Проект "Танец -душа казахского народа"
творческая работа учащихся (3 класс)

Тостамбекова Самира Ермековна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №13 им. А.С.Пушкина»

Открытая конференция юных исследователей «Почемучка»

        Тема :  «Танец – душа казахского народа»

                           

                                                Выполнила: Кундинова Самира,                 ученица 3 класса                                                                                                                                                                                                                     Руководитель:   Тостмабекова  С.Е.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               учитель начальных классов

                                                  Омск ,2018

 Тема: Танец –душа казахского народа

Нет ни одной народности, которая не имела бы танцевальную культуру. Пятый год я занимаюсь в ансамбле казахского танца «Айгерим». Первые годы обучения меня привлекали красивые движения танца, яркий национальный костюм, выступления на праздниках ,концертах, участие в танцевальных конкурсах. Но чем старше я становлюсь, тем больше мне хочется узнать о танцевальной культуре народа. Из опроса среди своих сверстников я узнала ,что современные танцы привлекают ребят больше ,чем народные. Мне бы хотелось поделиться своими открытиями и привлечь их к народным танцам.

Цель: узнать о танцевальной культуре и проявить интерес у сверстников к народным танцам.

Гипотеза: я предположила, что если  ребята заинтересуются танцевальной культурой своего народа и научатся танцевать ,таким образом мы сохраним национальные культурные ценности и уважение к прошлому своего народа.

Задачи:

1)Провести опрос среди учеников 3 классов                                                               2)Изучить историю возникновения и виды танцев казахского и русского народов,  сравнить.                                                                                             3)Рассказать одноклассникам о казахской танцевальной культуре.       4)Постановка  казахского народного танца .                                                                                                     5)Сделать выводы.

   Среди учащихся третьих классов был проведен опрос. В опросе приняли участие  51 учащихся. В результате выявили следующее:                                                                                      1. Любите ли вы танцевать ? Да-  75%     Нет- 25%                                                                           2.Какие танцы вас больше привлекают? Современные-82%  Народные-18%       3.Знакомы ли вы с танцевальной культурой своего народа?Да- 17% Нет- 83%                       4.Хотелось бы вам научиться исполнять народные танцы? Да- 35%   Нет-  65%                                                                                                                                 Вывод: танцевать ребята любят ,современные танцы привлекают их больше, чем народные,с танцевальной культурой своего народа малознакомы, но у них есть желание научиться народным танцам.                                                         Изучив национальный состав  одноклассников (русские-62%  ,казахи- 38% ), меня заинтересовала история  русских и казахсих  народных танцев, их виды, и я сравнила две танцевальные культуры..

История возникновения русского народного танца, их виды.

Зародился русский танец в 907 году, на празднике у Вещего Олега, где выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными. В 1068 году в летописи «Повесть временных лет» впервые появляется слово «скоморох». Это были плясуны, музыканты, песенники. При царе Иване Грозном стало принято держать во дворе плясунов. Придворные артисты считались дворовыми людьми наравне с кухарками и конюхами. Когда царю надоедало шоу, все артисты отправлялись в солдаты или в острог. Танцоры Ивана Грозного целыми днями выдумывали новые трюки и постановки, а остальное время репетировали. При царе Михаиле Романове была создана «Потешная палата», в которую вошли наиболее талантливые скоморохи.  А в 1629 году среди них появился первый известный в истории учитель танцев на Руси – Иван Лодыгин..                                                                                                                                        В 1648 году под влиянием церкви царь Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов.                                                                                     Однако, несмотря на притеснения и угрозы, тяжелую жизнь, не остановилось развитие талантливого русского народа. В период правления  Петра I, танец  снова начинает развиваться, появляются европейские танцы: менуэт-французский танец, полонез-  польсий  танец ,англез -английский. Все должны были знать новые танцы ,их преподавали и в учебных заведениях и в частных школах.И лишь в народе русский танец не только сохраняется, но и развивается , принимая новые разновидности. После Октябрьской революции новым проявлением танцевального творчества народа стали профессиональные ансамбли танца, а также самодеятельные коллективы.  Если раньше русские танцы исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах, то теперь они занимают большое место в репертуаре многих российских профессиональных театров. В 1937 г.был создан первый ансамбль русских народных танцев под руководством И.А.Моисеева.                                                                                Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.                                          По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму.

