Внеурочное занятия на тему: «Народный костюм-отражение души русского народа».
план-конспект занятия (1 класс) на тему
В документе предоставлен вариант технологической карты внеурочного занятия для 1 класса по исследованию особенностей русского народного костюма, а именно женского сарафана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_kostyum.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Технологическая карта внеурочного занятия
по краеведению на тему:
«Народный костюм-отражение души русского народа».
Подготовила учитель начальных классов
Костерина Елена Юрьевна
Технологическая карта учебного занятия
Общая характеристика учебного занятия
Тема | «Народный костюм-отражение души русского народа» | |||
Основное содержание темы, термины и понятия | Особенности, сравнение, анализ, признаки, символы, знаки, оберег, орнамент, подол. | |||
Предметные | УУД | |||
Планируемый результат | ||||
Знать структуру русского народного костюма. Знать основные знаки и символы, используемые при украшении костюма. Уметь определять смысл орнамента русского народного костюма. | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные: - выделение признаков (анализ), синтез, выбор критериев для сравнения; - ориентироваться в информации; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в иллюстрациях, фильмах, используя свой жизненный опыт после посещения музея; - проводить анализ учебного материала; - проводить сравнение. Логические: -выделение признаков ( анализ), синтез, выбор критериев для сравнения. | |||
Межпредметные связи | ||||
Учебный предмет, курс | Формы работы | Ресурсы | ||
Изобразительное искусство, технология, окружающий мир | Групповая, индивидуальная | компьютер, проектор, иллюстрации с изображением русского народного костюма. Презентация «Русский народный костюм», выставка книг по теме, заготовки с изображением девушки в русском сарафане, фломастеры, памятки «Символика русского костюма». |
Структура учебного занятия ( этапы)
Мотивационный этап | |
Цель | Содержание |
Организация, мотивирование учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью постановки проблемного вопроса. | -Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. Выбегает Домовёнок с сундуком. -Я мальчишка маленький, смешной И зовусь в народе- Домовой. Хорошо, уютно мне здесь жить И хочу Вас в прошлое сегодня пригласить. Ставит сундук и убегает. - Ребята, что это? (сундук) - Для чего он нужен? (для хранения чего-либо) - Что хранили в сундуках? (золото, драгоценности, вещи) - В ваших домах есть сундуки? (редко можно встретить) -А сейчас мы храним вещи в сундуках? - Проверим, что лежит в этом сундуке. ( одежда) - Для чего нужна одежда человеку? ( защищать от холода, для красоты) |
Этап учебно-познавательной деятельности | |
Цель | Содержание |
Формировать уважительное отношение к своей стране, её обычаям и традициям через изучение русского народного костюма. | - Давайте посмотрим на одежду, которая лежит в этом сундуке. - Что скажете о ней? Какая она? - Ваши родители ходят в таких платьях? - О какой одежде пойдёт сегодня речь? ( о старинной, русской) - Где мы уже видели, рассматривали такую одежду? ( в музее, сказках, мультфильмах, книгах, картинках ,у бабушки) - Какое значение уделяли одежде на Руси наши предки? 1-ый ученик 1 слайд На Руси особое значение уделяли одежде. Она была свободная, длинная и очень красивая. Основное назначение её было беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей. 2,3 слайд Русская народная одежда отличалась: по назначению -будничная, праздничная, свадебная, траурная; по возрасту. 4 слайд Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. 2-ой ученик 5 слайд Национальным костюмом русских женщин являлся сарафан Сарафан означает «одетый с головы до ног». Служил праздничной, будничной, рабочей одеждой. Сарафаны украшались по подолу и на груди, бахромой, шелковыми лентами, тесьмой, даже аппликациями. Их подпоясывали поясом. 6 слайд Рубаха– основа женского народного костюма, шилась из белого полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее человек. 3-ий ученик - Какое значению уделялось украшению костюма? Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента или оберега имел свое значение и смысл. - Ребята, что такое оберег? ( что-то, что оберегает человека) Оберег – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей. - Что символизируют знаки и обереги на русской народной одежде? 4-ый ученик 7-8 слайд В орнаментах можно увидеть изображение солнца, звезд, фигурки людей и животных, знаки земли и воды. 9 слайд - Какое значение придавалось расположению рисунка? Например: нагрудные узоры –защищали сердце и легкие, наплечные – охраняли руки, наподольные – не давали пробраться злым силам снизу. - Почему именно эти символы так часто используются в русском костюме? (Наши древние предки - славяне, были издавна земледельцами. Вот почему их мысли были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь их рода. Наш предок обожествлял СОЛНЦЕ, НЕБО, ЗЕМЛЮ, воспринимал их, как живые существа, верил в добрые начала природы. Это отразилось не только в песнях, плясках, сказках, но и нашло отражение и в своеобразии костюма.) Музыкальная пауза Входит русская красавица в сарафане. Сарафан, сарафан, Где ты, русский сарафан. На прилавке покажись, И ворвись вновь в нашу жизнь! Сарафан, сарафан, Сколько б моду не листала – Простотой покорена я. Хоровод - Какой танец у нас с вами получился? (хоровод) - Сейчас мы с вами составим свой хоровод из русских народных костюмов. У каждого из вас есть памятка, на которой изображены основные знаки, символы и обереги русского костюма и готовая фигура девушки в сарафане. Украсьте свой сарафан так, чтобы он был не только красивым, но и являлся оберегом для свой владелицы. – Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах) Практическая работа учащихся Далее проводится защита своего костюма ( 1-2 человека) с объяснением использования символов и знаков. - Какое значение имела одежда на Руси? (защита, оберег) |
Этап рефлексии | |
Цель | Содержание |
Оценка результатов деятельности | Учащиеся выбирают берёзовый листочек и наклеивают его на дерево: Зелёный – побольше таких дел, поучительно, Жёлтый – понравилось, но не всё, интересно, Красный – дело не понравилось, скучно. - Кто является оберегом нашей муромской земли? ( Пётр и Феврония) Входят Пётр и Феврония, кланяются. - Здравствуйте , люди добрые! От всей души хотим пожелать Вам, вашим родным и близким здоровья, мира и семейного благополучия. Уважаемые гости, примите эти небольшие обереги и пусть ваши дома всегда будут наполнены любовью и счастьем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная песня - душа русского народа
На протяжении многих веков народы мира творили свои песни, творили как дивную летопись своей жизни, оставляя в ней след всего, чем жили....
Учебно-методический комплект внеурочного занятия на тему «Интеллектуальная игра по русскому языку» (конспект + презентация + раздаточный материал)
Учебно-методический комплект внеурочного занятия на тему «Интеллектуальная игра по русскому языку» (конспект + презентация + раздаточный материал)...
Технологическая карта внеурочного занятия «Волшебный карандаш» "Краски природы в русском народном костюме".
Занятие представлено в виде технологической карты, с опорой на системно-деятельностный подход.На занятии применяется гендерный подход: девочки изображают сарафан для девочки, а мальчики- рубашку для м...
Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе «Синонимы в русском языке»
Технологическая картавнеурочного занятияв 3 классе...
"Фольклор - душа русского народа". Сценарий фольклорного праздника
На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться....
Конспект внеурочного занятия «Праздник в семье как отражение традиций народа»
Материал знакомит учащихся с зимними праздниками народного календаря, с традициями их празднования на Руси; даёт возможность совершенствовать навыки духовной и нравственной культуры путём...