Использование народных и авторских сказок для проведения занятий по развитию связной речи в группах продленного дня для 1 классов.
статья (1 класс)
Предварительный просмотр:
Использование народных и авторских сказок для проведения занятий по развитию связной речи в группе продленного дня 1 классов.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития .Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания ,необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка ,как сокровищница русского народа ,находит свое применение в различных областях работы с детьми .
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек , песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность ,предельно точная моральная направленность ,юмор ,образность языка-особенность сказки.
К.Д.Ушинский пишет: »Родное слово …объясняет ребенку природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей ,с обществом ,среди которого он живет, с его историей и его стремлениями ,как не мог бы познакомить ни один историк ;оно вводит его в народные верования ,в народную поэзию ,как не мог бы ввести ни один эстетик…….»
Основоположник российской этнопедагогики Г.Н. Волков ,анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, пишет, что духовный заряд ,накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго .Более того ,он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим .В этом – бессмертие человечества .В этом – вечность воспитания ,символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Сказка является наиболее действенным инструментом ,влияющим на познание ребенка .В диалоге со сказкой ,в творчестве с нею ребенок впитывает ускоренную в веках гуманистическую философию жизни ,неизменную веру в победу добра ,любви и счастья.
Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
-донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
-воспитание любви ко всем людям и природе;
-расширение кругозора и представлений о мире;
-закладывание нравственных основ и начал;
-развитие связной речи.
Использование сказки в системе занятий по развитию речи:
-Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка на занятии.
-Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
-Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения,восприятия и выразительности.
-Развитие диалогической и монологической речи.
-Эффективность игровой мотивации детской речи.
-Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
-Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы,обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.
-Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры,фольклору.
Для закрепления работы над сказкой используется инсценировка с применением минимальных атрибутов.
Структура занятия:
1.Организационный момент-отгадывание загадок об изучаемой сказке.
2.Знакомство со сказкой –чтение сказки, просмотр мультфильма.
3.Игра по практическому употреблению в речи существительных в единственном и множественном числе.
4.Игра на образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
5.Игра на употребление в речи согласования числительных с существительными.
6.Игра на подбор антонимов и синонимов.
7.Развитие общей моторики .Упражнения на развитие мимики, пантомимики ,подвижные игры.
8.Игра на подбор слов- родственников.
9.Развитие связной речи-пересказ по вопросам ,подсказка слова и фразы, пересказ по частям ,пересказ по сюжетным картинкам ,игра-драматизация ,инсценировка сказки.
10.Развитие мышления -отгадывание загадок.
11.Знакомство с пословицами.
12.Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по использованию мнемотаблиц на логопедических занятиях по развитию связной речи.
Данный методический материал используется мною на логопедических занятиях по развитию связной письменной и устной речи младших школьников. Здесь представлены некоторые советы и рекомендации учетелям-л...
Занятие по развитию связной речи с использованием фланелеграфа
Важным аспектом в формировании связной речи как дошкольника, так и младшего школьника является овладение им монологической речью. У детей же с ОНР этот процесс затруднен в связи с ограниче...
План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.
В процессе нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка, необходимо учащихся научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...
Групповое логопедическое занятие по развитию связной речи c группой НЧП, обусловленное НВОНР на тему «Обучение составлению рассказа- описания с опорой на картинку»
Цель: учить детей составлять рассказ-описание с опорой на картинку. Задачи:Коррекционно-образовательные:- способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: весна...
Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи по теме «День 8 Марта» с использованием конструктора «Тико»
Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Расширение представлений о празднике «8 марта»...
Логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе на тему "Осень"
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР на тему "Осень"...