Жанры русского народного танца

Хоровод 1.орнаментальный 2.игровой

Пляска               1.одиночная 2.парная                 3.перепляс 4.массовая 5.групповая

Кадриль

    Хорово́д — древний народный круговой массовый танец-игра. Танцоры движутся кругом, взявшись за руки . Танец обычно сопровождается песней (песня-танец) и иногда — инструментальным сопровождением.                                                        Пляска – это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца. Пляска родилась в хороводе и вышла из нее. Пляской можно выражать различные состояния человека. Каждые движения в пляске наполнены смыслом. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук. Пляска отличается от хоровода  более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.                     Перепляс - это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе.                                                                                    

История возникновения казахского народного танца ,их виды.

       Казахский народ издавна имел самобытную танцевальную культуру. Танец, подобно др. видам национального искусства, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танцевальных образах передавал все его особенности. Подтверждением служат сохранившиеся народные танцы, среди которых — трудовые (ормек би — танец ткачей), охотничьи (коян би — охота беркута на зайца, кусбеги-дауылпаз — обучение сокола охоте), танцы-состязания (утыс би), шуточные, сатирические, юмористические (насыбайши), танцы подражания животным (ортеке — козёл-прыгун, кара жорга, тепенкок — танец скакуна, бег иноходца, аю би — медвежий танец). В музыкальном фольклоре бытовали лирические театрализованные танцы с пением, танцы-хороводы и др. Особой популярностью в народе пользовались празднества, связанные с календарём трудового года. На них исполнялись танцы-состязания — переплясы, показывающие зрителям ловкость и выносливость плясунов, танцы-игры, ночные хороводы вокруг костров. Свадебные обряды, длившиеся по несколько дней, выливались в яркое театрализованное представление, пронизанное пантомимическими действием, шуточными танцами. Существовали пляски религиозные, которые исполнялись только шаманами как средство лечения больных и служили для "изгнания злого духа". В отличие от узбеков, таджиков и других восточных народов мусульманского вероисповедания, казахи имели танцы парные, исполняемые юношей и девушкой, — коян-беркут (“Коян-буркит”).

Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров. Казахские народные танцы не имели канонизированного вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. На танцевальных состязаниях эмоциональный жизнерадостный характер сочетался с хореографическими сценками.

Обширная степь вырастила трудолюбивый казахский народ, а так же даровала им дерзновенный темперамент, подобный диким лошадям и мужественным беркутам. Казахи всю свою жизнь проводят с песнями и пляской. Им достаточно нескольких домбр и сыбызгы, чтобы плясать без устали. Танцы казахов наглядно демонстрируют своеобразие кочевников, богатство их внутреннего мира. Танцам, которые выражают насыщенный аромат их культуры, присущи быстрота, легкость, жизнерадостность, сила и твердость. Трогательные мелодии и очаровательные позы танца так захватывают людей, что, кажется, сам находишься в танце. В танцах часто применяются такие приемы, как "движение плеч", "конный шаг" и другие сильно ритмические движения, которые проявляют дерзновенную удаль танца.

У казахов свадьбы, праздники, встречи друзей, банкеты, и даже похороны родных не могут обойтись без песен и танцев. После смерти родных они поют 40 дней похоронные песни, вспоминая жизнь покойного. Одним словом, песни и танцы сопровождают всю жизнь казаха. Труд составляет главную тему танцев. Вспомним такие известные танцы как: "Доярка", "Стрижка шерсти", "Катание кошмы" и т. д. Есть быстрые, веселые танцы, есть и забавные юмористические, а так же есть танцы, выражающие их духовные идеалы. Казахи - прекрасные мастера выражения танцем своего духовного мира. Их танцы просты и в них нет никаких трудных движений. Большинство танцев имитирует трудовую жизнь или движения степных животных. И как только начинается танец, сразу чувствуется ликующий и могучий порыв. В этих танцах чувствуется густое дыхание степи. Танец "Черный иноходец" живо и забавно изображает бравый вид, мчащейся по обширной степи, дикой лошади. Беркут - почитаемая казахами птица - стал героем в казахском народном танце "Беркут". Танцор, раскинув руки, подражает свободному парению беркута в лазурных небесах над безграничными степными просторами. Есть еще танец "Медведь" и т. д.

Танцы казахов делятся на обычные и маскарадные, на танцы в одиночку, вдвоем или групповые танцы. Есть веселые, живые, юмористические танцы, имеющие сильный забавный характер. Среди них особо отличаются такие танцы, как "Хромая утка", "Медведь-ходун", "Хромой медведь", "Медведь-драчун" и др. Как только на празднике кто-нибудь начинает плясать, сразу все присутствующие присоединяются к нему, не оставляя его в одиночестве.

