок. Оценка результатов решения выбранного варианта.
Алгоритм деятельности учителя по проектированию и построению ситуации выбора. 1.Формулировка цели (задач) применения ситуации выбора на учебном занятии. 2.Определение этапов урока, на которых целесообразно создавать ту или иную ситуацию выбора. 3.Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуацию выбора. 4.Разработка определённого множества вариантов заданий, необходимого для осуществления ситуации выбора. 5.Предварительный анализ каждой учебной задачи для выяснения соответствия разработанных заданий возможностям учащихся.. 6.Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами. 7.Окончательный выбор вариантов учебных заданий. 8.Продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуации выбора на уроке 9.Включение разработанной ситуации выбора в план-конспект урока. 10.Определение в ходе учебного занятия оптимального момента для создания ситуации выбора. 11. Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора.
Внимательно прочти все варианты учебных заданий. Постарайся осмыслить каждое задание. Попробуй соотнести свои желания с собственными возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи. Выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям. Постарайся объяснить (обосновать) выбор, который ты хочешь сделать. Теперь выбирай и направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания. Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора. Алгоритм действий ученика в ситуации выбора
Варианты ситуаций выбора Природоведение « Комнатные растения» а) подготовить сообщение о комнатных растениях, за которыми ухаживают цветоводы класса; б) написать сочинение-рассуждение «Можно ли дикорастущее растение сделать комнатным»; в) оформить книжку-самоделку «Сказка о комнатных растениях». Ф акультатив а) альбом с рисунками «Тобой любуюсь, Хабаровск мой!». б) поэтическая тетрадь «Хабаровский калейдоскоп». в) составить путеводитель по памятным местам г. Хабаровска. Русский язык Словарные слова по теме «Птицы» а) записать словосочетания б) составить кроссворд. в) написать рассказ о птицах .
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Создание ситуации выбора учебного задания на уроке.
Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать.
Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам.
А. Гин
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили.
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые... Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.
ФОРМУЛИРОВКА: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
Важнейшее педагогическое условие становления индивидуальности ученика в процессе обучения — создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желанный выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. Уникальность индивидуальности конкретного человека заключается не в том, что он представляет собой неповторимое сочетание некоего набора признаков, а в том, что он как индивидуальность формируется в процессе свободного выбора жизненного пути в определённых условиях. Это можно сделать в рамках современной системы обучения.
Создание педагогически грамотной ситуации выбора — дело не простое. То учитель не мог правильно подготовить ситуацию выбора, то школьники оказывались неготовыми адекватно действовать в создаваемой ситуации. Чтобы данный элемент личностно ориентированного урока был освоен и технологически обеспечен, надо решить следующие задачи:
- определить понятие «ситуация выбора»;
- выявить педагогические условия создания ситуации выбора на уроке;
- разработать алгоритм деятельности педагога по её моделированию и построению на учебном занятии и определить последовательность действий учащихся в условиях индивидуального и коллективного выбора;
- описать и систематизировать различные виды учебных задач, применяемых для создания ситуации выбора.
Применительно к личностно ориентированному обучению ситуация выбора — это спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать своё предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Ситуации выбора, как видно из определения, присущи следующие черты:
а) ограничение во времени, так как она занимает некоторую часть(этап)урока;
б) наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения;
в) предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора;
г) проявление каждым школьником своей активности и самостоятельности при решении избранного варианта задания.
Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребёнка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность.
Какие педагогические условия надо соблюдать при создании данной ситуации на учебном занятии?
Личностно значимые ситуации выбора, как полагает профессор Т.В. Машарова, должны соответствовать пяти требованиям:
—во-первых, эти ситуации должны затрагивать сферу актуальных потребностей и интересов учащихся;
— во-вторых, ситуации должны постепенно включаться в систему жизнедеятельности ребёнка по мере развития у него субъектных способностей, умений самостоятельно определять цель и средства её достижения, нести ответственность за полученный результат;
- в-третьих, ситуации выбора нужно включать в систему реальных отношений и деятельности ребёнка, т.е. ученик должен получать реальное переживание за последствия своего выбора, что позволит ему выработать собственную систему ценностей;
—в-четвёртых, основанием для расширения свободы выбора должна быть успешная деятельность, сопровождающаяся формированием знаний, умений и навыков, необходимых для овладения ею;
— в-пятых, несформированность качеств субъекта деятельности делает учителя и ученика неравными в ситуации выбора - в смысле ответственности за результаты деятельности, поэтому должны быть продуманы механизмы защиты ученика от собственных ошибок.
В процессе опытно-педагогической деятельности выяснилось, что при проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать следующие обстоятельства:
1.Готовность учащихся к выбору.
Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, необходимо научить школьников делать выбор в соответствии со своими возможностями. Для этого учитель постепенно вводит ситуации выбора в учебный процесс и формирует у учащихся умение адекватно действовать при совершении выбора. От урока к уроку увеличивается количество вариантов для выбора, усложняются решаемые учениками задачи, возрастают требования к проявлению самостоятельности учащихся.
2.Педагогическая целесообразность создания ситуации выбора.
Данная ситуация создаётся учителем не ради обязательного использования её на уроке как одного из элементов личностно ориентированного обучения, а с определённой целью. Учитель должен сам определить, на каком этапе урока и при изучении какого содержания использование ситуации выбора будет целесообразным и эффективным.
- Стимулирование учащихся к выбору.
С этой целью учитель чётко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии оценки.
- Аргументация своего выбора.
Учащиеся должны уметь обосновывать свой выбор. Для этого учитель должен научить школьников аргументировано объяснять, почему они отдают предпочтение тому или иному избираемому варианту.
- Определение степени свободы выбора.
Учитель должен хорошо представлять степень свободы выбора в создаваемой ситуации: будет ли она жёстко ограниченной (или нет) при осуществлении коллективного индивидуального выбора.
- Успешность деятельности.
Предлагая варианты учебных заданий, учитель должен быть уверен в том, что школьники обладают достаточным объёмом знаний, умений и навыков, необходимыми источниками информации для их успешного решения.
7. Защищённость школьников от собственных ошибок.
Учащиеся должны быть уверены, что имеют право и на неудачу. Учителю необходимо проанализировать весь процесс деятельности ученика, найти этап, на котором была допущена ошибка, корректно объяснить причины неудачи и обязательно отметить то, что делалось учащимся правильно.
8. Оценка результатов решения выбранного варианта.
Учитель по возможности должен оценить результаты выполнения избранного учащимся варианта учебного задания. Очень важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.
Ситуация выбора на уроке не возникает случайно. Она моделируется и строится учителем. Несмотря на специфические особенности преподавания каждого учебного предмета, можно выделить общие этапы и схожие действия педагогов по её созданию.
Алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на личностно ориентированном уроке должен включать следующие этапы и действия:
- Формулировка цели (задач) применения ситуации выбора на учебном занятии.
- Определение этапов урока, на которых целесообразно создавать ту или иную ситуацию выбора.
- Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуацию выбора.
- Разработка определённого множества вариантов заданий, необходимого для осуществления ситуации выбора.
- Предварительный анализ каждой учебной задачи для выяснения соответствия разработанных заданий возможностям учащихся. Педагогу надо при этом учитывать:
- познавательные интересы и потребности учащихся;
- наличие у них опорных знаний и умений;
- развитость творческих способностей учеников;
- сформированность в классном сообществе навыков индивидуальной и коллективной (групповой) учебной деятельности;
- готовность детей осознанно и умело совершать выбор.
- Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами.
- Окончательный выбор вариантов учебных заданий.
- Продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуации выбора на уроке:
- подбор приёмов и методов стимулирования, учащихся к совершению выбора;
- определение конкретных форм выполнения учебных заданий;
- расчёт времени, требующегося для осуществления ситуации выбора;
—определение степени свободы действий учащихся в данной ситуации;
—разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения учебных задач и т.п.
9. Включение разработанной ситуации выбора в план-конспект урока.
10.Определение в ходе учебного занятия оптимального момента для создания ситуации выбора.
- Реализация учителем на уроке своих проектных разработок.
- Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора.
Способность адекватно действовать в ситуации выбора развивается у человека постепенно. Поэтому одной из важных задач учителя, использующего личностно ориентированные технологии обучения, является формирование у уча щихся умений делать выбор, принимать самостоятельные решения.
Разработаны памятки для учащихся, помогающие детям осваивать алгоритм действий в ситуации выбора.
В памятке для осуществляющих индивидуальный выбор предлагаются такие советы:
- Внимательно прочти все варианты учебных заданий.
- Постарайся осмыслить каждое задание.
- Попробуй соотнести свои желания с собственными возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи.
- Выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям.
- Постарайся объяснить (обосновать) выбор, который ты хочешь сделать.
- Теперь выбирай и направляй свои усилия на выполнение избранного варианта
задания.
- Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.
Для субъектов коллективного выбора в памятке рекомендуется использовать в совместной деятельности следующий алгоритм действий:
- Внимательно прочтите предложенные на ваш выбор варианты учебных заданий.
- Вместе проанализируй те содержание и варианты выполнения каждого из них.
- Соотнесите индивидуальные и коллективные возможности членов своей группы с уровнем сложности предлагаемых заданий.
- Учитывая мнение каждого члена группы, выберите тот вариант, которому отдаётся коллективное предпочтение.
- Разработайте план совместных действий по решению избранного задания.
- Попробуйте добиться того, чтобы каждый член группы внёс свой вклад в выполнение задания.
- Вместе решите, кто и как представит результаты вашей совместной работы.
