Модель образовательного процесса по развитию учебно-познавательных и творческих способностей учащихся
учебно-методический материал
Модель образовательного процесса по развитию учебно-познавательных и творческих способностей учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то».
Антуан де Сент-Экзупери.
Эти слова обращены к каждому из нас, к каждому, кто в ответе за наших детей. Нельзя упускать такой благодатный детский возраст, когда ребенок наиболее восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира, пока он не разучился удивляться многому тому, чему мы, взрослые, разучились радоваться.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых. Вот как об этом говорил Плутарх: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти.». И в нашей с вами власти направить все усилия на активизацию познавательного интереса учащихся, развитие их творческих способностей.
Учителя не всегда понимают ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ надо развивать и вообще надо ли это делать, если на уроке не хватает времени на отработку знаний, умений и навыков. Заниматься же развитием просто необходимо, и делать это надо систематически и целенаправленно.
Практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде, на развитие воспроизводящей памяти ученика, хотя само обучение является в сущности диалоговым процессом. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимание на содержание задач, характер и форму вопросов, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика.
Но современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им неинтересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они не склонны слушать слишком подробные объяснения учителя. Они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. И великолепным способом решения данной проблемы являются:
- познавательные задачи, развивающие способности детей, задачи, которые вызывают повышенный интерес и готовность их решать;
- занимательность на уроке.
Задача - это начало, исходное звено познавательного поискового и творческого процесса. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» (Э. Кант).
Под занимательностью на уроке понимаются те компоненты урока (способы подачи учебного материала, специфические свойства информации и заданий, связанные с учебным материалом, а иногда и с организацией обучения), которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у учащихся к учебному предмету и способствует созданию положительной эмоциональной обстановки учения.
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики.» (К.Д. Ушинский). По К.Д. Ушинскому всю занимательность обучения принято делить на «внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю». Конечно, «внутренняя» предпочтительнее «внешней» и удельный вес ее постепенно должен увеличиваться.
Все материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы: занимательные по форме; занимательные по содержанию; занимательные по форме и содержанию. Следует учитывать, что основу занимательности должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом. Целесообразно также учесть и воздействие занимательного обучения на мыслительную деятельность ученика. Положив оба эти фактора в основу получим следующее разбиение: организационная занимательность; информационная занимательность; внеучебные задания занимательного характера;учебные занимательные задания.
Под организационной занимательностью понимают занимательность, связанную с организацией урока и лишь косвенно- с учебным материалом (стимулирует).
Под информационной занимательностью понимают информацию учебно-познавательного характера, которое вызывает любопытство учащихся. Обычно эта информация не ставит перед учащимися проблемы, а заставляет их задуматься об общих вопросах математики (информирует, заставляет слушать).
Под внеучебными занимательными заданиями понимают задачи, не связанные непосредственно с программным материалом.
Под учебными занимательными заданиями понимают задания, непосредственно связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися. Такие задания ценны тем, что они наряду с привитием школьникам интереса к учению, способствуют также развитию их познавательной активности и накоплению учебных знаний, умений и навыков.
Занимательные задания могут быть репродуктивного или творческого характера.
Перечислим виды занимательных заданий.
Занимательные вопросы, задачи, упражнения. Любые компоненты учебной задачи могут быть иногда необычными для учащихся.
Практические работы занимательного характера. Под этим понимают такую работу, при выполнении которой ученик попадает в необычную ситуацию, где необходимо проявить смекалку, чтобы выполнить поставленное задание Причем практическая работа составлена таким образом, что ее выполнение невозможно без хорошего знания учебного материала.
Дидактические игры. В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема, т.е. игра выполняет на уроке те же функции, что и занимательная задача. Так как дидактическая игра может носить и репродуктивный и творческий характер, то можно выделить два вида таких игр: игровая ситуация , когда ученика увлекает форма задания; математическая игра , когда ученика увлекает содержание задания. Возможны сочетания этих двух видов.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно рассмотреть следующую базовую модель урока, направленную на развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в системе специальных уроков развития, а также занятий по различным учебным предметам. Структура его может включать в себя 4 последовательных этапа:
- Разминка.
- Развитие психических механизмов как основы РТС (памяти, внимания, воображения, мышления, наблюдательности).
- Этап выполнения развивающих частично-поисковых задач.
- Решение творческих заданий, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий, развитие способности видеть новое в известном и т.д.
Рассмотрим эти этапы.
Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередование на одном и том же занятии вопросов из разных областей знаний. Это придает дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. В активной фронтальной работе принимает участие весь класс.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Развитие психических механизмов как основы РТС.