Школ по обучению танца не существовало. Искусство плясунов передавалось из поколения в поколение. В патриархально-феодальной обществе каждый род имел своих мастеров - профессионалов. Они были на положении придворных шутов или в числе народных забавников-комиков "ку". Канонических форм народных плясок у казахов не существовало. Импровизация — непременное условие танцевального фольклора. Наиболее характерные особенности танца — экспрессивность исполнения, резкость движений, подвижность плеч, "игра" суставов, напряжённость и собранность корпуса, гибкость, позволяющая танцовщику включать сложные акробатические приёмы. Типично также сочетание яркого эмоционального характера танца с разнообразием хореографического рисунка, что особенно проявлялось в танцах-состязаниях (утыс би, сылкыма). Наибольшей спецификой отличались пляски на коне, но это не была джигитовка. Джигитовать умел каждый казах, плясать же, стоя в седле, — только профессиональные танцовщики, у которых и конь подчинялся ритму. Был период  плясать на потеху народа считалось "презренным занятием". Древние формы народных плясок к концу 19 в.почти полностью исчезли из народного быта.                                                                                                                                      В 1939 был создан первый ансамбль народного танца под руководством А. Исмаилова. А.Исмаилов - известный казахский хореограф, художник ,танцор. Родился 2 января 1913г. В Карагандинской области. Он с детства любил краски и бумагу, поэтому для обучения из родного аула поехал учится в Омск. Известен как постановщик самобытных и оригинальных казахских народных танцев, таких как «Дабыл паз» , «Кылыш би», «Кара жорга».В 1989 году на экран вышел фильм «Синий маршрут»,где запечатлены редкие кадры, как А.Исмаилов исполняет народный танец. Он создал целую галерею костюмов для народных танцев. Эти эскизы украсили книгу «Казахские народные танцы» Д. Абирова.

Сравнение

Казахская танцевальная культура

Русская танцевальная культура

сходство

-каждая культура имеет свою многовековую историю

  - содержание танцев народ черпал из жизни , исполнялся танец на   праздниках ,свадьбах, игрищах и других событиях.

- в 30-е годы 20 века появились первые  ансамбли народных танцев

отличие

 -в казахских народных танцах участие принимает конь, герой многих танцев- беркут

-искусство танца передавалось из поколения в поколение мастерами(их называли народные –забавники «ку»

-школ по обучению танцев не существовало

-не имеет четкую классификацию жанров и видов народных танцев, импровизация- характерная черта казахских танцев

-считались традиционными танцы с медведями

 – появляются скоморохи

-1629году первый учитель танцев-на Руси –Иван Лодыгин

-при правлении Петра 1 появление европейских танцев, их преподавали в частных школах и специальных заведениях

-имеет классификацию ,русские народные танцы делятся на жанры. жанры на виды

 

Вывод.

  • Танцевальное искусство тесно связано с историей народа. Народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные  занятия, события, происходящие в жизни людей.                                                          
  • Моя работа  помогла мне изучить историю и виды танцев не только казахской танцевальной культуры ,но и русской, повысить уровень моей хореографии.                                      
  • Данная работа стала частичкой истории, которая помогла передать и сохранить нашему поколению самый древний и богатый вид искусства- народный танец.                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции и обычаи казахского народа.

                         Традиции и обычаи казахского народа.  Тема:«Утро на Джайляу»...

Урок математики в 4 классе "Закрепление" (традиции и обычаи казахского народа)

Урок способствует формированию умений делить и умножать на трехзначное число. Каждое задание связывается традициями и обычаями казахского народа. Урок способствует воспитанию патриотических чувств в Р...

Русская народная песня - душа русского народа

На протяжении многих веков народы мира творили свои песни, творили как дивную летопись своей жизни, оставляя в ней след всего, чем жили....

урок познания мира на тему "Борьба казахского народа с джунгарскими завоевателями. Народные герои."

урок познания мира с использованием новых подходов в обучении, ИКТ, приемами критического мышления, с индивидуальными и групповыми заданиями....

Познание мира. Тема: Борьба казахского народа за независимость.

Рассказывает о борьбе казахского народа за независимость. Делает акцент на воспитание любови к  Родине, к  символике, к государству. Знакомит с историей возникновения Республики Казахстан....

Внеурочное занятия на тему: «Народный костюм-отражение души русского народа».

В документе предоставлен вариант технологической карты внеурочного занятия для 1 класса по исследованию особенностей русского народного костюма, а именно женского сарафана....

"Фольклор - душа русского народа". Сценарий фольклорного праздника

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться....