Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Выступление на второй региональной научно-практической конференции "Инновационная образовательная деятельность:региональный аспект" - 11 декабря 2013 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Вторая региональная научно-практическая конференция «Инновационная образовательная деятельность: региональный аспект» - 11 декабря 2013г.
Выступление «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся»
А.И.Дмитроченко, Л.Н.Иванюченко, О.А.Молчанова
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой
Стаж нашей работы в школе более 25 лет. Но с каждым годом проблемы современного образования постоянно обсуждаются в нашей стране на самом высоком уровне. И если в нашей повседневной жизни их решают взрослые, уже сформировавшиеся люди, то в школе такие же вопросы стоят перед детьми, не имеющими собственных нравственных и моральных ценностей, психологических установок. От наших сегодняшних учеников зависит будущее нашей Родины, поэтому современный учитель должен идти в ногу со временем, не отставать от своих учеников.
Среди учителей нашей школы идет активный процесс поиска инновационных средств, форм и методов с учетом требований стандартов второго поколения. Одной из приоритетных целей методического объединения нашей школы является «Создание условий для развития познавательной активности учащихся и творческих способностей через инновационные технологии». В Программе духовно-нравственного развития и воспитания отмечено, что выпускник МОУ «Краснооктябрьская СОШ» должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Учителя МОУ «Краснооктябрьская СОШ» на протяжении многих лет используют инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющих значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса. Мы стараемся работать так, чтобы каждый урок был результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства.
Уже третий год наши учителя работают по стандартам второго поколения учебно-методического комплекта «Школа России». На первое место мы ставим не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
В настоящее время существует значительное количество разнообразных образовательных технологий. Но каждая из образовательных технологий включает в себя:
- Целевую направленность.
- Научные идеи, на которые опирается.
-Системы действия учителя и ученика.
-Критерии оценки результата.
- Результаты.
-Ограничения в использовании.
Начиная обучение с первого класса, мы все чаще стремимся использовать инновационные технологии, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск. Одной из таких технологий, используемых в начальных классах, является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность, как раз и способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения, расширяет кругозор, учит находить свои собственные, не встречавшиеся ранее способы действий, дает возможность использовать инновационные технологии, осваиваются новые знания и механизмы их самостоятельного получения.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Гипотеза исследования.
- Организация исследования.
- Подготовка к защите и защита работы.
Включаем школьников в такую деятельность постепенно, начиная с 1 класса. Работа по программе УМК “Школа России” предполагает исследовательскую деятельность на всех уроках. Вначале – доступные исследования, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимые во внеурочное время и оформление результатов исследований в виде творческих работ. В каждом классе проводится занятия по внеурочной деятельности «Я – исследователь» по программе Савенкова. С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. А уже в 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Учащиеся, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
По выбранной теме дети собирают все интересные сведения. После сбора информации идёт работа над исследованиями. Затем отбираются среди собранных сведений только лишь пригодные к работе. Другими словами, сбор сведений происходит не только для исследования, но и для реализации интересов детей. В 1 классе в урочное и внеурочное время учим выбирать тему исследования, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаем детей к работе по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Наша задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Данная инновационная деятельность приучает ребят слушать других, взвешивать и оценивать аргументы собеседников; способствует формулированию своих взглядов, позиции в обстановке оживленного обмена мнениями; способствует отрешаться от своих эмоций, личных взаимоотношений с участниками обсуждения, отбрасывать эмоционально заряженные доводы и т.д.
Учим детей работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь нашей школы работает в тесном контакте с учителями школы. От него тоже зависит эффективность исследовательской работы, так как заранее подбирает нам книги по темам исследования, учит искать нужную информацию. От класса к классу растет читательский опыт детей, уровень сформированности читательских умений.
Учим оформлять исследования и их защищать, здесь используем индивидуальную работу с учащимися. Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы. Любой исследовательский проект должен быть защищен. Учащиеся выступают со своими проектами в классах на уроках и классных часах, перед родителями на родительских собраниях, проводят «Ярмарку достижений по внеурочной деятельности». В конце прошлого года в школе была проведена такая ярмарка – собрание для родителей, будущих первоклассников и для учителей Белгородского района. Были представлены исследовательские работы учащимися 1 и 2 класса.
Внеурочную деятельность «Я – исследователь» представили Калениченко Мария «Съедобно ли мясо акулы?», Рудычев Дмитрий «Почему кошки мурлыкают?», Бородавка Кирилл «Витамины на подоконнике», Терновская Дарья «Растения-лекари», Маляканов Александр «Птицы нашего края», Карытин Егор «Умеет ли яйцо плавать?», Мома Мария «Почему мы красим на Пасху яйца».
Исследовательская работа с учащимися по предмету является трудным, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Работа должна выполняться учащимися добровольно и должна быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Победа ученика – это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растёт и сам учитель. Поэтому вести такую работу среди учащихся младших классов можно и необходимо.
Вывод: Внедрение исследовательской работы в учебный процесс дало положительные результаты. Участвуя в ней, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве. Повышение мотивации, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьника познавательного отношения к миру, целостных представлений о мире, интереса и потребности к «открытию тайн» мира. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях.
Итак, используя инновационные технологии, мы получаем нового выпускника начальной школы, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую адаптивную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/15/picture-266675-1371282456.jpg)
«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»
В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Эта проблема потребовала необходимости ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-346589-1384674829.jpg)
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уме...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/22/picture-437518-1440233380.jpg)
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/07/picture-826825-1475826052.jpg)
Инновационный опыт учителя начальных классов Монгуш Б.К. на тему Проектная деятельность как фактор развития познавательной активности и творческих способностей младших школьников
Педaгoгическaя прoблемa нaд кoтoрoй я рaбoтaю с 2012 гoдa: Прoектнaя деятельнocть кaк фaктoр рaзвития пoзнaвaтельнoй aктивнocти и твoрчеcких cпocoбнocтей млaдших шкoльникoв..Мacштaб иннoвaции: м...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-139678-1352365080.jpg)
"Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ"
Основные задачи начального общего образования - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетическ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-566007-1421688828.jpg)
Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших классов"
Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/19/picture-42716.jpg)
Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по настоящему увлечь предметом исследования, показ...