- Оцените успешность сделанного выбора и результативность деятельности каждого члена группы и вашего коллектива в целом.
Чтобы учащиеся смогли освоить алгоритмы индивидуальной и совместной деятельности и, следовательно, научились правильно действовать в ситуации выбора, надо создавать такие ситуации не от случая к случаю, а сделать их неотъемлемой частью большинства учебных занятий. Педагогам следует позаботиться и о широком спектре создаваемых ситуаций. В зависимости от учебной задачи, форм, способов и условий её решения можно моделировать и строить различные ситуации выбора. Их вариативность обусловливается следующими обстоятельствами:
- степенью свободы выбора ученика;
- формой организации учебной деятельности;
- сложностью предлагаемых для выбора заданий;
- формой выполнения учебного задания;
- степенью самостоятельности действий учащихся;
—возможностью использования при выполнении задания различных источников информации.
Вот только некоторые примеры свободного выбора: "В. Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С. Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И. П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала.'"
Конечно, перечень примеров можно значительно расширить.
Назовем некоторые возможные педагогические приемы в ситуациях реального выбора ученика:
– выбор учебных заданий разного уровня (репродуктивных, продуктивных, проблемных);
– выбор из двух заданий, где в одном варианте надо находить несколько способов решения задачи, а в другом варианте – быстро получить результат;
– выбор в ситуации с ограниченными условиями (например, меньше времени – и субъективного дефицита, когда времени столько же, но говорится, что меньше);
– выбор из решенных задач разной трудности некоторых наиболее понравившихся;
– выбор ситуации конфликта между познавательным и социальным мотивами;
– ситуации нравственного выбора
Рассмотрим некоторые варианты ситуаций выбора, создаваемых на уроках.
1. Например, на этапе изучения нового материала по теме «Пищеварение» предлагает выяснить, что и как происходит с пищей в полости рта. Для этого они знакомятся с изложенной в учебнике информацией, а затем отвечают по выбору на два варианта вопросов, записанных на доске: Предложенные варианты отличаются по степени сложности задания. Если ответы на вопросы I варианта ученики могут найти в тексте учебника, то II вариант, составленный из вопросов повышенного уровня сложности, требует использования учащимися умения устанавливать причинно-следственные связи, знаний из ранее изученных тем. При проверке результатов выполнения заданий учитель сначала предоставляет слово ученикам, выбравшим I вариант, а потом отвечают учащиеся, избравшие вопросы II варианта.
I вариант | II вариант |
1. Какие органы человека входят в систему пищеварения? | 1.Почему важно переваривать пищу? |
2. Что происходит с пищей в ротовой полости? | 2. Объясните правильность поговорки: «Когда я ем, я глух и нем ». |
2. На уроке истории по теме «Подвиг народа в Великой отечественной войне»
предлагается учащимся 4-го класса ответить на вопрос: как происходила борьба советского народа с фашистскими захватчиками? В поиске ответа ученики могут воспользоваться одним из четырёх источников информации:
а) учебным пособием;
б) сборником документов и материалов по истории ;
в) учебным пособием «Очерки истории»;
г)картами.
3 На уроке природоведения учитель при изучении темы «Комнатные растения» предлагает ученикам выбрать и выполнить дома одно из трёх заданий:
а) подготовить сообщение о комнатных растениях, за которыми ухаживают цветоводы класса;
б) написать сочинение-рассуждение «Можно ли дикорастущее растение сделать комнатным»;
в)оформить книжку-самоделку «Сказка о комнатных растениях».
4 На уроках русского языка при изучении словарных слов по теме «Птицы» можно предложить следующие задания:
а) записать словосочетания.
б) составить кроссворд.
в) написать рассказ о птицах.
5. При подготовке к факультативным занятиям используется групповая форма с заданиями для выбора:
а) альбом с рисунками «Тобой любуюсь, Хабаровск мой!».
б) поэтическая тетрадь «Хабаровский калейдоскоп».
в) составить путеводитель по памятным местам г. Хабаровска.
Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы и методы создания ситуации успеха на разных этапах урока
Опыт работы учителя начальных классов по организации приемов и методов создания ситуации успеха на разных этапах урока...
Приемы и методы создания ситуации успеха на разных этапах урока
Опыт работы учителя начальных классов по организации приемов и методов создания ситуации успеха на разных этапах урока...
обобщение педагогического опыта на тему:«Технология проектирования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках в начальных классах»
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетных проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителей есть возможнос...
Презентация на тему: "создание ситуаций успеха и неуспеха на уроках в начальной школе"
Презентация на тему: "создание ситуаций успеха и неуспеха на уроках в начальной школе"...
Презентация на тему: "Методика использования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики в начальной школе."
Презентация на тему: "Методика использования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики в начальной школе."...
Доклад на тему «Создание ситуации успеха для учащихся на уроках математики с применением игровых технологий»
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пыт...