Развитое мышление проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания. К сожалению, именно их развитием гак мало занимается нынешняя школа. Необходимо заниматься работой по их формированию и усовершенствованию на основе ввода рациональных приемов, ориентированных на организацию управляемой ( а не путем «проб» и «ошибок») деятельности учащихся. Следует, однако, отметить, что тренировка памяти не заменяет обучения, а способствует повышению его эффективности.
Решение частично- поисковых задач разного уровня. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Общеизвестно, что умение творить - удел немногих и творческая личность является подарком богов. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. По мнению П.Я.Гальперина, «инсайт», «озарение», присущие открытиям, - это свернутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека, знакомого с различными подходами к решению научных проблем, в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и являются выражением именно такого подхода к проблеме развития творческих способностей.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе решения которого учащиеся, как правило, самостоятельно, без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично-поисковым задачам можно отнести, например, такие, как задания на нахождение закономерности, на нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений, задания на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо...
Решение творческих задач можно разделить на два этапа.
1 Творческие задачи связанные с учебной деятельностью. Здесь от ученика требуется поисковая деятельность, неординарный подход и творческое применение знаний.
2. Это задачи интегративного характера повышенной трудности.
Очень оригинальный вид творческих заданий - это задачи, называемые развивающим каноном.. Развивающий канон - упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача состоящая из 6 пространственно - организованных элементов, некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Учитывая специализацию лицея и требования к учащимся в нашем лицее (формирование всесторонней развитой личности, адаптации ее к современным условиям), каждый педагог, работающий в лицее, должен большое внимание уделять творческому подходу в решении различных задач, воспитывая стремление ребенка к расширению своей познавательной деятельности.
Общей нашей задачей является научить человека мыслить.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Варианты вопросов и задач разминки…
- Какое сегодня число?
- Какой день недели был вчера?
- У стола четыре угла.. Один отпилили. Сколько осталось?
- Как правильно сказать: 5+7 равно одиннадцати или адиннадцати (Ответ: двенадцати.)?
- Какая буква третья в слове «вокзал»? А четвертая в слове «солнце»?
- Сколько будет 6+6, деленное на 6?6+6:6?(Ответ: 7, потому что первое действие - деление, хотя более часто отвечают - 2.)
- Может ли муж жениться на сестре своей вдовы?
- Как мама звала в детстве Гоголя?
- Что произошло в 988 году ? (Это год крещения на Руси.)
- Сколько дней в ноябре?
- Сумма каких любых трех чисел может составить число 45?
- Сколько девяток в ряду от 1 до 100? (Как правило, отвечают, что 10, забывая, что есть девятки и в таком ряду: 91,92,93...)
- Что мы слышим в начале урока? (Букву «У».)
- Что принадлежит нам, а употребляется чаще другими? (Наше имя.)
- Как называется третья буква с конца алфавита? А пятая с начала?
- Какая буква в русском алфавите стоит после «Ц»? А в английском перед «N»? Сколько будет 7X8? А 9X9? Какая предпоследняя буква алфавита?
- Название этого месяца заканчивается на «Т». Какой он по счету в году? (Их два - март и август; 3-й и 8-й)
- Сколько букв в имени белобоки?
- Назовите на слух общий звук в словах: блок, стол, крыло, мост; дар, мера, аист, жар.
- По названию страны определите столицу и наоборот: Париж, Япония, Москва, Вашингтон, Италия и т.д.
- В какой стране родился автор «Золушки»? А «Трех мушкетеров»?
Все эти задания, естественно, подбираются в соответствии с уровнем знаний и умений учащихся.
Усложненная разминка, ответы на которую учащиеся должны записывать в тетрадь:
- К количеству букв в названии столицы нашей Родины прибавьте количество звуков в слове «ЯБЛОКО».
- Число ((мгновений весны» умножьте на количество членов дуэта.
- Сколько в сумме разных цветов на флагах России и Германии?
- От десятой части температуры кипения воды отнимите количество сантиметров в половине дециметра.
- Чему равно произведение всех цифр?
- Поделите количество раз, которое рекомендуется в пословице отмерить, на количество раз отрезания.
Обратите внимание на порядок ответов и пользуясь ключом, записанным на доске, определите зашифрованное слово из шести букв и назвать конкретного представителя полученного семейства:
Е | А | Д | С | Е | О | З | И | М | Л |
0 | 8 | 7 | 10 | 5 | 15 | 13 | 32 | 34 | 11 |
Ответ:1.6+7=13 «13»; 2. 17X2=34 «М»; 3. 3+3=6, но один цвет - красный общий, следовательно, различных цветов - 5 «Е»; 4. 10-5=5 «Е»; 5. Оно равно 0 - «Е» 6. 7:1=7.
Получается ЗМЕЕЕД, то есть животное, которое ест змей, например, мангуст.
Цифровой диктант
К еще одной из разновидностей разминки можно отнести прием, позаимствованный из программированного обучения, - цифровой диктант. Этот вид работы является более простым, чем предыдущие, так как от учащихся требуется не формулировка ответа на вопрос, а умение правильно отреагировать на утверждение учителя.
Если ребенок считает высказывание педагога правильным, он должен молча поставить в тетради «1», если нет - «0». Ответы группируются в трехзначные числа, которые можно быстро проверить.
Я утверждаю, что:
- 348 делится на 8 без остатка.
- Столица Австралии - Сидней.
- Автор «Ромео и Джульетты» - Прокофьев
- Существительное «мозоль» - женского рода.
- В Южной Америке есть страна, которая называется Серебряная
- Кораллы - это растения.
- 888 можно разделить так, чтобы ничего не осталось.
- Следующее словосочетание звучит правильно в следующем написании: «Нет носков и чулок».
- Вторая мировая война началась 22 июня 1941 года.
- Мы - жители третьей планеты.
Общий ответ: 001 110 1101
Пояснения к некоторым утверждениям: в Южной Америке есть страна Аргентина (вспомните химию: аргентум - это серебро); 888 можно разделить пополам горизонтальной линий, и получим шесть нулей; вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года, а 22 июня 1941 года - начало Великой Отечественной войны, Земля па самом деле третья планета от Солнца.
Необходимо также отметить, что выполнение заданий такого типа подготавливает детей и к решению оригинальных творческих задач.
В заключение обзора заданий разминки заметим, что возможно чуть усложнять данный вид работы за счет использования так называемою принципа «вариации несущественных признаков учебного материала» (С.М.Бондаренко) Это значит, что лучше, например, задан такой вопрос: «Назовите сумму последних цифр года рождения автора «Евгения Онегина», чем «Знаете ли вы, когда родился А,С. Пушкин?» или: «Сколько слов в официальном названии страны со столицей Вашингтон?», чем «Столица какой страны Вашингтон?»
Режим такого диалога между учителем и учениками должен быть щадящим: ни в коем случае не даются негативные оценки.
Развитие психологических механизмов как основы памяти, внимания, воображения, наблюдательности.
1. задание на развитие памяти
Предлагается очень внимательно прочитать три раза ряды из восьми слов, попытаться их запомнить, а затем закрыть написанное листом бумаги и письменно ответить на мои вопросы в конце задания.
МАМА | ДЕТИ | ЧЕЛОВЕК | БРАТ |
ДОБРОТА | ТЕТЯ | МУЖЧИНА | РЕБЕНОК |
Вопросы:
- Сколько букв в предпоследнем слове?
- Сколько слов состояло лишь из одного слога?
- Какое слово употреблено и в единственном, и во множественном числе?
- Назовите третье с начала слово.
- Сколько слов заканчивалось на согласную?
- Сколько слов заканчивалось на «А»?
- Какие слова, обозначающие существительные ЖЕНСКОГО рода, вы запомнили?
- Встречалась ли в названных словах буква «Ж»?
2. задание на развитие слуховой памяти
Прослушайте внимательно два раза следующий текст, а затем ответьте на вопросы, приводимые ниже.
Вам дали указание: Откройте журнал на восьмой странице и найдите второй абзац снизу. В этом абзаце на третьей строчке сверху вы увидите прилагательное, записанное пятью буквами, в котором пропущена удвоенная «Н». Исправьте запись.
А теперь, не подглядывая в предыдущий текст, поставьте так + или - (в зависимости от правильности) напротив следующих утверждений:
- Вам надо было открыть газету на восьмой странице.
- Вам предложили найти второй абзац снизу.
- Нужный нам абзац состоял как минимум из трех строчек.
- В найденном вами слове было шесть букв.
- Если бы слово было написано правильно, оно состояло бы из семи букв.
Приведите пример слова, которое вам следовало бы найти.
3. задания на развитие внимания
Учащимся предлагаются две таблицы, в каждой из которых в разнобой должны быть записаны числа от 1 до 20:
1 | 16 | 8 | 13 | 2 | 11 | 3 | 8 | |
12 | 9 | 19 | 2 | 20 | 6 | 14 | 16 | |
20 | 4 | 14 | 18 | 18 | 17 | 7 | 5 | |
7 | 15 | 10 | 5 | 10 | 4 | 15 | 13 |
Таб. №1 Табл№2
Учитель отмечает, что если чисел 20, то клеточек в таблицах всего 16. Это означает, что какие-то четыре цифры в каждой таблице пропущены. От школьников требуется, не водя рукой по рисунку (а только глазами), отследить все числа и выписать недостающие. В нашем случае в первой таблице отсутствуют 3,6,11,17; во второй таблице не хватает 1,9,12,19.
Опыт показал, что такой психологический тест, направленный на выявление, а при систематическом использовании и на развитие уровня внимания, быстроты реакции, умения соотносить пространственные величины, может быть с успехом применен и как тренировочное упражнение с определенными дидактическими нагрузками..
Эти задания можно назвать задачами со сменой установки так как, преследуя конкретные дидактические цели, мы как бы «обманываем» ученика, пытаясь менять привычные приемы и условия репродуктивного задания. Сравним, к примеру, следующие два подхода:
Первый вариант. При проверке усвоения таблицы умножения учитель говорит: «Ребята, воспроизведите таблицу умножения на 4 - Естественно, что при таком подходе трудно рассчитывать на возбуждение у учащихся интереса к работе и особой активности - все это уже привычно для них и скучно. Но если это же задание представить детям в ином, более интересном виде, то и результат будет совсем иной.
Второй вариант. Учитель говорит: «Ребята, сегодня я покажу вам задание, которое могут предложить разведчикам для проверки быстроты их реакции. Перед вами ряд чисел:
4, 15, 36, 8, 12, 5, 21, 24, 16. 3. 7, 20 Как можно быстрее подчеркните лишь те из них. которые делятся
без остатка на 4».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Частично-поисковые задачи разного уровня.
Частично-поисковая задача содержит такой вил задания, в процессе решения которого учащиеся, как правило, самостоятельно, без участия учителя или при его незначнтельной помощи.
Примеры задач частично-поискового характера:
- В какие группы можно объединить следующие слова: шкаф, конфеты, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, роза, варенье?
- По какому признаку можно объединить следующие числа: 121, 40, 31, 22? (По сумме цифр, из которых они состоят: она в каждом случае равна 4.)
- 2, 9, 20? (По начальной букве. Название каждого числа
- начинается с буквы «Д».)
- 1, 5, 7? (По количеству букв в слове.)
- Проанализируйте следующие ряды чисел, выявите закономерность и продолжите запись:
- 1,3,4,7,11,18...
2,8,3,7,4,6...
- Разгадайте такие внешне похожие ребусы:
- 1 ОЧКА, 1 БОР, ш1A, ПА3ОТ, Ф1 А, 2Д, П02Л Ответы: одиночка, разбор, школа, патриот, фраза, парад, подвал.
- Посмотрите на это выражение: 9+8=5. С точки зрения математики, это полный абсурд. Но все же подумайте и попытайтесь сообразить, догадаться, в какой ситуации оно будет верно.
Ответ: это возможно на «языке часов». Так, если к девяти часам утра прибавить восемь, получится семнадцать часов дня, а в разговорной речи - пять часов. Красивый ответ! Не правда ли?
Решение творческих задач
- У школьников спрашивают: «Как, пользуясь тремя карточками с цифрами 9, 2, 9 и используя два математических знака «+»У изобразить сумму 20?
9+2+9=20
После этого предлагается при тех же условиях изобразить сумму 14.
Ответ: необходимо догадаться перевернуть две карточки «вверх ногами» -
6+2+6=14
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Развивающие каноны
1-й блок
ЗАДАНИЕ А | ЗАДАНИЕ Б | ЗАДАНИЕ В | |||
7 | С | ЖАРКО | Х | ВЕЗУВИЙ | ? |
8 | В | ХОРОШО | П | МОСКВА | Г |
9 | ? | МНОГО | ? | ДОН | Р |
Ответ: в правом ряду первая буква- это название цифры левого ряда(Д- десять) | Ответ: в правом ряду первая буква антонима к5 слову левого ряда (М- мало) | Ответ: из области географии(В- вулкан) |
2-й блок
ЗАДАНИЕ А | ЗАДАНИЕ Б | ЗАДАНИЕ В | |||
КОРОВА | Т | СОБАКА | Л | ДО | К |
КУРИЦА | Ц | ЛОШАДЬ | Р | ? | ПА |
ЛОШАДЬ | ? | КОРОВА | ? | МИ | РАЖ |
Ответ: Ж- жеребенок | Ответ: М- мычит | Ответ: РЕ- в вертикальном ряду- название нот, а в горизонтальных получаются слова-док, мираж, репа |
Литература.
- Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К – М.: Просвещение, 1998г.
- Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.
- Смолкин А.М. Активные методы обучения. М:1991
- Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. – Минск, 1979.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М:1982
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся
Выступление на второй региональной научно-практической конференции "Инновационная образовательная деятельность:региональный аспект" - 11 декабря 2013 год...
"Развитие орфографической зоркости и творческих способностей учащихся в работе над словарными словами"
Комплекс методических приёмов, заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемыми написаниями....
«Развитие познавательной мотивации и творческих способностей учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности»
Проектная деятельность....
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...
«Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».
Материал по теме "Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся"...
Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по настоящему увлечь предметом исследования, показ...
"Самостоятельная работа - как средство развития учебной деятельности и творческих способностей учащихся"
Обобщение педагогического опыта. Презентация по теме: "Самостоятельная работа - как средство развития учебной самостоятельности и творческих способностей учащихся"...